История формирования и развития института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 17.12.2022

Статья просмотрена: 464 раза

Библиографическое описание:

Лямчева, Е. С. История формирования и развития института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации / Е. С. Лямчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97898/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается изучить историю формирования развития института оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации. Отдельное внимание уделяется роли оценки регулирующего воздействия в государственном управлении.

Ключевые слова: государственное управление, регулирующее воздействие, административная реформа, исполнительная власть.

Государственное управление нацелено на достижение определенного результата, отвечающего интересам и потребностям населения в той или иной сфере. Выработка такого проекта действий субъектов государственного управления, который в наибольшей степени способствовал бы достижению общественных целей и был обоснован с этой точки зрения, является важной частью системы государственного управления. От целесообразности и эффективности государственных решений, определения соответствующих способов регулятивного воздействия на общественные процессы в рамках нормотворческой деятельности напрямую зависит возможность решения общественных проблем. Однако, улучшение в одной сфере может спровоцировать ухудшение в другой, что особенно актуально в современных условиях, характеризующихся неопределенностью и непредсказуемостью. И если совершенно точно спрогнозировать последствия от еще не принятых решений невозможно, обратиться к тем, кого могут затронуть готовящиеся решения, представляется рациональным. Государственные органы осуществляют это посредством проведения оценки регулирующего воздействия — ОРВ.

Возникновение института и процедуры ОРВ относится к 60-м гг. XX в., когда происходило формирование научного подхода к регулирующим методам управления [3]. Впервые внедрили ОРВ в деятельность органов государственной власти в Дании в 1966 году в отношении законодательства в области экологии. Позднее институт ОРВ начал распространяться в других странах и с 1980-х гг. стал глобальным явлением, однако, предметная область применения отличалась. Например, в таких странах, как США и Канада, ОРВ применялась для анализа издержек и экономического эффекта, получаемого от реализуемых на тот момент социальных программ. Каждая страна самостоятельно определяет области применения процедуры ОРВ, при этом в одних странах (Швейцария, Франция) это закреплено в конституциях, в других применяется только для оценки бюджетных расходов, обусловленных принятием нормативно-правовых документов (США, Канада), а в некоторых распространяется на все регулирующие акты (Великобритания, Нидерланды) [4]. Здесь важно отметить, что впервые применять практики ОРВ в отношении регулятивных решений, которые непосредственно влияют на частный сектор, начали в Великобритании.

Итак, ОРВ как процедура и метод выявления социально-экономических последствий, которые влекут за собой принимаемые на государственном уровне регулирующие решения, сформировалась в практике управления развитых стран в последней четверти XX в. и является ответом на потребность в оптимизации системы государственного управления. В России история формирования института оценки регулирующего воздействия начинается с 2006 г. Рассмотрим более подробно данный процесс.

Внедрение ОРВ в России началось в ходе реализации административной реформы, которая предполагала осуществление преобразований, направленных на создание таких условий, при которых возможно было бы предотвратить появление избыточных функций органов исполнительной власти, при этом особую роль играло законодательное закрепление публичного доказательства необходимости введения дополнительных функций. Это сформировало потребность в ведении в систему принятия государственных решений независимого участника, который был бы наделен полномочиями по оценке обоснованности предложений федеральных органов исполнительной власти, создающие дополнительные расходы для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Поэтому переход к внедрению механизмов ОРВ является важной составляющей реализуемой политики и важным шагом на пути к обеспечению улучшения инвестиционного климата и предотвращения излишних административных барьеров.

Так, в 2006 году, изначально в виде эксперимента, практика ОРВ была предложена Центром экономического и финансового консалтинга и реализовалась в Калмыкии, и уже в 2007 году, при поддержке Всемирного банка, Татарстане и Северной Осетии — Алании. На федеральном же уровне в этот период формировались лишь экспертные разработки и ОРВ находилась в пределах исключительно научных кругов или отдельных экспериментов на уровне субъекта Российской Федерации.

Впервые на законодательном уровне процедура ОРВ была введена в 2010 г. постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 336 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Правительственной комиссией по административной реформе было принято решение о создании соответствующего департамента в Минэкономразвития России, который был наделен полномочиями по разработке методики ОРВ и внедрения данной процедуры в практику государственного управления. Создание Департамента оценки регулирующего воздействия положило начало распространения опыта применения системы оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации [5].

В период 2010–2012 гг. вступил в силу пакет нормативно-правовых актов, постепенно внедрявших институт ОРВ в России. В результате этого Правительству Российской Федерации было поручено разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие института ОРВ. И уже в 2012 году был закреплен правовой статус ОРВ, определен порядок и методика проведения оценки проектов нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми были утверждены формы сводного отчета и заключения по итогам проведения ОРВ.

На данном этапе проведение ОРВ характеризуется центральной ролью Минэкономразвития России. За министерством были закреплены функции как непосредственного проведения процедуры ОРВ так и ее координация и методическое обеспечение. В свою очередь органы-разработчики проектов нормативно-правовых актов только предоставляли всю необходимую документацию, на основе которой осуществлялось проведение ОРВ. Соответственно, ОРВ проводилась не разработчиком, а специальным органом, и не на стадии оценки общественной проблемы, а на стадии готового проекта нормативно-правового акта.

В 2013 году осуществлен переход к новому подходу к проведению ОРВ на основании постановления Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия» ... [1]. В результате этого централизованная схема проведения ОРВ была заменена децентрализованной. Это означало, что органы-разработчики самостоятельно проводят процедуру ОРВ как проектов, так и действующих нормативно-правовых актов, а отчет о полученных результатах в установленной форме направляют в Минэкономразвития России. Соответственно, новый подход к ОРВ подразумевает определение определенной последовательности, образующей конкретную и структурированную систему осуществления данной процедуры и подразумевает наличие: единой формы отчета о проведении ОРВ; единой формы заключения об ОРВ; общей методики ОРВ.

С 2014 г. проведение ОРВ является обязательным при подготовки нормативно-правовых актов, регламентирующих какие-либо аспекты в следующих сферах: бизнес, контроль и надзор, налоговая и таможенная деятельность, техническое регулирование. Вместе с тем в 2015 г. было введено правило «one in — one out» [2]. Данное правило закрепляет необходимость при введении каждого нового правила или ограничения соблюдать условие отмены одного существующего. И уже с 2016 года проведение ОРВ и экспертизы правовых актов является обязательными для субъектов Российской Федерации.

Таким образом, институт ОРВ является ответом на потребность в повышении качества и эффективности государственного управления, сформировавшейся в современных условиях. В Российской Федерации его история насчитывает чуть более десятилетия, однако за этот период были осуществлены значительные преобразования, нацеленные на повышение качества принимаемого и корректируемого российского законодательства.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 45. — Ст. 3215.
  2. Зайцев, Ю. К. Инвестиционный климат: учебное пособие для вузов / Ю. К. Зайцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 123 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 105 — URL: https://urait.ru/bcode/515429/p.105 (дата обращения: 15.12.2022).
  3. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 574 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 379 — URL: https://urait.ru/bcode/489521/p.379 (дата обращения: 15.12.2022).
  4. Нечкин, А. В. Правовая экспертиза нормативных актов: учебное пособие для вузов / А. В. Нечкин, А. В. Блещик. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 166 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 78 — URL: https://urait.ru/bcode/509577/p.78 (дата обращения: 15.12.2022).
  5. Прокофьев, С. Е. Основы современного государственного и муниципального управления: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 695 с. — (Профессиональное образование) — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 520 — URL: https://urait.ru/bcode/519708/p.520 (дата обращения: 15.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, регулирующее воздействие, Российская Федерация, административная реформа, исполнительная власть, Россия, Великобритания, Канада, Минэкономразвития России, США.


Похожие статьи

Административно-регламентная деятельность в зарубежных...

В ходе административных реформ в зарубежных странах (1978 г. — США, 1983 г. — Франция, 1997 г. — Германия, 2003 г. — Великобритания) изменился порядок принятия управленческих решений органами публичной власти и роль государственных служащих в этом механизме.

Институциональные основы государственной политики...

...инструкций и руководств по оценке регулирующего воздействия и организация обучения.

Надзорные органы могут стать полезными в пропаганде реформы регулирования. Такая функция надзорных органов применяется в Великобритании и Японии.

Цыганков Д. Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации — на пути к...

Предложения по совершенствованию системы управления на...

Свидетельство тому — третий системный документ, определяющий основные направления административной реформы в РФ — «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы».

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции...

– В Великобритании — Парламент Соединённого Королевства Великобритании, в частности его

– В Российской Федерации субъектами парламентского контроля является Федеральное Собрание РФ

В большинстве иностранных государств, так же, как и в России, объектом парламентского

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация...

«Открытое правительство» Российской Федерации: зарождение...

Ситуацию с открытостью органов власти в Российской Федерации в каком-то смысле можно

Принцип открытости органов исполнительной власти в Российской Федерации

Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Россия, государственное управление, информационное общество, электронное.

Открытость государственного управления в зарубежных странах

 Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Административная реформа в России | Статья в журнале...

Например, К. А. Кирилин и М. В. Жданов полагают, что административная реформа — это есть совокупность мер, целью которых является создание результативной системы органов исполнительной власти, в основу которой положен регламент с четким выполнением работ [3].

административная реформа, исполнительная власть...

Ключевыми сферами, которые затрагивает административная реформа являются

Административная реформа в России. Научно-практическое пособие.

В ходе административных реформ в зарубежных странах (1978 г. — США, 1983 г

Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент...

Результаты государственного регулирования...

Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового

По данным Всемирного банка в 2020 году Российская Федерация заняла 28 место [4], в 2017

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах

административная реформа, исполнительная власть, государственное управление...

Похожие статьи

Административно-регламентная деятельность в зарубежных...

В ходе административных реформ в зарубежных странах (1978 г. — США, 1983 г. — Франция, 1997 г. — Германия, 2003 г. — Великобритания) изменился порядок принятия управленческих решений органами публичной власти и роль государственных служащих в этом механизме.

Институциональные основы государственной политики...

...инструкций и руководств по оценке регулирующего воздействия и организация обучения.

Надзорные органы могут стать полезными в пропаганде реформы регулирования. Такая функция надзорных органов применяется в Великобритании и Японии.

Цыганков Д. Б. Внедрение оценки регулирующего воздействия в Российской Федерации — на пути к...

Предложения по совершенствованию системы управления на...

Свидетельство тому — третий системный документ, определяющий основные направления административной реформы в РФ — «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы».

Сравнительный анализ осуществления контрольной функции...

– В Великобритании — Парламент Соединённого Королевства Великобритании, в частности его

– В Российской Федерации субъектами парламентского контроля является Федеральное Собрание РФ

В большинстве иностранных государств, так же, как и в России, объектом парламентского

Ключевые слова: исполнительная власть, орган, Российская Федерация...

«Открытое правительство» Российской Федерации: зарождение...

Ситуацию с открытостью органов власти в Российской Федерации в каком-то смысле можно

Принцип открытости органов исполнительной власти в Российской Федерации

Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Россия, государственное управление, информационное общество, электронное.

Открытость государственного управления в зарубежных странах

 Ключевые слова: Открытое правительство, открытость, государство, власть, государственное управление, Российская Федерация, органы исполнительной власти, зарубежный опыт, США, Великобритания, Германия, Канада, Швеция.

Административная реформа в России | Статья в журнале...

Например, К. А. Кирилин и М. В. Жданов полагают, что административная реформа — это есть совокупность мер, целью которых является создание результативной системы органов исполнительной власти, в основу которой положен регламент с четким выполнением работ [3].

административная реформа, исполнительная власть...

Ключевыми сферами, которые затрагивает административная реформа являются

Административная реформа в России. Научно-практическое пособие.

В ходе административных реформ в зарубежных странах (1978 г. — США, 1983 г

Российская Федерация, исполнительная власть, Конституция РФ, Президент РФ, Президент...

Результаты государственного регулирования...

Анализируется влияние административной реформы на эффективность правового

По данным Всемирного банка в 2020 году Российская Федерация заняла 28 место [4], в 2017

О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах

административная реформа, исполнительная власть, государственное управление...

Задать вопрос