Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Карамышева, Е. В. Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка / Е. В. Карамышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98838/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ФГОС, русский язык, начальная школа.

Понимание русского языка, грамотное владение им иногда становится непосильной задачей для младших школьников. Эта учебная дисциплина является обязательной для овладения базового уровня, а для достижения образовательных результатов необходим высокий уровень владения русским языком. Русский язык играет важную роль в построении коммуникации между людьми, красивая правильная речь характеризует незнакомых людей.

Ключевой основой формирования универсальных учебных действий является функциональная грамотность, это целый комплекс компетенций и навыков, который необходимо сформировать у младшего школьника для будущей успешной жизни, получения качественного образования, построения профессиональной карьеры.

Язык, на котором сформулированы все тезисы и знания в российском образовании, именно русский. Это ставит во главу саму дисциплину на первое ключевое место, которое позволяет применять различные типы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках русского языка. И в дальнейшем послужит прочным фундаментом обретения новых знаний и компетенций в других науках.

Само понятие «функциональная грамотность» является комплексным, оно включает в себя готовность взаимодействовать с окружающим миром, адаптацию к нему; умение самостоятельно решать учебные и практические задачи; способность строить отношения в малой группе (классе), владение навыками рефлексии, способность взгляда со стороны, оценивание собственной работы. Эта грамотность является базой для формирования навыков чтения и письма, ее ядро в читательской грамотности.

«Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста — для его понимания, сжатия, преобразования и т. д».. (А. А. Леонтьев).

Формирование грамотного письма — одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Представленные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

Процессы обучения чтению и письму идут параллельно в первом классе, делятся на этапы — добукварный, букварный и послебукварный периоды. Логика развертывания обучения грамоте является эффективной при использовании различных методических приемов. Чем грамотнее к этому процессу подходит педагог начальных классов, тем больше шансов у ребенка стать успешнее в получении знаний.

Одна из приоритетных задач начального обучения — грамотное письмо. Поиск ошибкоопасных мест является излюбленным приемом учителей начальных классов, он повышает грамотность речи детей, обучает их различиям в орфографии и орфоэпии. Учитель использует готовые задания учебника или предлагает собственные наработки для поиска совершенных ошибок. Желание «побыть учителем» в младшем школьнике велико, его можно принять на чужих работах с ошибками.

Эффективность методических приемов по развитию орфографической зоркости подтверждена временем и практикой: письмо с проговаривание, списывание, комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти. При изучении сложных тем помогают памятки и алгоритмы действий.

Создание проблемных ситуаций, приведение ярких и непонятных фактов, способных «расшевелить» воображение и пытливость ума детей также работает на развитие навыков функциональной грамотности. Задав провокационный вопрос и приготовив заранее необходимый словарь, можно получить инициативный поисковый этап урока. Мозговой штурм, корзина идей, решение кейсов, анаграммы, метод тонких и толстых вопросов, прием «Шаг за шагом» также способствуют развитию логического мышления, умения строить причинно-следственные связи, искать нужную информацию, использовать оппонентов, чтобы найти правильное решение.

Работа с информацией, ее кодирование, преобразование в таблицу, схему, составление плана пересказа при изложении — всё это требует систематической работы, применение на каждом уроке, отработку навыков, доведения их до совершенства. В наше время мощным методическим ресурсом служат электронные образовательные платформы. Например, образовательная платформа «Uchi.ru» наглядно демонстрирует все правила начального курса русского языка. В интерактивной форме дети повторяют правила, тренируют навыки составления текстов, определения их типов, виды предложений, самостоятельные и служебные части речи, определение признаков каждой части речи, морфологические разборы. Также возможность общаться в чате с учителем и детям между собой позволяет отслеживать грамотную самостоятельную речь детей, качественный и количественный анализ контрольных срезов, домашних заданий дает возможность корректировать образовательный маршрут каждого ребенка, подбирая интерактивное задание для исправления ошибок — именно тех, которые допустил ученик.

Зрительный образ заданий позволяет надолго укрепить нужное знание в памяти учеников, возможность услышать задание, особенно в первом классе или на подготовительном курсе — прекрасная находка авторов платформы Учи.ру. Речедвигательный навык также задействован при выполнении заданий, выборе верного варианта ответа, составлении текстов в правильном порядке, формулировке правил. Красочность оформления заданий также способствуют удержанию и развитию интереса детей к русскому языку.

Многие задания по русскому языку, которые встречаются на разных испытаниях — ВПР, ОГЭ, ЕГЭ — основаны на компетенции функциональной грамотности. Стремиться повышать функциональную грамотность учащихся начальных классов на уроках русского языка — важнейшая и основная задача учителя начальных классов, решение которой формирует личность, которая будет готова ко всем трудностям жизни современного общества.

Литература:

  1. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
  2. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019 —160 с.
  3. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О. Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. –М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018–468 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, функциональная грамотность, грамотная личность, класс, грамотное письмо, младший школьник, письмо, прием, ребенок, урок.


Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению.

Научиться понимать тонкости языка — значит грамотно писать.

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

Библиографическое описание: Работягова, Е. Ф. Маленькие приёмы большого успеха при

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?”

3. Письмо с проговариванием. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Это объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и

Жорабекова, М. К. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и

Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям...

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

...начального обучения — формирование грамотного письма на уроках русского языка.

При этом П. С. Жедек [1] подчеркивает, что овладеть письмом с пропусками непросто.

5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского

7. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской орфографии

Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным местом»?

− А теперь обратимся к прописи (с. 16). (На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)

Русский язык. Учебник для 1 класса школ с русским языком обучения.

Формирование орфографического навыка на уроке русского...

 Одной из важнейших задач в школьном курсе изучения русского языка — это формирование у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

 Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет.

Именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма.

Прием списывания, как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской

Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных

Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным местом»?

А теперь обратимся к прописи (с. 16). (На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из

Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с

Для проведения сочинений в первом классе не требуется специальные уроки.

Похожие статьи

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках...

Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению.

Научиться понимать тонкости языка — значит грамотно писать.

Развитию функциональной грамотности способствует и орфографическая грамотность.

Маленькие приёмы большого успеха при формировании...

Библиографическое описание: Работягова, Е. Ф. Маленькие приёмы большого успеха при

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?”

3. Письмо с проговариванием. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Это объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе.

Функциональная грамотность на уроках русского языка...

Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, коммуникативная

На уроках русского в 5–11 классах формирование функциональной грамотности является важной и

Жорабекова, М. К. Развитие навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и

Цель учителей-словесников: ввести учащихся в мир русского слова, показать детям...

Формирует ли орфографическую зоркость письмо «с окошками»?

...начального обучения — формирование грамотного письма на уроках русского языка.

При этом П. С. Жедек [1] подчеркивает, что овладеть письмом с пропусками непросто.

5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского

7. Штец А. А. Обучение правописанию младших школьников на основе орфографических задач/А.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской орфографии

Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным местом»?

− А теперь обратимся к прописи (с. 16). (На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)

Русский язык. Учебник для 1 класса школ с русским языком обучения.

Формирование орфографического навыка на уроке русского...

 Одной из важнейших задач в школьном курсе изучения русского языка — это формирование у учеников прочного орфографического навыка, ведь именно грамотное письмо является основной точности выражения мыслей и взаимопонимания людей в их письменном изложении.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

 Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет.

Именно в начальной школе закладываются основы грамотного письма.

Прием списывания, как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.

Орфографическая работа в первом классе | Статья в журнале...

Ключевые слова: орфографическая грамотность, полиэтнический состав, трудности русской

Прежде всего, необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных

Почему безударный гласный звук при письме всегда оказывается «опасным местом»?

А теперь обратимся к прописи (с. 16). (На уроке интегрируется обучение чтению и письму.)

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из

Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.

учащихся.Развивать речь младших школьников на уроках родного языка можно с

Для проведения сочинений в первом классе не требуется специальные уроки.

Задать вопрос