Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 10.01.2023

Статья просмотрена: 246 раз

Библиографическое описание:

Богомолова, Е. В. Использование межпредметных связей в школьном курсе информатики / Е. В. Богомолова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 439-441. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98764/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье анализируется использование межпредметных связей в рамках курса информатики и их эффективность в повышении интереса к предмету и знаний обучающихся.

Ключевые слова: межпредметные связи, информатика, образование, преподавание.

Современный этап развития процесса обучения характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Это способствует лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины. Школьная информатика является метадисциплиной, которая объединяет в себе множество других школьных дисциплин посредством обучения обработке информации различного характера.

Прогрессивные педагоги разных эпох и стран подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными предметами для отражения целостной картины природы в голове ученика, для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.

Содержание школьного образования качественно выходит на более высокий уровень при опоре на комплексное использование межпредметных связей в процессе обучения. (рис. 1) [2]:

Возможности межпредметных связей в процессе обучения

Рис. 1. Возможности межпредметных связей в процессе обучения

Информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе, так лишь один раздел «Информация и информационные процессы» интегрируется с такими предметами, как математика, физика, биология, история, филология. К примеру, компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления, а также формируют умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления.

Межпредметные связи школьной информатики с другими школьными предметами реализуется по следующим темам:

Единицы измерения информации

Эта тема связана с предметами: алгебра, физика, геометрия, музыка, ИЗО (графика). По данной теме на уроках решаются задачи подсчета количества информации, кодирования текстовой, графической, звуковой информации, скорость передачи информации через Интернет соединение и т. д.

Информационные процессы

При изучении вопросов хранения информации рассматривают различные способы хранения, в том числе на магнитных и лазерных дисках. Эта тема связана с предметами: математика, физика.

Система счисления

В ходе уроков решаются задачи перевода чисел из одной системы счисления в другие системы счисления. Эта тема связана с дисциплиной математика

Логика и логические операции

Тема связанна с логикой и логическими операциями: дизъюнкция, конъюнкция, инверсия импликация и другие. В данном случае задействованы предметы и факультативные курсы, а также олим-ы по таким предметам: математика, теория вероятности, алгебра логики.

Графические редакторы

В данном случае задействованы предметы: математика, геометрия, ИЗО (графика), история, география, физика. В ходе изучения этой темы решаются задачи, связанные с координатной плоскостью, подсчета количества и кодирования графической информации, рисуем или редактируем готовые рисунки и т. п.

Электронная таблица Excel. Алгоритмизация и программирование

Данная тема может рассматриваться как одно из направлений реализации межпредметных связей математики, информатики, исследовательских работ по английскому языку (с углубленным изучением), физики, геометрии, географии, биологии и других предметов. Создавая программы по линейному, разветвляющемуся, циклическому алгоритму, построения графика функций, нахождение максимальных и минимальных элементов в массивах и т. д. можно решить задачи математического, физического и другого характера задач на компьютере.

Текстовой редактор

В данном случае задействованы предметы: русский язык, английский язык. Формирование навыков набора, редактирования и форматирования текста.

Создание Web-страниц

Эта тема широка и обширна при взаимодействии межпредметных связей: русский язык, английский язык, музыка, ИЗО

В теме «программирование» развиваются некоторые представления о численных методах, формируемых в курсе математики, например: решение нелинейных уравнений

Тема «Редактирование текстовых документов» на уроке ИКТ может быть интегрирована со многими темами по русскому языку, математике. Эта тема способствует улучшению орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре. Примеры заданий, которые могут быть использованы на таком уроке:

— Вставить пропущенные буквы…

— Удалить слова, написанные неправильно (сколькими способами это возможно сделать?) …

— Придумать стихотворение, используя предложенные пары слов, копируя их…

— Восстановить пословицы и поговорки, перемещая фрагменты текста…

— Подчеркнуть главные члены предложения. Вставить пропущенные знаки препинания…

— Удалить в каждой последовательности лишнее число…

— Вставить пропущенное число в последовательность…

Результаты использования межпредметных связей:

— способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

— даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

— формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

— повышает качество знаний учащихся;

— повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;

— формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

— формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

— расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

— приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, знания основ информатики не только способствуют развитию познавательного мышления, но и закладывают основы успешного овладения всем курсом информатики, способствуют развитию алгоритмического мышления, помогают в овладении любыми знаниями. В условиях тотальной информатизации образования, когда информационные и коммуникационные технологии все шире начинают применяться в обучении практически всем школьным дисциплинам, меры здоровьесбережения, вырабатываемые и применяемые при использовании компьютерной техники на уроках ИКТ, могут быть с успехом распространены и на другие дисциплины, преподаваемые с использованием новейших информационных технологий и средств информатизации.

Литература:

  1. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе / Т. Г. Браже // Литература в школе. — 2004. — № 5. — С. 150–154.
  2. Воронина Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий / Т. П. Воронина.- М.: АМО, 2008.-147с.
  3. Иванова М. А. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова, И. Л. Карева // Информатика и образование. — 2005. — № 5. — С. 17–20.
Основные термины (генерируются автоматически): предмет, английский язык, русский язык, связь, система счисления, информатик, математик, процесс обучения, урок, школьная информатика.


Похожие статьи

Инновационная технология при изучении математики...

В работе предложено применение инновационной технологии в процессе обучения

Основное внимание при этом уделяется интеграции различных родственных предметов.

технология при изучении математики, информатики и иностранного языка / Н. М. Шарифжанова.

Интеграция курсов математики, информатики и английского языка увлекают новизной, возможностью...

Использование междисциплинарных связей английского языка...

Связь английского языка с такой точной наукой, как информатика, немного нестандартна на

Тем самым традиционный урок английского языка становится ярче и разнообразней.

иностранный язык, английский язык, Интернет, учебный процесс, использование ресурсов, традиционный

Современные технические средства обучения на уроке английского языка.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. В классе обязательно найдется несколько учащихся

Общая часть. УМК: Информатика, 8 класс (ФГОС), Н. Д. Угринович,2015 год.

(Кодирование и обработка числовой информации. Системы счисления, 1 урок из 7).

В процессе беседы задает наводящие вопросы презентация “Системы счисления”.

Интеграция английского языка и предметов школьного курса...

...Пермякова Н. В. проводят интеграцию двух школьных предметов: английского языка и математики.

В каждом уроке математики можно найти связь с какой либо дисциплиной.

Один из предметов (английский язык) будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке английского языка...

Реализация межпредметной связи математики и информатики...

...связи математики и информатики при изучении математики в основной школе.

На уроках математики в 7 классе можно использовать следующие задания. Задание 1.

4. Гриншкун В. В., Левченко И. В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования.

5. Гурьев А. И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Ключевые слова: урок, урок информатики.

− обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного...

...в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ / С. А. Рогаткин, Р. Ш

Английский язык считается особым предметом, он, как никакой другой учебный предмет

Данный интегрированный проект по географии, английскому языку и информатике и ИКТ

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках...

Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем

На своих уроках информатики я также использую ЭОР.

Доронина Е. В. Электронное пособие «Программирование на языке Pascal»: [Электронный ресурс].

Доронина Е. В. Интерактивный задачник для 5 класса по информатике: [Электронный ресурс].

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Библиографическое описание: Чаброва, А. И. Использование ИКТ на уроках английского языка как

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Обучение грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Предмет. Класс. Тема урока.

Межпредметные связи математики и информатики как фактор...

 Ключевые слова: межпредметные связи, обучение, учебный процесс, математическая

В течение последних лет система образования переживает период совершенствования.

межпредметных связей математики и информатики повышает качество обучения в школе.

Большой интерес у учащихся вызывают обобщающие уроки математикаинформатика...

Похожие статьи

Инновационная технология при изучении математики...

В работе предложено применение инновационной технологии в процессе обучения

Основное внимание при этом уделяется интеграции различных родственных предметов.

технология при изучении математики, информатики и иностранного языка / Н. М. Шарифжанова.

Интеграция курсов математики, информатики и английского языка увлекают новизной, возможностью...

Использование междисциплинарных связей английского языка...

Связь английского языка с такой точной наукой, как информатика, немного нестандартна на

Тем самым традиционный урок английского языка становится ярче и разнообразней.

иностранный язык, английский язык, Интернет, учебный процесс, использование ресурсов, традиционный

Современные технические средства обучения на уроке английского языка.

Применение технологии смешанного обучения в модели...

Перевернутым здесь становится сам процесс обучения. В классе обязательно найдется несколько учащихся

Общая часть. УМК: Информатика, 8 класс (ФГОС), Н. Д. Угринович,2015 год.

(Кодирование и обработка числовой информации. Системы счисления, 1 урок из 7).

В процессе беседы задает наводящие вопросы презентация “Системы счисления”.

Интеграция английского языка и предметов школьного курса...

...Пермякова Н. В. проводят интеграцию двух школьных предметов: английского языка и математики.

В каждом уроке математики можно найти связь с какой либо дисциплиной.

Один из предметов (английский язык) будет доминировать, а значит, являться ведущим.

Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке английского языка...

Реализация межпредметной связи математики и информатики...

...связи математики и информатики при изучении математики в основной школе.

На уроках математики в 7 классе можно использовать следующие задания. Задание 1.

4. Гриншкун В. В., Левченко И. В. Школьная информатика в контексте фундаментализации образования.

5. Гурьев А. И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы...

Современный урок информатики условиях введения ФГОС

Ключевые слова: урок, урок информатики.

− обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного...

...в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ / С. А. Рогаткин, Р. Ш

Английский язык считается особым предметом, он, как никакой другой учебный предмет

Данный интегрированный проект по географии, английскому языку и информатике и ИКТ

иностранный язык, игра, учащийся, английский язык, процесс обучения, учитель, учебная...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках...

Внедрение ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем

На своих уроках информатики я также использую ЭОР.

Доронина Е. В. Электронное пособие «Программирование на языке Pascal»: [Электронный ресурс].

Доронина Е. В. Интерактивный задачник для 5 класса по информатике: [Электронный ресурс].

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство...

Библиографическое описание: Чаброва, А. И. Использование ИКТ на уроках английского языка как

1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.

Обучение грамматике: Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Предмет. Класс. Тема урока.

Межпредметные связи математики и информатики как фактор...

 Ключевые слова: межпредметные связи, обучение, учебный процесс, математическая

В течение последних лет система образования переживает период совершенствования.

межпредметных связей математики и информатики повышает качество обучения в школе.

Большой интерес у учащихся вызывают обобщающие уроки математикаинформатика...

Задать вопрос