Сравнительный анализ раздела «Электростатика» учебников по физике за 8-й класс для школ с русским и английским языком обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 27.12.2022

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Абдрахманова, Х. К. Сравнительный анализ раздела «Электростатика» учебников по физике за 8-й класс для школ с русским и английским языком обучения / Х. К. Абдрахманова, А. О. Кенжебаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98244/ (дата обращения: 29.03.2024).



В настоящее время в Республике Казахстан происходит модернизация системы образования, обновление содержания общего среднего образования. В связи с этим разработаны новые государственные общеобязательные стандарты школьного образования, базовые учебные планы, учебные программы. Одной из задач, стоящей перед государством, является вхождение Республики Казахстан в тридцатку самых конкурентоспособных стран мира. В связи с этим, ведется активное изучение естественно-математических дисциплин на английском языке. Такой подход способен «предложить учащимся эффективно использовать свои языковые возможности сейчас, вместо того чтобы учить язык и использовать свои навыки в будущем».

Ключевые слова: электростатика, сравнительный анализ, английский язык, образование.

В послании первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана ««Стратегия «Казахстана — 2050» «Новый политический курс состоявшегося государства» отмечено: «Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» [1]. В связи с этим, Республика Казахстан одним из главных факторов,влияющих на экономическое развитие и интеграцию в мировое пространство, ставит образование, которое отвечает требованиям мировой экономики, повышает жизненный уровень и общее благополучие населения [2].

Сегодня сам факт того, что наиболее развитые страны мира успешны в своем развитии за счет инноваций, является аксиомой. В современных условиях, в эпоху становления и развития «экономики знаний», главным производственным и стратегическим ресурсом становится интеллект нации, что в значительной мере изменяет характер конкуренции на мировых рынках и определение места страны в международном разделении труда. Вполне логично сказать, что, по сути — это конкуренция человеческих потенциалов разных стран. Вхождение в глобальную хозяйственную систему с ее современными технологиями требует все большего количества активных людей высокого интеллектуального уровня, способных обеспечить конкурентоспособность и социальное благополучие страны [3].

Исторически так сложилось, что языком международного сотрудничества является английский язык. В современном мире английский язык — это язык науки, научных исследований и технологий, позволяющий успешно интегрироваться в глобальную экономику.

Согласно статистическим данным, в 2011 году в мире было издано 550 000 книг на английском языке. В то же время на русском языке — 97 000, на французском — 65 000, и на казахском — всего 2 300 книг, что составляет 0,5 % от количества книг на английском языке. Многие страны сталкиваются с проблемой перевода огромной массы изданий, это не под силу ни одной стране, ни одному бюджету. Такое соотношение цифр показывает, что зарубежные знания и опыт намного лет опережают нас. И это разница будет увеличиваться из года в год.

На сегодняшний день, 70 % всей имеющейся технической информации создается на английском языке. 80 % информации, которая находится на электронных ресурсах, также предоставляется на английском языке. А на все оставшиеся языки, вместе взятых, приходится всего лишь 20 %. Отсюда возникает вопрос, может ли быть нация конкурентоспособной, если мы имеем доступ только к 5 % мирового информационного потока?

Все вышесказанное указывает на то, что английский язык — это язык прорывной технологии, необходимой для успешного развития экономики страны.

Этим объясняется решение МОН РК (ныне МП РК) о преподавании физики и других естественно-научных предметов на английском языке. Перед естественно-научными дисциплинами, в том числе физикой, стоит задача по формированию креативного мышления, а также умения работать с литературой на английском языке.

Актуальность данной проблемы предполагает поиски эффективных методов преподавания физики на английском языке.

В данной статье приводится сравнительный анализ раздела «Электростатика» учебников по физике за 8-й класс для школ с русским и английским языком обучения. Для анализа выбраны следующие учебники [4–7]:

  1. Закирова Н. А. Физика 8 класс, учебник, изд-ство Арман-ПВ, 2018.
  2. Кронгарт Б. Физика 8 класс, учебник, изд-ство Мектеп, 2018.
  3. Qarabatyrov A. Physics 8, textbook, AstanaKitap, 2017.
  4. Surmen M. Physics and Astronomy 8, Астана-кітап, 2016.

В учебнике издательства Арман-ПВ глава «Электростатика» начинается с краткого описания ожидаемых результатов изучения данной главы. Во многих параграфах предлагается мини эксперимент, который можно провести с классом. В данном разделе также описываются интересные факты, касающиеся научных открытий в области физики, краткая история из жизни великих ученых. В основном тексте в рамках, жирным курсивом всегда выделяются определения основных понятий. Главные положения параграфа выделены жирным курсивом. Это помогает ученикам быстро найти их, легко ориентируясь в тексте. Глава «Электростатика» имеет достаточное количество иллюстраций. Рисунки имеют большое значение, помогают разобраться в постановке некоторых исторических опытов, отражающих становление фундаментальных понятий в физике. Таблицы, схемы и графики помогают усвоению теоретического материала, структурируя его, помогают выделить главное и лучше запомнить важное.

Организация закрепления пройденного материала и самоконтроля по разделу «Электростатика» в данном учебнике осуществляется с помощью контрольных вопросов, а также качественных, количественных, экспериментальных и творческих задач. Вопросы 1–3, как правило, носят репродуктивный характер, т. к. нацелены на то, чтобы обучающийся смог воспроизвести наиболее важные теоретические знания из материала параграфа. Вопросы 4–6 предполагают преломление, переосмысление знаний и перенос их на новый объект. Последние вопросы — обычно задачи, помогающие развитию аналитико-синтетических операций. Отдельно выдается домашнее задание. Если материал параграфа имеет физические величины, то приводится таблица перевода их в систему СИ. Для лучшего понимания и усвоения учащимися материала приводятся примеры разбора задач.

Для закрепления материала главы предлагается контрольный тест с выбором правильного ответа, а также приводятся различные опыты (физика в нашей жизни). В конце главы проведена систематизация сведений, здесь приведены формулы в виде таблицы, краткий глоссарий по материалу главы.

В учебнике издательства Мектеп раздел начинается с проблемных вопросов, касающихся раздела «Электростатика». В начале каждого параграфа указываются ключевые слова, на которые нужно обратить внимание при изучении материала. Наряду с этим, в текстах параграфов описываются интересные факты, связанные с электрическими явлениями и открытиями. По тексту материала задаются проблемные вопросы, основанные на противоречии между имеющимися знаниями и конкретной ситуацией, что в значительной мере способствуют формированию познавательной активности у учащихся. Теоретические материалы в учебнике сопровождаются пояснительными рисунками, чертежами, способствующими более глубокому пониманию рассматриваемого явления или процесса. Особое внимание привлекают ряд контрольных вопросов, качественных и экспериментальных заданий для закрепления изученного материала после каждого параграфа. Отдельное внимание уделяется рефлексии, обратной связи, что было усвоено/не усвоено на данном уроке. Рефлексия — это самооценка учащегося. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими собственными.

Качество проведенного урока напрямую зависит от выбранного учителем учебника. Учитель выбирает учебник для изучения физики соответственно особенностям учащихся, с которыми он работает. Информация, которая рассматривается в параграфе, должна быть доступной и полной в изложении, богата иллюстративным материалом, историческими сведениями, заданиями творческого характера, задачами практического содержания. В связи с этим из двух издательств физики 8 класса ( Арман ПВ, Мектеп 2018 ), хотелось бы особо выделить учебник Арман-ПВ . Большую часть информации человек воспринимает через органы зрения и этот учебник выполнен по этому принципу, он очень яркий в своем исполнении. В главе «Электростатика» особое внимание привлекают определения в рамках, что дает возможность учащимся выделить из общего текста основные понятия . Другой отличительной стороной данного издательства является наличие большого количества поясняющих картинок , что делает данный учебник менее «скучным». Учащиеся могут анализировать и делать выводы по картинкам. Также большим плюсом данного учебника является то, что после параграфа есть задания на дом. Это тоже очень удобно, т. е. учителю не приходится ссылаться на другие источники. Основываясь на всем вышесказанном, читателю хотелось бы предложить для работы в школе именно этот учебник от издательства Арман-ПВ .

Далее приводится сравнительный анализ раздела «Электростатика» физики с английским языком обучения.

Глава «Электростатика» для школ с английским языком обучения отличается тем, что она построена таким образом, что способствует развитию у учащихся критического мышления. Основной задачей критического обучения является включение учащихся в активную учебную деятельность, а также мотивация к работе.

Учебный материал в Physics 8, Qarabatyrov A. представлен частично на английском и русском языках, что дает возможность учащимся, которые плохо владеют иностранным языком, понимать изучаемый материал. В начале каждого параграфа дается краткое описание того, чему можно научиться, изучив данный параграф, также ставиться проблемный вопрос и наглядная иллюстрация к ней. Методическая роль таких вопросов — это погружение обучающегося в проблему, активизация его познавательного интереса, побуждение к мыслительному процессу. Но стоит отметить, что текстового материала здесь значительно меньше, практически каждое явление или понятие сопровождается пояснительным рисунком, которое фиксируется в виде зрительного образа, что тоже способствует лучшему пониманию материала.

Для лучшего понимания изучаемого параграфа приводится ссылка на электронную страницу, где демонстрируется физическое явление. Помимо этого предлагается исследовательская работа, которую можно выполнить на уроке. В конце параграфа имеются вопросы по теме урока, творческие задания и краткий терминологический словарь на 3-ех языках. Как и в учебниках с русским языком обучения в конце главы выделяется «Самое важное в главе». Отличительной особенностью является то, что приводятся вопросы, примеры, связанные с жизнью, которые сопровождаются поясняющими картинками.

В Physics and Astronomy 8, Surmen M. в начале главы дается краткое содержание тем. В начале каждого параграфа, как и в Physics 8, Qarabatyrov A. ставятся проблемные вопросы, ответы на которые можно получить, изучив материал параграфа. Приводится очень большое количество примеров к изучаемому явлению, помимо этого предлагается провести эксперимент, для проверки правильности теории. Мы знаем, что иллюстрации, как важное средство наглядности, выполняют существенную роль в развивающем обучении, поэтому этот учебник богат иллюстрациями, отличительным цветом выделяют постоянные величины. Также как и в Physics 8, Qarabatyrov A. в конце главы для закрепления пройденного материала предлагаются вопросы, тесты, в которых нужно выбрать один вариант ответа или задания, требующие вписать пропущенное слово.

Сравнивая две главы «Электростатика» в учебниках по физике Physics 8, Qarabatyrov A. и Physics and Astronomy 8, Surmen M., можно сказать, что они очень схожи между собой. Многие поясняющие рисунки, приводимые в параграфе, примеры, а порой и вопросы/задания одинаковые. Отличие заключается только в объеме и последовательности изложения материала. Кроме этого, учебник Physics and Astronomy 8, Surmen M. полностью написан на английском языке. Этот учебник можно использовать в классах с соответствующим уровнем знания английского языка обучающихся и учителя. В этом случае учебный материал книги будет способствовать увлекательному и активному изучению предмета на английском языке. При среднем уровне знания английского языка данную книгу можно использовать как дополнительное пособие к основному учебнику Physics 8, Qarabatyrov A.

В заключении хотелось бы отметить, что эти два учебника очень схожи между собой, и выполнены в соответствии с нынешними требованиями к обучению, а именно, поменять подход к получению знаний. На смену простому усвоению и воспроизведению информации должно прийти развитие критического мышления, умение самостоятельно и творчески решать практические задачи и проблемы. Глава «Электростатика» в обоих учебниках практически не содержит формул, математических расчетов, что свойственно учебникам по физике 8 класс Закирова Н. А. и Кронгарт Б. Она больше направлена на развитие практических умений, на понимание самой сути материала, связи изучаемого явления, объекта с окружающим миром. Благодаря такой модели учебника учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, основанное на понимании, строить выводы и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли четко, уверенно и корректно.

Литература:

  1. https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1200002050.
  2. Нордстрем К. А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб, 2009 г.
  3. http://www.rusnauka.com/29_PMN_2015/Pedagogica/4_199066.doc.htm
  4. Закирова Н. А. Физика 8 класс, учебник, изд-ство Арман-ПВ, 2018.
  5. Кронгарт Б. Физика 8 класс, учебник, изд-ство Мектеп, 2018.
  6. Qarabatyrov A. Physics 8, textbook, AstanaKitap, 2017.
  7. Surmen M. Physics and Astronomy 8, Астана-кітап, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учебник, Казахстан, английский язык обучения, глава, конец главы, материал параграфа, параграф, жирный курсив, значительная мера.


Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы

Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц .

Основные грамматические различия между Black English...

Библиографическое описание: Кушнарёва, Е. С. Основные грамматические различия между Black English и литературным английским языком / Е. С. Кушнарёва.

Одним из направлений защитной деятельности является разработка мер по криптографической защите информации.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Изучение английского языка на среднем этапе обучения направлено на приобщение учащихся к культуре

Преподавателю необходимо освещать не только материал, данный в учебниках, но и дополнительно

По мере развития стандартов образования, разрабатываются все новые и более

английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал...

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история.

1.Страна была поделена на 36 областей во главе с наместниками.

Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых.

китайский язык, методика преподавания, начальная школа, преподавание, обучение, область методики преподавания...

Современные методы преподавания английского языка

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык.

В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века.

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка.

Учебные пособия по английскому языку в России конца XIX...

Между тем английский язык начали изучать в России в массовом порядке позднее, чем другие современные европейские языки.

В конце учебника помещены девять стихотворений и диалоги для заучивания наизусть.

Практический учебник английского языка по наглядному методу.

Элементы коммуникативной методики обучения английскому... английский язык...

Оценка качества и эффективности современных УМК по...

Проведенный анализ УМК «English»-VI показал, что учебник нацелен прежде всего на

Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а

В конце каждого раздела учащиеся с большим удовольствием выполняли проект по изученной теме.

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с...

Зачем мы изучаем английский язык? | Статья в журнале...

Ключевые слова : английский язык, трудности, эффективное обучение.

– Провести опрос учащихся третьих классов; – Проанализировать собранный материал.

язык , Узбекистан , русский язык , английский язык , иностранный язык , переподготовка кадров, обучение

Значительно упрощает изучение иностранного языка сравнение с родным языком.

Общая характеристика грамматической стороны глаголов...

Лингвистическая типология и сопоставительный метод обучения языкам служат основным

Если в конце основы глагола стоит согласный звук [d] или [t], то суффикс произноситься как [id]: to

Зеленщиков А.В., Петрова Е.С. (Грамматика современного английского языка): Учебник для

башкирский язык, прошедшее время, английский язык, вспомогательный глагол, глагол...

Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках...

В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания.

оценивания, ученик глубже «погружается» в изучаемый материал, повышается мотивация, появляется

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной

В процессе обучения иностранному языку устная и письменная речь тесно связаны между.

Похожие статьи

Как написать учебное пособие — Молодой ученый

И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы

Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков, таблиц .

Основные грамматические различия между Black English...

Библиографическое описание: Кушнарёва, Е. С. Основные грамматические различия между Black English и литературным английским языком / Е. С. Кушнарёва.

Одним из направлений защитной деятельности является разработка мер по криптографической защите информации.

Лингвострановедческий аспект в изучении английского языка на...

Изучение английского языка на среднем этапе обучения направлено на приобщение учащихся к культуре

Преподавателю необходимо освещать не только материал, данный в учебниках, но и дополнительно

По мере развития стандартов образования, разрабатываются все новые и более

английский язык, учебный процесс, работа, иностранный язык, учебный материал...

Формирование читательской грамотности школьников в рамках...

Оборудование: учебник для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история.

1.Страна была поделена на 36 областей во главе с наместниками.

Термины и даты, приводимые в тексте и конце параграфа, использовались в качестве ключевых.

китайский язык, методика преподавания, начальная школа, преподавание, обучение, область методики преподавания...

Современные методы преподавания английского языка

английский язык, проект, Казахстан, учебный процесс, образовательный процесс

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык.

В обучении иностранному языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века.

Статья посвящается методу диалога в обучении английского языка.

Учебные пособия по английскому языку в России конца XIX...

Между тем английский язык начали изучать в России в массовом порядке позднее, чем другие современные европейские языки.

В конце учебника помещены девять стихотворений и диалоги для заучивания наизусть.

Практический учебник английского языка по наглядному методу.

Элементы коммуникативной методики обучения английскому... английский язык...

Оценка качества и эффективности современных УМК по...

Проведенный анализ УМК «English»-VI показал, что учебник нацелен прежде всего на

Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а

В конце каждого раздела учащиеся с большим удовольствием выполняли проект по изученной теме.

1. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык. Учебник для VI класса школ с...

Зачем мы изучаем английский язык? | Статья в журнале...

Ключевые слова : английский язык, трудности, эффективное обучение.

– Провести опрос учащихся третьих классов; – Проанализировать собранный материал.

язык , Узбекистан , русский язык , английский язык , иностранный язык , переподготовка кадров, обучение

Значительно упрощает изучение иностранного языка сравнение с родным языком.

Общая характеристика грамматической стороны глаголов...

Лингвистическая типология и сопоставительный метод обучения языкам служат основным

Если в конце основы глагола стоит согласный звук [d] или [t], то суффикс произноситься как [id]: to

Зеленщиков А.В., Петрова Е.С. (Грамматика современного английского языка): Учебник для

башкирский язык, прошедшее время, английский язык, вспомогательный глагол, глагол...

Рубрики как инструмент формирующего оценивания на уроках...

В связи с этим, значительные изменения происходят в системе оценивания.

оценивания, ученик глубже «погружается» в изучаемый материал, повышается мотивация, появляется

В условиях обучения иностранному языку (английскому языку) в общеобразовательной

В процессе обучения иностранному языку устная и письменная речь тесно связаны между.

Задать вопрос