Творческая мастерская — территория выбора и инициативы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Чариева, Л. М. Творческая мастерская — территория выбора и инициативы / Л. М. Чариева, Е. М. Немыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98129/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова : самостоятельность, выбор, инициатива

Говоря о концепции развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, мы имеем в виду ее предметное содержание, особенности организации в пространстве и во времени.

Какие творческие способности можно развить в ребенке, опираясь на предметно-пространственную среду? Отвечая на этот вопрос, перво-наперво, необходимо учитывать интересы и предпочтения самих детей для того, чтобы всю эту организацию в пространстве обустроить и особенности образовательного процесса в ДОУ поддержать. В нашем детском саду глубоко отрабатываются такие целевые ориентиры, как инициатива, самостоятельность и выбор, работа над которыми выстраиваются исходя из предпочтений ребенка и, соответственно, пространственная среда организуется «по запросам детей». Материальные возможности, образовательные цели, задачи, возрастные и индивидуальные возможности детей — это то, из чего состоит предметное содержание нашей деятельности. Необходимо также учитывать временные особенности организации среды. Дело в том, что мы придерживаемся гибкого расписания. Соответственно, мы должны учитывать особенности режима работы детских групп, подстраиваться и быстро менять свои планы в работе. Это все учтено в нашем гибком расписании, и мы варьируем между тем, что необходимо, и тем, что мы предполагаем достичь, используя гибкое расписание, то есть, степень свободы выбора, инициативы и самостоятельности ребенка обязательно должна присутствовать. Динамика накопления и обобщения опыта детьми — это тоже важный момент. Именно это закладывает основу для развития способностей детей. И здесь также важны самостоятельность, активность и выбор самого ребенка! Он должен это делать сам и понимать, для чего он овладевает теми или иными практиками, что нового он узнал и где может применить. Вот тогда и происходит качественное изменение в развитии ребенка, в чем и заключается основная наша задача.

Что касается самой творческой мастерской, хочу отметить, что в 2017 году мы начинали работать в изостудии. Она объединяла в себе несколько направлений: юные художники, волшебная бумага, увлеченные ткачи, шерстяные истории, активные игры. С течением времени мы поняли, что дети наши требуют большего и что мы можем дать им это, преобразовав предметно-пространственную среду. И изостудия расширила свои границы, превратившись в Творческую мастерскую, где мы не просто рисуем, здесь дети творят каждый свою историю, и не только на бумаге. Появились у нас художники по костюмам, любители природы, архитекторы-строители, создатели виртуальных фантазий! Все это перемежается с активной игрой детей разного возраста, потому что игра для ребенка есть способ познания и развития, творчества в том числе, а также игра в разновозрастных сообществах детей — это верный путь к позитивной социализации, когда ребенок учит другого ребенка.

Вырезка экрана

Итак, алгоритм создания развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы среда заработала и увлекла ребенка, развила в ребенке самостоятельность, инициативу и умение выбирать, мы проделали несколько основополагающих для нас шагов. Первый шаг, считаю, самый важный — мы проанализировали основную образовательную программу, сформулировали цели и задачи, определили для себя приоритетные направления развития детей в нашем детском саду. Вторым шагом было наполнение предметно-пространственной среды художественной литературой, играми, материалами для самостоятельной деятельности детей. Был создан перечень необходимого инструментария, в том числе, конечно, и цифрового, потому что время диктует свои условия. Так, к имеющимся традиционным художественным инструментам мы добавили технологию и цифровое оборудование Погумакс — проекционный дизайн. Проекционный дизайн превращает помещение в волшебное пространство: космос, зимний сад, художественную галерею, подводный мир и т. д. Дети отправляются в виртуальное путешествие, устраивают необычные фотосессии…. Фантазии нет границ!

Третий шаг — определение пространства размещения зон творчества. Как на одном пространстве обустроить локации, совершенно разные по наполнению и содержанию? Но при всем этом многообразии зоны должны быть объединены тем, что они интересны ребенку и что ребенок, проходя от одной локации к другой, в своем темпо-ритме и в свободной последовательности приобретает определенные качества и знания. Мы создаем своеобразный план-схему творческих зон, из которых дети выбирают то, что им нужно в данный момент. Это может быть связано с теми мыслями и идеями, которые были озвучены на Детском совете. Все должно быть достаточно гибко и свободно. В этом — наша идея!

Наполнение пространства оборудованием, инструментарием, пособиями, а также и сам запуск работы Творческой мастерской — это, наверное, для меня были самые простые и понятные шаги. Самым определяющим и трудным моментом в построении развивающей предметно-пространственной среды считаю определение целей и задач работы с детьми в Творческой мастерской. Для меня основополагающими целевыми ориентирами стали позитивная социализация ребенка, развитие инициативы, самостоятельности, фантазии и умения выбирать через творческое воплощение детских идей!

Мы не останавливаемся на достигнутом и строим планы на будущее! Следующий этап метамарфоз — освоение детьми гончарного дела и мраморирования. Но будет ли это называться Творческой мастерской? Вряд ли. Скорее, это будет уже Город Мастеров. Но мы еще над этим подумаем!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, гибкое расписание, детский сад, предметно-пространственная среда, развивающая предметно-пространственная среда, мастерская, предметное содержание, проекционный дизайн, самостоятельность, шаг.


Похожие статьи

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

3. Создать развивающую предметнопространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Вовлечь родителей в учебно — воспитательный процесс создания предметноразвивающей среды для детей с ОВЗ и ДЦП.

Использование детского дизайна в построении образовательного...

Н. В. Микляева считает, что предметно-пространственная среда должна носить интерактивный характер. Н. В. Микляевой предложены элементы развивающей среды детского сада, которые в настоящее время широко используются в практике современных дошкольных организаций.

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Кирилова, И. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС / И. В. Кирилова.

Предполагаемым результатом которого, станет оптимизация развивающей предметнопространственной среды МАДОУ№ 3.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

Предметно-пространственный компонент является центральным в нескольких составляющих развивающей среды, которые выделены исходя из проведенного по работам К. С. Казаковой, Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Т. Н. Щербаковой анализа

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

6. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Новоселова, Л. Н. Павлова.

Предметно-развивающая образовательная среда как...

Основные особенности построения предметно- пространственной среды Монтессори — группы

Создание предметно-развивающей среды для детей... В детском саду ребенок приобретает опыт

Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности...

Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации...

Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как: наличие особой системы воспитательно-образовательной работы, личность педагога, развивающая предметно-пространственная среда.

Похожие статьи

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Создание предметно-развивающей среды для детей...

3. Создать развивающую предметнопространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Вовлечь родителей в учебно — воспитательный процесс создания предметноразвивающей среды для детей с ОВЗ и ДЦП.

Использование детского дизайна в построении образовательного...

Н. В. Микляева считает, что предметно-пространственная среда должна носить интерактивный характер. Н. В. Микляевой предложены элементы развивающей среды детского сада, которые в настоящее время широко используются в практике современных дошкольных организаций.

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Кирилова, И. В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС / И. В. Кирилова.

Предполагаемым результатом которого, станет оптимизация развивающей предметнопространственной среды МАДОУ№ 3.

Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов...

Предметно-пространственный компонент является центральным в нескольких составляющих развивающей среды, которые выделены исходя из проведенного по работам К. С. Казаковой, Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н. Емельянова, Т. Н. Щербаковой анализа

Проектирование развивающей среды для самостоятельной...

6. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн — проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] / С. Новоселова, Л. Н. Павлова.

Предметно-развивающая образовательная среда как...

Основные особенности построения предметно- пространственной среды Монтессори — группы

Создание предметно-развивающей среды для детей... В детском саду ребенок приобретает опыт

Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка...

Создание предметно-развивающей среды в группе детского...

Предметно-развивающая среда как фактор развития личности...

Психологи и педагоги уделяют большое значение роли предметно-развивающей среды процессе образования и воспитания ребенка. В частности, в статье Васьковой А. А. описывается успешный опыт создания предметно-развивающей среды.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации...

Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как: наличие особой системы воспитательно-образовательной работы, личность педагога, развивающая предметно-пространственная среда.

Задать вопрос