Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 15.01.2023

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Буткина, Е. П. Связь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в юношеском возрасте / Е. П. Буткина, Ю. А. Кочетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98908/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, эмпатия, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью

Мысль о единстве аффекта и интеллекта была высказана еще в начале 20 века Л. С. Выготским. Концепции С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и Б. В. Зейгарник постулировали связь между эмоциональной и интеллектуальными сферами индивида. Эмоции, по мнению ученых, являются движущей силой познания, мотивом, побуждающим мышление. В 1990 году Дж. Мэйером и П. Сэловеем впервые был введен сам термин «эмоциональный интеллект». Исследователи представили первую и самую известную модель этого конструкта, а также занимались разработкой методики для исследования эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект — совокупность свойств психики человека, позволяющих распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность регулировать свои эмоции и управлять эмоциями других людей с целью решения практических жизненных задач.

Феномен эмоционального интеллекта освещается и в зарубежной психологии. Так, Д. Гоулмэн в своих исследованиях показал, что личный успех человека зависит не только и не столько от показателей интеллектуального развития, сколько от уровня самопознания, умения понимать и регулировать эмоции, распознавать чужие и адекватно реагировать на них [2].

П. Сэловей и Дж. Мэйер предложили модель социального интеллекта, как набора иерархически организованных когнитивных способностей [2]:

— Восприятие эмоций (в том числе по невербальным признакам)

— Понимание эмоций

— Повышение эффективности мышления с помощью эмоций (стимуляция когнитивной активности с помощью эмоций — «прийти в нужное настроение»)

— Управление эмоциями

Порядок перечисления соответствует этапам развития эмоционального интеллекта от простого к сложному. Последовательное освоение данных способностей есть развитие эмоционального интеллекта.

Р. Бар-Он предложил смешанную концепцию эмоционального интеллекта. К когнитивным характеристикам он добавил личностные. На выходе он получил пять компонентов эмоционального интеллекта [2]:

— Внутриличностные навыки (саморефлексия и самопознание, уверенность в себе, самоактуализация)

— Межличностные навыки (эмпатия, социальная ответственность)

— Приспособляемость (тестирование реальности, гибкость)

— Управление стрессом (самоконтроль, резильентность)

— Общее настроение (оптимизм, ощущение счастья)

Отечественный исследователь Д. В. Люсин предложил рассматривать эмоциональный интеллект как способность понимать и управлять эмоциями. Эта способность может быть направлена и на свои, и на чужие эмоции. Исследуя эмоциональный интеллект, мы считаем рациональным затронуть такое понятие, как эмпатия. Эмпатия — это осознанное сопереживание личности эмоциональному состоянию других людей. Рассуждая в рамках этого понятия, мы затрагиваем и эмоциональную сферу, и когнитивную. Эмоциональный аспект прослеживается в сопереживании, а когнитивный — в реконструкции внутреннего мира другого человека.

Американский психолог Н. Брэдберн [6] сформулировал понятие психологического благополучия как баланс между позитивными и негативными эмоциями, накопленными в течение всей жизни.

Э. Динер ввел понятие «субъективное психологического благополучие», которое состоит из трех компонентов: комплекс позитивных и негативных эмоций, удовлетворенность как глобальная оценка жизни. Это позволяет рассматривать субъективное благополучие как синтез двух компонентов — аффективного и когнитивного.

Исследование субъективного благополучия может осуществляться с двух позиций — внешней и внутренней. Внутренняя включает в себя самосознание и личностные свойства, а внешняя — способность индивида использовать внешние условия для повышения уровня счастья и благополучия [3].

Современные исследователи уделяют внимание и связи внутренних факторов с психологическим благополучием. В научных статьях рассмотрены такие внутренние факторы как гендерная идентичность, креативность, образ мышления [4].

Данная исследовательская работа посвящена изучению обоих факторов субъективного благополучия — аффективного и когнитивного — с внутренней позиции. Предметом данного исследования выступает психологическое благополучие юношей.

Гипотеза предполагает наличие связи между эмоциональным интеллектом и благополучием в юношеском возрасте.

Для изучения уровня эмоционального интеллекта использован тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн). Для определения уровня психологического благополучия адаптированный вариант методики «Шкала психологического благополучия» К. Рифф. Также в исследовании использован тест на эмпатические способности В. Бойко.

Актуальность

Во второй половине XX века наряду с физическим здоровьем интерес общественности привлекла сфера психологического здоровья. Одним из аспектов, привлекших исследователей стало психологическое благополучие.

К настоящему моменту психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью стали предметом изучения в позитивной психологии в рамках гуманистического подхода.

В век цифровизации происходит, с одной стороны, увеличение социальных контактов — имея смартфон и выход в интернет, каждый человек получает возможность социального контакта с огромным количеством людей по всему миру. Нарастающая популярность социальных сетей позволяет вещать на гигантскую аудиторию, транслировать свои мысли, чувства и установки. При этом нельзя игнорировать «обратную сторону медали» — кибербуллинг, хейтвочинг, кэтфишинг. Все это является результатом обеднения социального общения, одиночества и низкой коммуникативной компетенции.

С другой стороны, культивация рационализации и придание гипертрофированного значения образовательному цензу тормозят развитие эмоциональной культуры человечества. Подавленные, запрещенные эмоции вызывают массу негативных последствий — от психологических до соматических, а по некоторым данным могут становиться предикторами девиантного и делинквентного поведения [5].

Таким образом, наше исследование затрагивает две актуальные области современной психологии — эмоциональный интеллект и психологическое благополучие.

Практическое значение

Развитие психологии естественным путем привело общество к мысли о том, что обратиться к психологу можно не только для решения проблем, мешающих полноценно жить и быть продуктивным. Запрос значительно расширился в сторону повышения уровня психологического благополучия: нам необходимы концепции счастливой жизни, стратегии позитивного родительства, тренинги личностного роста, копинг-стратегии борьбы со стрессом и т. д. Исследования в этой области имеют высокую научно-практическую ценность.

В настоящее время одним из перспективных направлений работы психологов является изучение и развитие эмоционального интеллекта у подростков и юношей. Это поспособствует решению таких научно-практических задач, как профилактика, коррекция девиантного поведения, эмоционального выгорания, повышение резильентности, стрессоустойчивости и общего уровня жизни [1].

Литература:

  1. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. Том 4. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53525.shtml
  2. Кочетова Ю. А. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=412174.
  3. Орлова Д. Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников) // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-i-subektivnoe-blagopoluchie-opredelenie-struktura-issledovaniya-obzor-sovremennyh-istochnikov.
  4. Хачатурова М. Р., Ерофеева В. Г., Бардадымов В. А. Образ мышления и субъективное благополучие обучающихся в период «становящейся взрослости» // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 121–135. doi:10.17759/pse.2022270110
  5. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. № 4.
  6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. — Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. — 320.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, психологическое благополучие, субъективное благополучие, эмоция, помощь эмоций, способность, удовлетворенность жизнью.


Похожие статьи

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное...

Ключевые слова: счастье, субъективное ощущение, эмоции, эмоциональный интеллект. Каждый человек имеет своё представление о счастье, которое, несомненно, связано с определёнными ценностными отношениями и приоритетами, верованиями и представлениями.

Психологическое благополучие личности | Статья в журнале...

...благополучия имеются компоненты: удовлетворение, комплекс приятных эмоций и комплекс неприятных эмоций.

Рассмотрим психологическое благополучие и его связь с саморазвитием.

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

Субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Сегодня такое выражение, как психологическое благополучие, часто используется как в

Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья

По мнению Д. А. Леонтьева, благополучие определяется смыслом жизни: например

Уровень тревожности, который также относится к понятию «эмоциональная...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно. Уровень психологического благополучия (т. е. данной удовлетворенности) личности определяется соотношением позитивных и негативных эмоций и переживаний, имеющихся в жизни человека.

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью...

Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И. А. Джидарьян (2001); Л. В

Переживание чувства благополучия весьма значимо для каждого человека и занимает

удовлетворенности жизнью являются эмоционально-оценочные отношения к различным

Методы и материалы исследования. Исследование осуществлялось с помощью опросников...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект, где удовлетворённость жизнью – отражает оценку человеком его собственной жизни

в вузе оценивают свою собственную жизнь, мы провели «Эмоциональный тест Фордайса» [9, с.30].

Социально-психологические аспекты развития... Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь...

Психологическое исследование взаимосвязи между личностными...

Субъективное благополучие взаимосвязано с личностными особенностями человека, такими как

взаимосвязь степени развития интеллекта с субъективной оценкой здоровья

К их числу относятся эмоциональное благополучие, субъективное ощущение психологического, финансового

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Несмотря на то, что субъективное благополучие в психологической науке в большей степени изучалось в

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

К их числу относятся эмоциональное благополучие, субъективное ощущение психологического, финансового

Таблица 2. Уровень психологического благополучия (в процентах).

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС...

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, психологическое благополучие. The article discusses the definition, structure and characteristics of emotional competence, as well as the relationship between the concept of emotional intelligence.

Похожие статьи

Влияние эмоционального интеллекта на субъективное...

Ключевые слова: счастье, субъективное ощущение, эмоции, эмоциональный интеллект. Каждый человек имеет своё представление о счастье, которое, несомненно, связано с определёнными ценностными отношениями и приоритетами, верованиями и представлениями.

Психологическое благополучие личности | Статья в журнале...

...благополучия имеются компоненты: удовлетворение, комплекс приятных эмоций и комплекс неприятных эмоций.

Рассмотрим психологическое благополучие и его связь с саморазвитием.

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

Субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы...

Сегодня такое выражение, как психологическое благополучие, часто используется как в

Он представляет термин «психологическое благополучие» и отождествляет его с субъективным чувством счастья

По мнению Д. А. Леонтьева, благополучие определяется смыслом жизни: например

Уровень тревожности, который также относится к понятию «эмоциональная...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно. Уровень психологического благополучия (т. е. данной удовлетворенности) личности определяется соотношением позитивных и негативных эмоций и переживаний, имеющихся в жизни человека.

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью...

Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И. А. Джидарьян (2001); Л. В

Переживание чувства благополучия весьма значимо для каждого человека и занимает

удовлетворенности жизнью являются эмоционально-оценочные отношения к различным

Методы и материалы исследования. Исследование осуществлялось с помощью опросников...

Субъективное благополучие как условие формирования...

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект, где удовлетворённость жизнью – отражает оценку человеком его собственной жизни

в вузе оценивают свою собственную жизнь, мы провели «Эмоциональный тест Фордайса» [9, с.30].

Социально-психологические аспекты развития... Якобсон, П. М. Эмоциональная жизнь...

Психологическое исследование взаимосвязи между личностными...

Субъективное благополучие взаимосвязано с личностными особенностями человека, такими как

взаимосвязь степени развития интеллекта с субъективной оценкой здоровья

К их числу относятся эмоциональное благополучие, субъективное ощущение психологического, финансового

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия

Несмотря на то, что субъективное благополучие в психологической науке в большей степени изучалось в

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект.

К их числу относятся эмоциональное благополучие, субъективное ощущение психологического, финансового

Таблица 2. Уровень психологического благополучия (в процентах).

Эмоциональная компетентность сотрудников службы ЗАГС...

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, психологическое благополучие. The article discusses the definition, structure and characteristics of emotional competence, as well as the relationship between the concept of emotional intelligence.

Задать вопрос