Привлекательный HR-бренд как инструмент профориентации молодых специалистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Умалатова, З. И. Привлекательный HR-бренд как инструмент профориентации молодых специалистов / З. И. Умалатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98949/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается определить проблемы занятости женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также меры их поддержки в данном вопросе со стороны государства и работодателей.

Ключевые слова: студенты, HR бренд, преимущество, конкуренция.

В современном менеджменте всё большую актуальность приобретает такое понятие как HR бренд компании. Это так называемый метод позиционирования компании на внешнем и внутреннем рынке труда и способ получения конкурентного преимущества в сравнении с другими работодателями. Мощный HR бренд способствует экономии затрат на персонале до 20 %. Данный показатель достигается за счет роста нематериальной ценности компании и значимости социальных программ, снижению оттока персонала и, соответственно, уменьшения затрат на подбор, продуманного внедрения кадровой стратегии и вовлечения работников в новые проекты, улучшения внутреннего командного взаимодействия и коммуникации.

HR бренд можно рассмотреть в виде двух составляющих. Первая — это маркетинговая, имидж и положение компании на рынке товаров и услуг. Вторая — создание привлекательной репутации компании на рынке труда для заинтересованных сторон (для фактически работающего персонала, уволенных работников, партнёров, поставщиков, клиентов, учредителей) в виде комплекса всевозможных преимуществ (экономических, социальных, материальных, психологических и др.), приобретаемых работником, в случае, если он станет частью команды. Можно сделать вывод, что внутреннее строение HR бренда состоит из: инструментов стратегического развития компании; уникального предложения на рынке труда; методики вовлечения персонала в развитие и рост компании; свойства корпоративной культуры; «упаковки» бренда и его продвижения.

Под HR брендом можно принимать стабильную совокупность воспринимаемых людьми характеристик компании, отличающих её от других работодателей {2}. В связи с этим, у HR бренда есть две аудитории: внешняя и внутренняя и, соответственно, HR бренд разделяется на внутренний и внешний (Табл.1).

Таблица 1

Характеристики внутреннего и внешнего HR бренда

Внешний

Внутренний

Устойчивость компании

Миссия и цели

Особенности товаров и услуг

Культура и ценности

Конкурентноспособная заработная плата

Удовлетворение от работы

Руководство

Обучение и развитие

PR активность

Профессиональный рост

Вклад компании в развитие общества

Баланс рабочей и личной жизни

Условия труда

Вознаграждение, компенсации

Коллектив и руководство

В настоящее время накоплено много исследований по изучению HR бренда. Повышенное внимание к данной теме вызвано тем, что оно объективно признано средством корпоративного управления, позволяющее компании быть устойчивыми на рынке труда. Обусловлена эта тенденция такими причинами:

  1. Сильный HR бренд бесспорное условие длительного неоспоримого конкурентного преимущества компании за счет эффективного внутреннего управления и создания процессов роста и развития в нестабильной внешней и внутренней среде.
  2. Способ управления человеческими ресурсами компании, начиная с этапа подбора персонала, позволяющий формировать корпоративную культуру в соответствии со стратегическими целями.

Термин «имидж компании» более ограниченное понятие, поскольку представляет собой эмоциональный образ, который создается у аудитории за счет ознакомления с транслируемой информацией о компании-работодателе. «Имидж» является составной частью общего понятия «HR бренд».

Грэм Даулинг так предcтавил процесс создания супербренда компании [1].

/ Создание супербренда

Рис. 1/ Создание супербренда

Данная технология идентична и в отношении построения HR бренда. HR бренд неразрывно связан с корпоративной репутацией и имиджем компании в целом, так как сотрудники являются основным звеном на пути его формирования.

Эта тесная взаимосвязь способствует следующим практическим ценностям для компании:

  1. Наделяет товары и услуги компании дополнительной психологической ценностью в глазах клиентов, потребителей и других стейкхолдеров;
  2. Оказывает клиентам помощь в выборе идентичных товаров и услуг на рынке;
  3. Увеличивает доверие к рекламе и, соответственно, делает ее более эффективной;
  4. Наделяет правом на повторные попытки в условиях кризисных ситуаций;
  5. Способствует росту акций компании на фондовом рынке.

Люди на основании изучения HR бренда компании оценивают достоинства компании и проводят аналогии со своими ценностями и ожиданиями. Таким образом, HR бренд приобретает всё больше значение в фокусе профориентации и профессиональной идентификации.

Особое значение HR бренд приобретает в настоящее время в самоопределении студентов. Далее в статье мы рассмотрим факторы выбора места работы данной социальной группой, информационному обеспечению со стороны работодателей, ценностям, которые важны для молодежи и на основании которых происходит выбор профессии.

В ближайшей перспективе до 2035 года 30 % трудоспособного населения России будет относиться к поколению Z и 17 % к поколению «альфа», а доля предшествующих поколений упадет до 40 % {6}. В связи с этим, предприятиям уже сейчас необходимо понимать свои насущные перспективы и менять кадровую политику в отношении привлечения потенциальных молодых работников.

Поколение Z очень отличается от поколения Y, а именно отношением к работе:

  1. Приоритет на развитие и интересные задачи.
  2. Индивидуалистичность.
  3. Нет стремления конкурировать с коллегами.
  4. Нет нацеленности на карьерное развитие.
  5. Склонность к предпринимательству.
  6. Использование в работе новейших компьютерных и технологических инноваций.

По данной тематике были проведены исследования мнений студентов 1 и 4 курса Омского региона и установлено, что существенная доля выпускников за 6 мес. до окончания учебного заведения не определилось в выборе места работы. Эти данные не отличаются среди вузов региона. Большинство опрошенных свидетельствуют об отсутствии необходимой информации о материальном обеспечении и оснащении рабочих мест на предприятиях. Данные сведения передаются по «сарафанному радио», от знакомого к знакомому, что, в свою очередь, негативно сказывается на HR бренде предприятий региона, ведь общественное мнение не всегда достоверно.

Зафиксировано в результате вышеуказанных опросов, что для молодежи важно наличие информации о возможностях карьерного роста и продвижения в компании. Данная информация зачастую отсутствует на корпоративных сайтах. Не менее значимой для данной социальной группы являются сведения об условиях труда, специфики профессии, планах развития компании. Если о перспективах деятельности компании можно узнать на официальных сайтах, то про деятельность профессии такой информации нет. Поэтому об этом необходимо рассказывать на других носителях HR бренда.

Ценностное предложение в рамках HR бренда, как его ключевой элемент, должно содержать ценности потенциальных работников {3}. В ходе исследовательской работы было выявлено, что наибольшее количество голосов среди студентов ВУЗов получил такой фактор привлекательного ценностного предложения как «материальная обеспеченность», затем «Интересная работа» и только потом «Перспективы карьерного развития», «Востребованность на рынке».

В момент профессиональной самоидентификации молодые специалисты зачастую участвуют в различных мероприятиях, на которых и должны разъясняться преимущества HR-бренда того или иного предприятия. Основным для этого источником выступает интернет. Поэтому составляющие HR-бренда должны быть представлены и на сайтах, и в социальных сетях. Возможности современных технологий могут позволить увеличить на 20–25 % привлекательность HR-бренда компании. В-основном интернет-сайты компаний используются для подбора персонала и крайне редко для продвижения HR-бренда. Существенное значение для продвижения HR-бренда имеют конференции, встречи, мастер-классы, но уклон для достижения поставленной задачи в данном случае необходимо делать к трансляции ценностей и информированию молодежи.

При принятии решения о выборе профессии и возможного места работы молодые специалисты опираются на устоявшиеся практики и цели развития компаний. Видение профессии и работодателя воспринимается в общем и по отдельности. Транслятором этого является HR-бренд, возможности которого для профориентации и самоопределения недостаточно изучены. Исследование Омского государственного университета доказало прямую взаимосвязь наполненности HR-бренда и показателей самоидентификации будущих выпускников.

В связи с этим всё большую популярность получается рынок Graduate Recruitment. Это методика подбора персонала из числа молодых специалистов и студентов для работы в компаниях. Для эффективного взаимодействия участников этого процесса необходим компании сильный HR бренд. Однако, до сих пор отсутствует детальное изучение способов успешного взаимодействия работодателя с целевой аудиторией, как и нет описанной модели сотрудничества этих сторон.

Итак, какие же методы можно использовать для формирования привлекательного HR бренда для студентов и молодых специалистов?

  1. Анализировать целевую аудиторию {8}. Проводить опросы студентов, использовать открытую аналитику.
  2. Расширить список конкурентов. Изучить их преимущества и недостатки.
  3. Транслировать ценности компании.
  4. Предлагать возможности профессионального развития.
  5. Работать над внутренним брендом.

Необходимо понимать, что формирование полноценного и всеобъемлющего образа компании-работодателя будет осуществлено только при работе с её восприятием как настоящих, так и будущих сотрудников. На смену поколениям Х и Y приходят Z и «Альфа».

Внутренний и внешний HR бренд в обязательном порядке должны стать реализацией единой концепции компании, так как они не только дополняют друг друга, но и оказывают взаимное влияние.

Только сильный HR бренд способен обеспечить компании конкурентное преимущество и позволит привлекать в компанию молодых специалистов, твердо уверенных в выбранной профессии и готовых осознанно приносить пользу компании.

Литература:

  1. Даулинг Грэм. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности: Пер. с англ. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. — XXVI, 368 с.
  2. Масалова, Ю. А. Маркетинг персонала: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Масалова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 321 с.
  3. Половинко Владимир Семенович Роль и структура HR-бренда в процессе профессионального самоопределения и управления человеческими ресурсами // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-struktura-hr-brenda-v-protsesse-professionalnogo-samoopredeleniya-i-upravleniya-chelovecheskimi-resursami.
  4. Иванова Наталья Львовна, Мошинская Дарья Игоревна Особенности восприятия HR-бренда сотрудниками с разными характеристиками социальной идентичности // Организационная психология. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospriyatiya-hr-brenda-sotrudnikami-s-raznymi-harakteristikami-sotsialnoy-identichnosti.
  5. Молодина Елена Георгиевна Политика продвижения бренда работодателя на рынке выпускников в социальной сети «ВКонтакте» // Практический маркетинг. 2015. № 7 (221). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-prodvizheniya-brenda-rabotodatelya-na-rynke-vypusknikov-v-sotsialnoy-seti-vkontakte.
  6. Грошева Екатерина Константиновна, Чуприна Артём Дмитриевич Отличительные черты и особенности поколения Z // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otlichitelnye-cherty-i-osobennosti-pokoleniya-z.
  7. Зиновьева Н. А., Абрамов В. Е. Личный бренд в социальных сетях // The Scientific Heritage. 2021. № 76–3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnyy-brend-v-sotsialnyh-setyah.
  8. https://icareer.ru/blog/young_hr_brand.
Основные термины (генерируются автоматически): бренд, рынок труда, бренд компании, выбор места работы, выбор профессии, карьерное развитие, конкурентное преимущество, корпоративная культура, социальная группа, целевая аудитория.


Ключевые слова

студенты, конкуренция, преимущество, HR бренд

Похожие статьи

Важность формирования бренда работодателя для ИТ-компаний

Ключевые слова: бренд работодателя, ИТ-компании, ценностное предложение, целевая аудитория.

HR-бренд работодателя — это образ компании в глазах целевой группы: партнеров.

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление

Статья посвящена вопросу сегментации рынка труда с позиции работодателя.

Алгоритм формирования грамотной системы HR-брендинга

Выбор ресурсов, освещающих ценностное предложение, должен быть определен согласно типу

Проводя работу по выстраиванию системы брендинга, следует учитывать, что HR-бренд — это

HR-бренд как совокупность преимуществ для работников и организации.

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

Имидж для организации очень важен. Это лицо компании, престиж и значимость в своей структуре.

Важно создать для организации свою Корпоративную идентичность.

[2. стр. 202]. Соответственно при высокой влиятельности компании и узнаваемости бренда, организация

Образ организации должен быть правдоподобным и достоверным, ярким и конкурентным.

HR-брендинг как эффективный инструмент в системе подбора...

В настоящее время существует несколько определений HR- бренда: - это образ компании как хорошего места работы в глазах всех заинтересованных лиц

сильные стороны компании, корпоративные ценности, позволяют определить ее особое положение на рынке труда.

Речь идет о комплексной программе внутри компании, которая направлена на развитие и...

Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении...

Обоснована значимость и актуальность формирования HR-бренда компании.

В переводе с английского языка «еmployer brand» трактуется как бренд работодателя.

Проведение аудита и исследования восприятия HR-бренда компании целевыми аудиториями.

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая...

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

Бренды различаются по объему власти и ценность, которые они имеют на рынке.

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом.

Донести идею HR-бренда до внешней аудитории (кандидатов на работу)

Прежде всего стоит понять, где будет искать целевая аудитория этой вакансии — в интернете или...

HR-бренд работодателя: определение понятия | Статья в журнале...

 Ключевые слова: образ компании, имидж, бренд, HR-брендинг, рынок труда, человеческий капитал, бренд

Как любое сложное явление, бренд не может иметь одно универсальное определение.

Образ компании, отражающий корпоративную культуру организации (Г. Мартин).

— Изучение отражения или аудит HR-бренда компании целевыми группами

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных...

6.PR-действия с целью доведения информации до целевой группы и общественности.

На данном этапе выявляется целевая аудитория и методы работы с ней.

Ключевые слова: ребрендинг, бренд, компания, аудит бренда, предпосылки ребрендинга, рынок, целевая аудитория.

При этом процесс формирования и развития бренда достаточно длительный.

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности...

Бренд – это идентифицируемый товар, услуга, человек или место, усиленные таким образом, что покупатель или

Причина 2. Приобретение брендов «корпоративными налетчиками».

Ø степень вовлеченности бренда в целевой аудитории и ее отдельных сегментов (Brand Loyalty).

Индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества.

Похожие статьи

Важность формирования бренда работодателя для ИТ-компаний

Ключевые слова: бренд работодателя, ИТ-компании, ценностное предложение, целевая аудитория.

HR-бренд работодателя — это образ компании в глазах целевой группы: партнеров.

Ключевые слова: HR-бренд, бренд работодателя, корпоративный бренд, управление

Статья посвящена вопросу сегментации рынка труда с позиции работодателя.

Алгоритм формирования грамотной системы HR-брендинга

Выбор ресурсов, освещающих ценностное предложение, должен быть определен согласно типу

Проводя работу по выстраиванию системы брендинга, следует учитывать, что HR-бренд — это

HR-бренд как совокупность преимуществ для работников и организации.

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

Имидж для организации очень важен. Это лицо компании, престиж и значимость в своей структуре.

Важно создать для организации свою Корпоративную идентичность.

[2. стр. 202]. Соответственно при высокой влиятельности компании и узнаваемости бренда, организация

Образ организации должен быть правдоподобным и достоверным, ярким и конкурентным.

HR-брендинг как эффективный инструмент в системе подбора...

В настоящее время существует несколько определений HR- бренда: - это образ компании как хорошего места работы в глазах всех заинтересованных лиц

сильные стороны компании, корпоративные ценности, позволяют определить ее особое положение на рынке труда.

Речь идет о комплексной программе внутри компании, которая направлена на развитие и...

Актуальность применения системы HR-брендинга в управлении...

Обоснована значимость и актуальность формирования HR-бренда компании.

В переводе с английского языка «еmployer brand» трактуется как бренд работодателя.

Проведение аудита и исследования восприятия HR-бренда компании целевыми аудиториями.

компания, рынок труда, бренд работодателя, внешний HR-бренд, сотрудник, последнее время, целевая...

HR-брендинг как фактор, формирующий имидж организации

Бренды различаются по объему власти и ценность, которые они имеют на рынке.

HR-бренд — это имидж компании в сознании сотрудников, потенциальных работников и на рынке труда в целом.

Донести идею HR-бренда до внешней аудитории (кандидатов на работу)

Прежде всего стоит понять, где будет искать целевая аудитория этой вакансии — в интернете или...

HR-бренд работодателя: определение понятия | Статья в журнале...

 Ключевые слова: образ компании, имидж, бренд, HR-брендинг, рынок труда, человеческий капитал, бренд

Как любое сложное явление, бренд не может иметь одно универсальное определение.

Образ компании, отражающий корпоративную культуру организации (Г. Мартин).

— Изучение отражения или аудит HR-бренда компании целевыми группами

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных...

6.PR-действия с целью доведения информации до целевой группы и общественности.

На данном этапе выявляется целевая аудитория и методы работы с ней.

Ключевые слова: ребрендинг, бренд, компания, аудит бренда, предпосылки ребрендинга, рынок, целевая аудитория.

При этом процесс формирования и развития бренда достаточно длительный.

Брендинг как элемент повышения конкурентоспособности...

Бренд – это идентифицируемый товар, услуга, человек или место, усиленные таким образом, что покупатель или

Причина 2. Приобретение брендов «корпоративными налетчиками».

Ø степень вовлеченности бренда в целевой аудитории и ее отдельных сегментов (Brand Loyalty).

Индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества.

Задать вопрос