Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Карауш, И. С. Методологические основы диагностики сформированности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи / И. С. Карауш, М. А. Былинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97877/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлен анализ методик исследования сформированности слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура речи, диагностика.

В настоящие время речевые расстройства, встречающиеся у детей, давно не ограничиваются лишь нарушениями звукопроизношения. Все чаще при обследовании речи в структуре речевого дефекта выявляются нарушения слоговой структуры. При этом коррекционная работа над данным нарушением не всегда проходит легко, и остаточные проявления могут проявляться в дальнейшей ступени обучения ребенка.

Любая коррекционная работа начинается с полного обследования речевого развития ребенка. Методики диагностики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е. Ф. Архиповой, О. А. Безруковой и других авторов традиционно применяются в практической работе учителя-логопеда.

При анализе специальной литературы по логопедии особое внимание уделено, в контексте проводимого исследования, методикам обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методика А. К. Марковой положена в основу обследования слоговой структуры речи. В данной методике произношение слов с различной слоговой структурой изучается с учетом ее возрастающей сложности. На этом принципе основаны методики Г. В. Чиркиной, С. Е. Большаковой, Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Н. Ю. Шариповой, З. Е. Агранович, и др.

Для того чтобы определить уровень сформированности слоговой структуры слова, для начала нужно выявить уровень сформированности предпосылок к ее развитию. Поэтому сначала проводится обследование таких компонентов речевой системы как:

— Звукопроизношение;

— Фонематические процессы;

— Слоговая структура слова;

— Сформированность грамматического строя речи.

По мнению Г. В. Чиркиной обследование звукопроизношения имеет два аспекта, один из которых, артикуляционный, предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи. Цель второго, фонологического, — выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой [4 с.10].

Согласно методикам Г. В. Бабиной, З. Е. Агронович при обследовании слоговой структуры слова детям предлагаются задания, которые направлены:

— На самостоятельное называние предметов и повторение вслед за логопедом слов различной слоговой структуры, словосочетаний и предложений;

— Беседа с ребенком, выявление нарушения слоговой структуры слов в связной речи;

— Задания на определение длины слова, определение количества структурных элементов слоговой последовательности (пример: «послушай, сколько раз сыграла дудочка, положи столько же кружочков»);

— Задания на определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение наличия или отсутствия ритмических искажений в слове, (пример: «послушай, здесь есть сковородка или касавотка»), опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты.

— Проводятся исследование возможности воспроизведения ритмических структур: прослушивание ритмического рисунка, отхлопываемого логопедом, и повторение по образцу; исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами: произнесение слова по слогам с одновременным их отхлопыванием; называние картинки с последующим произнесением слова по слогам и одновременным отхлопыванием.

Взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, грамматических категорий и формированием фонемного анализа выявлена в работах Г. В. Бабиной, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, Е. Ф. Соботович, О. Н. Усановой, Т. Б. Филичевой, М. Е. Хватцева, С. Н. Шаховской.

Вероятно, наиболее известной и популярной методикой диагностики речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно назвать методику В. П. Глухова [3]. Особенность этой методики состоит в том, что она предназначена для оценки состояния только связной речи детей с ОНР, но, так как в понятии связности речи аккумулированы практически все требования к качеству детской речи, то при диагностике связной речи по В. П. Глухову может быть оценено состояние большинства составляющих речемыслительной деятельности ребенка.

Методика всестороннего исследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи Г. Р. Шашкиной на основе богатого дидактического материала, разработанного различными специалистами, предлагает «объединять некоторые задания, одновременно выявляя степень сформированности разных речевых навыков» [5, с.26]. Это позволяет снизить необходимый для исследования объем времени, соответственно, дети меньше устают и этим достигается большая объективность результатов диагностики.

Методика Г. Р. Шашкиной подразделена на две группы: первая направлена на анализ состояния вербальных процессов у ребенка, то есть определяются степень развития речевой коммуникации; связность речи и объемы активного/пассивного словарного запаса; изучается грамматическая правильность детской речи (морфологии, синтаксиса); анализируются произношение, фонематическое восприятие, степень развития анализа звукового состава слова; вторая ориентирована на обследование невербальных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания, моторики [5, с.26–35]. Поэтому данная методика может быть использована не только для оценки степени формирования звуко-слоговой структуры слова, но и лежащих в основе этого качеств речемыслительного процесса.

Таким образом, уровень сформированности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, можно выявить, используя методы и приемы диагностики, приведенные выше.

Литература:

  1. Бабина, Г. B., Шарипова Н. Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: онтогенез и дизонтогенез: Монография / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — Москва: Прометей, 2013.
  2. Бабина, Г. B. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. — Москва: Книголюб, 2005. — 96 с.
  3. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов. — Москва: Секачев В. Ю., 2014. — 232 с.
  4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. / Г. В. Чиркина. — Москва: Аркти, 2003–240 с.
  5. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: ИЦ «Академия», 2014. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, методика, возможность воспроизведения, Глухов, детская речь, коррекционная работа, различная слоговая структура, связная речь, слоговая структура речи.


Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

У детей с общим недоразвитием речи II уровня наблюдается значительное нарушение звуко- слоговой структуры слова, что влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.

Об эффективности коррекционной работы по формированию...

Многие исследователи детской речи отмечают, что нарушения в формировании слоговой структуры

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т. А. Ткаченко

— 48 с. Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи / Антипова Ж. В. и др.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Особенности формирования связной речи у детей старшего...

И работа по формированию связной речи откладывается на более поздние этапы коррекции.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше

1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры...

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, коррекция, пуговичная терапия.

В настоящее время в литературе существует множество работ, посвящённых вопросам коррекции слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

...грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь [2].

Подобное расстройство характеризуется как общее недоразвитие речи (ОНР) [7]. При ОНР

При ОНР II уровня, коррекционная работа строится на основе развития понимания речи

Согласно изученным методикам и подходам, коррекционная работа для детей с ОНР I и II...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников...

Ключевые слова: связная речь, фраза, предложение, слово, дошкольный возраст, ОНР

— М.: Каисса, 2008. — 95 с. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Общее недоразвитие речиразличные сложные речевые...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ. Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Похожие статьи

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II...

У детей с общим недоразвитием речи II уровня наблюдается значительное нарушение звуко- слоговой структуры слова, что влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.

Об эффективности коррекционной работы по формированию...

Многие исследователи детской речи отмечают, что нарушения в формировании слоговой структуры

Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова, предложенная Т. А. Ткаченко

— 48 с. Антипова, Ж. В. Преодоление общего недоразвития речи / Антипова Ж. В. и др.

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Особенности формирования связной речи у детей старшего...

И работа по формированию связной речи откладывается на более поздние этапы коррекции.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.

Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со...

Работа над слоговой структурой слова: односложными слова и обогащением словаря, например: мак, лак, бак и т. д.; двусложными словами например: рана, Зина, Нина, луна Можно отметить, что по ходу работы над слоговой структурой, также параллельно включаем работу...

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного...

Несформированность слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи имеет

Слоговая структура слова — порядок расположения и количество слогов в словах.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше

1. Агранович Е. З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры...

Выявление нарушений слоговой структуры слова...

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, слоговая структура слова, коррекция, пуговичная терапия.

В настоящее время в литературе существует множество работ, посвящённых вопросам коррекции слоговой структуры слова при общем недоразвитии речи.

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного...

...грамматический строй речи, ритмико-слоговую структуру речи и связную речь [2].

Подобное расстройство характеризуется как общее недоразвитие речи (ОНР) [7]. При ОНР

При ОНР II уровня, коррекционная работа строится на основе развития понимания речи

Согласно изученным методикам и подходам, коррекционная работа для детей с ОНР I и II...

Особенности формирования фразовой речи у дошкольников...

Ключевые слова: связная речь, фраза, предложение, слово, дошкольный возраст, ОНР

— М.: Каисса, 2008. — 95 с. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное...

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из.

Общее недоразвитие речиразличные сложные речевые...

слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, ребенок, уровень, нормальное речевое развитие, общее недоразвитие, нормальный слух, словарный запас, контрольная группа, звуковой анализ. Рекомендации по развитию лексического строя у детей 5–6 лет...

Задать вопрос