Исследования взаимосвязи рефлексии и поведения в конфликте между супругами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Дмитриева, Н. В. Исследования взаимосвязи рефлексии и поведения в конфликте между супругами / Н. В. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98937/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность исследования. На сегодняшний день во всем мире существует повышенный интерес в изучении семьи и брака. Поскольку, к сожалению, треть всех браков нежизнеспособна и заканчивается разводом, то ключевую государственную значимость приобрел вопрос укрепления брака, а также развития у супругов сотрудничества и ответственности. Семья — это первичное связующее звено между природой и обществом, духовной и материальной сторонами жизни людей. Очевидным является то, что в любой семье конфликты неизбежны. Кроме этого, многие психологи сходятся во мнении, что конфликты заключают в себе конструктивную функцию, являются методом решения проблем в семье, а также налаживания взаимодействия. В том числе они несут функцию развития семьи и перехода ее в иное новое состояние. В конфликте также существует риск разрушения отношений, а также опасность непреодоления кризиса. Однако существует и благоприятный аспект возможности выхода на новую ступень отношений и приобретения новых возможностей. Конфликт несет в себе сильное конструктивное начало, это говорит нам о том, что конфликт может быть позитивным.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Вопрос стабилизации отношений представляет частично неразрешимым, так как, как правило, один из супружеской пары может быть не заинтересован в том, чтобы его взаимоотношения с партнером наладились. Эту проблематику разрабатывают исследователи в рамках социальных, философских, психологических и педагогических наук.

Зарубежные исследователи, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Левин, А. Адлер, С. Сигеле, Дж. Морено и другие, в исследовании конфликтов придерживались социометрии, психоанализа, динамической парадигмы, экзистенциальной психологии.

Отечественные исследователи доказали, что в наше время происходит явление понимания и переосмысления конфликта (Ершов А. А., Бойко В. В., Анцупов А. Я., Журавлев А. Л. и другие). В это же время большое количество работ было посвящено и конфликтам в отношениях (Гусева А. С., Гришина В. В., Моисеев Д. Л. и другие).

Исследование факторов и условий разрешения конфликтов конструктивным путем исследовано в работах Шипиловой А. И. и Анцуповой А. Я. Определением причин, способствующих возникновению конфликтов и путей их решений занимались такие исследователи, как Ключникова С. Ю., Сысенко В. А., Ощепкова А. П., Росс А., Шейнова В. П., Этштейн М. З. и другие. Направления исследования условий и факторов конструктивных конфликтов (Обозова А. Н., Левкович В. П., Зуськова О. Э., Ковалев С. В., Трапезникова Т. М., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. и другие).

Основы семейной психологии (Андреева Т. В., Алешина Ю. Е., Гришина Н. В., Дружинин В. Н. и другие). Вопрос стабилизации семейных взаимоотношений в последние годы из-за роста числа семейных конфликтов и разводов является актуальным в исследованиях Зацепиной В. И., Харчевой А. Г., Соловьевой Н. Я., Голод С. И.).

В современном мире исследование психологических предпосылок решения конфликтов в семье представляется актуальным.

Цель исследования заключается в выявлении характера взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке.

Достижение поставленной цели осуществлялось решением следующих задач:

1) выявить уровень рефлексии у исследуемых супругов в браке;

2) оценить способность к конструктивному разрешению конфликтов между супругами;

3) измерить уровень эмоционального интеллекта супругов в браке;

4) выявить характер взаимосвязи склонности к рефлексии и конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке;

Предметом исследования является склонность к рефлексии как фактор конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке. Объектом изучения являются супружеские пары.

Гипотеза исследования состоит в том, что существует связь между склонностью к рефлексии и конструктивным разрешением конфликта между супругами в браке.

Особенности поведения супругов в конфликте мы описывали на основе анализа поведения 70 супружеских пар с помощью пяти стратегий поведения К. Томаса: компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление и соперничество. Далее была составлена матрица вероятных вариантов сочетаний стратегий поведения между супругами. Получилось 25 различных вероятных вариантов взаимодействия. Также проведен анализ склонности к рефлексии каждого участника из 70 супружеских пар (140 человек — 70 мужчин и 70 женщин).

Частные гипотезы:

  1. Супружеские пары, которые применяют в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения как «компромисс-компромисс», «сотрудничество-сотрудничество», «сотрудничество-компромисс» обладают высокой склонностью к рефлексии.
  2. Существует связь уровня эмоционального интеллекта и уровня рефлексии — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше уровень рефлексии.
  3. Есть взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и стратегиями поведения в конфликте — чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем более конструктивные стратегии выбирают супруги в разрешении конфликтов в браке.
  4. Супружеские пары, применяющие в разрешении конфликта сочетание таких стратегий поведения, как «соперничество-соперничество», «приспособление-приспособление», «избегание-избегание», «приспособление-избегание», «приспособление-соперничество», «избегание-соперничество» обладают низким уровнем склонности к рефлексии.

Для установления связи конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке и склонности к рефлексии, в работе проведен анализ эмпирических данных, которые получены с помощью нескольких методик.

Методы исследования:

  1. Опросные методы;
  2. Анализ полученных данных с использованием методов математической статистики (корреляционный анализ).

Методики исследования:

  1. Опросник рефлексивности Карпова А. В.
  2. Теста-опросник Томаса-Килманна на поведение в конфликтной ситуации;
  3. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М.;
  4. Тест-опросник на уровень эмоционального интеллекта Люсина;
  5. Опросник М. Гранта «Оценка уровня выраженности и направленности рефлексии субъекта».

Практическая значимость исследования — исследование дает общую картину конструктивного разрешения конфликтов между супругами в браке с помощью рефлексии. Результаты, полученные в процессе эмпирического исследования, можно применять в консультировании и терапии семейных пар специалистами соответствующего профиля, могут стать базой для построения возможных причинно-следственных связей их поведения — желаний, потребностей и т. д.

ВЫВОДЫ

На основе анализа полученных данных вследствие исследования стратегий поведения в конфликте, уровня рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта супругов, состоящий в браке можно сделать следующие выводы.

В целом выборка характеризуется средним уровнем развития эмоционального интеллекта, средним уровнем рефлексии. Большая часть выборки выбирает неконструктивные стратегии поведения в конфликте (58,6 %).

В группе выбора конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели рефлексии и уровня развития эмоционального интеллекта выше среднего. В группе выбора неконструктивных стратегий поведения в конфликте уровень рефлексии и уровень развития эмоционального интеллекте ниже среднего.

Самосознание, саморегуляций, самомотивация в обеих группах находятся на среднем уровне. То есть респонденты характеризуются способностью осознавать причины той или иной эмоции в конкретной ситуации, управлять поведением за счет эмоций, с успехом подчиняют себе свои эмоции.

При сравнительном анализе, выполненном при помощи критерия Спирмена, было обнаружено, что у группы с выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте показатели уровня рефлексии и развития эмоционального интеллекта выше, чем у респондентов с выбором неконструктивных стратегий поведения в конфликте.

При корреляционном анализе были выявлены значимые взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта, уровнем рефлексии и выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте.

Таким образом, в исследовании были выполнены все поставленные нами задачи. Были подтверждены все выдвигаемые гипотезы.

Литература:

  1. Аллахвердова О. В., Карпенко А. Д. Медиация — конструктивное разрешение конфликтов. Санкт-Петербург, 2008
  2. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. -2009. — № 1. — с. 71–75.
  3. Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. — М.: Паолине, 2001. — 360 с.
  4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. — Электрон. дан. — Москва: Аспект Пресс, 2014. — 363 с.
  5. Андреева Т. В. Психология семьи. — Спб.: Питер, 2013. — 336с.
  6. Андреева Т. В.Семейная психология. — СПб.: Речь, 2015. — 244 с.
  7. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
  8. Арбитайло, А. О природе супружеских конфликтов / А. Арбитайло //Психологический журнал. — 2004. — No 6. — С.45–49.
  9. Артамонова Е. И., Екжанова Е. В., Зырянова Е. В. и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е. Г. Силяева. — М.: Academia, 2009. — 192 с.
  10. Бесемер Христоф. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004
  11. Бойко М. С. и др. Базовый курс медиации:рефлексивные заметки. Минск, 2011
  12. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта.- М., 2005., 208 с.
  13. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьей: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте /Перев.с англ. А. З. Шапиро. — М.: Класс, 2005. — 176 с.
  14. Волкова А. Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений // А. Н. Волкова, Т. М. Трапезникова — Вопросы психологии. 2011. — No 5.- С.110–116.
  15. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: Петрополис, 2008.- 199 с.
  16. Горшкова В. В., Тонконогая Е. П., Мельникова А. А. Семья в проблемном поле современного социума: монография /; СПб Гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2019. — 302 с.
  17. Горянина В. А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ -2-е изд., стереотип.. -М.: Академия, 2004.-416 с
  18. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с анг. А. П. Исаевой. — М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478 с.
  19. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. д-ра психол. наук / Н. В. Гришина. — СПб: СПбГУ, 1995. — 125 с.
  20. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002.
  21. Грюнвальд Б. Б., Макаби Г. В. Консультирование семьи / Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2004. — 416 с.
  22. Дармодехин, С. В. Проблемы семьи и семейной по 60
  23. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009.
  24. Иванова Е. Н. Иду на конфликт. СПб.: ДНК, 2003.
  25. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  26. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
  27. Карпов А. В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А. В. Карпов, А. С. Петровская. — Ярославль: ЯрГУ, 2008. -344 с.
  28. Кондратьева С. В. Практическая психология. — М: Харвест, 1997. — 260 с.
  29. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. — М.: Феникс, 2005. –445 с.
  30. Левин К. Супружеские конфликты // Психология конфликта: Хрестоматия Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. — СПб.: Питер, 2011. — С.118- 132.
  31. Лепский, В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития / В. Е. Лепский. — М.: Когито-Центр, 2010. — 255 с.
  32. Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр. — М.: Совр. радио, 1973. — 159 с.
  33. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.
  34. Липпиус А. Игры для взрослых: психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна / А. Липпиус. М., 2001.
  35. Мета Г., Похмелкина Г. Медиация — искусство разрешать конфликты. Москва, 2004
  36. Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002Иванова Е. Н. Материалы к мини-тренингам в курсе подготовки посредников. СПб.: ДНК, 1999.
  37. Мягер, В. К. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. — Л.: Лениздат, 1976. — 265 с.
  38. Обозов Н. Н. Психологическая культура отношений: метод.пособие. — Спб.: Школа практической психологии, 1995. — 33 с
  39. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
  40. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. Гл. 5: Гендерные роли.
  41. Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие для вузов / Б. Д. Парыгин. — СПб.: СПбГУП, 2003.
  42. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. — М.: Смысл, 2007. — 688 с.
  43. Писчиков В. А. Семейные отношения. М:Юрайт, 2008.
  44. Поленова Т. П. Управление скандалом: популярная конфликтология в семье и на работе. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  45. Психология конфликта. Компендиум кейсов: учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. — СПб.: СПбГУП, 2016. — 116 с.
  46. Робертс Р. Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Психология. — 2004. № 4. Т. 1. — с. 3–26.
  47. Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. М, Апрель-Пресс, 2008.
  48. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. СПб., 2000.
  49. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: Дис. … канд. психол. наук. — М., 2008. — 154 с.
  50. Смирнова Н. В. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком: Дис....канд. психол. наук. — М., 2005. — 202 с.
  51. Социальная психология в современном мире. / Под ред. Андреевой Г. М., Донцова А. И. — М., 2002.
  52. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 198 с.
  53. Терехин В. А. Психологические аспекты качества семейно- брачных отношений // В. А. Терехин, Е. В. Криченко — РЭГ. — 2010. — No12 (42).- С.23–29.
  54. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов. Теория и технология. СПб.: Речь, 2004.
  55. Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. М., 2004.
  56. Черняк Е. М. Социология семьи: учеб. пособие / Е. М. Черняк. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
  57. Шварц Г.Управление конфликтными ситуациами. Диагностика, анализ и разрешение конфликтов. СПб.: Изд. Вернера Регена, 2007
  58. Шейнов В. П. Управление конфликтами: теория и практика. — Минск: Харвест, 2010.
  59. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М.Семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2012. — 246 с.
  60. Яковлев А. М. Социальная структура общества: учебник / А. М. Яковлев; Мос. новый юрид. ин-т. М., 2003.
  61. Я и моя семья: психологическая совместимость. Коррекция семейных отношений. Дети и родители (психологический практикум) / авт.-сост. Э. Флерковский. Ростов н/Д., 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, уровень рефлексии, конструктивное разрешение конфликтов, конфликт, стратегия поведения, брак, уровень развития, конструктивная стратегия поведения, неконструктивная стратегия поведения, рефлексия.


Похожие статьи

Удовлетворенность браком у супругов с разными стратегиями...

Соответственно, часть гипотезы, заключавшаяся в предположении о том, что при стратегии поведения «конфронтация» супруги не удовлетворены браком и при стратегии поведения «компромисс» супруги имеют высокую удовлетворённость браком, не подтвердилась.

Социально-психологические факторы формирования...

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к

Модель американского психолога К. Томаса показывает, что выбор поведения в конфликте зависит как

Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации, и даже соперничество

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

конфликтная ситуация, конструктивное поведение, личностный...

Применительно к готовности конструктивного поведения подростков в конфликтной

Известный психолог С.Л. Рубинштейн писал о рефлексии: «С появлением рефлексии

Знания о способах поведения в конфликтных ситуациях, о стратегиях конструктивного решения противоречий

Похожие статьи. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте...

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

Реализуется стратегия баланса между сохранением и развитием отношений.

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта.

Ключевые слова: конфликт, стили конфликтного поведения, функциональный конфликт. Одной из ведущих стратегий поведения в конфликте является стиль конкуренции.

конфликтная ситуация, конструктивное поведение, личностный...

менеджер, ситуация, стратегия поведения, уровень развития, группа менеджеров, компетентность, конфликт, показатель, эмоциональная устойчивость, конфликтная ситуация.

Стили конфликтного поведения и способы урегулирования...

Ключевые слова: конфликт, стили конфликтного поведения, функциональный конфликт, дисфункциональный конфликт

Одной из ведущих стратегий поведения в конфликте является стиль конкуренции.

Этот стиль оправдан и очень часто приводит к разрешению или угасанию конфликта.

1) предотвращение причин конфликта на различных уровнях

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

6. рефлексия собственного конфликтно-компетентного поведения и поведения партнеров по взаимодействию

Существуют различные уровни понимания термина «конфликт»: житейский — конфликт

14. Исходя из этого, основными целями стратегии разрешения конфликтов

Дело в том, что конструктивное участие в любом конфликте (а интернет-конфликте...

Роль руководителя в конфликте | Статья в журнале...

Уход от конфликта самый глупый, но популярный тип поведения при конфликте.

Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.

Ключевые слова: несогласие, конструктивный конфликт, разрушительный конфликт.

конфликтная ситуация, ситуация педагогов, конфликт, стратегия поведения, диагностик стратегий...

Особенности межличностного общения у людей с разным...

У мужчин же уровень рефлексии ниже, так как они менее эмоциональны.

– диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко позволяют выделить следующие особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Похожие статьи

Удовлетворенность браком у супругов с разными стратегиями...

Соответственно, часть гипотезы, заключавшаяся в предположении о том, что при стратегии поведения «конфронтация» супруги не удовлетворены браком и при стратегии поведения «компромисс» супруги имеют высокую удовлетворённость браком, не подтвердилась.

Социально-психологические факторы формирования...

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к

Модель американского психолога К. Томаса показывает, что выбор поведения в конфликте зависит как

Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации, и даже соперничество

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

конфликтная ситуация, конструктивное поведение, личностный...

Применительно к готовности конструктивного поведения подростков в конфликтной

Известный психолог С.Л. Рубинштейн писал о рефлексии: «С появлением рефлексии

Знания о способах поведения в конфликтных ситуациях, о стратегиях конструктивного решения противоречий

Похожие статьи. Сравнительный анализ стратегий поведения в конфликте...

Модели стратегий поведения в межличностном конфликте

Реализуется стратегия баланса между сохранением и развитием отношений.

конфликт, конфликтная ситуация, межличностный конфликт, разрешение конфликта.

Ключевые слова: конфликт, стили конфликтного поведения, функциональный конфликт. Одной из ведущих стратегий поведения в конфликте является стиль конкуренции.

конфликтная ситуация, конструктивное поведение, личностный...

менеджер, ситуация, стратегия поведения, уровень развития, группа менеджеров, компетентность, конфликт, показатель, эмоциональная устойчивость, конфликтная ситуация.

Стили конфликтного поведения и способы урегулирования...

Ключевые слова: конфликт, стили конфликтного поведения, функциональный конфликт, дисфункциональный конфликт

Одной из ведущих стратегий поведения в конфликте является стиль конкуренции.

Этот стиль оправдан и очень часто приводит к разрешению или угасанию конфликта.

1) предотвращение причин конфликта на различных уровнях

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

6. рефлексия собственного конфликтно-компетентного поведения и поведения партнеров по взаимодействию

Существуют различные уровни понимания термина «конфликт»: житейский — конфликт

14. Исходя из этого, основными целями стратегии разрешения конфликтов

Дело в том, что конструктивное участие в любом конфликте (а интернет-конфликте...

Роль руководителя в конфликте | Статья в журнале...

Уход от конфликта самый глупый, но популярный тип поведения при конфликте.

Ключевые слова: конфликт, признаки конфликта, виды и способы разрешения конфликта.

Ключевые слова: несогласие, конструктивный конфликт, разрушительный конфликт.

конфликтная ситуация, ситуация педагогов, конфликт, стратегия поведения, диагностик стратегий...

Особенности межличностного общения у людей с разным...

У мужчин же уровень рефлексии ниже, так как они менее эмоциональны.

– диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко позволяют выделить следующие особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля.

Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка.

Задать вопрос