Преодоление фобии еды у ребенка с РАС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Букаева, Л. Н. Преодоление фобии еды у ребенка с РАС / Л. Н. Букаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 445-446. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98806/ (дата обращения: 19.04.2024).



Мальчик поступил в группу в возрасте 12 лет. Наблюдался категорический отказ от еды. Когда все дети садились за стол, он уходил в другую комнату. При попытке предложить ему еду кричал, убегал, прятался под стол, в домик. Из анамнеза известно, что после введения прикорма в 4 месяца ел мало, постоянно срыгивал, а с 7 месяцев до 3 лет после каждого приема пищи была обильная рвота.

Просмотр видеозаписи и посещение ребенка дома позволили увидеть признаки оральной защитной реакции:

– избирательное отношение к структуре пищи (ест только мягкую и пюреобразную);

– ограниченный набор продуктов: каша (манная, рисовая, протертая и только темного цвета с добавлением какао), картофельное пюре, котлета из курицы и индейки, вода;

– отказ проделывать любые манипуляции с зубами и ротовой полостью.

Ясно просматривались проблемы сенсорного восприятия: нервничает и кричит при прикосновении к разным материалам, отрицательно реагирует на прикосновение к мокрому, липкому, цветным пятнам, испачканные руки, одежду.

Определенный ритуал еды:

– на кухне должен быть один;

– на столе только личная тарелка и ложка с длинной тонкой ручкой, чашка с водой и планшет;

– отсутствие яркого света, полумрак.

Знакомство с опытом работы по вопросам преодоления фобии еды и собственный опыт позволили определить основные принципы работы:

  1. Установка доверительных отношений.
  2. Никогда не заставлять ребенка делать что-либо насильно.
  3. Проявлять гибкость и умение подстроиться под ребенка.
  4. Сохранять спокойствие и поддерживать ребенка во всем.
  5. Включение в работу мамы для продолжения работы дома.

План работы:

  1. Работа по сенсорной интеграции с использованием Монтессори-материалов и упражнений.

1) Упражнения в «сухой» зоне : игры с разными крупами руками, пересыпание разными ложками, просеивание манки и фасоли. Вначале занятия были не более 30 секунд, нервничал, убегал. Постепенно стал наблюдать, как это делаю я. После моего ухода стал повторять упражнения, затем в моем присутствии. Постепенно время занятия увеличивалось до 10–15 минут и стало доставлять ему удовольствие.

2) Упражнения в «мокрой» зоне :

– перекладывание шариков в воде руками, пинцетом, ситечком;

– купание куклы;

– стирка тряпочки;

– взбивание пены венчиком.

  1. Формирование бытовых компетенций. Упражнения в практической жизни со столовыми приборами:

– пересыпание круп из кувшина в кувшин, из плошки в плошку ложкой;

– переливание воды из кувшина в кувшин, из кувшина в чашку, через воронку, пипеткой;

– резка ножом соленого теста, накалывание кусочка вилкой;

– чистка моркови и огурцов безопасным ножом;

– разогревание еды педагогу и детям в микроволновке;

– приготовление чая и кофе.

  1. Столкновение с продуктами в игровой деятельности.

Предложение «Покорми куклу, меня, Ксюшу», пытаясь заразить его переживаниями от своих ощущений: «Какая вкусная клубника!». Таким образом старалась сделать еду привлекательной пока что в воображаемом плане. Поощрение использования столовых приборов во время игры: кормить куклу ложкой, поить из чашки, резать ножом овощи и фрукты на липучках.

  1. Привлечение внимания ребенка к еде:

– еда в присутствии ребенка. Вначале очень негативная реакция: кричал, убегал, затем стал отодвигать меня с едой. Постепенно к моему присутствию стал относиться спокойно, даже если я кормлю ребенка, сидящего напротив него. Но как только ребёнок поел, уносит его посуду и убирает мой стул.

  1. Изобразительная и продуктивная деятельность:

– рисование руками, тычком, кисточкой, шариками на бумаге, кафеле в ванной комнате;

– лепка их пластилина, солёного теста;

– аппликация с помощью скотча, фольги, бумажных салфеток, бумаги разной фактуры.

  1. Привлечение к бытовой деятельности, связанной с питанием:

– получение пищи на кухне (нести хлеб сначала в ёмкости, затем в руках);

– накрывать на стол себе и детям;

– наливать детям компот из кувшина в чашки;

– наливать первое половником, ставить тарелку детям на стол;

– раскладывать хлеб, фрукты, зефир, вафли;

– помогать убирать грязные тарелки;

– счищать с тарелок остатки пищи;

– вытирать стол тряпочкой;

– греть еду в микроволновке.

Через 2 года кропотливой и ежедневной работы мама принесла из дома кашу. На моё предложение поесть мальчик положил салфетку на самостоятельно выбранное место за столом, принес кувшин с водой и чашку, погрел кашу в микроволновке, ел 30 минут (дома ест от 45 минут до 1,5 часов). Постепенно время приема пищи сократилось до 10–15 минут. Сам отнес плошку на кухню. Самое главное — сидел за столом вместе с детьми. Дома маме не разрешает присутствовать на кухне.

Ежедневно мальчик обедал в группе при соблюдении ритуала:

– сам утром приносит еду в пакете, ставит на кухню;

– накрывает на стол: салфетка, кувшин, чашка, ложка, плошка с едой;

– разогревает еду в микроволновке;

– убирает свою плошку в пакет, который забирает домой.

План дальнейшей работы:

  1. Продолжать работу по сенсорной интеграции.
  2. Постепенно менять ложку, тарелку по внешнему виду и качеству.
  3. Переложить кашу из плошки в тарелку.
  4. Накрывать на стол детям, педагогу и маме дома.
  5. Привыкание к новой еде:

– дотронуться до продукта;

– взять продукт в руки, понюхать;

– вносить крошечные изменения в уже привычные блюда (каша более светлого цвета, каша другого вида);

– на глазах ребенка пробовать новое блюдо;

– использовать тарелку с делениями (в одном делении привычная каша коричневого цвета, в другом, такая же, но чуть светлее. Ребенку не обязательно её трогать, достаточно, что он позволил непонятной еде находиться рядом с привычной);

– педагог сидит напротив ребенка и как бы нечаянно кладет кусочек своего бутерброда ему на салфетку или на кашу. При негативной реакции извиняется;

– смешивание новой и любимой пищи (10:90);

– заваривать чай педагогу, греть ему еду в микроволновке, ставить на стол (набор продуктов менять);

– приготовление самого простого бутерброда: хлеб, огурец, колбаса, зелень;

– угощать детей и взрослых бутербродами, фруктами без кожуры, сладостями без обертки;

– привлекать к приготовлению пищи дома (насыпать крупу, сахар);

– постепенно менять структуру пищи, вводить «смешанные» блюда.

  1. Использовать игры с едой без каких-либо упоминаний о том, что ее надо в итоге съесть (трогать, дуть, нюхать, рассматривать).
  2. Там, где это возможно, позволить ребенку самому выбирать: ложку, налить сок или воду, блюда. Выбор из двух вариантов — оптимальное решение.
  3. Все изменения должны вводиться одновременно в группе и дома.
  4. Не забывать хвалить ребенка, показывать, что я в восторге от каждой, даже самой крошечной его победы.

Большинство поставленных задач были решены успешно. Мальчик даже стал есть свою еду в столовой во время пребывания в санатории, в кафе аэропорта, в гостях. В общественных местах и в транспорте стал спокойно реагировать на употребляющих пищу людей.

Четырехлетний опыт работы с ребенком показал, что решение проблем с приемом пищи — это не забег на короткую дистанцию, а длинный марафон, где нет единственного верного пути! Путь каждого уникален. Важно включить интуицию, чувствовать малейшие изменения в ребенке, уважать его чувства и самое главное — получать удовольствие от столь трудного процесса.

Литература:

  1. Стивен Шор. За стеной личный опыт: аутизм и синдром Аспергера.-М.: Наш солнечный мир, 2014.
  2. Каган В. Е. Аутизм у детей — 2-е изд., доп.-М.: Смысл, 2020.
  3. Богдашина Ольга. Вопросы коммуникации при аутизме и синдроме Аспергера.-М.; Наш солнечный мир, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, еда, кувшин, стол, мое присутствие, негативная реакция, прием пищи, сенсорная интеграция, соленый тест, структура пищи.


Похожие статьи

Значение использования методов сенсорной интеграции...

Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия

С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми... Освещаются игровые приемы и...

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью...

Значение использования методов сенсорной интеграции... сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система, окружающий мир, речевое развитие, сенсорная информация, дошкольный возраст, нарушение речи, сенсорное развитие детей.

Формирование основ культуры питания у детей старшего...

 В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного

В работе с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи

(«Перед едой нужно мыть руки с мылом», «Есть продукты, полезные для здоровья» и т. д.)

В этой игре детям предлагается накрыть на стол для разных случаев: «Чаепитие», «Обед», «Праздничный...

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы...

Все это в комплексе ведет к тому, что ребенок проявляет негативные эмоциональные

такого ребенка; возникают проблемы социальной адаптации при пребывании ребенка в детском

— Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции с родителями в качестве

Сенсорная интеграция в той или иной степени страдает у всех детей с особенностями...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Библиографическое описание: Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего...

Во время кормления детей они начинают включать телевизор (чаще всего с мультфильмами).

Это может повторяться каждый день, во время всех приемов пищи.

В рамках нашего исследования сенсорная стимуляция в виде мультипликации побуждает детей поглощать пищу.

Ребенок может отказываться от нелюбимой еды любимого персонажа.

пищевое поведение, прием пищи, еда, пищевое поведение...

Контроль стимулов, предшествующих приему пищи. Следует выявлять и устранять провоцирующие еду стимулы: легкодоступные запасы сладостей, высококалорийной еды. Следует ограничивать количество подобных продуктов в свободном для клиента доступе.

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

Особенности сенсорного развития детей в младенческом возрасте заключаются в том, что

Возможность физически общаться со своим окружением не меньше, чем им нужна еда и родительская

Адаптивные реакции усложняются, и каждый из них расширяет возможности ребенка к

Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж.

Похожие статьи

Значение использования методов сенсорной интеграции...

Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия

С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом.

1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.

Включение компьютерных технологий в работу с детьми... Освещаются игровые приемы и...

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью...

Значение использования методов сенсорной интеграции... сенсорная интеграция, игра, ребенок, нервная система, окружающий мир, речевое развитие, сенсорная информация, дошкольный возраст, нарушение речи, сенсорное развитие детей.

Формирование основ культуры питания у детей старшего...

 В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного

В работе с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи

(«Перед едой нужно мыть руки с мылом», «Есть продукты, полезные для здоровья» и т. д.)

В этой игре детям предлагается накрыть на стол для разных случаев: «Чаепитие», «Обед», «Праздничный...

Сенсорная интеграция у взрослых в контексте работы...

Все это в комплексе ведет к тому, что ребенок проявляет негативные эмоциональные

такого ребенка; возникают проблемы социальной адаптации при пребывании ребенка в детском

— Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции с родителями в качестве

Сенсорная интеграция в той или иной степени страдает у всех детей с особенностями...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Библиографическое описание: Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием — последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Основная задача сенсорного развития детей младшего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего...

Во время кормления детей они начинают включать телевизор (чаще всего с мультфильмами).

Это может повторяться каждый день, во время всех приемов пищи.

В рамках нашего исследования сенсорная стимуляция в виде мультипликации побуждает детей поглощать пищу.

Ребенок может отказываться от нелюбимой еды любимого персонажа.

пищевое поведение, прием пищи, еда, пищевое поведение...

Контроль стимулов, предшествующих приему пищи. Следует выявлять и устранять провоцирующие еду стимулы: легкодоступные запасы сладостей, высококалорийной еды. Следует ограничивать количество подобных продуктов в свободном для клиента доступе.

Психофизиологические аспекты сенсорной интеграции у детей

Особенности сенсорного развития детей в младенческом возрасте заключаются в том, что

Возможность физически общаться со своим окружением не меньше, чем им нужна еда и родительская

Адаптивные реакции усложняются, и каждый из них расширяет возможности ребенка к

Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж.

Задать вопрос