Воображение — увлекательная форма познания в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Котлярук, О. В. Воображение — увлекательная форма познания в дошкольном возрасте / О. В. Котлярук, А. И. Красюк, С. В. Парфенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98010/ (дата обращения: 19.04.2024).



Воображение активно развивается именно в дошкольном возрасте, существенно влияя на развитие речи и открывает возможность представить себе конечный результат в образной форме раньше, чем он появится. Воображение живет в каждом ребенке, который, чувствует, мыслит и активно действует на развитие игрового замысла.

Воображение позволяет каждому человеку выйти за пределы реальности, напомнит о прошлом и откроет будущее. Богатое воображение позволяет нам перемещаться во времени, «жить» в прошлом или будущем. Именно благодаря такому природному дару, как воображение, мы каждый день решаем жизненные задачи, создавая и воплощая новые идеи.

Дети прекрасно используют возможности воображаемого мира, где они являются «авторами» и героями собственных историй и необычных событий.

В дошкольном возрасте воображение просто необходимо. Чтобы понять мир, который редко удивляет взрослых, ребенок сначала изучает его, потом проверяет насколько правильны его предположения, именно так у ребенка складывается представление об окружающей действительности.

Наблюдая за детской игрой, мы видим, как дети воплощают свои идеи, как меняют сюжет при появлении новых фантастических образов.

Но хочется отметить, что у некоторых дошкольников наблюдается бедность игрового замысла, наблюдается слабое развитие воображения. Им трудно самостоятельно воплотить собственные идеи, такие дети имеют замедленное развитие.

В нашем детском саду в общеразвивающих группах обучаются дошкольники, имеющие речевые патологии или трудности в развитии. В процессе направленных занятий с дошкольниками, можно успешно развивать воображение, что создаст почву для продуктивного и свободного мышления дошкольников об окружающем мире.

Отличный способ развития воображения — сюжетосложение, где с помощью воображения дети определяют развитие игровой деятельности, и получают возможность воплощения собственных фантазий, реализуют свои замыслы, создают пусть небольшие, но законченные произведения.

Для развития воображения дошкольников мы используем специально направленные игры на развитие воображения:

  1. ролевые игры — «Оживи сказку», где педагог на равных с дошкольниками включается в процесс и может влиять (по необходимости) на выполнение детьми необходимой цепочки игровых действий. Ребенок перевоплощается в образ, который помогает развить детское воображение, получает опыт ролевого поведения. Дети упражняются в придумывании нового замысла, ролевого поведения новых персонажей и т. д.

В начале дети воспроизводят сюжет прочитанной педагогом сказки. Дети распределяют роли, имеют возможность вносить в сюжет сказки собственные изменения. Педагог побуждает (задавая вопросы) детей творчески создавать сюжет сказки. Благодаря чему у дошкольника формируется умение в развернутой словесной форме, или в свернутых интуитивных соображениях строить обоснования сюжета и поведения выбранной роли.

Педагоги заинтересованы научить ребенка не только фантазировать, но и уметь реализовать замысел, создать небольшое, но законченное произведение.

  1. Предлагаем детям коллективное сочинение сказок: важно чтобы в ней принял участие каждый воспитанник, составил несколько предложений для продолжения общего сюжета. Педагог участвует в игре на равных правах, помогает детям направить (задавая вопросы) развитие сюжета и по необходимости построить его логическое завершение.
  2. Удачно используем метод коллективного рисования «Волшебный рисунок». Дошкольники получают возможность выполнить рисунки со сверстниками группы. Они создают оригинальные картины в сотрудничестве идейного воплощения совместного замысла. Получается продукт групповой фантазии, где можно увидеть, каким видят мир дети.
  3. Необходимы игры развивающие чувства собственного тела и передать через движения определенный образ.

Пантомима для дошкольников веселая развивающая игра. Ребенок в своем движении показывает определенный образ, зрителям необходимо угадать персонаж по действиям. Дети, не используя слова, выражают свои мысли и чувства в действиях. В качестве образца мы смотрим выступления профессиональных мимов, чтобы было понятно, как можно донести до людей свои чувства.

Например, изобразить росток, падающий лист, голодную собаку и т. д. Дети нуждаются в двигательной активности, что положительно влияет на психику и моторику детей, дает возможность расходовать энергию и легко выплеснуть ненужные эмоции.

  1. Дошкольники большим удовольствием играют в «Снежный ком». По сценарию дети выполняют определённые движения, которые отображены на специальных карточках.

Например, по карточке первому игроку необходимо прыгнуть. После чего карточка с этим заданием больше не используется в данной игре. Следующий ребенок выполняет движение предыдущего и движение по вытянутой карточке.

Игра продолжается, пока кто-нибудь из детей не сможет выполнить все задания по порядку.

  1. Повысить интерес к запоминанию произведения или стихам помогает игра «Расскажи руками». Рассказав стих или небольшое произведение с помощью движений, ребенок лучше понимает его смысл и чувства героев.

Данная работа требует от педагога проявления интереса и стимуляции участников в виде поощрения высказываний и оригинальных идей. Такие формы работы дарят детям удовольствие, и возможность овладевать умением фантазировать, и более уверенно проявлять и развивать умение воображать и рационально мыслить.

Благодаря таким занятиям дети получают возможность увидеть и рассказать о своем внутреннем мире, что благоприятно в развитии мышления, памяти и анализа, и выражения ярких эмоций и учится чувствовать других людей. Таким образом дошкольник учится думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в игры, образы, а потом и расширить горизонты своего сознания.

Мы дарим дошкольникам возможность придумать свой мир, благодаря чему они становятся более раскрепощенным, жизнерадостными и неординарными.

Дети с богатым воображение делают собственные открытия, самостоятельно находит решения непредвиденным ситуациям. На протяжении всей жизни детям будет помогать умение преодолеть трудности. Можно придумать свои полезные игры для развития воображения у дошкольников, что будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника.

Литература:

  1. Дьяченко О. М. — Развитие воображения дошкольников. М., 1996.
  2. Меерович М. И., Шрагина Л. Технология творческого мышления / М. И. Меерович, Л. Шрагина. — Минск: Харвест: М.: АСТ,, 2000. — 176 с. c. — Текст: непосредственный.
  3. Ильина, М. В. Развитие вербального воображения / М. В. Ильина. — Пособие для педагогов детских учреждений. — Минск: Харвест: М., 2005.— Текст: непосредственный.
  4. Субботина Л. Ю. / Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, дошкольник, игра, воображение, движение, дошкольный возраст, игровой замысел, развитие воображения, сюжет сказки.


Похожие статьи

Развитие воображения дошкольников средствами сказки

Ключевые слова: сказка, воображение, творчество, развитие, дошкольный возраст.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2015.

Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития...

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития

Однако, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

Воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты

Развитие воображения дошкольника — залог будущей...

Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка.

Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.

Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.

Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст.

Формирование игровой деятельности детей дошкольного...

...игровой деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольниковигра-фантазирование.

− развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры, согласовывая

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина.

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение...

Развитие творческого воображения детей старшего...

 Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален

Для выявления уровня развития воображения были определены следующие показатели

Целью экспериментальной работы являлось развитие творческого воображение у детей

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего...

Игра как средство развития пространственного воображения...

Н. Я. Семаго [8] в программе «Методика по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста» также рассматривает развитие пространственных представлений у ребенка в соответствии с теоретическим порядком.

Особенности развития творческих способностей детей старшего...

Воображение является одним главных новообразований в дошкольном возрасте.

Е. Е. Кравцова выделяет три составных уровня воображения детей [5]

Чурбанова С. М. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста...

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Похожие статьи

Развитие воображения дошкольников средствами сказки

Ключевые слова: сказка, воображение, творчество, развитие, дошкольный возраст.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2015.

Велика роль игры в развитии воображения. В игре формируются все стороны развития...

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников.

Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения...

Ключевые слова: воображение, виды воображения, творческое воображение старших дошкольников; методы развития

Однако, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх.

Воображение детей старшего дошкольного возраста имеет следующие отличительные черты

Развитие воображения дошкольника — залог будущей...

Фантазия. как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка.

Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, С-П, Союз,1997г.

Субботина Л, Ю, Развитие воображения у детей, Ярославль, Академия развития,1996г.

Ключевые слова: воображение, развитие, дошкольный возраст.

Формирование игровой деятельности детей дошкольного...

...игровой деятельности детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Одна из линий развития сюжетной игры дошкольниковигра-фантазирование.

− развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры, согласовывая

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Овсянникова, М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина.

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации.

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение...

Развитие творческого воображения детей старшего...

 Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален

Для выявления уровня развития воображения были определены следующие показатели

Целью экспериментальной работы являлось развитие творческого воображение у детей

Подобрать игры, направленные на развитие творческого воображения детей старшего...

Игра как средство развития пространственного воображения...

Н. Я. Семаго [8] в программе «Методика по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста» также рассматривает развитие пространственных представлений у ребенка в соответствии с теоретическим порядком.

Особенности развития творческих способностей детей старшего...

Воображение является одним главных новообразований в дошкольном возрасте.

Е. Е. Кравцова выделяет три составных уровня воображения детей [5]

Чурбанова С. М. Развитие воображения и креативности у дошкольников: теоретический анализ

Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Развитие одарённости детей дошкольного возраста...

Основной вид деятельности детей дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются еще в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Задать вопрос