Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 720 раз

Библиографическое описание:

Миронов, К. О. Влияние конституционных поправок на правовое регулирование института местного самоуправления / К. О. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98893/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются влияние внесенных в 2020 году поправок в Конституцию РФ на институт местного самоуправления.

Ключевые слова: Конституция, поправки, местное самоуправление, народовластие, государственное управление.

В настоящее время институт местного самоуправления подвергся некоторым изменениям, которые были вызваны принятием 1 июля 2020 года поправок в Конституцию РФ. Нововведения затронули статьи 71, 131, 132 и 133 Основного закона.

Статья 71 касается вопросов, относящихся к ведению Российской Федерации. В неё был добавлен пункт «т», в котором федеральный законодатель присваивает себе право устанавливать ограничения, которые связаны с запретом на наличие гражданства других стран или иных документов, дающих право на длительное проживание, а также на хранение денежных средств или иных ценностей в зарубежных банках.

Эти ограничения присутствуют также в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе», но наличие их в Конституции теперь намного затрудняет возможность каких-либо обратных изменений в этой сфере из-за более сложной и долгой процедуры внесения правок в Основной закон. [1]

В статье 131 были добавлены уточняющие формулировки и новые пункты (1.1 и 3), согласно которым виды муниципальных образований, принципы организации местного самоуправления, вопросы изменения границ устанавливаются соответствующим федеральным законом. Дополнительный пункт 1.1. затрагивает непосредственно органы государственной власти, которые также в порядке и случаях, предусмотренных федеральным законодательством, способны принимать участие в организации местного самоуправления. В пункте 3 делается акцент на особенностях публичной власти на муниципальных территориях, которые могут устанавливаться федеральным законом.

Более заметные изменения претерпела статья 132. В пункте 1 законодатель убрал упоминание об осуществлении общественного порядка со стороны органов местного самоуправления, однако добавив формулировку, что они могут решать «иные вопросы местного значения» помимо тех, которые перечислены в данном положении. Также на уровне Конституции местным органам делегированы в пределах их компетенции обеспечение доступности медицинской помощи.

В добавленном пункте 3 статьи 132 говорится о существовании единой системе публичной власти, и вхождении в неё органов местного самоуправления наравне с органами государственной власти, которые осуществляют совместное взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Формулировка «система публичной власти» была введена впервые на федеральном уровне. При этом существует статья 12 Конституции, которая может быть изменена только при принятии новой Конституции. В ней провозглашается независимость местного самоуправления от системы государственной власти. Кроме того, независимость муниципалитетов определена в качестве одного из принципов Европейской хартии местного самоуправления, которая была подписана Россией. [2] Таким образом, с одной стороны, государственную и муниципальную власти объединить нельзя, с другой стороны, они связаны в рамках «системы публичной власти».

Также формулировка «взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории», с точки зрения юридического языка ранее в правовой терминологии не употреблялась.

В статье 133 в качестве нововведения выступает положение, в котором сказано, что местному самоуправлению гарантируется право на компенсацию дополнительных расходов в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций. [3]

Отличие от прежней формулировки заключается в том, что ранее государственная власть компенсировала органам местного самоуправления расходы, возникшие из-за принимаемых ею решений в ходе выполнения задач, которые были спущены «сверху». Теперь речь идет о расходах на выполнение функций, имеющих государственное значение, которые органы местного самоуправления выполняют во взаимодействии с органами государственной власти. Таким образом, местным органам власти могут выделяться полномочия, которые связаны дополнительным финансированием, при этом находясь под пристальным контролем со стороны тех органов, кто эти функции и бюджеты передал.

Исходя из вышеизложенного, поправки сильно не сказались на организации и работе местного самоуправления. Однако необходимо отметить, что действующие законодатели при проведении такой масштабной с точки зрения правок мероприятия, упустили возможность для решения наиболее многолетних и животрепещущих проблем в области местного самоуправления, например, вопрос о повсеместном возвращении возможности прямого избрания мэров. [4] Также не был сделан акцент на ещё одной важной проблеме, как отсутствие достаточных бюджетов, вызывающее высокий уровень бедности населения на местах, которую возможно было бы решить путем перераспределения налогов в большей степени в пользу муниципалитетов.

Учитывая тот факт, что в самом главном законе страны, международными договорами местное самоуправление признается главным оплотом демократии и народовластия, и изменение Конституции могло бы на высшем уровне закрепить решение многих проблем для совершенствования данного института, внесенные поправки, хоть и положительно повлиявшие на многие другие сферы жизнедеятельности государства и общества, не смогли в полной мере ответить на вызовы нынешнего развития муниципального права.

Литература:

1. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 27.10.2020 г. № 347-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2021. — № 10. — Ст. 1152.

2. Мухлынина М. М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. — № 2 — С. 30–33.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12. 1993) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 20-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 110-ФКЗ, от 04.07.2020 г. № 144-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2021. — № 31. — Ст. 4398.

4. Куреневский А. С. К вопросу о возможном изменении статуса местного самоуправления в системе государственной власти Российской Федерации в связи с поправками в Конституцию // Тенденции развития науки и образования. 2020. — № 68. — С. 126–129.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, публичная власть, орган, интерес населения, Конституция РФ, поправка, соответствующая территория, эффективное решение задач.


Похожие статьи

К вопросу конституционных изменений в сфере местного...

Ключевые слова: местное самоуправление, Конституция, поправки, полномочия, органы

Поправки к Конституции РФ не предусматривают вхождение органов государственной власти

6. Данько А. А. Местное самоуправление как уровень единой публичной власти в

9. Чертков А. Н. Местное самоуправление в России с позиции местного сообщества...

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

...публичная власть, органы местного самоуправления, законопроект, конституционные поправки.

Данный законопроект рассматривается Государственной Думой РФ во втором чтении.

11 глав и 89 статей, развивающих положения реформированной 8 главы Конституции РФ.

местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории» [3].

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Российской федерации [6]. В мировой практике местное самоуправление определяют как

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

К чему приведет упразднение местной власти | Статья в журнале...

Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Статья 132 ч 3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую

...организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В иерархии законов на первом месте стоит Конституция РФ, затем законы РФ о поправках Конституции РФ

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и решения государственной...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы...

Местное самоуправление в политической системе современной...

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени

Единство с интересами населения, открытость, демократизм, оперативность реагирования на

В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены самые крупные и

В. Н. Лексин в своём труде «Местное самоуправление и местная власть в современной России»...

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Изучен вопрос единства системы публичной власти и месте в нем органов местного самоуправления. Ключевые слова : демократия, государственная власть, субъект Российской Федерации, местное

Решение государственным аппаратом всех задач, возникающих внутри страны, имеет ряд

Федерации и органами местного самоуправления.

Похожие статьи

К вопросу конституционных изменений в сфере местного...

Ключевые слова: местное самоуправление, Конституция, поправки, полномочия, органы

Поправки к Конституции РФ не предусматривают вхождение органов государственной власти

6. Данько А. А. Местное самоуправление как уровень единой публичной власти в

9. Чертков А. Н. Местное самоуправление в России с позиции местного сообщества...

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

...публичная власть, органы местного самоуправления, законопроект, конституционные поправки.

Данный законопроект рассматривается Государственной Думой РФ во втором чтении.

11 глав и 89 статей, развивающих положения реформированной 8 главы Конституции РФ.

местного самоуправления при решении задач на соответствующей территории» [3].

Взаимодействие населения и местной власти: современное...

Российской федерации [6]. В мировой практике местное самоуправление определяют как

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип

Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов

местное самоуправление, орган, государственная власть, муниципальное образование...

К чему приведет упразднение местной власти | Статья в журнале...

Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Статья 132 ч 3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую

...организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти».

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В иерархии законов на первом месте стоит Конституция РФ, затем законы РФ о поправках Конституции РФ

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны. Это то последнее звено, где должны исполняться законы и решения государственной...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы...

Местное самоуправление в политической системе современной...

Так, именно через местное самоуправление публичная власть в максимальной степени

Единство с интересами населения, открытость, демократизм, оперативность реагирования на

В 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены самые крупные и

В. Н. Лексин в своём труде «Местное самоуправление и местная власть в современной России»...

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Изучен вопрос единства системы публичной власти и месте в нем органов местного самоуправления. Ключевые слова : демократия, государственная власть, субъект Российской Федерации, местное

Решение государственным аппаратом всех задач, возникающих внутри страны, имеет ряд

Федерации и органами местного самоуправления.

Задать вопрос