Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Н. Л. Развитие мотивационного компонента у детей с речевыми нарушениями / Н. Л. Кузнецова, С. В. Потычук, Е. Г. Трофименко, О. А. Крапивкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98182/ (дата обращения: 18.04.2024).



Многие педагоги сталкиваются с проблемой повышения интереса у детей к познавательной деятельности. В нашей статье мы предлагаем систему мотивации, которую мы успешно используем в работе с детьми в детском саду.

Вопрос о времени появления у ребенка мотивированных действий Е. П. Ильин связывает с вопросом появления у младенцев первых произвольных движений [3]. В период дошкольного детства игра способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. Позвольте ребёнку играть — это основа его взрослой жизни. Игра — одна из форм воспитания, направлена на будущее ребёнка. Л. С. Выготский считает, что именно игры закладывают основные принципы ребёнка и готовят его ко взрослой жизни [2].

В нашей группе обучаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Нарушения затрагивают все компоненты речи: фонетические, фонематические, нарушения лексического и грамматического строя речи, темпо-ритмический компонент речи. Так же необходимо отметить, что у детей с речевыми нарушениями страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. В группе находятся дети с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные, агрессивные, медлительные.

Не мешайте ребёнку исследовать мир. Маленькие дети любопытны от природы и открыты для всего нового. Если ребёнок видит коробочку, то непременно нужно её открыть. Вещи притягивают детей, они хотят изучить их. Главное, не мешать это делать. Таким образом, мы привлекаем и мотивируем детей к реализации познавательной и речевой деятельности.

Когда возникает задача направлять и стимулировать деятельность ребенка, мы создаем новый внешний мотив, в качестве которого выступает внешнее средство.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно, узнавать новое. А если это новое создать руками детей из «бросового материала», то интерес растет в геометрической прогрессии, включая креативность, воображение, мышление и коллективное взаимодействие. Так как дети сами придумывают, что и из чего они будут строить, распределяют обязанности между собой.

Путем мотивации удается своевременно скорректировать поведение ребенка, преодолеть отдельные негативные черты, которые могут осложнить формирование стремления к познавательной деятельности ребенка.

Данная система рассчитана так же на то, чтобы повысить заинтересованность родителей в развитии своих детей. Родители с удовольствием продолжают игры с детьми в домашних условиях. Ребята самостоятельно воспроизводят игры, разработанные ими же, в детском саду, используя уже домашние «подручные инструменты» (картон, кастрюли, крышки и т. п.) взамен новомодных «гаджетов».

Система выстроена не только на основе лексических тем, но и с учетом интересов и возможностей самих детей, вызывая тем самым интерес к познавательной деятельности.

Лексическая тема длится 7 дней, то есть родители продолжают погружение в тему в выходные дни.

Первый этап. На этом этапе в группе было создано игровое пространство. Были составлены совместно с детьми технологические карты игры. (Рис.1) Пример: Повар . Что делает? Готовит, моет, чистит, режет, смешивает и т. д.

Где работает? В школе, ресторане, в детском саду.

На этом этапе мы расширяли и уточняли знания детей о функциях профессий, и об их взаимосвязи. Пополняли словарный запас. У детей сформировалось умение работать в команде, составлять схемы, придумывать символы профессий. Это способствовало развитию воображения, образного мышления.

Технологическая карта игры

Рис. 1. Технологическая карта игры

Второй этап . Презентация своих технологических карт детьми. Каждый ребенок презентовал карту, выбранной им профессии. Дети структурируют свои знания о профессии, которую они решили описать. Затем презентуют свои творения другим детям. Ребята могут высказывать свои дополнения и пожелания, что способствует формированию коллективного творчества, развитию связной речи, умению слушать друг друга, оказывать помощь.

Третий этап . Планирование деятельности: «Создаем свое предприятие». (Рис.2) На данном этапе дети в подгруппах придумывают (рисуют) предприятие, создают рабочие места, набирают персонал. Происходит дифференциация понятий «работа» и «профессия». Пополнение номинативного словаря. Развитие навыка планирования, детской самостоятельности и инициативы.

Планирование деятельности

Рис. 2. Планирование деятельности

Четвертый этап . Дети играют в игру.

Игровую среду дети моделируют самостоятельно при помощи подручного бросового материала, самостоятельно распределяют роли, согласно своему плану. Обогащение жизненного опыта, обогащение игрового опыта, активности, самостоятельности.

Закрепление ролевых диалогов, моделирование социальных отношений, погружение в профессию. Взаимодействие с воспитателем.

Пятый этап. Подведение итогов. Рефлексия. На данном этапе дети говорят свои отзывы об игровом процессе, о подготовке к игре. Что им понравилось больше всего, а что хотелось бы изменить, добавить. Учатся выражать свое отношение к происходящему, выявлять положительные и отрицательные моменты. Находить возможные пути решения.

Шестой этап. Данный этап проводится совместно с родителями. Намечаем план действий, согласовываем и обсуждаем различные варианты погружения в тему. Как в домашних условиях возможно продлить и углубить полученные знания, умения и навыки детей в теме, которой мы сотрудничали на протяжении 5 дней.

Погружаясь в тему профессий, родители совместно с детьми посетили детский центр «Город профессий», где смогли не только увидеть различные профессии, но и попробовать себя в различных отраслях. Например, ребята поработали на молочной ферме, приготовили свое мороженое, были кондитерами, пекарями, полицейскими, банкирами и даже врачами. Они смогли получить знания по финансовой грамотности и ознакомились с экономическими аспектами трудового мира.

Седьмой этап. На этом этапе ребята с родителями посетили экскурсию «По миру профессий». Дети смогли на выбор посетить настоящее трамвайное депо, кинологический центр, центр пчеловодства и многое другое.

Таким образом тесное взаимодействие детей и родителей при погружении в лексическую тему способствовало развитию и укреплению детско-родительских отношений. Сформировалось представление о том, как устроены рабочие места различных профессий.

Взрослая жизнь для современных детей достаточно закрыта, они в нее не включены, она не дает им достаточное количество сюжетов, им просто неоткуда черпать эти сюжеты. Поэтому большое внимание мы уделили обогащению жизненного опыта детей новыми знаниями и впечатлениями.

В группе на сегодняшний день наблюдается повышение уровня развития детской сюжетно-ролевой игры. Данная методика помогает включить в игру «плохо играющих», «непопулярных» детей. Таким образом появляется переход от игры в одиночку к игре со сверстниками, дети овладевают умением совместно выстраивать совместное сюжетосложение, расширяется диапазон и улучшается качество игровых сценариев, увеличивается время игры. Детские коллективы стали более сплоченными, сократилось количество детей с нежелательными проявлениями поведения.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.,1972.
  2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  5. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера. — М.: Педагогика, 1988.
  6. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.1999.
  7. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В. С. Мухина — 2-е изд,. Испр. и доп. — М: Академия, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, этап, взрослая жизнь, детский сад, игра, жизненный опыт, планирование деятельности, познавательная деятельность, профессия, родитель.


Похожие статьи

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с различными

Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях.

Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на

Работая над проектом «Вкусная еда», были организованы экскурсии на кухню детского сада.

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности.

Участники: воспитатели, родители, дети. Этапы работы над проектом.

2. Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Однако, начав свою профессиональную деятельность во взрослой жизни, часто молодые

Однако мы вынуждены констатировать факт, что в детском саду вопросу формирования

Это позволило нам дать детям целостное представление уже о современных профессиях.

Дети брали на себя различные роли и воплощали в игре современные профессии.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Родители для дошкольников являются «живым» примером своей профессии, поэтому

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города.

Через познавательную и творческую деятельность у детей появилось желание самим создать новые книжки.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых.

Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде.

Большую роль в формировании у детей представлений о труде занимают родители.

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Подсказка 3. Какие виды детской деятельности необходимо учитывать при планировании?

детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, ребенок, подсказка

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование способности к планированию собственной...

Умение планировать собственную познавательную деятельность необходимо ребенку уже в дошкольном возрасте, чтобы быть

Способность к планированию связана с деятельностью регуляторных структур мозга.

Детям были предложены ситуации, по содержанию близкие к их опыту.

Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца — 3 изд., испр.

Похожие статьи

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, с различными

Алябьева Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях.

Киселева Л. С. Данилина Т. А. Лагода Т. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.

Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.

Формирование у детей представлений о профессиях взрослых...

Для организации проектной деятельности с детьми и родителями, направленной на

Работая над проектом «Вкусная еда», были организованы экскурсии на кухню детского сада.

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог...

Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста

- Учить отображать представления о профессиях родителей в игровой деятельности.

Участники: воспитатели, родители, дети. Этапы работы над проектом.

2. Бесед с детьми о профессиях, рассказ родителей о своих профессиях.

ребенок, труд, профессия, игра, труд взрослых, младший дошкольный возраст, педагог, будущая профессия, детский сад...

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью...

Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного

Играя в дидактические игры, с детьми закрепляли вид деятельности, орудия труда

В целом, игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на

ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, ознакомление...

Формирование у старших дошкольников представлений о мире...

Однако, начав свою профессиональную деятельность во взрослой жизни, часто молодые

Однако мы вынуждены констатировать факт, что в детском саду вопросу формирования

Это позволило нам дать детям целостное представление уже о современных профессиях.

Дети брали на себя различные роли и воплощали в игре современные профессии.

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Родители для дошкольников являются «живым» примером своей профессии, поэтому

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города.

Через познавательную и творческую деятельность у детей появилось желание самим создать новые книжки.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Формирование представлений о труде взрослых у детей...

Ребёнку младшего дошкольного возраста свойственен интерес к деятельности взрослых.

Систематизация, обобщение знаний осуществляется в процессе бесед с детьми о труде.

Большую роль в формировании у детей представлений о труде занимают родители.

Детский сад, профессия, родитель, ребенок, Беседа, труд взрослых, профессия родителей, работа...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном...

В формировании социального опыта ребёнка участвуют родители, дети, взрослые, т. е. те люди

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период, детский сад

ребенок, игра, окружающий мир, детский сад, взрослый, жизнь взрослых, дошкольный...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Подсказка 3. Какие виды детской деятельности необходимо учитывать при планировании?

детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, ребенок, подсказка

детский сад, родитель, ребенок, нетрадиционная форма работы, образовательный процесс, сайт группы.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование способности к планированию собственной...

Умение планировать собственную познавательную деятельность необходимо ребенку уже в дошкольном возрасте, чтобы быть

Способность к планированию связана с деятельностью регуляторных структур мозга.

Детям были предложены ситуации, по содержанию близкие к их опыту.

Усова А. П. Обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца — 3 изд., испр.

Задать вопрос