Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 26.12.2022

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Создание условий для эффективного обучения учащихся через использование дистанционных образовательных технологий / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98172/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье автор пытается определить эффективные методы работы с учащимися в условиях дистанционного образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательный процесс, ИКТ-технологии, учащиеся.

ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.

Для эффективного внедрения в образовательный процесс необходимо создать в образовательной организации команду единомышленников — наиболее подготовленных к использованию ДОТ и владеющих ИКТ технологиями, и информационную образовательную среду (ИОС).

ИОС программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение участников образовательных отношений и общественности.

ИОС гимназии включает 3 основных блока:

— первый блок — организационно-педагогические, дидактические условия для формирования и развития насыщенной ИОС;

— второй блок — компоненты ИОС: административная, учебная, методическая, научно-исследовательская, внеурочная, контроль и оценка результатов обучения, технологическое обеспечение ИОС;

— третий блок — средства проектирования и построения ИОС (программно-технические, организационно-методические, коммуникационные); использование идеи практико-ориентированной направленности образовательного процесса; программно-технические, организационно-методические и коммуникационные средства.

Таким образом, в образовательной организации должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств. Необходимо нарабатывать достаточный опыт использования ЦОР и ДОТ на уроках. Сегодня актуально использовать ДОТ и во внеурочной деятельности.

Задачи:

— создать условия для вовлечения педагогов в процесс продуцирования и применения различных форм достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности с опорой на ДОТ;

— создать условия для вовлечения учащихся в ВУД путем реализации их потребностей через использование преимуществ ДОТ;

— обновить технологии организации ВУД, усовершенствовав активные образовательные практики на дистанционной технологической основе;

— создать систему мониторинга качества образования и эффективности внедрения ДОТ в практику ВУД через диагностику результатов.

Внеурочная деятельность (ВУД), как и урочная, направлена на достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП, но в первую очередь — на достижение личностных и метапредметных результатов. Сегодня технологии дистанционного обучения развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные образовательные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

ДОТ — способ организации образовательного процесса, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и учащимся. Дистанционное обучение — идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у учащихся познавательной самостоятельности и активности, развития критического мышления.

ДОТ предоставляет возможность проведения дистанционных, он-лайн олимпиад и интеллектуальных конкурсов; участие в международных и всероссийских учебно-сетевых проектах. Предметные дистанционные конкурсы, игры являются одной из форм ВУД; они способствуют развитию интереса учащихся к предмету, расширяют мировоззрение учащихся.

К плюсам ДОТ можно отнести следующее:

— доступность,

— индивидуализация,

— получение образования независимо от места проживания, состояния здоровья,

— творческое самовыражение.

ФГОС предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях. Изменились требования к результатам освоения основных образовательных программ, условиям реализации и структуре основной образовательной программы, которые невозможны без наличия информационной образовательной среды, широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

И урочная, и внеурочная деятельность предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: ученика, как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации; и учителя, как консультанта, который должен обладать умением и навыками использования компьютерных технологий. Решить проблемы обеспечения равных возможностей для получения качественного общего образования, весомо дополнить и расширить традиционные формы организации среднего общего образования позволит широкое использование обучения с использованием ДОТ.

ДОТ становится незаменимым для детей с ОВЗ, или длительно отсутствующих в школе (находящихся на лечении, на спортивных сборах или соревнованиях и др.); для учащихся 10–11 классов, готовящихся к поступлению в вузы, посещающих подготовительные курсы, расписание которых далеко не всегда согласовано со школьным.

Каждый учащийся может заниматься по персональному расписанию, варьируя темп и время обучения для освоения изучаемого материала. Особое место во внеурочной деятельности занимает проектная деятельность. Она может быть включена в каждое из направлений, в любую программу, а может быть выделена как самостоятельная программа. Проектная деятельность очень важна для дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности. В дистанционном обучении также реализуются модели совместной учебной деятельности учащихся.

ВУД — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между учащимися и учителем, с целью развития творческих способностей, познавательной активности, общекультурных интересов старшеклассников. Очно-заочная форма занятий ВУД (с применением ДОТ) позволяет часть курса осваивать посредством электронной почты и других электронных ресурсов.

Необходимость использования ДОТ во внеурочной деятельности старшеклассников обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

— невозможность постоянного личного присутствия на занятиях ВУД;

— потребность в интерактивном взаимодействии учащихся и учителей;

— работа с одаренными детьми;

— расширение кругозора через увлекательные задания (викторины, кроссворды, задачи, интеллектуальные игры и игровые ситуации, виртуальные экскурсии в музеи и научные лаборатории, виртуальные профпробы);

— показ презентаций и видеофрагментов, демонстрация опытов;

— тестирование, проведение лабораторных и практических работ;

— участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах;

— участие в он-лайн-олимпиадах, семинарах, конференциях;

— создание творческих работ;

— выполнение индивидуального проекта;

— профориентационное тестирование;

— формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

— развитие способности свободного культурного общения учащихся с учителем и между собой с использованием современных дистанционных технологий.

В процессе проведения занятий в дистанционном режиме учителю необходимо использовать:

— электронную почту (с её помощью налаживается общение между учителем и учащимся: рассылка заданий и материалов; получение учителем уведомлений о выполнении задания, индивидуальные консультации и др.);

— ресурсы сети Интернет (можно использовать как богатый иллюстративный или справочный материал для освоения программ ВУД; выгрузка собственных разработок заданий или занятий).

— социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, telegram).

Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя, как с одним учащимся, так и с группой.

Сервисы Web 2.0:

https://readymag.com (создание интерактивной инструкции);

https://roundme.com (создание виртуальных панорам);

https://h5p.org (создание интерактивного диалогового тренажера);

https://learningapps.org/ (создание интерактивного контента (игры, ребусы, ленты времени и т. д.))

http://ru.wix.com/ и http://www.tilda.cc/ru/ (создание Web-сайта (страницы) учителя или учащегося);

— Yandex Диск, RuTube — для хранения различных типов файлов и др.;

— Сферум — организация и проведение онлайн-занятий.

Использование ДОТ позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.

Литература:

  1. Киселева, А. А. Технология создания отрытой среды педагога средствами социальных медиа: первые шаги: учебное пособие [Текст] / А. А. Киселева. — Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2013.
  2. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. — Москва: ВАКО, 2014. — 160 с. — (Современная школа: управление и воспитание). — ISBN 978–5-408–01419–4.
  3. Поташник, М. М. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя: пособие для учителей и руководителей школ / М. М. Поташник, М. В. Левит. — Москва: Педагогическое общество России, 2016. — 208 с. — (Образование XXI века). — ISBN 978- 5–93134–467–6.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, дистанционное обучение, ДОТ, образовательный процесс, учащийся, учитель, информационная образовательная среда, образовательная организация, проектная деятельность, электронная почта.


Похожие статьи

Сетевые технологии для организации образовательного...

Таким образом внеурочная деятельность, при правильной организации, позволяет в

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине...

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. ФИО. Электронная почта.

- организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот.

Дистанционное обучение в информационной...

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать

Использование в образовательном процессе интерактивной доски является актуальным.

Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Изучение возможностей информационной среды...

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах

Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и

С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в

— С. 119–122. Невзорова А. В., Лебедева Л. А. Роль образовательной среды школы в обеспечении...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Рассмотрен пример организации проектной деятельности учащихся по физике с помощью

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы

Дистанционное взаимодействие учителя и учащихся включает совместную деятельность

Для информационной поддержки созданы сайт учителя (рис. 1) и блог учителя (рис. 2).

Информационно-образовательная среда образовательного...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного

- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен

- управлять учебным процессом; - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и...

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

Применение электронных средств обучения в образовательных учреждениях создает условия для организации такой формы учебного процесса, при которой обучаемые получают возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти

Как организовать электронное обучение? В чем плюсы и трудности организации электронного

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при

При электронном обучении формирование информационно-образовательной среды...

Организация деятельности учащихся на уроках и во...

Библиографическое описание: Кирколуп, Е. Р. Организация деятельности учащихся на уроках и

Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе

учащийся, тест, самостоятельная работа учащихся, система, электронная почта, учебная платформа

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Похожие статьи

Сетевые технологии для организации образовательного...

Таким образом внеурочная деятельность, при правильной организации, позволяет в

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине...

Образовательный блог в деятельности учителя-предметника. ФИО. Электронная почта.

- организация учебного процесса (подготовка расписания, электронный документооборот.

Дистанционное обучение в информационной...

дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования

Информационно-образовательная среда школы — новые...

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать

Использование в образовательном процессе интерактивной доски является актуальным.

Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.

Дистанционное обучение в информационной образовательной...

Изучение возможностей информационной среды...

образовательной системой до обучения и воспитания школьников. С этой целью в школах

Школьный эксперимент по введению в учебный процесс электронного журнала и

С появлением компьютерной техники заметно изменилась и внеурочная деятельность в

— С. 119–122. Невзорова А. В., Лебедева Л. А. Роль образовательной среды школы в обеспечении...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Рассмотрен пример организации проектной деятельности учащихся по физике с помощью

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы

Дистанционное взаимодействие учителя и учащихся включает совместную деятельность

Для информационной поддержки созданы сайт учителя (рис. 1) и блог учителя (рис. 2).

Информационно-образовательная среда образовательного...

Учебный процесс в информационно-образовательной среде образовательного

- повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен

- управлять учебным процессом; - создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и...

Об использовании электронных средств обучения в процессе...

Применение электронных средств обучения в образовательных учреждениях создает условия для организации такой формы учебного процесса, при которой обучаемые получают возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей деятельности.

Электронное обучение как средство реализации...

«Дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение» — эти

Как организовать электронное обучение? В чем плюсы и трудности организации электронного

Под дистанционным обучением (distance learning) стали понимать такой процесс обучения, при

При электронном обучении формирование информационно-образовательной среды...

Организация деятельности учащихся на уроках и во...

Библиографическое описание: Кирколуп, Е. Р. Организация деятельности учащихся на уроках и

Пупырев Н. П. Возможности применения системы дистанционного обучения LMS Moodle в медицинском вузе

учащийся, тест, самостоятельная работа учащихся, система, электронная почта, учебная платформа

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Задать вопрос