Коллекционеры редкостей и древностей на Руси в допетровскую эпоху: истоки, особенности и персоналии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Ефремов, Н. А. Коллекционеры редкостей и древностей на Руси в допетровскую эпоху: истоки, особенности и персоналии / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98899/ (дата обращения: 19.04.2024).



До Петра 1 собирательства в России, как принято говорить, не было. Но в отдельных изданиях, у редких внимательных авторов, можно встретить подтверждение факта, что собирательством во всей Московии, стали заниматься, вероятно, еще «во время оно». В основном — как упоминания о стихийных, чаще «по случаю», приобретениях монархов и царедворцев. Сохранились летописные сведения о первых коллекциях рукописных книг. И предметы декоративно-прикладного искусства издавна копились в домах знатных русичей как дары, дань. И. Е. Забелиным описано, что охота «к узорчатым, хитрым изделиям и курьёзным вещицам», разного рода драгоценностям и редкостям, была распространена не только во дворце, но и у знати, у богатых людей вообще. В Древней Руси оживлённое собирательство существовало не в одних только царских и великокняжеских семьях, о чём хранят молчание памятники искусства допетровской Руси в русских музеях.

Ключевые слова: собирательство, коллекционирование, ценности, древности.

Принято считать, что именно деятельность на троне Петра Великого, его путешествия и знакомства там с коллекциями других держав положили начало коллекционирования и самим правителем, и его приближёнными. Но частное коллекционирование как явление известно России с древнейших времён. Так, одна из первых библиотек на Руси упомянута в летописи 1037 г., когда князь Ярослав Владимирович (Мудрый) собрал книги в основанной им церкви святой Софии; автор «Изборника Святослава» 1076 г. сообщал, что составил этот «Изборник» из многих книг княжих. Другой вопрос, что проследить документально процесс собирательства тех или иных категорий предметов можно уверенно только с XVI в. Первыми, о ком достоверно известно, стали собиратели Б. М. Хитрово, В. В. Голицын, Б. П. Шереметев писавшие предысторию коллекционирования России. Князья, а потом и великие князья Московские собирали, а точнее — накапливали богатство в казну, где имелось немало художественных ценностей. Предметом коллекционирования были рукописные, а позднее печатные книги, иконопись, но главными предметами собирательства были произведения декоративно-прикладного искусства. Так, известно о наличии крупной коллекции минералов, небольшой — реликвий готики и ювелирных изделий середины XV в. у Ивана Грозного. В собрании Алексея Михайловича хранились природные редкости и дипломатические дары самого разного рода, но неизменно высокой ценности: оружие, произведения искусства, утварь из драгоценных металлов и камней. Многое из этого и теперь хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Нет достоверных сведений о первых русских нумизматах, однако многочисленные московские клады говорят о том, что собиралось буквально все, что блестит, — даже фальшивые монеты.

О русском быте XVII века, допетровской эпохи, И. Е. Забелин писал так: «Охота к редкостям и драгоценностям, к разным узорчатым хитрым изделиям и курьёзным вещицам была распространена не только во дворце, но и вообще между знатными и богатыми людьми…» Так учёный подчёркивал широту масштабов собирательства в стране доимперского периода. Уже тогда появлялись коллекционеры и с научно-познавательными интересами, состоятельные господа, желающие диковинами украсить свои дома. Большинство коллекций русских древностей формировалось в Москве, которая «искони есть хранилище русской святыни и драгоценных памятников прошлого».

В России первые музеи появились несколько позже, чем в Западной Европе, где ещё на рубеже XIV-XV вв. был сделан шаг от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность; стали образовываться «кунсткамеры», «кабинеты редкостей», «мюнцкабинеты», «галереи», «пинакотеки», а в XVI веке возникли первые публичные музеи в Венеции, Англии, Франции и Швейцарии. А первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Первоначально это было хранилище оружия и предметов старины при работавшей здесь оружейной и ювелирной мастерской. В XVI-XVII вв. происходило накопление раритетов в Оружейной палате, пока в 1806 г. она не открылась для посещений и не стала одним из известнейших музеев, хранящем ценности не только отечественного, но и мирового культурного наследия (дары посольских дворов русским царям). В XVII веке в России появились и первые крупные частные коллекции.

В годы правления предшественников Петра Великого на троне многие «собрания» были, скорее, не итогом целенаправленного собирательства, а больше — элементами декора роскошного домашнего убранства, соответственно статусу дома хозяина. Сначала свозили всё необычное для родины, непривычное глазу из-за границы, из этого складывались разноплановые собрания. Намеренное же собирание именно древностей, требующее крупных и регулярных финансовых вложений, было доступно только узкому кругу родовых аристократов. И чаще другими создавались коллекции монет. Наличность старыми деньгами, после ряда реформ, позволяла ещё в XVII веке иметь нумизматические собрания монет разных удельных княжеств, далее пополнить собрания археологическими находками, позже — монетами, упразднёнными реформами Петра 1.

Известно, к сожалению, мало имён коллекционеров тех лет: так, не из Романовых чаще вспоминают только князя В. В. Голицына. Исторические сведения есть и о других коллекционерах, уровне их художественного развитии и круге собирательства. Имен их история не сохранила, за исключением немногих редких, незабываемых. Одно из первых мест в этой славной плеяде по праву принадлежит директору первого русского музея — начальнику Оружейной Палаты Богдану Матвеевичу Хитрово (1615–1680). Хитрово — уже не собиратель, но владелец самой первой систематизированной коллекции. Близкий друг царя Алексея Михайловича, дипломат, он был передовым человеком своей эпохи. В 1657 г. назначен начальником Оружейной Палаты и занимал эту должность до своей кончины в 1680 г. Должность начальника обязывала руководить всеми художественными мастерскими при Палате, где Хитрово демонстрировал тонкий вкус, воспитание и умение делать выбор. Принадлежавшие лично ему произведения декоративного искусства были сосредоточены сразу в нескольких местах: помимо Палаты это — ряд монастырей, церквей, петроградский Арсенал, усадьбы родственников, личное поместье в селе Григорьевское Калужской губернии. Собирал иконы, ювелирные изделия, рукописи, живопись. Судьба всех вещей его коллекции неизвестна. В самой Оружейной Палате хранится только 3 из них. Все свои личные приобретения передавал в ризницы церквей Троице-Сергиевой Лавры, монастырей, где коллекции и пребывали на начало XX века. Большинство он отдал в различные храмы, построенные на его личные средства.

Оружейная палата была основана как хранилище подарков иностранных дипломатических миссий: чаще всего — образцы искусства мастеров-ювелиров Англии, Швеции, Германии, Голландии. А всё это вместе — княжеская, далее — царская сокровищница, коллекция, положившая начало этому явлению в сфере искусства. Деятельность во главе Оружейной палаты, крупного художественного центра, где сосредоточены реликвии древнейших времён, иноземные подношения, произведения ведущих мастеров, где творили талантливые творческие личности, создавая достояние Руси (исток Академии художеств) — всё это сформировало художественные вкусы Хитрово и повлияло на его собирательские интересы. Концентрируя внимание на изделиях для церковного обихода, Хитрово заказывал изготовление мастерам Оружейной палаты.

Согласно общепризнанной версии событий, до XVII в. картины работы западноевропейских мастеров, в том числе портреты, в московских дворцах были большой редкость, а в особняках отсутствовали. Исключением являлись только дома сподвижников Петра 1 А. А. Виниуса и Ф. Я. Лефорта (1656–1699) Немецкой слободы в Москве же, где император впервые увидел образцы европейской живописи и декоративно-прикладного искусства — богатейший историко-бытовой материал.

Винниус Андрей Андреевич (1641–1717) — государственный деятель, учёный, из голландских купцов, получивших дворянство. Учил голландскому языку Петра 1. Составил географическую карту с указанием пути из Москвы в Китай. Графическое собрание состояло из работ голландских художников, эта коллекция стала примером для собирательства Петра Великого.

В роду Шереметевых интерес к собирательству проявился у фельдмаршала Бориса Петровича. При нём все жилые дома фамилии украшались ценностями, основана домашняя кунсткамера собрания естественнонаучное и военных трофеев и пр. Борис Петрович Шереметев (1652–1719) — граф, дипломат, гос. деятель, первый русский генерал-фельдмаршал. Карьеру начал в 1670 г. на должности «рынды» — телохранителя Царя Алексея Михайловича Сподвижник Петра 1. Зачинатель фамильного коллекционирования, владелец первого в ряду великих родовых собраний петровских времён, ценнейшего в художественном плане и разнопланового по составу. В роду Шереметевых 4 из 5 представителей были крупнейшими коллекционерами. Коллекция, собираемая в течение двух веков, представляла всё многообразие историко-художественного предметного мира, единственная сохранилась неделимой и неотчуждаемой, если не считать единичного факта продажи сервиза для приобретения на вырученные средства имения Остафьево с его богатейшим историко-художественным собранием (XIX в.). Коллекция Шереметевых многообразна, количество предметов не поддаётся счёту, разбросана по столичным частным особнякам и подмосковным усадебным поместьям. Первые предметы были приобретены Борисом Петровичем, вероятнее всего, на Мальте, куда его с поручениями отправил Пётр в 1697 г. Значительно пополнена была после Северной войны военными трофеями высокой художественной ценности. Лучшая часть была сосредоточена в Фонтанном доме Петербурга.

Голицын Василий Васильевич (1643–1714) — князь, государственный деятель. Владел несколькими усадьбами и палатами на Охотном ряду 1680-х лет постройки. Историк В. О. Ключевский описывал дворец как «чудо света», где «всё устроено на европейский лад... по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей, немецкие географические карты в золочёных рамах…». После опалы владельца коллекция была конфискована, а самое ценное оказалось в Оружейной палате.

Первым этапом истории уже не накопительства красивых вещей, а осознанного коллекционирования частными лицами можно считать первую половину XVIII века. Это этап придворного коллекционирования, когда аристократия, следуя за монархом, копирует европейский образ жизни. Придворные и гос. деятели ориентировались на вкусы царской фамилии: коллекции царственных особ были публичны, задавали модные тенденции коллекционирования и поддерживали имидж государства на международном уровне. К сожалению, сведения обо всем этом дошли до нас преимущественно отрывочные, так что воссоздать полностью атмосферу художественной, в том числе и коллекционерской, жизни Руси той поры весьма затруднительно.

Коллекционирование, являясь одним из признаков цивилизованного общества народа, родство помнящего, показателем положительной динамики научного, духовного, культурного его развития, насчитывает несколько столетий своей противоречивой, но неизменно славной и уважаемой истории, имеет обширную географию. Человеку было и будет свойственно стремление собирать и сберегать уникальные, необычные, ценные предметы. На протяжении лет менялись только представления как о смысле коллекционирования, так и о назначении музея, также — согласно уровню общественного развития и философии эпохи.

Литература:

  1. Буторов А. В. Собиратели и меценаты Московского английского клуба. — М., Мос. англ. клуб, 2002. — 397 с.
  2. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей XVI-XVII вв. М.: 1918. Ч. 1 -225 с.
  3. Забелин И. Е. Опричный дворец царя Ивана Васильевича. // Археологические известия и заметки. М.: изд-во тип. А. И. Мамонтова. 1893. — 19 с.
  4. Качалова В. Г. Роль частных коллекций XVIII в. в формировании государственного фонда культурных ценностей. // Credo new: теоретический журнал. 2004, № 3. С. 1–7
  5. Лиховцева А. В. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия. Автореферат дисс. … (КИ) М.: МГСПА им. Строганова, 2019. — 31 с.
  6. Москвитянин, 1849, ч. 1, № 2, с. 43.
  7. Неверов О. Я. Частные коллекции Российской империи. М.: «Слово». 2004. — 256 с.
  8. Никольский В. Боярин Хитрово. (Из истории древнерусского собирательства). //Среди коллекционеров. 1992, № 10. С. 15–22.
  9. Павлова М. А. Частное коллекционирование в России XVIII -начала XX века (историко-культурный аспект // Вестник Костромского государственного университета. 2017, № 4. С. 31–35.
  10. Петрова Н. Ф. Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ) // Социологические исследования, 1986, № 7. С. 68–78.
  11. Полунина Н. М. Кто есть кто в коллекционировании старой России. Новый библиографический словарь. М.: РИПОЛ КЛАССИК. 2003. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Оружейная палата, Хитрово, коллекция, первое, Россия, Великое, декоративно-прикладное искусство, Москва, государственный деятель, Московский Кремль.


Ключевые слова

ценности, коллекционирование, собирательство, древности

Похожие статьи

Собирательство, коллекционирование и первые музеи в России...

Ключевые слова: собирательство, коллекционирование, коллекция, империя, музей.

Самым первым общедоступным музеем Москвы стала Палата Оружейного приказа Кремля.

Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) — гос. деятель при Петре Великом.

Первыми в России провинциальными музеями стала созданная в 1775 г. при Тульском оружейном заводе...

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Москва, Россия, художник, галерея.

Частное коллекционирование было распространено в России с начала XVIII века.

Оказалось, что это московская сваха! У нас, в галерее, она устраивала смотрины.

На первый раз и этого достаточно, что узнали дорогу в галерею» [5, с. 34–36].

Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра

В каталогах различных музеев России упоминаются работы Ивана Семёновича.

года: «Жду разрешения из Кремля, чтобы работать в Оружейной палате»... К сожалению, начавшаяся война не дала возможности изучить исторические материалы, находящиеся в Оружейной палате.

М.: Изобразительное искусство, 1990. 2. Липатов В. С. Краски времени: Очерки.

Становление и увековечивание образов русских первопечатников...

На памятнике Тысячелетию России, открытом в Великом Новгороде в 1862 г., они несправедливо

Первым «обрёл лицо» Иван Фёдоров, которому в Москве в 1909 г. открыли

1. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 1857–1919.

Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Интерес к истории России — один из основных в жизни и творчестве А.К. Толстого.

Толстой А.К. О литературе и искусстве. — М.: Правда.

церковная власть, государственная власть, Российская Федерация, государство, российское общество

Рим, Русь, Москва, древняя Русь, русское государство, русское царство, III, том, Церковнославянский язык, великий князь.

Вклад женщин-коллекционеров в историю частного...

Ефремов, Н. А. Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского

Первые упоминания о её коллекции относятся к 1820-м.

Современники отмечали, что у владелицы было немало уникальных произведений искусства.

Так появился Музей русского народного творчества — один из первых в российской провинции, основой...

Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики | Статья в журнале...

...представления о науке и искусстве и стали основой для дальнейших исследований.

Основное занятие крестьян в данных краях было: морское дело, торговля, ремесло, прикладное искусство.

Это стало причиной для распространения гимназий в России конца XVII века.

Ломоносовские идеи и по сей день почитаются и признаются великими деятелями науки и...

Статьи по ключевому слову "декоративно-прикладное искусство...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ.

Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г

В 1924 г. архитектор И. А. Фомин создаёт проект памятника Я. М. Свердлову для Москвы.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой... плакат, мировая война, Россия

Символическое прочтение памятника-ансамбля... Великая Отечественная война была...

Похожие статьи

Собирательство, коллекционирование и первые музеи в России...

Ключевые слова: собирательство, коллекционирование, коллекция, империя, музей.

Самым первым общедоступным музеем Москвы стала Палата Оружейного приказа Кремля.

Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) — гос. деятель при Петре Великом.

Первыми в России провинциальными музеями стала созданная в 1775 г. при Тульском оружейном заводе...

Особенности создания публичного музея на основе частной...

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Москва, Россия, художник, галерея.

Частное коллекционирование было распространено в России с начала XVIII века.

Оказалось, что это московская сваха! У нас, в галерее, она устраивала смотрины.

На первый раз и этого достаточно, что узнали дорогу в галерею» [5, с. 34–36].

Иван Семёнович Куликов как художник исторического жанра

В каталогах различных музеев России упоминаются работы Ивана Семёновича.

года: «Жду разрешения из Кремля, чтобы работать в Оружейной палате»... К сожалению, начавшаяся война не дала возможности изучить исторические материалы, находящиеся в Оружейной палате.

М.: Изобразительное искусство, 1990. 2. Липатов В. С. Краски времени: Очерки.

Становление и увековечивание образов русских первопечатников...

На памятнике Тысячелетию России, открытом в Великом Новгороде в 1862 г., они несправедливо

Первым «обрёл лицо» Иван Фёдоров, которому в Москве в 1909 г. открыли

1. Государственные знаки почтовой оплаты. Почтовые марки Российской империи 1857–1919.

Московский Кремль — символ российской государственности, один из крупнейших...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Интерес к истории России — один из основных в жизни и творчестве А.К. Толстого.

Толстой А.К. О литературе и искусстве. — М.: Правда.

церковная власть, государственная власть, Российская Федерация, государство, российское общество

Рим, Русь, Москва, древняя Русь, русское государство, русское царство, III, том, Церковнославянский язык, великий князь.

Вклад женщин-коллекционеров в историю частного...

Ефремов, Н. А. Вклад женщин-коллекционеров в историю частного собирательства России имперского

Первые упоминания о её коллекции относятся к 1820-м.

Современники отмечали, что у владелицы было немало уникальных произведений искусства.

Так появился Музей русского народного творчества — один из первых в российской провинции, основой...

Вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики | Статья в журнале...

...представления о науке и искусстве и стали основой для дальнейших исследований.

Основное занятие крестьян в данных краях было: морское дело, торговля, ремесло, прикладное искусство.

Это стало причиной для распространения гимназий в России конца XVII века.

Ломоносовские идеи и по сей день почитаются и признаются великими деятелями науки и...

Статьи по ключевому слову "декоративно-прикладное искусство...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ.

Народное декоративно-прикладное искусство — основа материальной и духовной культуры.

Развитие советского монументального искусства в 1921–1928 гг.

В статье рассматриваются проблемы развития советского монументального искусства с 1921 г

В 1924 г. архитектор И. А. Фомин создаёт проект памятника Я. М. Свердлову для Москвы.

Военная тематика в плакатном искусстве России первой... плакат, мировая война, Россия

Символическое прочтение памятника-ансамбля... Великая Отечественная война была...

Задать вопрос