Особенности реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022

Статья просмотрена: 433 раза

Библиографическое описание:

Боженко, А. А. Особенности реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» / А. А. Боженко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 604-607. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98029/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в России, основным ее направлениям. В статье также рассмотрены основные тенденции и проблемы реализации данного проекта.

Ключевые слова: национальный проект, безопасные качественные дороги, тенденции.

Как известно, на сегодняшний день в России реализуется 12 национальных проектов, среди которых национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который стартовал в 2019 г., а позднее был переименован в «Безопасные качественные дороги» [1].

Первоначальный план обновления региональных и межмуниципальных дорог был рассчитан до 2024 г., но по решению Президента все нацпроекты были переформатированы, срок окончания их реализации продлен до 2030 г. включительно.

В 2021 г. одной из главных тенденций дорожного строительства стала трансформация данного проекта: состав проектных мероприятий, реализуемых в 84 субъектах РФ и 105 крупнейших городских агломерациях, расширен в рамках двух новых федеральных проектов («Развитие федеральной магистральной сети» и «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях»), в течение года получено так называемое опережающее финансирование, т. е. реализация характеризуется как количественными, так и качественными изменениями.

Кратко отметим, что количество объектов программы в 2021 г. составило более 6 тысяч, уложено более 140 млн. м2 покрытия, в программу работ вошли 250 км федеральных трасс, более 71,3 % всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий, а общее финансирование мероприятий из федерального бюджета составило более 362 млрд. руб. Также в рамках данного национального проекта был открыт Мост «Дружбы» в г. Орел после капитального ремонта. Общая сумма финансирования, выделенная на нацпроект до 2030 г., превышает 3,7 трлн.руб.

Основные изменения, ожидаемые к 2024 г., представлены на рисунках 1, 2.

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, %

Рис. 1. Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, %

Доля дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, %

Рис. 2. Доля дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии, %

Таким образом, перед проектом стоят амбициозные задачи, решение которых требует слаженной работы всех участников инвестиционных проектов дорожного строительства с одновременным повышением роли общественного контроля, направленных на рост степени удовлетворенности граждан качеством и доступностью дорог, качеством транспортного обслуживания, безопасностью дорожного движения и «…развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса» [4].

Еще одним акцентом национального проекта становится применение в дорожном строительстве новых и наилучших технологий (НиНТ), работу на которыми ведет ФАУ «РОСДОРНИИ» — подведомственное Министерству транспорта РФ учреждение, которое занимается предметно научным сопровождением целевых федеральных и региональных программ, направленных на повышение инновационного потенциала дорожного строительства и хозяйства.

По состоянию на конец 2021 г. сформирован реестр НиНТ, в который включены сведения о 364 технологиях, 791 материале, 257 конструктивных решениях, а также о 163 производителях и более чем 600 регулирующих документах дорожной отрасли. По результатам анализа более 790 государственных контрактов рассчитан суммарный экономический эффект от применения регионами НиНТ, который составил в укрупненной оценке более 2,460 трлн. руб./год.

Для дорожного строительства также характерна цифровизация проектного и производственного процесса, которая выражается в создании цифровой модели автодорог (ЦМД). По сути, ЦМД — это «трехмерный двойник дороги», комплекс данных о рельефе, гидрологических характеристиках, внутреннем строении дорожного полотна, который может существенно облегчить решение прикладных задач дорожно-транспортного комплекса.

В 2020–2021 г.г. выполнен сбор данных на дорогах федерального значения, а с 2024 г. начнётся оцифровка региональной дорожной сети. Учитывая материалоемкость дорожного строительства, немаловажным фактором становится сбор и анализ данных об объёмах строительных ресурсов, потребляемых в рамках дорожно-строительных работ. Это позволяет выявлять дефицитные виды материальных ресурсов в субъектах РФ.

Также организован мониторинг цен на строительные ресурсы, используемых при осуществлении дорожных работ, что даст возможность объективно оценить рост себестоимости проектов, реализуемых в рамках государственных и муниципальных контрактов, и принять своевременные меры по эффективной организации пересмотра стоимости работ по причине удорожания материалов.

Важнейшим направлением работ мы считаем организацию взаимодействия Минстроя, Минтранса и ФАУ «Главгосэкспертиза России» по разработке, гармонизации и актуализации государственных элементных сметных норм и отраслевых сметных норм. Положительной тенденцией в данном вопросе является подготовка перечня предложений по разработке (актуализации) сметных норм для последующего включения в План Минстроя России на 2022 год.

С 2021г. при осуществлении проектно-сметных работ для 85 субъектов РФ выпускаются индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Автомобильные дороги» и «Искусственные дорожные сооружения», с III квартала 2021 г. для 5 субъектов РФ — индексы изменения сметной стоимости строительства по видам объектов «Скоростные автомобильные дороги (Категории 1 Б)».

Однако в сметном ценообразовании дорожного строительства есть ряд нерешенных проблем, которые могут существенно повлиять на эффективность и сроки реализации мероприятий национального проекта в ближайшем будущем.

Перечислим основные из них:

  1. Анализ сметной документации проектов, составленных на основании включенных в федеральный реестр сметных нормативов, показывает, что размер накладных расходов занижен. Существенно снижены нормативы на погрузочные работы и перевозку (на 10–22 %), что негативно повлияет на стоимость проектов, ведь в дорожном строительстве в стоимости материалов транспортные расходы могут составлять до 70 % цены франко-строительная площадка.
  2. В действующей «Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», введенной в действие приказом Минстроя России [2] обоснована невозможность применения повышающих коэффициентов 1,15 и 1,25 на работы по реконструкции и капитальному ремонту дорог и инженерных сооружений (в том числе гидротехнических сооружений, мостов и т. п.) в объемах, обеспечивающих работы полноценными захватками, сметная стоимость которых определена по нормам строительных сборников. Помимо общей тенденции занижения стоимости работ остается неясным, что означают «полноценные захватки» и как их обосновать в документации.
  3. При формировании федеральной базы материальных ресурсов недостаточно учитываются инновационные строительные материалы, количество которых поступательно растет. Требуют учета и классификации местные строительные материалы, использование которых позволяет снизить транспортную составляющую. Проблемы есть и с «классическими» дорожными материалами — например, с асфальтобетонной смесью. Например, тонна одной и той же марки асфальтобетонной смеси на различных вяжущих (от 4 до 44 различных марок) и каменных материалов (с интервалами плотности: менее 2,7 т/м3, от 2,7 до 2,9 т/м3, более 2,9 т/м3) будет иметь существенный разброс по цене, для корректного расчета сметной стоимости требуется разработка полной номенклатуры асфальтобетона — а это до 180 различных позиций только по одной марке смеси. Это означает фактическую неготовность нормативной базы сметного ценообразования для перехода дорожного хозяйства на ресурсно-- индексную модель определения сметной стоимости. В этой области имеются и другие проблемы.
  4. Как отмечают исследователи, «…Отдельной проблемой является участие строительных организаций в электронных торговых процедурах» [5, с.296]

Действительно, эффективность электронных торговых процедур напрямую зависит от степени достоверности определения НМЦК — начальной максимальной цены контракта. Занижение НМЦК ставит под угрозу своевременность и качество выполнения дорожных работ, низкая рентабельность проектов отражается на конкурентоспособности.

Исполнителей, тормозит внедрение инновационных технологий и материалов, является причиной дополнительных сложностей реализации контрактов жизненного цикла [3], дорогостоящих проектов в кризисных условиях. Обобщая вышесказанное, отметим, что без крепкой основы в виде качественной нормативной базы, эффективной системы сметного ценообразования и добросовестных подрядных организаций невозможно качественно реализовать национальные стратегии и целевые государственные программы.

Литература:

  1. Паспорт Национального проекта «Безопасные качественные дороги» // Росавтодор: официальный сайт. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/storage/app/media/uploaded-files/buklet2021.pdf / (дата обращения 14.08.2022г.)
  2. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 августа 2020 г. N 421/пр «Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации». — URL: http:// https://base.garant.ru/74676474/ (Дата обращения 12.08.2022).
  3. Балабанов В. Б., Меркулов А. С., Татарников В. Г. Экономика инноваций в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог // Вестник ИрГТУ. 2015. № 4 (99). С. 56–59
  4. Буданова, М. В. Интегральный анализ развития муниципального образования «г. Новозыбков» Брянской области / М. В. Буданова, Е. П. Жиленкова // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: Сб. мат. V Междунар. научно-практич. конф. В 2-х томах, Саратов, 19–21 декабря 2018 года. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», 2019. С. 53–57.
  5. Моисеенко, С. Л. Малый строительный бизнес: совершенствование учетно-контрольной системы в современных условиях / С. Л. Моисеенко, Н. П. Малышева // Управленческий учет. 2021. № 10–2. С. 295–302.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное строительство, национальный проект, субъект РФ, дорога, сметное ценообразование, III, индекс изменения, Россия, сметная стоимость, сметная стоимость строительства.


Ключевые слова

тенденции, национальный проект, безопасные качественные дороги

Похожие статьи

Реформирование системы сметного нормирования...

На практике формирование стоимости строительства, с использованием существующей

В 2003 г. в РФ были завершены мероприятия по переходу на новую сметно-нормативную базу в

Данный способ наблюдения за ценами уже давно и успешно налажен в субъектах страны.

Лапшина Е. Е. Управление ценообразованием в сфере жилищного строительства в...

Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на...

- цена занижена в сравнении со справедливой стоимостью; - цена не обоснована или неверно обоснована.

Рассмотрим вариант формирования НМЦК на дорожное строительство. В этом случае

накладные расходы. сметная прибыль. Затраты на объекты транспортного хозяйства. В5.

потребностей государственных и муниципальных учреждений в Забайкальском крае РФ.

Ценообразование, как фактор развития девелоперской...

[3.]А теперь немного о сметной стоимости строительства.

Текущие сметные цены на строительные ресурсы. Цена любого ресурса в сметном расчете стоимости

Цбаз – базисная цена ресурса; Итек – индекс пересчета базисных цен в текущий уровень.

В соответствии со ст. 709 Гражданского кодекса РФ только такая сметная документация, закрепленная в...

Трансформация национального проекта «Безопасные...»

Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России».

2020 года в рамках реализации национального проекта было отремонтировано, построено 16,5 тыс.км. дорог в 83 субъектах РФ.

Однако происходят не только структурные изменения проекта, расширяется и его

– «Автомобильные дороги Минобороны России». С 2021 года также стартовала...

Государственное регулирование строительства дорог

Ключевые слова: сфера строительства, регулирование, строительство дорог

база предусматривает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов строительной отрасли.

Система государственного регулирования дорожного строительства в современных

Третья группа факторов состоит из изменений в предмете исследования.

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

 Дорожное строительство является важнейшей частью экономической системы.

Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был

деревеньки могут похвастать отменными дорогами, не говоря уже о трассах национального значения.

Строительство дорог из цементобетона прекратилось в России еще с 1980-х годов.

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

...использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети

дорог общего пользования», допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание

Современные геодезические работы при строительстве дорог.

Это низкая стоимость возведения, стоимость 1.

Особенности составления бюджета строительного проекта

В строительстве случается так, что один вид работ содержать несколько отдельных.

Как отмечает автор, для реализации проекта необходимо построить сетевой график, так как он служит подобной «картой дорог» для проекта.

Для всех этапов бюджета строительного проекта разрабатывается проектно-сметная

на объекте работы (их объемы и стоимость)...

Актуальные проблемы современного строительства

Так в марте текущего года на реализацию в России выставлены около 230 новых проектов

Индексы удорожания строительно-монтажных работ в I кв. 2022 г. возросли до 22 % [2].

2025–2026 гг.) в виде дорожной карты по увеличению потребления металла в строительстве [3].

Минстрой РФ утвердил меры по наращиванию доли металла в строительстве.

Управление качеством строительства автомобильных дорог

...на транспорте, реагирует на инновационное развитие транспортной инфраструктуры в РФ.

Конечно, большое значение имеет сезонность или короткие сроки строительства дороги.

С. 102–112. 2. Бовтеев С. В., Терентьева Е. В. Управление сроками строительного проекта

Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай...

Похожие статьи

Реформирование системы сметного нормирования...

На практике формирование стоимости строительства, с использованием существующей

В 2003 г. в РФ были завершены мероприятия по переходу на новую сметно-нормативную базу в

Данный способ наблюдения за ценами уже давно и успешно налажен в субъектах страны.

Лапшина Е. Е. Управление ценообразованием в сфере жилищного строительства в...

Модель расчета начальной (максимальной) цены контракта на...

- цена занижена в сравнении со справедливой стоимостью; - цена не обоснована или неверно обоснована.

Рассмотрим вариант формирования НМЦК на дорожное строительство. В этом случае

накладные расходы. сметная прибыль. Затраты на объекты транспортного хозяйства. В5.

потребностей государственных и муниципальных учреждений в Забайкальском крае РФ.

Ценообразование, как фактор развития девелоперской...

[3.]А теперь немного о сметной стоимости строительства.

Текущие сметные цены на строительные ресурсы. Цена любого ресурса в сметном расчете стоимости

Цбаз – базисная цена ресурса; Итек – индекс пересчета базисных цен в текущий уровень.

В соответствии со ст. 709 Гражданского кодекса РФ только такая сметная документация, закрепленная в...

Трансформация национального проекта «Безопасные...»

Федеральный проект «Автомобильные дороги Минобороны России».

2020 года в рамках реализации национального проекта было отремонтировано, построено 16,5 тыс.км. дорог в 83 субъектах РФ.

Однако происходят не только структурные изменения проекта, расширяется и его

– «Автомобильные дороги Минобороны России». С 2021 года также стартовала...

Государственное регулирование строительства дорог

Ключевые слова: сфера строительства, регулирование, строительство дорог

база предусматривает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов строительной отрасли.

Система государственного регулирования дорожного строительства в современных

Третья группа факторов состоит из изменений в предмете исследования.

Проблемы дорожного строительства и пути их решения

 Дорожное строительство является важнейшей частью экономической системы.

Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был

деревеньки могут похвастать отменными дорогами, не говоря уже о трассах национального значения.

Строительство дорог из цементобетона прекратилось в России еще с 1980-х годов.

Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог

...использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети

дорог общего пользования», допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание

Современные геодезические работы при строительстве дорог.

Это низкая стоимость возведения, стоимость 1.

Особенности составления бюджета строительного проекта

В строительстве случается так, что один вид работ содержать несколько отдельных.

Как отмечает автор, для реализации проекта необходимо построить сетевой график, так как он служит подобной «картой дорог» для проекта.

Для всех этапов бюджета строительного проекта разрабатывается проектно-сметная

на объекте работы (их объемы и стоимость)...

Актуальные проблемы современного строительства

Так в марте текущего года на реализацию в России выставлены около 230 новых проектов

Индексы удорожания строительно-монтажных работ в I кв. 2022 г. возросли до 22 % [2].

2025–2026 гг.) в виде дорожной карты по увеличению потребления металла в строительстве [3].

Минстрой РФ утвердил меры по наращиванию доли металла в строительстве.

Управление качеством строительства автомобильных дорог

...на транспорте, реагирует на инновационное развитие транспортной инфраструктуры в РФ.

Конечно, большое значение имеет сезонность или короткие сроки строительства дороги.

С. 102–112. 2. Бовтеев С. В., Терентьева Е. В. Управление сроками строительного проекта

Россия, дорога, дорожное строительство, сфера строительства, развитие сети, Китай...

Задать вопрос