Состояние законности, классификация нарушений законов о противодействии экстремизму. Типичные нарушения, выявляемые прокурорами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 12.01.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Беляев, А. О. Состояние законности, классификация нарушений законов о противодействии экстремизму. Типичные нарушения, выявляемые прокурорами / А. О. Беляев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98811/ (дата обращения: 24.04.2024).



Ключевые слова: экстремизм, прокуратура.

Значимым направлением работы прокуратуры является защита интересов государства от различного рода влияния экстремизма. В настоящее время данная функция органов прокуратуры как никогда актуальна, так как каждый день ведутся информационные атаки в сторону нашего государства с целью дестабилизации внутренней обстановки.

Хочется отметить, что число преступлений экстремистской направленности в РФ за девять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросло более чем на 30 % [7].

Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов выступил с докладом в Совете Федерации, где пояснил, что общее количество преступлений экстремистского характера, по сравнению с 2021 годом возросло, однако, работа в данном направлении не прекращается «ни на минуту».

Генеральной прокуратурой за год признаны нежелательными ещё 18 иностранных и международных неправительственных организаций, открыто демонстрирующих свои антироссийские позиции, стремящиеся оказать влияние на общественно-политическую ситуацию в стране, дестабилизировать обстановку.

Так, согласно официальной статистике за период январь — ноябрь 2021 года, органами прокуратуры выявлено 243 865 нарушений законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, что на 11,4 % больше, чем за период 2020 года.

В целях устранения выявленных нарушений в 2021 году принесено 9321 протестов (на 3,5 % меньше, чем в 2020 г.); в суд направлено 29 121 исков и заявлений (на 23,9 % больше, чем в 2020 г.); внесено 79 754 представлений (на 6,8 % больше, чем в 2020 г.), по результатам рассмотрения которых 67 190 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (на 7,3 % больше, чем в 2020 г.); направлено 48 материалов в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (на 20,0 % меньше, чем в 2020 г.), в результате рассмотрения которых возбуждено 44 уголовных дел (на 15,8 % меньше, чем в 2020 г.) [5].

Сейчас приведем анализ преступности в сфере экстремизма и терроризма на основании информации, опубликованной на официальном портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [6].

Так, анализ показывает, что за 2022 год количество преступлений террористической направленности осталось на прежнем уровне (в 2022 году- 2036), а вот количество экстремистских преступлений, наоборот — продолжило расти: на 34,78 % (в 2022 году — 1407).

В прошлом году в России зарегистрировано 2136 преступление террористического характера и 1057 — экстремистской направленности.

За последние пять лет количество преступлений экстремистской направленности изменяло темп роста, но на момент окончания 2022 года пришло к цифрам, что были в 2018 году (экстремистской направленности — с 1265 в 2018 году до 585 в 2019 году и до 1407 в 2022 году).

Больше всего преступлений экстремистской направленности в 2022 году выявлено — в Республике Дагестан, г. Москве, Свердловской области, Московской области и Краснодарском крае.

Даже, учитывая объективные причины роста, например, появление новых статей в Уголовном кодексе РФ (ст. 280.1 — в 2013 году, ст. 282.3 — в 2014 году, ст. 205.4 — в 2013 году и др.), ситуация остается напряженной, что требует дополнительных усилий правоохранительных органов, в том числе прокуратуры [2].

Кроме того, приведем результаты опроса, проведенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2021 году. Считаю необходимым обозначить позицию населения как объективную оценку состояния законности в регионе в данной сфере.

При проведении массового анкетного опроса замер оценки удовлетворённости населения осуществлялся по ответам на вопрос: «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов власти и институтов гражданского общества в деле урегулирования межнациональных и межконфессиональных отношений?»

Чуть менее трети (30,0 %) населения Югры удовлетворено деятельностью органов местного самоуправления на местах. Только 19,6 % населения удовлетворены деятельностью правоохранительных органов. В наибольшей степени население Югры не удовлетворено деятельностью политических партий.

Положительно оценивалась роль национально-культурных организаций «диаспор»: подавляющее число опрощенных утверждает, что авторитетные в среде своих земляков люди способны в случае конфликтных ситуаций образумить тех, кто стал участником какого-либо конфликта и предотвратить его развитие.

Также проанализировано доверие населения к мерам, принимаемым государственными органами власти по обеспечению безопасности населения.

В списке муниципальных образований лидирует Нягань — 62,0 % населения полностью доверяют органам власти. Иная ситуация в Нижневартовском районе (4,3 %), Октябрьском районе (16,9 %) и в Сургуте (18,8 %), где доверие невелико.

Проанализировав общедоступную информацию, опубликованную на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и нижестоящих прокуратур в период 2020–2022 гг., можно сделать следующие выводы и обозначить типичные нарушения в данной сфере.

Во всех регионах в органах местного самоуправления отмечены случаи ненадлежащего исполнения возложенных законом обязанностей, несоответствия местных программ по профилактике экстремизма.

Местными администрациями допускаются случаи непроведения всего комплекса мероприятий, предусмотренных законодательством РФ, а также стратегическими нормативно-правовыми актами.

В органах внутренних дел продолжают выявляться факты непринятия мер по профилактике правонарушений в сети «Интернет», среди молодежи, мигрантов, в изоляторах временного содержания.

Органами и учреждениями УФСИН России до настоящего времени надлежащим образом не организована работа по противодействию экстремизму. Непринятие мер по контролю за поступающей к спенцконтингенту литературой, неорганизация необходимых проверок в рамках КоАП РФ, непроведение с осужденными профилактических мероприятий носит системный характер. Подобные нарушения выявляются органами прокуратуры ежегодно.

Существенной проблемой остается распространение радикальной идеологии, особенно через информационно-коммуникационные сети.

Так, согласно п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности», Генеральный прокурор РФ обязывает всех нижестоящих прокуроров уделять особое внимание пресечению нарушений, связанных с использованием сети «Интернет», организовывать мониторинг средств массовой информации, сетей связи общего пользования, в целях недопущения их использования для осуществления экстремистской деятельности, а также — установить постоянное взаимодействие с территориальными подразделениями Роскомнадзора [4].

При выявлении информационных материалов экстремистского характера прокурорам предписано указанным приказом обеспечивать проведение соответствующих исследований и судебных экспертиз и при наличии положительных экспертных заключений своевременно решать вопрос о направлении в суды заявлений об установлении наличия в информационных материалах признаков экстремизма и признании их экстремистскими.

Так, существует 2 способа ограничения доступа к экстремистским материалам, выявленным прокуратурой: судебный и внесудебный.

В связи с наделением Генеральной прокуратуры РФ в 2014 году полномочиями по направлению в Роскомнадзор требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам экстремистского характера, в прокуратуры всех уровней поступают многочисленные интернет-обращения граждан об удалении из сети Интернет экстремистских материалов.

Так, например, в Роскомнадзор направлено 115 требований об ограничении доступа к интернет-ресурсам экстремистского и террористического характера. Заблокирован доступ к 9,5 тысячам сайтов, с 54 тысяч противоправная информация удалена.

Принятыми мерами заблокированы сайты таких террористических организаций, как: «Исламское государство», «Кавказ-центр», а также сайты, имеющие отношение к распространению ложной информации касаемо вооруженных сил РФ. Посредством данных сайтов распространялись идеи радикального ислама, призывы к террористическим актам, экстремизму и свержению власти [8].

Кроме того, в последнее время наблюдается активизация внутренних структур страны, так как из-за неблагоприятной обстановки на мировой арене имеет место пропаганда экстремистской идеологии через сети «Интернет», которая в большей степени влияет на молодежь в России, что может привести к волнениям и митингам. Учитывая изложенное, органами прокуратуры организована работа по выявлению и пресечению распространения в сети «Интернет» призывов к участию в таких мероприятиях.

Однако, на данный момент, существует такая проблема, как отсутствие у государственных органов достаточных правовых оснований для того, чтобы противодействовать экстремистской деятельности в сети «Интернет» и своевременно предотвращать использование виртуального пространства для экстремистских целей. В данном случае, справедливо считать, что во многом данная проблема обусловлена непосредственно экстерриториальным характером сети «Интернет» [1].

Исходя из вышесказанного, функцией прокуратуры становится организация правового мониторинга опасностей и угроз национальным интересам РФ, составной частью которого должны быть все реально существующие виды политического, национального и религиозного экстремизма. Результаты систематического мониторинга следует применять в целях согласования и взаимодействия субъектов противодействия экстремизму и терроризму, а также при разработке предложений по улучшению системы мер обеспечения законности в области противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

Литература:

  1. Нечевин, Д. К. Противодействие экстремизму в глобальной сети «Интернет» / Д. К. Нечевин, В. В. Баранов. — Текст: непосредственный // Административное право и процесс. — 2022. — № 2. — С. 24–25.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 24 мая 1996 г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 20 декабря 2001г.: по состоянию на 01.01.2023. — Текст: электронный //: [Консультант Плюс] (дата обращения 01.01.2023г.).
  4. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.11.2009 № 362. — Текст: электронный //: [консультант плюс] // (дата обращения 27.12.2022г.)
  5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf (дата обращения: 06.01.2023г.).
  6. Официальный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 27.12.2022г.).
  7. Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 24.12.2022г.).
  8. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций URL: https://eais.rkn.gov.ru (дата обращения: 07.01.2023г.).
Основные термины (генерируются автоматически): экстремистская направленность, Генеральная прокуратура РФ, орган прокуратуры, Россия, РФ, террористический характер, экстремистская деятельность, экстремистский характер, Генеральный прокурор РФ, местное самоуправление.


Ключевые слова

экстремизм, прокуратура

Похожие статьи

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом | Статья в журнале...

Юрковский, А. В. Роль международно-правовых отношений в процессе функционирования политических систем в странах Северо-Восточного азиатского региона / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об...

Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять надзор за соблюдением

Также установлено, что органы прокуратуры в пределах своей компетенции должны

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлено, что руководство компании

Генеральной прокуратурой России приняты меры в связи с действиями компании Meta Platforms Inc...

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский ин-т повышения

— Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании

Органы, не перечисленные в статье 21, например, Правительство Российской Федерации не

В приказе Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за

Также в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 прокурору...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

 В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и практика данного вида надзора. Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, законодательство, терроризм.

Борьба с религиозно-экстремистской преступностью как...

 В настоящем исследовании автор предпринимает попытку сформулировать определение понятия борьбы с религиозной экстремистской преступностью, а также место прокуратуры Российской Федерации в борьбе с религиозно-экстремистской преступностью.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение

собой форму политической деятельности [8]. В ч. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ под

Основы конституционного строя России закреплены в Конституция РФ в которой определяются

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации при общем снижении количества...

экстремистская деятельность, массовая информация...

Для предотвращения этой деятельности органами прокуратуры Российской Федерации уделяется

4. Приказ ГП РФ № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением

массовая информация, Российская Федерация, письменная форма, экстремистская

Для эффективной борьбы с экстремистской и террористической деятельностью в...

Деятельность органов прокуратуры СССР и Российской...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской. Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Преступления экстремистской направленности: понятие...

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о

На практике для эффективности борьбы с экстремизмом Генеральная прокуратура РФ и

молодежная среда, экстремистская деятельность, Российская Федерация, орган, местное

УК РФ, экстремистская направленность, деяние, преступление, мотив ненависти...

Похожие статьи

Роль прокуратуры в борьбе с экстремизмом | Статья в журнале...

Юрковский, А. В. Роль международно-правовых отношений в процессе функционирования политических систем в странах Северо-Восточного азиатского региона / А. В. Юрковский; Иркутский юридический ин-т (фил.), Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об...

Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять надзор за соблюдением

Также установлено, что органы прокуратуры в пределах своей компетенции должны

Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлено, что руководство компании

Генеральной прокуратурой России приняты меры в связи с действиями компании Meta Platforms Inc...

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

Генеральная прокуратура Российской Федерации, Иркутский ин-т повышения

— Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2013.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании...

Взаимодействие прокуратуры РФ и СМИ: проблемы и перспективы.

Место прокуратуры Российской Федерации...

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Я. Чайка на расширенном заседании

Органы, не перечисленные в статье 21, например, Правительство Российской Федерации не

В приказе Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за

Также в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 22.10.2009 № 339 прокурору...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства...

 В статье рассматривается деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и практика данного вида надзора. Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, законодательство, терроризм.

Борьба с религиозно-экстремистской преступностью как...

 В настоящем исследовании автор предпринимает попытку сформулировать определение понятия борьбы с религиозной экстремистской преступностью, а также место прокуратуры Российской Федерации в борьбе с религиозно-экстремистской преступностью.

Экстремизм как угроза государственной целостности Российской...

1) деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение

собой форму политической деятельности [8]. В ч. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ под

Основы конституционного строя России закреплены в Конституция РФ в которой определяются

По данным Генеральной Прокуратуры Российской Федерации при общем снижении количества...

экстремистская деятельность, массовая информация...

Для предотвращения этой деятельности органами прокуратуры Российской Федерации уделяется

4. Приказ ГП РФ № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением

массовая информация, Российская Федерация, письменная форма, экстремистская

Для эффективной борьбы с экстремистской и террористической деятельностью в...

Деятельность органов прокуратуры СССР и Российской...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской. Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Преступления экстремистской направленности: понятие...

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о

На практике для эффективности борьбы с экстремизмом Генеральная прокуратура РФ и

молодежная среда, экстремистская деятельность, Российская Федерация, орган, местное

УК РФ, экстремистская направленность, деяние, преступление, мотив ненависти...

Задать вопрос