Развитие Agile-маркетинга в России и мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 02.01.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Хвостов, А. С. Развитие Agile-маркетинга в России и мире / А. С. Хвостов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 166-170. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98344/ (дата обращения: 14.12.2024).



Внедрение Agile в бизнес-структуры многих компаний в настоящее время является трендом в Европе и Северной Америке. Несмотря на то, что маркетинг подразумевает быстрое реагирование компании на внешние изменения, многие крупные компании не успевают за изменениями. С целью более быстрой адаптации многие руководители маркетинговых отделов начинают применять Agile-маркетинг, как средство быстрого реагирования на внешние изменения.

Ключевые слова: маркетинг, Agile, гибкость.

В современном мире в бизнесе побеждает та компания, которая сможет адаптироваться к окружающей среде лучше и быстрее всего. То же самое сегодня актуально и для маркетинга, в котором скорость реагирование и гибкости рекламной, PR и других кампаний зависят от скорости реагирования на изменения. В настоящее время в целях подстройки под быстро меняющиеся реалии многие компании стали применять Agile.

Современный маркетинг — это взаимозависимая система, в которой небольшие изменения в одной области могут привести к значительным изменения в другой. Например, ошибка, допущенная при обновлении сайта, может привести к падению сайта на нижние строчки поисковика, а значит привести к удорожанию клика. В целях синергии различных маркетинговых компонентов и уменьшения негативного влияния возможных ошибок в настоящее время многие маркетинговые отделы начинают внедрять Agile-маркетинг, который позволяет эффективно распределять ресурсы, быстрее адаптироваться к окружающей среде и ускоряет процесс разработки, тестирования и совершенствования маркетинговых программ.

Agile был разработан в начале XXI века командой программистов с целью ускорения создания эффективного программного обеспечения, с нацеленностью на конечного пользователя. Положения, которые были выделены закреплены в манифесте Agile (Agile manifesto) [1]. Показав свою эффективность в скорости и возможности адаптации в разработке ПО, методология Agile начала активно внедряться во все сферы бизнеса, где маркетинг не остался в стороне. Agile-маркетинг (англ. Agile marketing, гибкий маркетинг) — метод гибкого планирования маркетинговых стратегий. Заключается в отказе от классических долгосрочных планов по развитию и расходованию маркетингового бюджета в пользу коротких итераций и возможности внести изменения в стратегию в любой момент времени [2].

При внедрении в маркетинг, манифест Agile был адаптирован под сферу использования:

– Аналитика вместо мнений и условностей. Agile-маркетинг — это непрерывное исследование клиента, внедрение необходимых изменений и измерение результатов.

– Ориентация на взаимодействие с клиентом во время работы, что позволяет получать результаты быстрее при меньших затратах, путем итерационной разработки кампаний, их проверки и постоянного совершенствования.

– Адаптивные и итерационные кампании вместо объемных и сложных. Минус классических объемных маркетинговых кампаний в том, что, если интересы потребителей меняются, это можно будет учесть только в следующем плане. Адаптивные кампании состоят из коротких циклов, или итераций. Если после проведения очередной итерации выявляется потребность внести изменения в первоначальный план, это возможно сделать сразу.

– Изучение клиентов вместо статического прогнозирования. Маркетинговые исследования проводятся с установленной периодичностью, обычно — раз в год. Полученные данные могут устаревать и становиться неактуальными уже через несколько месяцев, что по итогу приводит к неэффективной кампании. Чтобы избежать этого, agile-маркетинг предлагает постоянно изучать клиента и регулярно проводить аналитику.

– Гибкое планирование вместо жесткого. Agile-маркетинг не отказывается от планирования полностью, но составленные в его рамках планы предполагают внесение изменений.

– Реакции на изменения вместо следования плану. К изменениям нужно быть готовым, и при их возникновении обязательно вносить корректировки в первоначальный план.

– Много небольших экспериментов вместо одного большого. Лучше провести несколько небольших тестирований — их результаты будут актуальнее, чем у глобального исследования, которое проводится в течение длительного времени.

Итак, преимуществами Agile-маркетинга можно выделить следующее:

– Постоянное контактирование с потребителем, что позволяет быстро понять, какие необходимы средства для успешного завершения маркетинговой кампании, а также её адаптации в случае необходимости.

– Работа циклами (итерациями), длина которых зависит от поставленных целей и определяется самой командой, выполняющей поручение. Именно такой подход позволяет быстро адаптироваться к внешним изменениям.

– Задействуются все маркетинговые каналы, от социальных сетей до электронной почты, что не дает потребителям возможности забывать о бренде, а следовательно, снижает количество необходимых PR кампаний и бюджет на них.

– Проведение ретроспективы[1] в конце цикла, что позволяет понять, какие шаги в ходе работы были успешными и как их можно улучшить или ускорить, а какие стоит убрать из рабочего цикла.

Но, как и всё в мире, Agile-маркетинг имеет свои недостатки. Во-первых, это постоянное контактирование с клиентом, из-за чего может потребоваться внесение множества изменений в план работы, а сама работа замедлится в следствии переноса дедлайнов.

Во-вторых, сложность перехода от стандартных концепций на Agile. К такому переходу могут оказаться готовы не все сотрудники организации, что может создать сложности работы внутри коллектива. Кроме того, сама компания с её принципами работы может оказаться не готова к переменам, что, скорее всего, скажется негативно на её работе.

В-третьих, Agile-маркетинг подходит не всем компаниям в силу того, что он ориентирован на работу короткими итерациями. Так, например, использование Agile в ТВ компаниях является невозможным.

В настоящее время маркетологи не имеют в своем распоряжении много времени для разработки и реализации крупных проектов. Теперь необходимо оперативно вводить новшества и незамедлительно реагировать на изменения на рынке. По мере того, как отделы маркетинга становятся все более ответственными за рост компании, они начинают испытывать потребность в гибкости и скорости принятия решений. Сегодня эти два фактора оказывают огромное влияние на получение конкурентного преимущества.

Agile-маркетинг в европейских странах начинают применять многие маркетологи, так как им требуются решения, которые помогут ориентировать маркетинговые стратегии на постоянное изменения на рынки, а значит такие решения должны быть более гибкими, чтобы приносить максимальную эффективность.

Использование Agile-инструментов продолжает расти. В настоящий момент наибольшее число компаний, использующих Agile сосредоточено в IT-секторе. В 2018 году было проведено небольшое исследование по работе с Agile, которое помогло установить, что компании, использующие данную методологию, стали работать эффективнее. Так, около 70 % опрошенных компаний по всему миру утверждают, что после внедрения Agile-маркетинга, улучшилось видение рынка в целом, кроме этого, они стали намного лучше понимать запросы своих клиентов, что позволило начать работать в эффективных, с точки зрения запросов потребителей, направлениях, а достижение поставленных целей стало превышать ожидания компаний на 16–20 %.

Так, например, компания Google успешно использует методы Agile-маркетинга и не только в своей работе уже довольно давно. Применение подхода гибкого маркетинга позволяет компании выпускать обновления для своих сервисов с необходимой для этого частотой, и такие обновления мы можем наблюдать довольно часто, например, изменения интерфейса, реагирующие на изменения в мире или на какие-либо значащие события.

Чаще всего применения Agile-маркетинга можно заметить в социальных сетях. Компании в своих официальных аккаунтах в социальных сетях стараются как можно быстрее отреагировать на какие-либо случае в мире, чтобы напомнить всем о своем бренде. Например, команда маркетологов компании Oreo во время 30-минутного отключения света на суперкубке по американскому футболу в 2013 году разослала твит и пост в Facebook «Нет света? Не проблема! Вы все еще можете макать в темноте». Такой пост вызвал бурную реакцию среди пользователей социальных сетей, твит получил более 15 тысяч репостов, а продажи в тот день печенья Oreo выросли.

Компания Dove также использует социальные сети и гибкое реагирование на ситуации в своих маркетинговых кампаниях. Так, Dove использовала церемонию «Оскар» в 2015 году для создания компании SpeakBeautiful, призванной изменить представления общества о красоте тела в положительную сторону. Представители компании обратили внимание на то, что о теле зачастую говорят в негативном контексте, и предложили аудитории думать в позитивном ключе. В результате, по заявлениям Dove, негативные упоминания уменьшились на 30 %, а позитивные увеличились на 69 %. Результаты такой мини-кампании Dove использовало в своих маркетинговых кампания по всему миру и дальше, запустив социальную рекламу SpeakBeautiful.

В России применение Agile как в маркетинге, так и в менеджменте развивается не так быстро, как в западных странах. Основной причиной является не принятие методологии сотрудниками внутри компании. Многие не понимают, зачем использовать что-то новое, если старое все еще работает. Кроме того, маркетинговые отделы всегда ориентированы на результаты, метод достижения которых не имеет роли, потому что результат — это то, что интересует руководство компании больше всего.

Тем не менее, многие маркетинговые отделы в российских компаниях в той или иной степени пользуются Agile. Например, компания Wrike, которая внедрила Agile для работы маркетингового отдела, отмечает, что еженедельные спринты и организованный по-новому прием рабочих заданий позволили ускорить подготовку и тестирование рекламных кампаний.

Группа компаний Сбер также заявляет о том, что активно использует гибкий маркетинг и не только в работе компании. Как отмечали специалисты компании, в 2016 году был разработан Sbergile, адаптированный специально под функционирование группы компаний Сбер. В то время Сбер уже являлся крупной компанией, где медленно принимались решения, что свойственно компания такого размера, но после внедрения гибких методик и их адаптации под собственные нужды, руководство компании отмечает семикратный рост скорости успешного вывода продуктов на рынок, а также значительные улучшения в скорости продуктовых внедрений.

В заключении отметим, что Agile-маркетинг имеет как сторонников, так и противников данной идеи. Главным аргументом, который используют противники гибкого маркетинга, является то же, что и предлагает гибкий маркетинг, а именно гибкость в применении маркетинговых концепций, которые, как и утверждают противники Agile-маркетинга, уже нацелены на гибкость и постоянное вовлечение потребителя в процесс создания маркетинговых стратегий. Кроме этого, многие отмечают сложное внедрение методологии Agile в маркетинговые отделы.

В защиту Agile-маркетинга можно сказать, что он нацелен не только на создание стратегий, но и на их гибкость. Применение гибкого маркетинга будет означать частое внесение изменений в начальный план, что, несомненно, займет время сотрудников компании, но, в то же время, это может помочь избежать ненужных затрат на неэффективные маркетинговые коммуникации.

По мнению автора, применение Agile-маркетинга на практике всегда должно сопровождаться общепринятым маркетингом. Во-первых, как отмечали ранее — сложное внедрение в отделы маркетинга. Применение двух подходов вместе поможет сотрудником быстрее и легче воспринять новую методологию. Во-вторых, невозможно полностью отказаться от планирования стратегии на длительный промежуток времени, но в то же время, уже на сегодняшний день нельзя оставлять изменения в окружающей среде без внимания. Эти изменения должны обязательно быть учтены в стратегическом плане по мере их поступления. В-третьих, достижение наибольшей эффективности маркетинга компании на сегодняшний день возможно исключительно с использованием обеих методологий.

Литература:

1. Agile manifesto, 2001 год, [Электронный ресурс]: https://agilemanifesto.org/

2. Википедия, Agile-маркетинг [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Agile- %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BA %D0 %B5 %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B3

3. С. Деннинг. Эпоха Agile — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019.

4. С. Бринкер. Agile-маркетинг — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2019.

5. Agile-маркетинг. Принципы и подход, [Электронный ресурс]: https://vc.ru/marketing/154058-agile-marketing-principy-i-podhod

6. Applying Agile Methodology To Marketing Can Pay Dividends: Survey, Frobes [Электронный ресурс]: https://www.forbes.com/sites/jenniferrooney/2014/04/15/applying-agile-methodology-to-marketing-can-pay-dividends-survey/?sh=6f51ecee6acd

7. Проблемы и перспективы совершенствования управления современным маркетингом, И. В. Гончарова [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-upravleniya-sovremennym-marketingom/viewer


[1] Ретроспектива – коллективное обсуждение положительных и отрицательных моментов в ходе рабочего цикла.

Основные термины (генерируются автоматически): гибкий маркетинг, изменение, компания, время, кампания, окружающая среда, Гибкое планирование, отдел маркетинга, первоначальный план, руководство компании.


Ключевые слова

маркетинг, гибкость, Agile

Похожие статьи

Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности высших учебных заведений

В статье рассматриваются маркетинговые инструменты и их эффективное применение, направленное на повышение конкурентоспособности высших учебных заведений. Вузы могут использовать различные подходы, такие как брендинг, Intelligent-маркетинг, цифровой м...

Роль коммуникаций в современном бизнесе

Роль обмена информацией в современном бизнес-сообществе чрезвычайно важна, так как с развитием технологий и ростом конкуренции, компании сталкиваются с необходимостью общаться с клиентами, партнерами и коллегами по всему миру. Для этого необходимо, ч...

Маркетинг в социальных сетях: преимущество, показатели эффективности и факторы успеха

Конечно, большинство маркетологов хотят сразу увидеть результат в росте продаж корпоративного продукта. Но маркетинг в социальных сетях — это конкретный рекламный канал, где все не так просто. Это последовательная доверительная работа, повышение авто...

Канбан-методология сегодня

Методология Канбан известна в деловых кругах своими впечатляющими результатами. Это система, которая согласовывает производство продукции с потребностями клиентов для достижения непрерывного потока. Это снижает затраты, ускоряет производство, а также...

Внедрение 4D-моделирования в практику деятельности строительной организации

В последнее время развитие технологий происходит чрезвычайно быстрыми темпами. Строительная отрасль не стала исключением. Таким образом, в последнее время одной из важнейших частей процесса строительства стало информационное моделирование зданий, кот...

Особенности управления проектами с учетом масштабов и отраслей

В настоящее время, в условиях развития цифровой экономики довольно много компаний используют методы и принципы проектного управления. Указанная востребованность связана с тем, что проектное управление обеспечивает большой потенциал предпринимателям в...

Особенности маркетинга в строительстве

В настоящее время строительные организации признают важность и необходимость использование маркетинга в системе управления. Применение маркетинга позволяет более качественно удовлетворять требования клиентов, а также способствует быстрой адаптации к ...

Использование модели BSC в стратегическом управлении

В статье рассматриваются особенности внедрения системы сбалансированных показателей. Данный метод управления достаточно креативен, т. к. расширяет площадку возможных действий в бизнесе и задает приоритеты. Однако BSC не так быстро завоевывает приклад...

Важность инновационных методов микрокредитования в развитии предпринимательства

Инициативы институтов микрокредитования в области инноваций, основанных на данных (ИОД), изменили глобальный ландшафт. Несмотря на тот факт, что налаживание отношений является одной из основных целей инициатив ИОД в области микрокредитования, было пр...

Стратегия деятельности коммерческого банка на основе внедрения методов интеллектуального анализа

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта и интеллектуального анализа больших данных (Big Data) для улучшения клиентского опыта и адаптации маркетинговых стратегий. Анализ больших данных включает в себя извлечение полезной инфо...

Похожие статьи

Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности высших учебных заведений

В статье рассматриваются маркетинговые инструменты и их эффективное применение, направленное на повышение конкурентоспособности высших учебных заведений. Вузы могут использовать различные подходы, такие как брендинг, Intelligent-маркетинг, цифровой м...

Роль коммуникаций в современном бизнесе

Роль обмена информацией в современном бизнес-сообществе чрезвычайно важна, так как с развитием технологий и ростом конкуренции, компании сталкиваются с необходимостью общаться с клиентами, партнерами и коллегами по всему миру. Для этого необходимо, ч...

Маркетинг в социальных сетях: преимущество, показатели эффективности и факторы успеха

Конечно, большинство маркетологов хотят сразу увидеть результат в росте продаж корпоративного продукта. Но маркетинг в социальных сетях — это конкретный рекламный канал, где все не так просто. Это последовательная доверительная работа, повышение авто...

Канбан-методология сегодня

Методология Канбан известна в деловых кругах своими впечатляющими результатами. Это система, которая согласовывает производство продукции с потребностями клиентов для достижения непрерывного потока. Это снижает затраты, ускоряет производство, а также...

Внедрение 4D-моделирования в практику деятельности строительной организации

В последнее время развитие технологий происходит чрезвычайно быстрыми темпами. Строительная отрасль не стала исключением. Таким образом, в последнее время одной из важнейших частей процесса строительства стало информационное моделирование зданий, кот...

Особенности управления проектами с учетом масштабов и отраслей

В настоящее время, в условиях развития цифровой экономики довольно много компаний используют методы и принципы проектного управления. Указанная востребованность связана с тем, что проектное управление обеспечивает большой потенциал предпринимателям в...

Особенности маркетинга в строительстве

В настоящее время строительные организации признают важность и необходимость использование маркетинга в системе управления. Применение маркетинга позволяет более качественно удовлетворять требования клиентов, а также способствует быстрой адаптации к ...

Использование модели BSC в стратегическом управлении

В статье рассматриваются особенности внедрения системы сбалансированных показателей. Данный метод управления достаточно креативен, т. к. расширяет площадку возможных действий в бизнесе и задает приоритеты. Однако BSC не так быстро завоевывает приклад...

Важность инновационных методов микрокредитования в развитии предпринимательства

Инициативы институтов микрокредитования в области инноваций, основанных на данных (ИОД), изменили глобальный ландшафт. Несмотря на тот факт, что налаживание отношений является одной из основных целей инициатив ИОД в области микрокредитования, было пр...

Стратегия деятельности коммерческого банка на основе внедрения методов интеллектуального анализа

В статье рассматривается использование искусственного интеллекта и интеллектуального анализа больших данных (Big Data) для улучшения клиентского опыта и адаптации маркетинговых стратегий. Анализ больших данных включает в себя извлечение полезной инфо...

Задать вопрос