Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 377-378. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97919/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, их возможности и способы воплощения в работе с воспитанниками.

Ключевые слова: кукольный театр, музыкально-эстетическое развитие, творческая свобода детей. театр игрушек, театр картинок, музыкальные фоновые декорации.

«Кукольный театр — это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству» [1], — говорит Т. Н. Караманенко о детском творчестве в детском саду.

Необходимым условием развития детского творчества является насыщение ребёнка впечатлениями, его знакомство с различными видами искусства. Творчество в детском саду требует дифференцированного подхода к ребёнку. Однако педагогический процесс оснащен всеми необходимыми средствами пространственно-предметной и технической среды для того, чтобы не ограничивать творческую свободу детей. Важно выбрать ту сферу, которая будет благотворно влиять на талантливые стороны ребенка.

Кукольный театр в дошкольном учреждении оказывает на маленьких зрителей огромное влияние посредством и художественного слова, и живописно-декоративного оформления, и музыки: песен, музыкального сопровождения. Использование на музыкальных занятиях, утренниках элементов театрализации уже оказывает большую помощь по умственному, музыкально-эстетическому и нравственному развитию ребёнка.

Педагог должен видеть главную задачу в воспитании личности творческой. Ведь в дошкольный период начинают формироваться отношение к окружающему миру, собственный характер, убеждения, интересы. Кукольный театр — это не только развлечение. Мы знаем, что воспитанники детского сада очень любят смотреть кукольные спектакли: они для них близки и доступны, а самое главное — понятны. Кукольный театр — это способ не только раскрыть свои творческие возможности, но и привить постановку нравственных убеждений, дать примеры доброты, правдивости, трудолюбия.

Условность кукольного театра близка дошкольникам: ведь они привыкли к ней в своих собственных играх [1]. А необычность действа захватывает ребят и переносит в сказочный и увлекательный мир. Постепенная работа педагога приведет к нужному результату. Будь то небольшая сценка, или короткий спектакль, неважно, главное, чтобы они проводились систематически. А регулярные показы театральных постановок помогут детям накопить опыт и мастерство.

В дошкольных учреждениях существует несколько видов кукольного театра, но большей популярностью пользуются до сих пор театр картинок и театр игрушек.

Театр картинок наиболее прост в изготовлении и показе. Его хорошо использовать во время занятий в группах или на музыкальном зале в одном из этапов занятия. На специальной доске, которая располагается на столе, размещаются плоские декорации и картинки на фланели или картоне. С помощью подставок картонные раскрашенные рисунки передвигаются актерами спектакля. Интересной формой изготовления картинок являются детские рисунки.

Например, для среднего и старшего возраста подойдет рассказ «Новогодний сон Верочки» В.Курчевского. Для показа спектакля педагог использует картинки-персонажей, подготавливает декорации. Для интересного момента в пьесе, где один из героев опускается на парашюте, создают специальную коробочку для него, чтобы незаметно создать момент, что парашют «взлетает» на тоненьких тесемках. Еще можно сделать картонный театр с порталом, открывающимся занавесом, кулисами и освещением [1]. Обычно педагог самостоятельно ведет повествование, но чаще героями выступают сами дети группы или воспитанники более старшего возраста, чем зрители. Детям очень нравится перенимать на себя характер героя, его поведение. Мы активно используем все выученные песенки для музыкального фона. Музыкальные композиции «оживляют» постановку, делают её более реалистичной.

Театр игрушек объёмный: для него используются маленькие пальчиковые куклы, куклы, надеваемые на руку и обычные детские игрушки. Поэтому подготовительная работа облегчается. Кукловод надевает на руку куклу и управляет ею, говорит за неё, стоя за ширмой [1]. Всё мастерство заключается в том, что нужно правильно работать с куклой: через её поведение и разговор осуществляется связь со зрителем. Участие детей в подобных постановках еще глубже развивают у детей способности к театрализации.

Сценки для постановки можно придумать самим или взять отдельные сюжеты из литературных произведений. Детям, играющим роли, нужно объяснить, как правильно управлять куклой. Например, чувства и переживания героев показываются примитивно. Скажем, если кто-то плачет, то закрывает лицо руками, если радуется — то высоко прыгает, при испуге- дрожит, а если чему-то удивляется, то разводит руками в стороны. Театр игрушек помогает воображению придумывать яркие образы и воплощать их в жизнь, но еще и правильно передавать посыл пьесы и понимать её содержание, как нужно. Происходит также работа над текстом: нужно не только передавать эмоцию голосом, рассказывать выразительно, но еще и говорить громко. А если исполняется песенка, то петь, не забывая про то, что кукла должна двигаться, как живая.

Обычно при проведении полноценных кукольных спектаклей мы проводим большую работу, подготавливая актеров. Обязательно знание текста, его выразительная декламация, музыкальное сопровождение. Особенно удаются театральные постановки под музыку М.Глинки С. Рахманинова, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова. С. Прокофьева.

Самый важный момент — у детей присутствует сильная мотивация при подготовке театральной постановки. А у зрителей желание с большим интересом посмотреть представление.

Конечно же эффективность воздействия кукольных спектаклей на дошкольников зависит от того, каковы будут требования к художественному оформлению и выбору пьесы. Творческие зёрна, заложенные в дошкольном детстве, превратятся в плод таланта, которым ребёнок будет пользоваться всю свою жизнь.

Литература:

  1. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек./ Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. — Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет садов// М.: Просвещение, 1995. — 191 с. — 67–69.
Основные термины (генерируются автоматически): кукольный театр, театр игрушек, детский сад, театр картинок, детское творчество, дошкольное учреждение, кукла, музыкальное сопровождение, старший возраст, творческая свобода детей.


Ключевые слова

кукольный театр, музыкально-эстетическое развитие, творческая свобода детей. театр игрушек, театр картинок, музыкальные фоновые декорации

Похожие статьи

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду.

Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в

Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.

Театр теней как средство развития творческих способностей детей.

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театр использует обычные куклы, купленные в магазине либо изготовленные самими

В последнем случае объединяют свои творческие усилия руководитель кукольного театра М

Успешности кукольного театра способствуют высокий уровень восприимчивости детей к

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному.

– неумение представлять ребёнком самого себя; – дети не могут раскрепоститься полностью

– упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

театр на руке: би-ба-бо — куклы-герои разных сказок, платочный театр, театр масок с героями к...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром

Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, С. 2003-128. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театртворчестводети».

Создание кукольных мультфильмов детьми старшего...

После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева в группе детского сада у детей возникло много

Решено было сделать магнитный кукольный театр. Куклы из пальчикового театра не устроили

Для создания героев мультфильма дети подобрали кукол из магнитного театра.

кукольный театр, ребенок, детский сад, кукольный спектакль, кукла, музыка, помощь кукол...

«Мы играем в театр» (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ролевой театр — это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа.

Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание!

Решено было сделать магнитный кукольный театр. Куклы из пальчикового театра не устроили детей, «мало героев, и магнит не во все...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

 Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Благодаря, «творческим посиделкам» у нас в группе появились разные виды театров

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Играя с детьми в эту игру, используются накладной нос, а также кукла Бабы Яги.

Это положение существенно не только для профессионального театра, но и для детского.

Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребёнка.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают

У детей 4–5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей.

Похожие статьи

От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем...

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду.

Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в

Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.

Театр теней как средство развития творческих способностей детей.

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

Театр использует обычные куклы, купленные в магазине либо изготовленные самими

В последнем случае объединяют свои творческие усилия руководитель кукольного театра М

Успешности кукольного театра способствуют высокий уровень восприимчивости детей к

Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного...

Педагогический опыт по теме «Театр, творчество и дети»

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному.

– неумение представлять ребёнком самого себя; – дети не могут раскрепоститься полностью

– упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

театр на руке: би-ба-бо — куклы-герои разных сказок, платочный театр, театр масок с героями к...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним!

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром

Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, С. 2003-128. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театртворчестводети».

Создание кукольных мультфильмов детьми старшего...

После знакомства с творчеством писателя В. Сутеева в группе детского сада у детей возникло много

Решено было сделать магнитный кукольный театр. Куклы из пальчикового театра не устроили

Для создания героев мультфильма дети подобрали кукол из магнитного театра.

кукольный театр, ребенок, детский сад, кукольный спектакль, кукла, музыка, помощь кукол...

«Мы играем в театр» (из опыта работы) | Статья в журнале...

Ролевой театр — это театр, где дети берут на себя роль выбранного персонажа.

Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание!

Решено было сделать магнитный кукольный театр. Куклы из пальчикового театра не устроили детей, «мало героев, и магнит не во все...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

 Дошкольный возраст – это самый интенсивный период развития ребенка.

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Благодаря, «творческим посиделкам» у нас в группе появились разные виды театров

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

Развитие творческих способностей детей в плане воплощения сценического образа.

Играя с детьми в эту игру, используются накладной нос, а также кукла Бабы Яги.

Это положение существенно не только для профессионального театра, но и для детского.

Роль кукольного театра в развитии творческих способностей ребёнка.

Психолого-педагогические подходы к театрализованной...

Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо

У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают

У детей 4–5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей.

Задать вопрос