Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина / Е. Г. Огольцова, А. В. Самойленко, А. Ю. Ерёменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97895/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье авторы пытаются раскрыть суть темы любви и альтруизма в социологии П. Сорокина.

Ключевые слова : любовь, альтруизм, социология, Сорокин, взаимоотношения.

Напряженные ситуации в обществе провоцирует социальные конфликты, ссоры и агрессии между людьми. Можно ли рассмотреть любовь и альтруизм, как способ предотвращения данной проблемы? Тема любви занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Для некоторых любовь является ярким чувством, а для кого-то ассоциируется с болью. Любовь в социологии можно рассматривать с нескольких сторон, таких как: личность, семья, сексуальность, интеракция, дискурс, религия, ценность.

Если останавливаться на любви как ценности, то тут начинается рассмотрение альтруизма. Что насчет альтруизма, этот термин ввёл в научный оборот социолог Огюст Конт, в его представлении альтруизм — это «жить ради других». Но несмотря на это, наиболее глубоко раскрыл тему любви и альтруизма человек, посвятивший изучению этого вопроса последние годы своей научной жизни, создатель Гарвардского исследовательского центра креативного альтруизма, один из крупнейших мировых социологов, внесших решающий вклад в ее развитие, как в России, так и на Западе — Питирим Александрович Сорокин.

Сорокин изучал любовь в разных аспектах — физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других. Он выделил пять измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность. [4]

Этой темой также интересовался, такой социолог, как Я. У. Астафьев. Он анализирует формы любви, существовавшие на протяжении всей человеческой истории. Отношения между мужчиной и женщиной он описывает с позиций экономической антропологии, и он выделяет следующие типы: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления. [3]

Взгляды о том, что же представляет собой любовь «в наше время», П. А. Сорокин выразил в своем труде «Современная любовь». Автор обращает внимание читателя на то, что его главная задача — это не восхваление или критика каких-либо явлений любви, а желание представить обществу формы любви такими, какие они существуют на самом деле. Он начинает свою статью с постановки проблемы. П. А. Сорокин показывает читателям удивительные противоречия двух существующих в настоящее время форм любви:

На первый взгляд, любовь никогда не была столь идеалистичной и возвышенной, как сейчас. С ростом цивилизации развивались и эстетические чувства людей, они со временем очищалось от своих биологических корней. Любовь перестала быть обычным удовлетворением биологических потребностей, а стала не столько единством тел, сколько единством душ.

Но, однако, имеет место и совершенно противоположное явление, которое автор статьи называет термином «ресторанная любовь». Это определение он употребляет для обозначения всех тех половых отношений между женщиной и мужчиной, которые преследуют не цели «единения душ», дружбы, симпатии, «чистой возвышенной любви», а именно целью простое единение тел, за плату или бесплатно, все те многочисленные связи, где индивид для индивида важен, прежде всего, как «самец» или «самка». [2]

П.А Сорокин делает следующие выводы:

1) Любовь — это мощное противодействие преступным и суицидальным наклонностям, а также страху, нервозу, ненависти.

2) Любовь — это самое благородная и эффективная сила для просвещения морального облагораживания человечества.

3) Любовь просто необходима для длительного существования общества и в особенности его кризиса.

4) Любовь может влиять на международную политику и разрешению международных конфликтов.

5) Любовь имеет воздействие на экономику государства, в ситуациях экономического кризиса люди, которым есть за кого бороться, любящие люди, имеют больше шансов устроиться на работу, вырвать себя и свою семью из экономического кризиса.

6) Слово «любовь» стало чаще употребляться в разных резюме и опубликованных вакансиях, например: любовь к работе, любовь к профессии, любовь к людям.

П.А Сорокин в своей известной книге «Главные тенденции нашего времени» детально рассматривает волнительную тему «неэгоистической любви» и альтруизма. Сфера альтруистической любви является для автора одним из главных объектов изучения. В доказательство важности изучаемой темы он приводит возражения ряду человеческих предрассудков: люди хотят предотвратить конфликты только путем:

политики

образования

религиозного осуждения

экономики

либо только военными средствами [1]

Люди склонны думать, что демократическая форма правления предоставит длительный мир и социальный порядок. И П. А. Сорокин приходит к такому выводу, что без усиления производства, распространения и накопления неэгоистической любви и альтруизма, никакие другие средства не предотвратят будущие конфликты, и не смогут установить гармоничное устройство человеческого мира. [1]

По поводу изучения Сорокиным альтруизма П. Кросби и С. Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь — это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей» [5]

При жизни Сорокина его новаторство не было признано социологическим сообществом. Однако, стремительна глобализация и изменения в мировом сообществе, продемонстрировавшие неадекватность неолиберальной экономики, основанной на социологических моделях «рационального» эгоистического поведения, вызвали новый интерес к Сорокину. В 2011 году в рамках Американской социологической ассоциации создана секция Социологии альтруизма, морали и социальной солидарности, закрепившая идеи Сорокина в этой области. [7]

Исходя из вышеперечисленного, следует отметить, что внимание к данной проблеме является логическим результатом изучения современного кризиса, его причин, следствий и способов преодоления. П. А. Сорокин неоднократно акцентирует наше внимание на том, что ни политические, ни экономические средства, ни образование, ни религия — ни один из существующих и применяемых нынче способов не является результативным. А тот факт, что в повседневной жизни не редко любовь и альтруизм применяется для прекращения или снижения агрессии, натолкнул его на мысль о потребности увеличения любви в поведении, межчеловеческих взаимоотношениях, институтах и культуре в целом, и только так можно достичь социального порядка. Любовь — действительно бескорыстная и созидательная сила, которая может остановить агрессивные межличностные межгрупповые атаки, преобразовать вражеские отношения в дружеские.

Подведя итоги, мы приходим к выводу, что П. А. Сорокин внес великий вклад в социологию. Благодаря его трудам и изучению данной проблемы мы наиболее глубоко ознакомились с темой любви и альтруизма. Эта тема ещё больше утвердила гуманистическую нацеленность решения любого вопроса, и по сей день помогает людям относиться к каждому человеку с терпением, пониманием и уважением.

Литература:

  1. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени // Москва, Наука — 1997г. — 244–248 с.
  2. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии // Москва, Наука — 1994г. — 256 с.
  3. Астафьев Я. У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов /Я. У. Астафьев//Социологические исследования. — 2002. –№ 11. С. 127–134.
  4. Зюзев Н. Ф. Философия любви Питирима Сорокина. — Сыктывкар: Эском, 2000. — 12 с.
  5. Зюзев Н. Ф. Американские горки Питирима Сорокина / «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов — Сыктывкар: Эском, 2009. — 200 с.
  6. Быков А. В. Понятие «альтруизм» в социологии: от классических концепций к практическому забвению // Вестик РУДН. Серия: Социология. 2015. № 1. С. 5–18.
  7. Информационный портал // ПИТИРИМ URL: https://pitirim.org/index.php/theories-pitirim-sorokin/sociology-of-altruism-and-social-solidarity/ (Дата обращения: 12.12.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): любовь, альтруистическая любовь, альтруизм, автор, социальный порядок, экономический кризис.


Похожие статьи

Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической...

...используема в обществе, где главными ориентирами являются альтруизм и взаимовыручка [3, с. 140].

Такие увлечённые деятели, в конечном счёте, его и меняют. Это их ответ на кризис .

Ницше затрагивает как совершенно спокойные темы о природе любви и поэзии, так и

Ницше ставит во главу угла социальные условия и социальное положение философа...

Экзистенциализм о существовании человека в мире

Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса.

Одна из главных установок экзистенциализма — это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческой жизни.

Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера

Как полагает А. Швейцер, самоотречение, альтруизм не направлен на строгий аскетизм, он

Его основополагающими идеями явилось то, что, как он полагает, что кризис современной

Жизнью, в первую очередь, требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т. е. любви как

Многие факты современной социальной жизни России свидетельствуют о серьезных.

Самойленко Алина Витальевна — Информация об авторе

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Самойленко Алина Витальевна, Ерёменко Александра Юрьевна.

Библиографическое описание: Огольцова, Е. Г. Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина / Е. Г. Огольцова, А. В. Самойленко, А. Ю. Ерёменко.

Ерёменко Александра Юрьевна — Информация об авторе

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Самойленко Алина Витальевна, Ерёменко Александра Юрьевна.

Библиографическое описание: Огольцова, Е. Г. Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина / Е. Г. Огольцова, А. В. Самойленко, А. Ю. Ерёменко.

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах...

Статья посвящена рассмотрению критических и литературоведческих работ Сент-Бёва (Charles Augustin de Sainte-Beuver; 1804–1869). Целью статьи является рассмотрение Сент-Бёвом собственного «биографического метода». В результате анализа его работ разных лет...

Психологические идеи философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра

В статье рассматриваются основные положения философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра в контексте их пересечения их с идеями учёных-психологов. Приводится оценка Сартром некоторых психологических концепций. Анализируются психологические идеи Сартра...

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте...

В статье автор пытается проанализировать философскую мысль определенных эпох развития

Первое — это чувство любви к себе и самосохранение. Второе — чувства любви к другим людям, сострадания, жалости и участия. Руссо был сторонником альтруистических толкований.

Это нагнетаемый и искусственно создаваемый социальный кризис.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа.

Похожие статьи

Очерки о морали, воле, ресентименте и духе неклассической...

...используема в обществе, где главными ориентирами являются альтруизм и взаимовыручка [3, с. 140].

Такие увлечённые деятели, в конечном счёте, его и меняют. Это их ответ на кризис .

Ницше затрагивает как совершенно спокойные темы о природе любви и поэзии, так и

Ницше ставит во главу угла социальные условия и социальное положение философа...

Экзистенциализм о существовании человека в мире

Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса.

Одна из главных установок экзистенциализма — это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческой жизни.

Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера

Как полагает А. Швейцер, самоотречение, альтруизм не направлен на строгий аскетизм, он

Его основополагающими идеями явилось то, что, как он полагает, что кризис современной

Жизнью, в первую очередь, требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т. е. любви как

Многие факты современной социальной жизни России свидетельствуют о серьезных.

Самойленко Алина Витальевна — Информация об авторе

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Самойленко Алина Витальевна, Ерёменко Александра Юрьевна.

Библиографическое описание: Огольцова, Е. Г. Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина / Е. Г. Огольцова, А. В. Самойленко, А. Ю. Ерёменко.

Ерёменко Александра Юрьевна — Информация об авторе

Авторы: Огольцова Елена Геннадиевна, Самойленко Алина Витальевна, Ерёменко Александра Юрьевна.

Библиографическое описание: Огольцова, Е. Г. Тема любви и альтруизма в социологии П. Сорокина / Е. Г. Огольцова, А. В. Самойленко, А. Ю. Ерёменко.

Определение «биографического метода» Сент-Бёва в его работах...

Статья посвящена рассмотрению критических и литературоведческих работ Сент-Бёва (Charles Augustin de Sainte-Beuver; 1804–1869). Целью статьи является рассмотрение Сент-Бёвом собственного «биографического метода». В результате анализа его работ разных лет...

Психологические идеи философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра

В статье рассматриваются основные положения философии экзистенциализма Ж.-П. Сартра в контексте их пересечения их с идеями учёных-психологов. Приводится оценка Сартром некоторых психологических концепций. Анализируются психологические идеи Сартра...

Научно-философская мысль об истоках души человека в аспекте...

В статье автор пытается проанализировать философскую мысль определенных эпох развития

Первое — это чувство любви к себе и самосохранение. Второе — чувства любви к другим людям, сострадания, жалости и участия. Руссо был сторонником альтруистических толкований.

Это нагнетаемый и искусственно создаваемый социальный кризис.

Абсурдность мира и человеческого существования в концепции...

Статья раскрывает содержание понятия «абсурд» во взглядах А. Камю, представителя такого философского направления как экзистенциализм. Основное внимание в работе автор акцентирует на проблеме абсурда и его роли в жизни человека с точки зрения философа.

Задать вопрос