Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Утратов, И. В. Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области / И. В. Утратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98774/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье получили свое отражение тенденции развития муниципального образования с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития, рассмотрены показатели исполнения бюджета, оценка реализации муниципальных программ, динамика демографических показателей, оценка доходов населения и др., что позволило выявить ряд проблем: низкий уровень доходов населения; недостаточная конкурентоспособность продукции; недостаточная инвестиционная привлекательность экономики Белогорского муниципального округа Амурской области.

Ключевые слова: социально-экономический анализ муниципального образования, динамика занятости населения, миграционная политика, демографические показатели.

Социально-экономическое развитие подразумевает сложный, поступательный переход или преобразование общественного производства посредством определенных механизмов в результате взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Социально-экономическое развитие регионов — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Категория «социально-экономическое развитие региона» предполагает наличие «собственных характеристик и тенденций регионального развития, соответствующих современным требованиям… формируется под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов, определяющих тенденции его развития» [3]. Так, к внешним факторам относят зависимость от решений, принимаемых на федеральном уровне (например, «политические, правовые, хозяйственные…»), а к внутренним — «возможности и внутренние резервы, которые могут быть использованы для достижения наилучших результатов в социально-экономическом развитии» — например, «условия среды (климат, рельеф) и обеспеченность территории природными ресурсами», «Уровень технологического развития», «Социальные условия существования общества…», «Инновационный, инвестиционный, ресурсный, производственный, кадровый потенциал региона» [1].

Белогорский муниципальный округ — муниципальное образование Амурской области с центром в городе Белогорске, сам город при этом в округ не входит, являясь отдельным муниципальным образованием Амурской области.

Численность постоянного населения Белогорского муниципального округа на 01 января 2022 года составила 16 282 человека. За 2021 год жителей округа стало меньше на 511 человек, или на 3,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Общее снижение численности населения на 35,4 % обусловлено естественной убылью населения и на 64,6 % миграционным оттоком.

Развитие реального сектора экономики должно способствовать созданию условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечению достойного качества жизни населения.

Изменилась ситуация и на рынке труда. В связи с преодолением негативных последствий распространения коронавирусной инфекции и снижением миграции населения, уровень регистрируемой безработицы по итогам 2021 года снизился и составил 1,7 %.

В рамках создания для нуждающихся семей или граждан условий по выходу из бедности, стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации Правительством Амурской области в марте 2021 года утвержден порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Одной из основных составляющих формирования условий и предпосылок для устойчивого экономического роста является состояние бюджетной системы муниципального округа. В целом доходная часть бюджета муниципального округа в 2021 году исполнена на 93,3 %, что составило 1419,4 млн. рублей.

Расходы бюджета муниципального округа в 2021 году составили 1437,1 млн. рублей. В 2021 году в бюджете Белогорского муниципального округа осуществлены расходы, в рамках 11 муниципальных программ, объем которых составил 1372,3 млн. руб. или 95,5 % общего объема расходов и выше программных расходов 2020 года (913,9 млн. рублей) на 50,2 %.

Бюджет Белогорского муниципального округа за 2021 год исполнен с дефицитом в сумме 17,6 млн. рублей. По состоянию на 01.01.2022 г. задолженность районного бюджета перед областным бюджетом по бюджетному кредиту составила 2,6 млн. рублей (срок погашения — 2022 год).

Важнейшим фактором устойчивой стабилизации производства и обновления основных фондов является наращивание инвестиций в основной капитал, который характеризует уровень экономического развития территории, а также деловую активность бизнеса. Основным направлением работы по созданию устойчивой социально-экономической ситуации и благоприятного инвестиционного климата на территории Белогорского муниципального округа является реализация политики содействия малому бизнесу.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса в округе являются следующие три направления:

— производство продукции растениеводства и животноводства, их переработкой занимаются 32,4 % из общего числа индивидуальных предпринимателей — глав крестьянских (фермерских) хозяйств;

— организация розничной торговли и общественного питания — 36,4 % (в том числе 2 закусочные расположены на федеральной трассе «Чита — Хабаровск»);

— оказанием прочих услуг: бытовых, строительных — 32,1 %.

В целях улучшения условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в округе разработана и утверждена муниципальная программа «Экономическое развитие Белогорского муниципального округа», в рамках которой 6 субъектов МСП получили субсидии на общую сумму 1,3 млн. рублей по следующим направлениям:

— Субсидии по возмещению части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), а также реализации сельскохозяйственной продукции.

— Субсидии по возмещению части затрат, связанных с приобретением, ремонтом нежилых помещений, также приобретением строительных материалов.

Учитывая транспортно-географическое положение, наличие трудовых и природных ресурсов приоритетными направлениями инвестирования являются: сельскохозяйственное производство, промышленность, жилищное строительство.

В 2021 году объем инвестиций в основной капитал по предприятиям и организациям всех форм собственности составил 720,0 млн. рублей, темп роста по отношению к 2020 году составил 47 %. В том числе:

— 230,0 млн. рублей, или 47 % привлеченных инвестиций в экономику округа, было направлено развитие сельского хозяйства (строительство складских помещений, приобретение современной сельскохозяйственной техники);

— 490,0 млн. рублей — проведение Белогорской дистанцией пути — филиала ОАО «РЖД» капитального ремонта одного пути протяженностью 6 км по направлению «Возжаевка — Поздеевка».

В настоящее время на территории муниципального округа реализуется 4 инвестиционных проекта в сфере сельского хозяйства, планируется к реализации еще 6 проектов.

В рамках национального проекта «Образование» продолжилась реализация 3 региональных проектов:

— «Современная школа» — открытие центра естественно-научного профиля «Точка роста» на базе МОАУ СОШ с. Никольского;

— «Цифровая образовательная среда», в рамках которого образовательные организации сел Возжаевки, Васильевки, Пригородного, Никольского, Лохвицы получили по 28 ноутбуков и 1 многофункциональный центр;

— «Успех каждого ребенка» — приобретение спортивного инвентаря для МОАУ СОШ № 2 с. Возжаевки (направлено 493,7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 464,5 тыс. руб., областного бюджета 14,4 тыс. руб., местного 14,8 тыс. руб.).

В рамках национального проекта «Демография» стартовала реализация регионального проекта «Спорт — норма жизни», в рамках которого в 2021 году началось строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в с. Возжаевка (освоено бюджетных средств 20826,8 тыс. руб., в том числе федерального бюджета — 17797,9 тыс. руб., областного — 2820,6 тыс. руб., муниципального — 208,3 тыс. руб.). В 2021 году все строительные и монтажные работы завершены.

Кроме этого, на территории муниципального образования продолжилась реализация национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», за период реализации которого 47 социально-значимых объекта округа были подключены к высокоскоростному интернету.

К 2024 году планируется рост показателей в сфере физической культуры и спорта за счет введения в эксплуатацию физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в с. Возжаевке, а также малой спортивной площадки ВФСК ГТО в с. Пригородное.

В Белогорском муниципальном округе за 2021 год проводились следующие спортивные мероприятия: проведение лыжных соревнований в рамках массовых лыжных гонок «Лыжня России», проведение спортивных соревнований в рамках соревнований «Кросс наций», проведение муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», участие команды — победителя в региональном этапе, проведение окружных турниров по различным видам спорта, проведение окружных военно-спортивных игр «Зарница», проведение муниципальных этапах фестивалей ВФСК ГТО, участие команды — победителя в региональном этапе, проведение спортивных соревнований в рамках массовых соревнований «Золотая Колосок», «Оранжевый мяч», мероприятие «Окружной флэш-моб «Эй, приятель, посмотри на меня, делай как я!» ко Дню физкультурника» и др.

В числе характерных тенденций социально-экономического развития в 2021 году по сравнению с 2020 годом можно выделить улучшение следующих показателей:

— рост уровня заработной платы по предприятиям, не относящихся к субъектам малого предпринимательства на 5,5 % (до 37 тыс. рублей);

— увеличение количества зарегистрированных предпринимателей на 8 единиц;

— снижение уровня регистрируемой безработицы с 3,2 % до 1,7 %;

— увеличение доходной и расходной части бюджета (на 45,7 % и 51,2 % соответственно);

— рост инвестиций в основной капитал в 2 раза или на 372,8 млн. рублей.

Резюмируя, отметим, что ключевыми проблемами социально-экономического развития Белогорского муниципального округа являются увеличение миграционного оттока населения; превышения смертности над рождаемостью; низкий уровень доходов населения; недостаточная конкурентоспособность продукции; недостаточная инвестиционная привлекательность экономики.

Решение названных проблем должно предопределять действия органов исполнительной власти в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Наличие достаточно плодородных земель сельскохозяйственного назначения, сенокосов и пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период являются хорошей базой для развития агропромышленного комплекса. Белогорский муниципальный округ располагает природными ресурсами в виде песка, глины, и продуктами побочного лесопользования как лечебные травы и грибы. Округ обладает достаточным производственным потенциалом в обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственном производстве, что создает резерв для роста производства промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Литература:

  1. Побирченко, В. В. Факторы устойчивого социально-экономического развития региона, синергия взаимодействия / В. В. Побирченко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2022. — № 4–3. — С. 123–126.
  2. Пономарева, М. А. К вопросу о содержании анализа социально-экономического развития региона / М. А. Пономарева// Вестник РГЭУ РИНХ. — 2015. — № 4(52). — С. 85–92.
  3. Попова, Г. Л. Анализ качества социально-экономического развития региона: понятия и критерии / Г. Л. Попова // Экономический анализ: теория и практика. — 2021. — № 29. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): Белогорский муниципальный округ, Амурская область, муниципальное образование, муниципальный округ, рубль, социально-экономическое развитие, национальный проект, основной капитал, малый бизнес, недостаточная инвестиционная привлекательность.


Ключевые слова

миграционная политика, демографические показатели, социально-экономический анализ муниципального образования, динамика занятости населения

Похожие статьи

Анализ социально-экономического развития Амурской области

муниципальный уровень (прогноз социально-экономического развития

период, бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период).

Плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы.

83 млн. рублей, однако не достигло планового показателя в 72525,38 млн. рублей.

Формирование инвестиционной привлекательности...

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а

высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в

низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений

инвестиционная привлекательность, муниципальное образование, инвестиционный...

Александровский муниципальный округ является ярко...

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное имущество

Социально-экономическое развитие любого муниципального образования зависит в первую очередь от

Да, это повлечет дополнительные расходы из бюджета муниципального округа, но в

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование...

Сравнительный анализ социально-экономического развития...

Дальневосточный федеральный округ, в отличие от остальных федеральных округов, имеет ряд

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область.

В состав ХК входит 19 муниципальных образований, и лишь в двух увеличилась численность

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и...

Социально-экономическое развитие муниципальных...

Социально-экономическое развитие муниципальных образований относится к полномочиям местного самоуправления неслучайно, человеку необходимо удовлетворять свои нужды и потребности, получать социальную поддержку по месту своей работы и жизни.

Современное состояние и направления улучшения...

Несмотря на огромную инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, его развитие тормозится

Активные вложения идут в золотодобывающий бизнес Чукотского автономного округа.

Это обеспечит приток финансирования в будущие проекты и развития субъектов в целом. Инвестиционные проекты и ТОР улучшат и повлияют на развитие Дальнего Востока.

Социально-экономическое развитие...

Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, административно-территориальное образование

Так Калининградская область состоит из 9 муниципальных районов, 6

Таким образом, основная задача данного исследования — изучение демографических, социальных...

Муниципальные финансы как ресурс...

Сабанчина, Г. Б. Муниципальные финансы как ресурс социально-экономического развития территории в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан: формирование, проблемы и пути развития / Г. Б. Сабанчина, Е. Н. Соколова.

Стратегическое планирование в управлении развитием...

 Развитие муниципального образования (МО) в экономической литературе

Сильные и слабые стороны, определяющие направления развития МО [4].

Проект стратегии инвестиционного развития МО «Город Бугуруслан» Оренбургской области.

муниципальное образование, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие...

Похожие статьи

Анализ социально-экономического развития Амурской области

муниципальный уровень (прогноз социально-экономического развития

период, бюджетный прогноз муниципального образования на долгосрочный период).

Плановые и фактические показатели социально-экономического развития Амурской области за 2019–2021 годы.

83 млн. рублей, однако не достигло планового показателя в 72525,38 млн. рублей.

Формирование инвестиционной привлекательности...

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а

высокий уровень дифференциации социально-экономического развития, обусловленный, в

низкая степень муниципального нормотворчества в области инвестиционных отношений

инвестиционная привлекательность, муниципальное образование, инвестиционный...

Александровский муниципальный округ является ярко...

Ключевые слова: муниципальное образование, муниципальное имущество

Социально-экономическое развитие любого муниципального образования зависит в первую очередь от

Да, это повлечет дополнительные расходы из бюджета муниципального округа, но в

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование...

Сравнительный анализ социально-экономического развития...

Дальневосточный федеральный округ, в отличие от остальных федеральных округов, имеет ряд

Дальний Восток, проект, камчатский край, приморский край, сахалинская область.

В состав ХК входит 19 муниципальных образований, и лишь в двух увеличилась численность

В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и...

Социально-экономическое развитие муниципальных...

Социально-экономическое развитие муниципальных образований относится к полномочиям местного самоуправления неслучайно, человеку необходимо удовлетворять свои нужды и потребности, получать социальную поддержку по месту своей работы и жизни.

Современное состояние и направления улучшения...

Несмотря на огромную инвестиционную привлекательность Дальнего Востока, его развитие тормозится

Активные вложения идут в золотодобывающий бизнес Чукотского автономного округа.

Это обеспечит приток финансирования в будущие проекты и развития субъектов в целом. Инвестиционные проекты и ТОР улучшат и повлияют на развитие Дальнего Востока.

Социально-экономическое развитие...

Социально-экономическое развитие административно-территориальных образований как

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, административно-территориальное образование

Так Калининградская область состоит из 9 муниципальных районов, 6

Таким образом, основная задача данного исследования — изучение демографических, социальных...

Муниципальные финансы как ресурс...

Сабанчина, Г. Б. Муниципальные финансы как ресурс социально-экономического развития территории в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан: формирование, проблемы и пути развития / Г. Б. Сабанчина, Е. Н. Соколова.

Стратегическое планирование в управлении развитием...

 Развитие муниципального образования (МО) в экономической литературе

Сильные и слабые стороны, определяющие направления развития МО [4].

Проект стратегии инвестиционного развития МО «Город Бугуруслан» Оренбургской области.

муниципальное образование, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие...

Задать вопрос