Черный PR и способы противодействия ему | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 260 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, А. М. Черный PR и способы противодействия ему / А. М. Чернышева, В. В. Долинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98702/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается черный PR как один из видов продвижения продукта и фирмы, а также способы борьбы с ним и его последствиями на примере известных компаний.

Ключевые слова : чёрный PR, продвижение, репутация.

Один вектор из традиционного комплекса маркетинга — продвижение — в современности осуществляется благодаря четырём основным видам:

— Личные продажи

— PR

— Реклама

— Стимулирование продаж

Один из них — PR (public relations), или как его называют в России, общественные отношения — является неотъемлемой составляющей современных методов продвижения продуктов. PR призван наладить коммуникацию между брендом и его целевой аудиторией, установить «связь» и укрепить лояльность аудитории.

Сам PR имеет множество классификаций, например, по характеру направленности (внутренний и внешний), а также по характеру стратегии (черный, желтый, серый и другие)

Особенность видов PR в их цветовой палитре: существует несколько «цветов» общественных отношений, определяющих стратегию направления деятельности. Различают:

— Белый PR — направлен на помощь в формировании образа фирмы в глазах потребителей, выстраивание связи между брендом и клиентом

— Желтый PR — направлен на создание скандального и вирусного контента для порождения дискуссий насчет бренда

— Черный PR — направлен на создание негативного образа бренда-конкурента

— Розовый PR — направлен на создание образа компании через истории и легенды

— Серый PR — направлен на использование скрытых от невооруженного глаза методов воздействия на сознание клиентов

— Золотой PR — направлен на создание имиджа бренда через ценовую политику фирмы

— Зеленый PR — направлен на создание образа бренда через приверженность корпорации к заботе об окружающей среде

Самым экстраординарным по своей натуре является черный PR, по своей натуре основанный скорее не на продвижении собственной компании, а на порче имиджа и создании проблем с продвижением компании-конкурента. Главной целью такого вида общественных отношений является создание плохого имиджа бренда, а также с его помощью компании рушат репутацию, после чего у потребителей создаётся отрицательный образ продукта и как следствие, компания переманивает клиентов в свой бизнес.

Фирмы пытаются изучить все слабые стороны конкурентов и активно использовать из в своей рекламной кампании, параллельно представляя в сознании потенциальных клиентов свои товары как «лучшую» замену.

Самым популярным способ использовать рекламу — делать это в интернете. Испортить репутацию чаще всего пытаются именно там, чаще всего используют такие способы:

— Распространение негативной информации в мессенджерах и социальных сетях, на форумах и сайтах

— Написание негативных отзывов в местах продажи компании-конкурента (маркетплейсы, непосредственно сайты фирмы и приложения «карт»)

— Привлечение СМИ с написанием скандальных и компрометирующих материалов

Черная PR существует столько же времени, сколько и белый, и поэтому за свою долголетнюю историю успел «обрасти» большим количеством методов, но эксперты предпочитают выделять три главных:

— Дезинформация — распространение заведомо ложной информации о товаре

— Утрирование — преувеличение негативных качеств какого-либо продукта или преуменьшение значимости хороших качеств

— Промоушен — обычно применяется после применения первых двух методов, предполагает собой продвижение собственного товара/услуги за счет уже очерненного продукта конкурента

История запомнила множество случаев эффективным и громких «черных» маркетинговых кампаний против конкурентов не только на зарубежном рынке, но и на отечественном, приведу некоторые из них:

Знаменитая корейская IT-компания «Samsung» регулярно прибегает к черному пиару в отношении ближайшего конкурента — компании «Apple», обе компании занимаются продажей смартфонов на мировом уровне, но компания Apple уже давно занимает лидирующую позицию (23,4 % на мировом рынке по окончании 4 квартала 2020 года) практически на всех рынках. Компания Samsung занимает второе место и часто прибегает к средствам черного PR в отношении конкурента. В 2020 году компания выпустила несколько рекламных роликов, обвиняя своих конкурентов в использовании слабых камер на новых телефонах. Они утверждали, что компания достигла уровня камеры новейшего телефона Apple ещё 5 лет назад.

Однако, далеко не всем пользователям понравилась такая реклама: из-за частоты подобных приёмов компанию в социальных сетях пользователи прозвали «ревнивой бывшей»

Черный пиар применяется абсолютно в любых отраслях, например, компания Uniliever, производитель уходовых средств, в 1994 году запустила новый стиральный порошок под маркой Ariel, что сильно не понравилось ведущему конкуренту — компании Procter and Gamble, которая начала большую «черную» маркетинговую кампанию против порошка Uniliever. Procter and Gamble заявил о вреде порошка для обычной одежды, а дальше начал выпускать заказные статью о вреде порошка, и даже нанимал якобы экспертов в химической отрасли.

Все закончилось провалом запуска новой марки и убытками в размере более 250 млн долларов.

Черный PR используется не только ради заработка денег, некоторые некоммерческие организации, такие как Greenpeace, пользовались очернением компаний для того, чтобы общество обратило внимание на социально-важные проблемы. Так, 4 года назад компания выпустила рекламный видеоролик, в котором спародировала новогодние ролики компании The Coca-Cola, но с другим концом, где Санта-Клаус выкидывает пластиковые бутылки из-под газировки в океан.

Ролик стал вирусным, и организация смогла добиться внимания к проблеме переработки пластиковых бутылок. Ведь фирма Coca-Cola производит более 110 млрд бутылок в год. Спустя несколько лет компания исправилась и делает большие шаги в направлении переработки: более 50 % бутылок корпорации полностью перерабатываемые.

Черный PR развивался долгие годы, но вместе с ним компании также пытались найти эффективные способы борьбы с нестандартными методами продвижения конкурентов.

Чтобы держать оборону от «нападок» со стороны конкурентов корпорации заводят целые отделы по работе с общественным мнением. Специалисты по борьбе с черным PR применяют такие инструменты как работа с отзывами, статьями и конкретными способами недружественной конкурентной борьбы.

К разным методам необходим разный подход: если компания подвергается атаке со стороны отзывов, ей следует прорабатывать и работать с разными комментариями и отзывами о продуктах.

В другом случае, при столкновении с дезинформацией фирме в свою очередь следует грамотно и последовательно опровергнуть компрометирующую информацию, главное — сделать это понятно для аудитории и аккуратно, потому что, если компания случайно донесет неправильную информацию, она рискует потерять еще больше репутации, чем рассчитывали конкуренты.

Целые отделы по работе с угрозами черного PR могут позволить себе лишь большие корпорации, но иметь в виду угрозы имиджу и репутации жизненно необходимо для любого бизнеса.

За последние десять лет методы чёрного PR начали активно смещаться в интернет, наравне с остальным бизнесом. Облачные хранилища, сайты, рекламные кампании в социальных сетях: все эти инструменты используются фирмами для общественных отношений, в том числе и чёрных. Тренд таких отношений с потребителем процветает, потому что в интернете информация распространяется быстрее, чем на бумаге, особенно если эта информация несёт скандальный или очерняющий характер. В одно мгновение можно донести миллионам людей ужасающие новости о любом продукте или компании.

Несколько лет назад в интернете появилось новое направление черного PR: информационные сайты. Они представляют собой классические сайты, специализирующиеся на сборе компрометирующего контента. Достаточно вбить в поисковую строку имя любой корпорации, и дописать слово «компромат», и сразу можно будет найти сотни недоброжелательных ресурсов.

Вместе с развитием «черных» информационных ресурсов стали появляться специализированные конторы и агентства, которым можно отдать на аутсорсинг проблему «очернения». Агентства по борьбе с черным PR предлагают различные пакеты услуг, в которые входит борьба с недобросовестными ресурсами: они используют следующие методы:

— «Удаление» — при этом способе удаляется компрометирующий сайт

— «Вытеснение» — по сути смещение негативных отзывов положительными вниз страницы сайта

— «Заявление в суд» — название говорит само за себя, этот метод является прямой подачей заявления в органы правопорядка, где после начнется процесс разбирательства на официальном уровне

— «Перекуп поисковых систем» — происходит при оплате контекстной рекламы в системах типа «Google» и «Яндекс», чтобы пользователь на верхних ссылках поиска видел официальные и доброжелательные сайты.

При борьбе с черным PR важно понимать, что все существующие методы также могут нести репутационные издержки, поэтому необходимо правильно и осторожно ими пользоваться.

Литература:

  1. Оришев, А. Б. Управление сознанием и стратегии дискредитации: каналы «черных коммуникаций»" / А. Б. Оришев. — Текст: электронный // КиберЛеника: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-soznaniem-i-strategii-diskreditatsii-kanaly-chernyh-kommunikatsiy/viewer (дата обращения: 07.01.2023).
  2. Черный PR. — Текст: электронный // Sidorinlab: [сайт]. — URL: https://sidorinlab.ru/blog/chernyij-pr (дата обращения: 07.01.2023).
  3. Байков, Дмитрий Черный PR на репутацию. Как он работает и как защищаться / Дмитрий Байков. — Текст: электронный // vc: [сайт]. — URL: https://vc.ru/marketing/77813-chernyy-pr-na-reputaciyu-kak-on-rabotaet-i-kak-zashchishchatsya (дата обращения: 07.01.2023).
  4. Противодействие черному пиару. — Текст: электронный // Детективное Бюро: [сайт]. — URL: https://mydetektiv.ru/protivodejstvie-chernomu-piaru/ (дата обращения: 07.01.2023).
  5. Одинцова, Марина Технологии противодействия черному PR / Марина Одинцова. — Текст: электронный // Энциклопедия маркетинга: [сайт]. — URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-comm/pr/black_pr.htm (дата обращения: 07.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): компания, черный, вред порошка, отношение, репутация, сайт, фирма, черный пиар.


Похожие статьи

Современные технологии «черного PR» во внутренней и внешней...

В терминах российской политологии подобные технологии получили название «черный PR».

Сейчас под черными пиар понимаются действия, которые подрывают репутацию

Будучи госсекретарем, Хиллари Клинтон в 2010 году предоставила российской компании «Росатом»

Черный PR Хиллари Клинтон в отношении Трампа строился вокруг идеи о том, бизнесмен...

Синтетические моющие средства: польза и вред

Но они наиболее агрессивны по отношению к организму человека.

наибольшим спросом, обусловлена только работой рекламных компаний, так как моющие средства схожи по

Можно использовать экологически «мягкие» бесфосфатные порошки (Далли актив плюс

выяснила, что в составе моющих средств могут быть вещества, способные нанести вред здоровью...

Глютамат натрия (Е621) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но противники пищевых добавок очень насторожены по отношению к Е621. Глютамат натрия — это белый порошок, состоящий из одной части поваренной соли и

Врачи говорят, что вред глютамат натрия может выявиться, даже если принимать его

исследования были проведены многократно, а наблюдаемый эффект имеет название ноцебо, некий «черный» вид плацебо...

Отработка композиции стирального порошка | Статья в журнале...

 В работе изучаются экстрактивные свойства поверхностно-активных веществ при различных pH и температуре на тканях различной природы. Проводится отработка композиции стирального порошка. Ключевые слова: стиральный порошок, ПАВ, ткани.

«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале...

 Ключевые слова: маркетинг, исследование, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей. Когда-то участники рынка пытались постигать своих потребителей в ходе каждодневного общения с ними.

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

В данной статье анализируется понятие деловой репутации.

привести к серьезному подрыву деловой репутации компании товарный знак, которой был

Кроме того, иск о защите чести, достоинства и деловой репутации может быть выдвинут и в отношении владельца сайта в

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести...

Влияние бренда на потребителя | Статья в журнале...

Здесь уместно говорить о репутации бренда [2]. Если бренд зарекомендует себя, то даже в случае копирования его товаров или услуг другими игроками на рынке, бренд всегда будет уникальным, и именно к нему потребитель будет обращаться в первую очередь.

Использование PR в формировании имиджа и деловой репутации...

Связи с общественностью являются непременным элементом разного рода отношений.

Рис. 3. Этапы проведения PR-компании. Формирование положительного имиджа торгового учреждения сети

Однако на сайте отсутствует обратная связь со специалистами компании.

Покупатель в целом доволен продукцией фирмы, но редко совершает повторные покупки в...

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Вред здоровью потребителя проявляется в физиологических страданиях и как правило это отравления различной степени тяжести как минимум и онкологические заболевания, смерть в худшем проявлении последствий вреда здоровью.

Похожие статьи

Современные технологии «черного PR» во внутренней и внешней...

В терминах российской политологии подобные технологии получили название «черный PR».

Сейчас под черными пиар понимаются действия, которые подрывают репутацию

Будучи госсекретарем, Хиллари Клинтон в 2010 году предоставила российской компании «Росатом»

Черный PR Хиллари Клинтон в отношении Трампа строился вокруг идеи о том, бизнесмен...

Синтетические моющие средства: польза и вред

Но они наиболее агрессивны по отношению к организму человека.

наибольшим спросом, обусловлена только работой рекламных компаний, так как моющие средства схожи по

Можно использовать экологически «мягкие» бесфосфатные порошки (Далли актив плюс

выяснила, что в составе моющих средств могут быть вещества, способные нанести вред здоровью...

Глютамат натрия (Е621) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Но противники пищевых добавок очень насторожены по отношению к Е621. Глютамат натрия — это белый порошок, состоящий из одной части поваренной соли и

Врачи говорят, что вред глютамат натрия может выявиться, даже если принимать его

исследования были проведены многократно, а наблюдаемый эффект имеет название ноцебо, некий «черный» вид плацебо...

Отработка композиции стирального порошка | Статья в журнале...

 В работе изучаются экстрактивные свойства поверхностно-активных веществ при различных pH и температуре на тканях различной природы. Проводится отработка композиции стирального порошка. Ключевые слова: стиральный порошок, ПАВ, ткани.

«Черный ящик» сознания покупателей | Статья в журнале...

 Ключевые слова: маркетинг, исследование, потребители, приемы маркетинга, раздражители, «черный ящик» сознания покупателей. Когда-то участники рынка пытались постигать своих потребителей в ходе каждодневного общения с ними.

Защита деловой репутации участников предпринимательских...

В данной статье анализируется понятие деловой репутации.

привести к серьезному подрыву деловой репутации компании товарный знак, которой был

Кроме того, иск о защите чести, достоинства и деловой репутации может быть выдвинут и в отношении владельца сайта в

деловая репутация, судебное доказывание, моральный вред, достоинство, защита чести...

Влияние бренда на потребителя | Статья в журнале...

Здесь уместно говорить о репутации бренда [2]. Если бренд зарекомендует себя, то даже в случае копирования его товаров или услуг другими игроками на рынке, бренд всегда будет уникальным, и именно к нему потребитель будет обращаться в первую очередь.

Использование PR в формировании имиджа и деловой репутации...

Связи с общественностью являются непременным элементом разного рода отношений.

Рис. 3. Этапы проведения PR-компании. Формирование положительного имиджа торгового учреждения сети

Однако на сайте отсутствует обратная связь со специалистами компании.

Покупатель в целом доволен продукцией фирмы, но редко совершает повторные покупки в...

Фальсификация продуктов питания как нарушение прав...

Вред здоровью потребителя проявляется в физиологических страданиях и как правило это отравления различной степени тяжести как минимум и онкологические заболевания, смерть в худшем проявлении последствий вреда здоровью.

Задать вопрос