Проблемы правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Кяшкина, А. А. Проблемы правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы / А. А. Кяшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 298-299. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98790/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор проводит обзорный анализ проблем и противоречий правового регулирования статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы. Делается вывод о необходимости скорейшего совершенствования правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: сотрудник уголовно-исполнительной системы, правовой статус сотрудника уголовно-исполнительной системы.

В обосновании актуальности темы исследования необходимо отметить, что сотрудники уголовно-исполнительной системы занимают центральную позицию в реализации целей уголовных наказаний в Российской Федерации. Вместе с тем, их правовой статус не всегда позволяет им эффективно достигать данных целей.

Так, одним из важных проблем в правовом статусе сотрудника уголовно-исполнительной системы является недостаточные гарантии безопасности сотрудников. С. В. Комаров справедливо отмечает, что «основные факторы, негативно влияющие на безопасность функционирования ИУ, среди которых названы различные заболевания у осужденных: психические расстройства — 40,77 %; активный туберкулез — 55,96 тыс.; ВИЧ-инфицированные — 55,96 тыс., вирусный гепатит — 42,47 тыс. Практическая деятельность медицинских служб в направлении обеспечения безопасности сотрудников заключается в том, чтобы своевременно выявить таких лиц и принять соответствующие меры. Особую опасность представляет риск заражения сотрудников исправительных учреждений в связи с тем, что не всегда заблаговременно известно, что у осужденного имеется заболевание. Осужденный, только прибыв для отбывания наказания, контактирует с различными сотрудниками. Так, например, осужденные проходят оформление в отделе специального учета осужденных и подвергаются обыску силами дежурной смены. В результате осужденный с наличием заразных заболеваний, которые своевременно не были обнаружены, может заразить сотрудников учреждения и других осужденных. В исправительных учреждениях содержится много осужденных, больных наркоманией, туберкулезом, ВИЧ-заболеваниями» [1].

С. И. Гирько утверждает, что «центральное место среди основных функций УИС в формате досудебного судопроизводства, безусловно, должно определяться ее правовым положением органа дознания, обладающего всей необходимой полнотой уголовно-процессуальных полномочий. Именно так это обстоит с компетенцией федеральных органов исполнительной власти, обладающих уголовно-процессуальным статусом, закрепленным в ч. 3 ст. 151 УПК РФ: органов внутренних дел (п. 1 ч. 3), пограничных органов ФСБ России (п. 3 ч. 3), органов Федеральной службы судебных приставов (п. 4 ч. 3), таможенных органов (п. 9 ч. 3), органов государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (п. 6 ч. 3). Сложившееся правовое положение как самой уголовно-исполнительной системы, так и ее отдельных должностных лиц в уголовном судопроизводстве Российской Федерации является собирательным, а потому достаточно размытым. Никаким единым законодательным актом, в том числе ведомственным, этот статус в настоящее время не регламентирован. В отличие от иных органов дознания, перечисленных выше и имеющих достаточно подробную регламентацию в специальных нормах Кодекса, УПК РФ относит ФСИН России к числу органов дознания исключительно как иной орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (подп. 1 п. 1 ст. 40). Право же ФСИН России на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как известно, закреплено в п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Ни в одной из норм УПК РФ, помимо упомянутых, формирующих правовое положение органа дознания, дознавателя, предметную и видовую подследственность по уголовным делам, подведомственных УИС, как органа дознания, иные полномочия по осуществлению досудебного производства, ни ФСИН России, ни должностные лица и органы федеральной службы не упоминаются» [2].

П. Н. Казберов выделяет следующие проблемы правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы:

«— неполная правовая защищенность пенитенциарных психологов от необъективных и несправедливых обвинений правозащитников, адвокатов и спецконтингента;

— неопределенность категории «иные лица» в п. 6.1 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ);

— отсутствие правового закрепления необходимости работы осужденного лица по психокоррекционным программам (с психологом), как основания для предоставления осужденным условно-досрочного освобождения, изменения им условий отбывания наказания;

— правовая неопределенность в определении основных видов психологической работы (психолога), видов оказания психологической помощи спецконтингенту;

— незакрепленность обязательной первоначальной психодиагностической работы с вновь прибывшими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в карантинном отделении;

— оценка степени риска рецидива в случае предоставления условно-досрочного освобождения осужденному;

— непризнание (в УИК РФ) психологической работы как одного из основных средств исправления осужденных» [3].

С. В. Кулакова и Н. А. Цветкова обращают внимание на тот факт, что «профессиональная деятельность пенитенциарных сотрудников в значительной степени определяется предрасположенностью сотрудников к овладению профессиональными компетенциями, формирующимися путем накопления специализированных знаний, развития умений, созданию навыков и готовностью к их реализации в условиях деятельности пенитенциарных учреждений (ПУ). В целях дальнейшего совершенствования работы нами предлагается в целях модернизации кадровой работы, повышения ее эффективности внедрение в нее идеи карьерного клиринга. Под карьерным клирингом понимается система мер динамического согласования компетенций сотрудника с требованиями наличной или предстоящей профессионально-должностной позиции. Это означает, что кадровые работники с помощью психологов стремятся найти для вакантной должности сотрудника с оптимальными личностными свойствами, а кандидат со своей стороны выбирает из некоторого числа более приемлемых должностных позиций такую, которая в большей степени соответствует его компетентности и актуальным потребностям. При этом обе стороны проявляют равную степень активности. Для создания системы карьерного клиринга потребуется наличие социально-психологического паспорта каждого реального и потенциального сотрудника (персонограммы, отражающей его компетентность и потенциалы развития), наличие профессиограммы каждого рабочего места, в которой отражен характер должностной позиции, обучение на курсах повышения квалификации по карьерному клирингу психологов и кадровых работников ПУ» [4].

Таким образом, правовой статус сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждается в дальнейшем ее совершенствовании с целью обеспечения соответствия современным реалиям общественных отношений.

Литература:

1. Комаров С. В. Организация деятельности отделов и служб исправительных учреждений по обеспечению безопасности сотрудников // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 7. — С. 97–105.

2. Гирько С. И. О проблемах правового положения Федеральной службы исполнения наказаний и должностных лиц уголовно-исполнительной системы в уголовном судопроизводстве // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2017. — № 5. — С. 33–38

3. Казберов П. Н. О некоторых аспектах и результатах работы по теоретико-концептуальному обеспечению функционирования психологической службы ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2022. — № 5. — С. 19–23.

4. Кулакова С. В., Цветкова Н. А. Определение критериев профессиональной пригодности кандидатов на службу в отделы воспитательной работы с осужденными пенитенциарных учреждений ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2022. — № 3. — С. 37–40.

Основные термины (генерируются автоматически): уголовно-исполнительная система, РФ, карьерный клиринг, оперативно-розыскная деятельность, осужденный, правовой статус сотрудника, Россия, исполнительная власть, психологическая работа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

Права и обязанности сотрудников УИС вытекают из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1, 3 УИК РФ, глава 2 УИК РФ) и образуют их правовой статус, то есть комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности, установленных правовыми нормами.

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 197-ФЗ к поведению сотрудника уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей, а также в свободное от работы время устанавливаются определенные требования. Сотрудник обязан

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

РФ, Россия, Российская Федерация, оперативно-розыскная деятельность, орган, орган дознания, уголовно-исполнительная система, исполнительная власть, полномочие, Федеральная служба исполнения наказаний.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах...

И тем самым на вновь принятого сотрудника возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, кроме того предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации [2].

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

Служба в уголовно-исполнительной системе как правовой институт представляет собой систему

В Конституции РФ закреплены правовые основы государственной службы в целом, которые

Правовой статус сотрудников органов, исполняющих наказание, регулируется и другими

Итак, в соответствии с п. «О» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное...

Организация и правовые основы функционирования...

Ключевые слова: служба в уголовно-исполнительной системе, правовой статус Федеральной службы

1) Административно-правовые акты, oпределяющие правовой статус и служебные связи

2) специальные правовые акты по направлениям деятельнoсти ФСИН.

− Закон РФ N 5473–1 «Об учреждениях и органах, испoлняющих угoловные наказания в виде лишения...

Правовое положение осужденных | Статья в журнале...

Уголовно-исполнительный кодекса РФ резюмирует «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и

Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации.

Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от.

правовой статус осужденного, Российская Федерация, РФ, свобода, лишение свободы.

Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере...

Персонал пенитенциарной системы — это совокупность граждан Российской Федерации

- не создана эффективная система привлечения и отбора кандидатов на службу

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее УИС)

Таким образом, особенность правового статуса сотрудников УИС состоит в том, что до сих пор не...

Понятие и сущность гражданско-правового статуса сотрудников...

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают гражданско-правовым

правовые гарантии неприкосновенности предоставляются сотрудникам УИС и членам их

Законодатель, регулируя гражданско-правовой статус сотрудников УИС, не предусмотрел

Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2019. С. 57–59.

РФ, уголовно-исполнительное законодательство...

Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную

Некоторые осужденные, ссылаясь на Конституцию РФ (ст. 37 провозглашает, что труд

В ч.3 ст. 3 УИК РФ закреплена норма, согласно которой уголовно-исполнительное

17. Добрынина М. Л. «Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы»...

Похожие статьи

Правовой статус сотрудника УИС | Статья в журнале...

Права и обязанности сотрудников УИС вытекают из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1, 3 УИК РФ, глава 2 УИК РФ) и образуют их правовой статус, то есть комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности, установленных правовыми нормами.

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

Часть 1 ст. 13 Федерального закона № 197-ФЗ к поведению сотрудника уголовно-исполнительной системы при исполнении служебных обязанностей, а также в свободное от работы время устанавливаются определенные требования. Сотрудник обязан

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

РФ, Россия, Российская Федерация, оперативно-розыскная деятельность, орган, орган дознания, уголовно-исполнительная система, исполнительная власть, полномочие, Федеральная служба исполнения наказаний.

Правовые основы и особенности прохождения службы в органах...

И тем самым на вновь принятого сотрудника возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, кроме того предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации [2].

Правовое регулирование службы в уголовно-исполнительной...

Служба в уголовно-исполнительной системе как правовой институт представляет собой систему

В Конституции РФ закреплены правовые основы государственной службы в целом, которые

Правовой статус сотрудников органов, исполняющих наказание, регулируется и другими

Итак, в соответствии с п. «О» ст. 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное...

Организация и правовые основы функционирования...

Ключевые слова: служба в уголовно-исполнительной системе, правовой статус Федеральной службы

1) Административно-правовые акты, oпределяющие правовой статус и служебные связи

2) специальные правовые акты по направлениям деятельнoсти ФСИН.

− Закон РФ N 5473–1 «Об учреждениях и органах, испoлняющих угoловные наказания в виде лишения...

Правовое положение осужденных | Статья в журнале...

Уголовно-исполнительный кодекса РФ резюмирует «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и

Минязева Т. Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации.

Согласно ст. 56 УК РФ лишение свободы заключается в изоляции осужденного от.

правовой статус осужденного, Российская Федерация, РФ, свобода, лишение свободы.

Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере...

Персонал пенитенциарной системы — это совокупность граждан Российской Федерации

- не создана эффективная система привлечения и отбора кандидатов на службу

Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее УИС)

Таким образом, особенность правового статуса сотрудников УИС состоит в том, что до сих пор не...

Понятие и сущность гражданско-правового статуса сотрудников...

Сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают гражданско-правовым

правовые гарантии неприкосновенности предоставляются сотрудникам УИС и членам их

Законодатель, регулируя гражданско-правовой статус сотрудников УИС, не предусмотрел

Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. 2019. С. 57–59.

РФ, уголовно-исполнительное законодательство...

Уголовно-исполнительный кодекс РФ провозглашает право осужденных на личную

Некоторые осужденные, ссылаясь на Конституцию РФ (ст. 37 провозглашает, что труд

В ч.3 ст. 3 УИК РФ закреплена норма, согласно которой уголовно-исполнительное

17. Добрынина М. Л. «Государственно-правовой статус осужденных к лишению свободы»...

Задать вопрос