Защита прав потребителей финансовых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Батршина, А. А. Защита прав потребителей финансовых услуг / А. А. Батршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 443-444. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98024/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Рассматриваются органы, осуществляющие защиту прав потребителей, новая форма защиты на современном этапе. Уделяется внимание законопроекту о создание системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

Ключевые слова: защита прав потребителей, финансовая услуга, потребитель, омбудсмен, онлайн услуга, законодательство, пандемия, онлайн-сервис урегулирования споров.

Потребителем финансовых услуг является любое физическое лицо, с которым или в пользу которого был заключен договор с финансовой организацией в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; которому оказывается финансовая услуга, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1].

Защита прав потребителей имеет серьезное значение для экономики, поскольку потребительский спрос служит лейтмотивом ее развития, а сама идея о защите потребительских прав сформировалась в странах с развитой рыночной экономикой.

С развитием финансового рынка, появлением новых цифровых и финансовых услуг все чаще нарушаются права потребителей. В связи с этим, с каждым годом законодательство в этой сфере совершенствуется, появляются новые формы защиты, общественные организации и т. д.

Основными органами по защите прав потребителей финансовых услуг является: Центральный Банк России, Финансовый уполномоченный, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Банк России ведет надзорную деятельность за финансовыми организациями в области соблюдения обязательных условий договора, препятствует навязыванию услуг, борется с нарушениями прав потребителей на получение полной и достоверной информации о финансовой услуге и с другими недобросовестными практиками.

Жалобы граждан в Роспотребнадзор являются «толчками» к проведению проверок финансовых организаций и часто основанием обращения в суд. Стоит отметить, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2019 № 191-ФЗ Роспотребнадзор вправе обращаться в суд за защитой прав и законных интересов группы лиц.

Финансовый омбудсмен появился в нашей стране совсем недавно. Но, как отметил С. Асташов «большая категория судебных споров касательно защиты прав потребителей — это дела, связанные со страхованием, при этом страховое возмещение в результате ДТП происходит преимущественно в натуральной форме, когда при ремонте т/с используются новые детали. В свою очередь, Закон о финансовом омбудсмене действительно снял пласт нагрузки с судебной системы в ряде случаев». Например, в 2019 году было рассмотрено 153 556 дел о страховом возмещение по договору ОСАГО, а в 2020 году — 73 730 дел, 2021 году 64 775 дел. Данные показатели, подтверждают утверждение о том, что внедрение института финансового примирителя позволило снизить нагрузку на суды. Но есть и недостаток, про функционирование института финансового уполномоченного знает не самый широкий круг потребителей финансовых услуг. Поэтому необходимо продвижение данного института, например через рекламу, в которой следует разъяснять доступным для потребителей языком о полномочиях финансового уполномоченного, в каких случаях стоит обратиться [2].

Кроме государственных органов важное место в защите прав потребителей занимают общественные организации потребителей. Создаются они в случае необходимости объединения усилий граждан для защиты нарушенных прав интересов, ведения просветительской деятельности. Ключевая особенность общественной организации — ориентация на защиту потребительских прав, а не на коммерческие интересы.

В свою очередь, законодательство в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг меняется. Например, с 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в закон «О защите прав потребителей», касающиеся недопустимых условий договора. Также, появилась новая форма защиты прав потребителей финансовых услуг — групповой иск. Соответствующие изменения внесены в Гражданский кодекс РФ.

Нельзя не отметить, что пандемия коронавируса оказала влияние на рынок финансовых услуг. Потребители все чаще стали пользоваться онлайн услугами. Следовательно, число жалоб в этой сфере возросло. Поэтому, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров» [3]. Предполагается создание онлайн-сервиса урегулирования споров в рамках досудебного порядка.

Таким образом, защита прав потребителей финансовых услуг достаточно развита. Но остаются некоторые пробелы, например, в Закон о защите прав потребителей следует внести изменения, касающиеся потребителей онлайн-услуг, т.е. через интернет.

Литература:

  1. Официальный сайт финансового уполномоченного. Глоссарий. Потребитель финансовых услуг. URL: https://finombudsman.ru/kb/glossarij/potrebitel-finansovyh-uslug-2.html/
  2. Эксперты обсудили проблемы в сфере защиты прав потребителей. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/eksperty-obsudili-problemy-v-sfere-zashchity-prav-potrebiteley/.
  3. Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398–7. (дата обращения 10.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, услуга, финансовая услуга, форма защиты, внесение изменений, онлайн услуга, предпринимательская деятельность, сфера защиты, финансовый омбудсмен.


Ключевые слова

законодательство, омбудсмен, потребитель, защита прав потребителей, пандемия, финансовая услуга, онлайн услуга, онлайн-сервис урегулирования споров

Похожие статьи

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Что касается дополнительной безопасности в сфере защиты персональных данных при оказании финансовых услуг, важное значение имеет контактная информация, которую указывает финансовая организация в самом договоре.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

 В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному.

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, потребители финансовых услуг, финансовые услуги.

В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов.

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых...

Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать совокупность экономических, правовых, регулятивных форм и методов, направленных на защиту прав и соблюдение законных интересов потребителей финансовых услуг.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых...

Ключевые слова: финансовая потребителей услуга, защита прав потребителей, кибербезопасность, идентификаця, омбудсмен система органов, финансовый омбудсмен. Понятие «финансовой услуги» в Гражданском кодексе РФ не сформулировано.

Правовой статус страхового омбудсмена в РФ | Статья в журнале...

Указанный орган, так же как и Совет, является коллегиальным консультативным и совещательным, в задачи которого входит выработка рекомендаций в сфере деятельности финансового уполномоченного и защиты прав потребителей финансовых услуг [5].

Проблемы института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители финансовых услуг

Омбудсмен в финансовой сфере появился лишь в 2010 г. Инициатива создания

"финансовый омбудсмен": VI международная научная конференция «Юридические науки. Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг.

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Защита прав потребителей медицинских услуг в суде. Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Похожие статьи

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Что касается дополнительной безопасности в сфере защиты персональных данных при оказании финансовых услуг, важное значение имеет контактная информация, которую указывает финансовая организация в самом договоре.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

 В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному.

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, потребители финансовых услуг, финансовые услуги.

В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов.

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых...

Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать совокупность экономических, правовых, регулятивных форм и методов, направленных на защиту прав и соблюдение законных интересов потребителей финансовых услуг.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых...

Ключевые слова: финансовая потребителей услуга, защита прав потребителей, кибербезопасность, идентификаця, омбудсмен система органов, финансовый омбудсмен. Понятие «финансовой услуги» в Гражданском кодексе РФ не сформулировано.

Правовой статус страхового омбудсмена в РФ | Статья в журнале...

Указанный орган, так же как и Совет, является коллегиальным консультативным и совещательным, в задачи которого входит выработка рекомендаций в сфере деятельности финансового уполномоченного и защиты прав потребителей финансовых услуг [5].

Проблемы института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители финансовых услуг

Омбудсмен в финансовой сфере появился лишь в 2010 г. Инициатива создания

"финансовый омбудсмен": VI международная научная конференция «Юридические науки. Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг.

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Защита прав потребителей медицинских услуг в суде. Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Задать вопрос