Основные критерии признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Скорикова, К. А. Основные критерии признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации / К. А. Скорикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 327-328. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98824/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье приводится анализ основных критериев, необходимых для признания товарного знака общеизвестным, описываются проблемы, с которыми можно столкнуться при регистрации общеизвестного товарного знака, а также приводится судебная практика по данной проблематике.

Ключевые слова: общеизвестный товарный знак, товарный знак, Роспатент, Административный регламент, критерии.

Товарный знак — это вид интеллектуальной собственности, выраженный в виде обозначения, которое помогает различать аналогичные товары и услуги разных компаний. Если со временем товарный знак начинает приобретать широкую известность среди потребителей, то такой знак может стать общеизвестным. Для этого правообладателю необходимо подать заявление в Роспатент о признании знака общеизвестным, но такой знак должен соответствовать необходимым требованиям. Согласно пункту 1 статьи 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный знак может быть признан общеизвестным, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя [1]. Таким образом основными критериями общеизвестности знака, указанными в Гражданском кодексе, являются широкая известность и интенсивное использование. Однако, кроме вышеуказанных признаков, есть другие важные условия, необходимые для признания знака общеизвестным.

Как говорилось выше, в Гражданском кодексе описано лишь два условия общеизвестности знака: интенсивность и известность. Согласно Административному регламенту для подтверждения интенсивности использования товарного знака необходимы такие сведения как: дата, когда начал использоваться товарный знак; перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, для которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации таких товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товаров; положение производителя на рынке в соответствующем секторе экономики и аналогичная информация [2]. Широкая известность среди потребителей раскрывается через следующие обстоятельства, на которые вправе ссылаться заявитель и которые указаны в Административном регламенте:

1) результаты социологического опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака;

2) данные, свидетельствующие о широкой известности товарного знака в других странах [3].

Наиболее важную роль из данных условий для общеизвестности товарного знака играет социологический опрос, он является тем самым нужным фактором, который показывает осведомленность о товаре среди потребителей. Однако, существенную роль также играет узнаваемость товарного знака среди потребителей других государств, что в свою очередь тоже можно установить с помощью социологического опроса. Согласно рекомендациям Роспатента от 01.06.2001 г. № 74 социологический опрос об общеизвестности товарного знака проводится организацией, специализирующейся в области проведения социологических исследований. Опросом желательно охватить не менее шести населенных пунктов Российской Федерации. При этом предпочтительным является опрос в городах: Москва, Санкт-Петербург. Остальные населенные пункты определяются лицом, считающим свой товарный знак общеизвестным, исходя из характера его деятельности по производству товаров и/или оказанию услуг. Количество опрошенных должно отвечать целям объективности проводимого опроса. В связи с этим их максимальное количество не ограничивается, а минимальное, как правило, не должно быть менее 500 в каких-либо двух населенных пунктах и менее 125 в каждом другом населенном пункте. В процессе опроса как специалистов, так и покупателей желательно получить ответы на следующие вопросы:

— известен ли им данный товарный знак;

— какое именно лицо, по их мнению, является правообладателем данного товарного знака или изготовителем товаров, обозначенных этим товарным знаком;

— с какого времени им известен данный товарный знак;

— что для них является источником информации о данном товарном знаке [4].

Но, несмотря на особую важность данного опроса, наличие лишь только одного факта широкой известности, доказанной с помощью социологического опроса, будет недостаточно. В 2018 году акционерное общество «Невская косметика» обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в признании общеизвестным товарного знака «Новый жемчуг». В кассационной жалобе общество не согласилось с выводами суда первой инстанции об отсутствии положительной динамики интенсивного использования товарного знака, а также положительной динамики известности обозначения, полагая их не соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам. Общество полагает необоснованным вывод суда о том, что продукция становится все менее известной потребителю. В свою защиту общество предоставило результаты социологического исследования ВЦИОМ, которое подтвердило рост уровня производства соответствующей зубной пасты. При этом общество выразило несогласие с произведенной судом оценкой социологического исследования ВЦИОМ, согласно которой суд пришел к выводу о том, что сам по себе социологический опрос в отсутствие совокупности иных доказательств не может безусловно свидетельствовать об общеизвестности товарного знака. Таким образом суд Кассационной инстанции оставил жалобу без удовлетворения, в связи с чем зубная паста «Новый жемчуг» не была признана общеизвестным товарным знаком [5].

Также необходимыми критериями для признания товарного знака общеизвестным являются:

— произведенные затраты на рекламу товарного знака или обозначения;

— стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах [2].

Тем не менее не смотря на наличие в Административном регламенте необходимых условий, часто у заявителей товарных знаков не получается зарегистрировать свой товарный знак общеизвестным, даже соблюдая все необходимые критерии. Это связано с тем, что основной проблемой реализации условий является отсутствие четких количественных критериев, которые могли бы дать объективную оценку предоставленными заявителем данных, из-за чего невозможно определить в каком процентном соотношении товарный знак может получить статус общеизвестного. В свою очередь необходимо помнить, что любая статистика является подвижной и поэтому не может стоять на одном месте ввиду чего необходимо проводить ее тщательный и глубокий анализ. Именно поэтому из-за отсутствия четких границ критериев, государственные органы принимают решение руководствуясь своим субъективным мнением, которое не всегда является верным. Таким образом можно сделать вывод, что основные критерии признания товарного знака общеизвестным нуждаются в наличии объективных, количественных показателях, чтобы заявители и органы государственной власти не совершали ошибки при принятии решения о необходимости признания товарного знака общеизвестным.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  2. Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком: утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27.08.2015 № 602.
  3. Викторов Т. А. Регистрация товарного знака в качестве общеизвестного: выявление соответствия товарного знака критериям общеизвестности // Журнал Суда по интеллектуальным правам. — 2018. — № 22. — с. 41- 48.
  4. Приказ Роспатента от 01.06.2001 № 74 «Об утверждении Рекомендаций по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации».
  5. Постановление президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.03.2018 г. по делу № СИП-350/2017 URL: https://base.garant.ru/71899904/?ysclid=lcqnzz0gn2552672051
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, социологический опрос, широкая известность, Административный регламент, Гражданский кодекс, Российская Федерация, вывод суда, интеллектуальная собственность, интенсивное использование, общеизвестный товарный знак.


Похожие статьи

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

 В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных

Ключевые слова: закон, Гражданский кодекс РФ, конкуренция, регулирование, товарный

Касаемо Российской Федерации, следует отметить, что товарный знак следует признать

Во-первых, использование чужого общеизвестного товарного знака в отношении...

Правовое регулирование средств индивидуализации субъектов...

Трансформация всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации влияет и на изменение правовых институтов о средствах индивидуализации (далее — ГК РФ). В ст. 1225 ГК РФ [1] определены охраняемые законом средства индивидуализации.

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной...

Товарный знакзнак на товаре или его упаковке (рисунок, клеймо, этикетка)

В статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, именуемой «Товарный знак и знак

Тогда как в статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, именуемой «Фирменное

ГОСТ Р 58800–2020 Интеллектуальная собственность: Использование товарного знака от...

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс...

Особенность субъекта прав на товарный знак «Объединение лиц», вотличие от «юридических лиц», которые по закону являются субъектами прав на индивидуальный товарный знак, обусловлена особым правовым режимом коллективного товарного знака

Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации...

Ключевые слова: товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная

товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная собственность, средство

Правовой режим товарного знака в Российской Федерации: теория и практика. Имеется ввиду регистрация российским лицом товарного знака, уже раскрученного за.

Способы защиты исключительного права на товарный знак

по части 1 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить, что лицо неоднократно незаконно использовало чужой товарный знак или одновременно использовало больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара.

Добросовестность сторон спора о праве на товарный знак

В частности, за защитой нарушенных прав на товарный знак следует обращаться в суд, а для оспаривания

известность спорного товарного знака и/или компании-правообладателя, поскольку

Анализ практики споров о праве на товарный знак позволил выявить четыре группы случаев

Так, в 2005 году регистрация на имя российской компании товарного знака...

Номинативное и описательное использование чужого товарного...

...товарного знака (знака обслуживания): проблема и особенности ее решения / А. В. Иванов.

В тех случаях, когда использование чужого товарного знака или знака обслуживания явно выходит за

Использование же гражданско-правовых способов защиты не вызывает особой сложности.

Ключевые слова: товарный знак, интернет, интеллектуальная собственность.

Понятие товарного знака и исключительного права на него

Первый Российский закон о товарных знаках был принят в 1830г. и получил название «О

Изучив историю появления товарного знака, стоит рассмотреть и понятие исключительного права на него.

Общеизвестные товарные знаки получают расширенную правовую охрану.

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер...

Похожие статьи

Правовой режим общеизвестных товарных знаков

 В статье дается характеристика объема правовой охраны общеизвестных товарных

Ключевые слова: закон, Гражданский кодекс РФ, конкуренция, регулирование, товарный

Касаемо Российской Федерации, следует отметить, что товарный знак следует признать

Во-первых, использование чужого общеизвестного товарного знака в отношении...

Правовое регулирование средств индивидуализации субъектов...

Трансформация всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации влияет и на изменение правовых институтов о средствах индивидуализации (далее — ГК РФ). В ст. 1225 ГК РФ [1] определены охраняемые законом средства индивидуализации.

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной...

Товарный знакзнак на товаре или его упаковке (рисунок, клеймо, этикетка)

В статье 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации, именуемой «Товарный знак и знак

Тогда как в статье 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации, именуемой «Фирменное

ГОСТ Р 58800–2020 Интеллектуальная собственность: Использование товарного знака от...

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс...

Особенность субъекта прав на товарный знак «Объединение лиц», вотличие от «юридических лиц», которые по закону являются субъектами прав на индивидуальный товарный знак, обусловлена особым правовым режимом коллективного товарного знака

Абсолютные основания для отказа в государственной регистрации...

Ключевые слова: товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная

товарный знак, государственная регистрация, интеллектуальная собственность, средство

Правовой режим товарного знака в Российской Федерации: теория и практика. Имеется ввиду регистрация российским лицом товарного знака, уже раскрученного за.

Способы защиты исключительного права на товарный знак

по части 1 статьи 180 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо установить, что лицо неоднократно незаконно использовало чужой товарный знак или одновременно использовало больше двух чужих товарных знаков на одной единице товара.

Добросовестность сторон спора о праве на товарный знак

В частности, за защитой нарушенных прав на товарный знак следует обращаться в суд, а для оспаривания

известность спорного товарного знака и/или компании-правообладателя, поскольку

Анализ практики споров о праве на товарный знак позволил выявить четыре группы случаев

Так, в 2005 году регистрация на имя российской компании товарного знака...

Номинативное и описательное использование чужого товарного...

...товарного знака (знака обслуживания): проблема и особенности ее решения / А. В. Иванов.

В тех случаях, когда использование чужого товарного знака или знака обслуживания явно выходит за

Использование же гражданско-правовых способов защиты не вызывает особой сложности.

Ключевые слова: товарный знак, интернет, интеллектуальная собственность.

Понятие товарного знака и исключительного права на него

Первый Российский закон о товарных знаках был принят в 1830г. и получил название «О

Изучив историю появления товарного знака, стоит рассмотреть и понятие исключительного права на него.

Общеизвестные товарные знаки получают расширенную правовую охрану.

товарный знак, Российская Федерация, Гражданский кодекс, способ защиты, размер...

Задать вопрос