Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Четвертакова, В. А. Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка / В. А. Четвертакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98212/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeisterвпреподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: кластер, учебно-познавательные компетенции, критическое мышление, ментальная карта, русский язык, онлайн-приложение.

На данный момент одной из главных задач современного педагогического образования является формирование у обучающихся умения осознанно мыслить, самостоятельно анализировать, искать и систематизировать информацию. Помимо формирования у обучающихся творческого мышления, учителям необходимо также применение нестандартных методов и технологий в преподавании русского языка. Одним из таких методов, которые способствуют развитию мыслительной деятельности обучающихся, является педагогический метод кластера.

Кластер («гроздь») — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди» [1]. Кластеры можно использовать на любых этапах урока. С помощью данного приема обучающиеся могут обобщить учебный материал, что является огромным плюсом. Наглядная информация запоминается гораздо лучше.

Кластер — это один из методов формирования у обучающихся критического мышления. Критическое мышление, в свою очередь, развивает следующие компетенции: коммуникативные, исследовательские, учебно-познавательные, информационные, ценностно-смысловые и мыслительные.

При работе с кластером обучающийся имеет абсолютную творческую свободу: он может записывать всё, что приходит на ум, не боясь ошибиться. При работе в группе обучающиеся смогут сравнить свое мнение с другими, порассуждать об этом и прийти к лучшему решению поставленной задачи. Этот прием крайне эффективен как в сильных, так и слабых классах, поскольку обучающиеся смогут запомнить не только факты, но и какие-то важные части темы. То есть они не смогут изучить материал поверхностно.

Данный метод можно применить при систематизировании довольно большого объема информации: это поможет легкому её усвоению. С помощью онлайн-приложения MindMeister учитель сможет не только показать информацию наглядно, но и работать вместе с обучающимися. MindMeister — это онлайн-приложение для составления карт разума, которое позволяет пользователям визуализировать, делиться и представлять свои мысли через облако [2].

Прием ментальной карты очень схож с кластером, однако у них есть отличия. Ментальные карты ассоциативно структурируют, систематизируют информацию для запоминания, для восприятия; в конце работы над картой формулируется вывод. Кластеры же используются на предварительном этапе работы с информацией с целью — направить на решение проблемы, спланировать действия; и на основном этапе с целью установить причинно-следственные связи между гроздьями-элементами.

Используя возможности онлайн-приложения MindMeister можно создать не только ментальную карту, но и сам кластер.

Первым этапом работы является создание кластера посредством нахождения «ядра» изучаемой идеи или темы урока. Далее вокруг этой темы нужно составить крупные смысловые единицы — «спутники». После этого этапа необходимо найти логическую связь и объединить данные единицы между собой ключевыми понятиями. Нужно помнить, что работу необходимо продолжать, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

Несмотря на то, что онлайн-приложение MindMeister были создано для создания ментальных карт, в нем также возможно создать ранее описанный кластер. Ученики могут редактировать свои ответы, оставлять комментарии и эмодзи.

Приложение дает возможность устанавливать связи между «спутниками», редактировать их стиль и в целом весь внешний вид кластера. По мере изучения материала можно добавлять, перемещать и изменять элементы кластера. Также в этом онлайн-приложении можно вставить различные ссылки и медиа файлы.

Этот подход дает возможность вовлечь всех обучающихся на уроке, повысить их мотивацию к учёбе. Обучающиеся смогут научиться правильно ставить вопросы, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать и приводить аналогии. Стоит упомянуть, что применение данного онлайн-приложения дает возможность выполнять кластер в дистанционном формате.

Таким образом, применения приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister позволит не только развить познавательный интерес у обучающегося, но и эффективно усвоить учебный материал. Благодаря такой наглядности, уроки русского языка станут гораздо интереснее. Данный метод также поможет создать благоприятную обстановку для коллективной работы в классе, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Литература:

  1. Заир С. И.-бек, И. В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014–175с.
  2. Джина Трапани (14 июля 2008 г.). «Ускорьте сеанс мозгового штурма с помощью MindMeister». Лайфхакер.ру.
  3. www.mindmeister.com
  4. Яфарова, М. П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации / М. П. Яфарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 222–229.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, кластер, критическое мышление, ментальная карта, помощь онлайн-приложения, русский язык, учебный материал.


Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления...

При применении метода кластера в обучении материал представляется лаконично и

На стадии вызова дети также могут структурировать весь представленный материал.

На уроках русского языка также существует множество вариантов составления кластеров для более

Рис. 3. Кластер: состав слова. Использование методов критического мышления на уроках в...

Некоторые методические рекомендации по использованию...

Технология ментальных карт — это одна из техник визуализации мышления.

Лежащая перед преподавателем ментальная карта занятия дает четкий план действий по реализации

Каждый обучающийся может нарисовать ментальную карту на листе бумаги или создать ее

процесс, мыслительная карта, лексический материал, центр листа, критическое мышление.

Опыт создания ментальных карт на уроках литературы

Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум».

Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.

создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Использование технологии интеллект-карт в образовательном...

4) Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор [15; 69].

3) Оформить учебный контент в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся...

Применение интеллект-карт при обучении английскому языку... иностранный язык, студент.

Технология развития критического мышления как средство...

Данные приемы позволяют учащимся активно воспринимать изучаемый материал, помогают

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И

критическое мышление, русский язык, чтение учителем, технология развития, прием

На уроке русского языка в 9 классе учащиеся создавали кластер «Основные группы...

Кластер как одна из форм познавательной деятельности...

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности.

В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно

Все обучающиеся справились с этим заданием [Приложение 1].

Технология развития критического мышления...

...самостоятельно с помощью подсказок учителя определить тему урока и учебную задачу.

Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.

Слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка — «reflection» и является

Story map (карта повествования).

Применение интеллект-карт в обучении | Статья в журнале...

Одним из АМО является использование в обучение интеллект-карт.

Использование ментальных карт в обучении удобно как преподавателям, так и студентам.

материал; на практических — как раздаточный материал при повторении, закреплении и обобщении материала.

Рис. 2. Составление интеллект — карты с помощью сервиса Mindomo.

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления.

Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала.

слово, центральная идея, мыслительная карта, критическое мышление, учащийся, ветвь, ассоциация

Технология ментальных карт — это одна из техник визуализации мышления.

Похожие статьи

Метод кластера в технологии развития критического мышления...

При применении метода кластера в обучении материал представляется лаконично и

На стадии вызова дети также могут структурировать весь представленный материал.

На уроках русского языка также существует множество вариантов составления кластеров для более

Рис. 3. Кластер: состав слова. Использование методов критического мышления на уроках в...

Некоторые методические рекомендации по использованию...

Технология ментальных карт — это одна из техник визуализации мышления.

Лежащая перед преподавателем ментальная карта занятия дает четкий план действий по реализации

Каждый обучающийся может нарисовать ментальную карту на листе бумаги или создать ее

процесс, мыслительная карта, лексический материал, центр листа, критическое мышление.

Опыт создания ментальных карт на уроках литературы

Проанализировав представленные на сайте материалы, мы узнали, что слово Mind переводится как «разум».

Успешно осуществляем внедрение ментальных карт в школьную практику.

создание ментальных карт по обобщающим темам курса «Русский язык» (например

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского...

Использование технологии интеллект-карт в образовательном...

4) Обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор [15; 69].

3) Оформить учебный контент в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся...

Применение интеллект-карт при обучении английскому языку... иностранный язык, студент.

Технология развития критического мышления как средство...

Данные приемы позволяют учащимся активно воспринимать изучаемый материал, помогают

Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка/ А. И

критическое мышление, русский язык, чтение учителем, технология развития, прием

На уроке русского языка в 9 классе учащиеся создавали кластер «Основные группы...

Кластер как одна из форм познавательной деятельности...

Такой метод как кластер, не мог остаться не замеченным в педагогической деятельности.

В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.

С помощью графических схем можно обобщить и систематизировать учебный материал, графика помогает наглядно и понятно

Все обучающиеся справились с этим заданием [Приложение 1].

Технология развития критического мышления...

...самостоятельно с помощью подсказок учителя определить тему урока и учебную задачу.

Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.

Слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка — «reflection» и является

Story map (карта повествования).

Применение интеллект-карт в обучении | Статья в журнале...

Одним из АМО является использование в обучение интеллект-карт.

Использование ментальных карт в обучении удобно как преподавателям, так и студентам.

материал; на практических — как раздаточный материал при повторении, закреплении и обобщении материала.

Рис. 2. Составление интеллект — карты с помощью сервиса Mindomo.

Развитие мышления и творчества на уроках литературы...

Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления.

Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала.

слово, центральная идея, мыслительная карта, критическое мышление, учащийся, ветвь, ассоциация

Технология ментальных карт — это одна из техник визуализации мышления.

Задать вопрос