Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 24.12.2022

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Долматова, А. А. Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации / А. А. Долматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98197/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к дефектам и сбоям в системе общения, отрицательно сказывается на развитии личности ребенка: формирует психические пласты, специфические черты эмоционально-волевой сферы и вызывает появление нежелательных черт характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Поэтому проблема ранней коррекции заикания у детей младшего дошкольного возраста является чрезвычайно актуальной.

Ключевые слова: заикание, развитие, ограничение речи, ребенок, слова, фразы, ритм.

The research objective is to disclose the subject matter of speech therapy work focused on fluidity speech formation of preschool age children, suffering stutter. Stutter is a difficult disorder of articulation organs such that the tempo-rhythmical organisation of statements is distressed that leads to defects and failures of dialogue system, negatively influences on individual development of the child; more specifically it generates the mental stratifications, specific features of emotional-volitional sphere, and causes undesirable qualities of character such as shyness, indecision, isolation, negativism. The author notes that the problem of early stutter correction among junior preschool-aged children considered as topical and immediate issue

Keywords: stuttering, development, speech restriction, child, words, phrases, rhythm.

1. Режим ограничения речи

Главная цель этого шага — обучить деток простейшим конфигурациям ситуативного языка в критериях их ограниченности. Для этого в группе с начала тренировочного года вводится отчетливый распорядок дня, в следовании которого участвуют и родители. Вводится строгий режим для снижения детской ложной словесной продукции. На логопедических упражнениях и упражнениях с учителем дети ориентируются на общение через невербальное общение. Они кивают либо качают головой в положительном либо отрицательном решении на вопросы старших. Как главное «работает» инструкция «показывает». Пример, изучая тему «Овощи», ученикам предлагаются последующие задания: «Покажи, где помидор?», «Покажи, где дети берут огурцы?», «Он оранжевый, удлиненный, крепкий, сладенький, полезный». Изобрази мне, что это такое? Детки имитируют движения, которые производятся при копании грядки, высадке семян, поливе рассады, рыхлении земли, прополке, сборе урожая и т. д. При ограничении устной речи вся речевая работа ориентирована на формирование слухового интереса, понимания обращенной речи и накопление пассивного словарного запаса.

При потребности речевого общения допускаются лишь весьма простые формы речи, при которых детки не заикаются. Ребенок сможет сообщать шепотом, отвечать односложно либо коротким словом на вопрос взрослого.

Формирование длительного фонационного и речевого выдоха

Этот этап работы предполагает обучение навыкам рационального распределения выдыхаемого воздуха при произнесении отдельных гласных звуков или их сочетаний. Приемами, помогающими детям в протяжном и плавном произношении, являются дирижирование, элементы танцевальных движений (легкие повороты, полуприседания, рукопожатия и др.), легкое хлопанье в ладоши или притопывание, задающее ритм и темп произносимых звуковых последовательностей.

Для формирования речевого выдоха в упражнения включаются специально подобранные слоги, слова и словосочетания. Например, во время прогулки по дорожке дети на плавном выдохе произносят сочетание слогов «топ-топ-топ»; имитируя шум дождя, говорят «кап-кап-кап» и при этом выполняют соответствующие движения руками; имитируя купание утят, стараются говорить «буль-буль-буль» и ритмично взмахивают руками «крыльями».

Обучение ситуативной речи на материале коротких и развернутых фраз

Первые короткие предложения, которым мы начинаем учить заикающихся детей, — это слова, начинающиеся с ударной гласной. С одной стороны, это продолжение работы по формированию речевого выдоха, с другой стороны, начало самостоятельного обучения речи. Закрепляя имеющиеся навыки выдыхательной речи, дети повторяют речевой образец, самостоятельно называют картинки, отвечают на вопросы. В дальнейшем учат мягкому гласному ведущему на материале других слов, при этом объясняя им, что слово следует немного расширить (выделить основной звук — ударный гласный). На уроках и во время специально организованных игр и речевых ситуаций дети сначала отвечают односложно.

Большое внимание уделяется развитию умений не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Так, при проведении лексических занятий на закрепление и активизацию предметного словаря дети учатся спрашивать: «Кто это?» и «Что это?», а также уточняют назначение каждого предмета: «Для чего нужен?»; знакомясь с прилагательными, они упражняются в постановке соответствующих вопросов: «Какой?», «Какая?». Для подобных упражнений используются реальные предметы или картинки и карточки-символы, демонстрирующие величинные, цветовые, вкусовые и другие характеристики предметов, действия с ними, их назначение.

Для постановки развернутых вопросов используются схемы, модели предложений, сюжетные картинки с частичной раскраской. Ориентируясь на заранее составленное предложение и выделенное на схеме ключевое слово (модель, картинку), дети пытаются сформулировать вопросы и задают их друг другу.

Средняя способность говорить без заикания, имевшаяся у 50 % учащихся до начала логопедической пробы, снизилась до 17 % от общего числа детей. В речи дошкольников наблюдались редкие задержки произнесения заученного, отрепетированного речевого материала в сложной ситуации речевого общения (в присутствии посторонних, в непривычной обстановке). Однако вместе с эмоциональным дискомфортом появлялась и нерешительность в привычной для ребенка обстановке. Эпизоды заикания часто регистрировались при произнесении лексически и грамматически сложных предложений, когда речевой материал был незнаком или незнаком.

В заключение охарактеризуем высокую способность к беглому произношению, достигнутую после логопедической работы у 83 % детей, участвовавших в эксперименте. Речь большинства из них можно назвать гладкой, соответствующей возрастной норме. У части детей редкие пароксизмы заикания возникали только в условиях эмоционального дискомфорта или при произнесении лексически и грамматически сложных предложений в связных рассказах и в спонтанной речи.

Формирование плавной речи у дошкольников с дефектом заикания сложный и специфический процесс. Только тесное взаимодействие логопеда с воспитателями и родителями в этом процессе может способствовать эффективности логопедической работы по коррекции речи детей.

Литература:

  1. Белякова Л. И. Патофизиологические механизмы // Заикание. Москва: Медицина, 1978. С. 59–81.
  2. Борисова Е. А. Новый подход к устранению заикания у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 4 (83). С. 108–118.
  3. Борисова Е. А. Формирование плавности речи как качественной характеристики устного высказывания детей дошкольного возраста с заиканием //Образование и наука. 2014 № 9. С.130–143
  4. Левина Р. Е. Заикание у детей // Преодоление заикания у дошкольников. Москва: Педагогика, 1975. С. 3–22.
  5. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. Москва: Владос, 2000. 208 с. 6.
  6. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1955.
  7. Seeman M. Sprachstörungen bie Kindern. Stuttgart. 1973
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, логопедическая работа, речевой выдох, речевое общение, слово, формирование, эмоциональный дискомфорт.


Ключевые слова

развитие, ребёнок, ритм, слова, заикание, ограничение речи, фразы

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования

Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции. Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием...

Ключевые слова: ребёнок, преодоление заикания, диафрагмальное дыхание, речевое дыхание, ритмическая

От общения с окружающими не отказывались, но дискомфорт от запинок испытывали, и поэтому с

Следующим этапом работы стали упражнения с мешочками, о которых шла речь ранее.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией. Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Перед логопедом возникает задача построить свою работу наиболее интересно для детей с дизартрией

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

– моделирование процесса индивидуальной логопедической работы, заключающееся в

На занятиях по развитию речи и активизации речевого общения дошкольников с ОНР мы

Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22].

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова.

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры...»

Библиографическое описание: Кутепова, Ю. А. Логопедическая гостиная для родителей

Правильно, коррекция. А теперь второе слово, оно обозначает одно из речевых нарушений.

Для развития речевого дыхания предлагаем игру «Назови по порядку».

Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности...

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По устранению общего недоразвития речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с ОНР нарушено.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития.

У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.

Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и

Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых...

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений...

Библиографическое описание: Седова, Е. В. Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений

Если запустить нарушения речевой и мыслительной деятельности, это приведет к таким

на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой.

Логопедическая помощь по профилактике речевых нарушений детей дошкольного и...

Учите детей говорить правильно | Статья в сборнике...

Для нормального становления речевой деятельности необходимы

4 года – словарный запас 2000 слов, предложения из 5-6 слов, сопровождение речи игрой

Чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать ряд условий

Мозг ребёнка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную...

Похожие статьи

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Ключевые слова: виды дыхания, логопедические игры, упражнения для формирования

Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции. Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием...

Ключевые слова: ребёнок, преодоление заикания, диафрагмальное дыхание, речевое дыхание, ритмическая

От общения с окружающими не отказывались, но дискомфорт от запинок испытывали, и поэтому с

Следующим этапом работы стали упражнения с мешочками, о которых шла речь ранее.

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией. Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, речевое дыхание, дизартрия.

Перед логопедом возникает задача построить свою работу наиболее интересно для детей с дизартрией

Работу по формированию речевого дыхания необходимо начинать, в зависимости от степени...

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного...

– моделирование процесса индивидуальной логопедической работы, заключающееся в

На занятиях по развитию речи и активизации речевого общения дошкольников с ОНР мы

Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то

Для активизации речевого общения детей нами на занятиях и вне занятий используются...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как...

Таким образом, стало актуальным проведение логопедической работы с детьми раннего возраста. Именно в этот период идет активное становление речевой функции. [3,с.22].

Основной целью моей работы с детьми стало стимулирование речевого развития.

Два ребенка научились вслушиваться в речь, у них появились первые слова.

Логопедическая гостиная для родителей «Использование игры...»

Библиографическое описание: Кутепова, Ю. А. Логопедическая гостиная для родителей

Правильно, коррекция. А теперь второе слово, оно обозначает одно из речевых нарушений.

Для развития речевого дыхания предлагаем игру «Назови по порядку».

Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности...

Роль развития дыхания в работе с детьми с ОНР

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По устранению общего недоразвития речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с ОНР нарушено.

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речевого развития.

У таких детей нарушается эмоциональное восприятие окружающего мира.

Как известно, при некоторых нарушениях речевого развития, а именно, при дизартрии, нарушается дыхание и

Как известно, никакое общение не будет эффективным, если его участники не могут, во-первых...

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений...

Библиографическое описание: Седова, Е. В. Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений

Если запустить нарушения речевой и мыслительной деятельности, это приведет к таким

на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой.

Логопедическая помощь по профилактике речевых нарушений детей дошкольного и...

Учите детей говорить правильно | Статья в сборнике...

Для нормального становления речевой деятельности необходимы

4 года – словарный запас 2000 слов, предложения из 5-6 слов, сопровождение речи игрой

Чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать ряд условий

Мозг ребёнка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную...

Задать вопрос