Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 17.12.2022

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Осадчий, Д. И. Проблемы, оценка и перспективы международных транспортных коридоров на Дальнем Востоке России / Д. И. Осадчий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97864/ (дата обращения: 24.04.2024).



Актуальность темы заключается в том, что благодаря своему географическому и геоэкономическому положению Дальний Восток России обладает значительным транзитным потенциалом. Транспортные системы стран Дальнего Востока могут сделать из Российской Федерации транзитный пункт между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, поэтому их интеграция будет способствовать росту транзитных перевозок и развитию экономики сопредельных стран. По территории Дальнего Востока России проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров (МТК) в составе автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей и воздушных трасс.

Ключевые слова: международные транспортные коридоры, приграничная торговля, грузопотоки, транспортные сообщения.

Для начала следует дать определение международным транспортным коридорам. Под транспортными коридорами подразумеваются массовые перевозки пассажиров и грузов между центрами социально-экономической деятельности, с использованием множества видов транспорта, способных развивать высокоскоростные перевозки, и хорошо развитой инфраструктурой, полностью внедренной с интермодальными технологиями

Основной функционал международных транспортных коридоров представляет собой обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита. Все остальные проявления являются мультипликативным эффектом при совместном воздействии международных и национальных транспортных коридоров.

Одним из регионов, в пространстве которого, проходят активно действующие МТК, является территория Дальнего Востока России, где в 1990-е гг. появились первые инициативы по формированию международных транспортных коридоров

В Северо-Восточной Азии движение в обход существующих коридоров активно продвигали политики и ученые из Китая. В 1992 г. Китай официально включил зону в районе реки Туманной в долгосрочный план экономического развития до 2010 года, предоставив ей статус наибольшего благоприятствования.

В начале 1990-х годов среди российских политиков и экономистов наметился интерес к данному проекту в Приморье.

Впоследствии в Приморье новый губернатор Сергей Дарькин предложил усилить приграничное сотрудничество с Китаем. Однако в области интеграции в международную транспортную систему принципиальных изменений не произошло. Здесь снова на первый план вышел политический фактор. С начала 2000-х годов в России начался процесс политической централизации

С другой стороны, укрепление вертикали власти смягчило желание региональных элит использовать проблемы политического диалога между Россией и странами Северо-Тихоокеанского региона в популистских целях. Но, с другой стороны, российское законодательство сузило полномочия и ресурсы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Формальным рубежом определения полномочий субъектов Российской Федерации является 1999 год. Тогда же был принят закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Он отменил возможность субъектов федерации проводить самостоятельную внешнеэкономическую политику и таким образом в пользу федерального центра были перераспределены полномочия в этой сфере

К проблемам первостепенной важности в рамках обеспечения конкурентных преимуществ России на мировом рынке были отнесены: несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли; неиспользование транзитного потенциала; низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.

В 2001 г. транзит через территорию России составил менее 1 % товарооборота между странами Европы и Азии, то есть использовался лишь 5–7 % ее транзитного потенциала. Реализация транзитного потенциала Дальнего Востока рассматривалась благодаря развитию крупных транспортных коридоров в направлении Запад — Восток (с использованием Транссиба).

Общегосударственное значение территории юга Дальнего Востока нашло отражение и в проекте Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Тогда перспективы приграничья представил инвестиционный проект «Строительство Большого морского порта Зарубино». Развитие порта Зарубино также было включено в проект Программы Приморского края «Социально-экономическое развитие на 2013–2017 годы»

Для реализации железнодорожного потенциала России существовало некоторое противоречие, связанное с организацией государственно-частного партнерства в транспортной отрасли. Частная железнодорожная компания «Золотове звено» была создана 3 июня 1992 года с целью строительства и дальнейшей эксплуатации погранперехода Камышовая (Россия) — Хуньчунь (Китай). Более того, в Приморье данная компания представляла собой инициатора одного из первых проектов модернизации края.

Была построена первая в России частная железная дорога от станции Камышовая в Троицкой бухте до границы, с помощью которой было перевезено 40 тысяч тонн грузов. Однако движение поездов прекратилось, как и приостановилась работы пограничников, поскольку компания не выполняла свои обязательства перед контролирующими органами по окончательному обустройству пункта пропуска.

Создание Министерства развития Дальнего Востока в 2012 году поспособствовало интенсивной деятельности федерального центра по развитию двух международных транспортных коридоров.

Решение о дальнейшем развитии трансграничной логистики благодаря вложениям иностранных инвесторов было утверждено 24 июня 2014 года на совещании под председательством вице-премьера, полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Вновь встал вопрос об организации транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», с учетом новой государственной экономической политики России, закрепленной в Законе «О свободном порту Владивосток».

В конце 2016 года Правительство Российской Федерации согласовало Концепцию развития международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Эта концепция предполагает четко определенный комплекс мероприятий по развитию транспортных маршрутов, а также ряд организационных и регламентирующих вопросов. Транспортные коридоры будут развиваться за счет уже существующей инфраструктуры и при поддержке новых объектов, планируемых к строительству в ближайшие годы.

Сегодня «Приморье-1» и «Приморье-2» еще не работают на полную мощность, в основном из-за слабой транспортной инфраструктуры, а также административных препятствий. Ожидается, что поэтапное развитие МТК поможет реализовать транзитный потенциал Дальнего Востока.

Литература:

  1. Ващук, А. С. Международный транспортный коридор «Приморье-2»: идеи, проекты, реалии в русле «Тихоокеанского разворота» / А. С. Ващук. — Текст: непосредственный // Crede experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2016. — № 3. — С. 121–138.
  2. Анисимов, В. А. Концептуальные предложения по разработке инновационного проекта развития МТК «АТР — Европа» для реализации транзитного потенциала России / В. А. Анисимов, Н. С. Нестерова, С. М. Гончарук. — Текст: непосредственный // Современные технологии. Моделирование. — 2016. — № 1 (49). — С. 166–170.
  3. Высокоскоростные магистрали освободят пути для движения грузов. — Текст: электронный // Альта-софт: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/logistics_news/78225/ (дата обращения: 15.12.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Российская Федерация, Россия, Китай, коридор, транзитный потенциал, Дальний Восток России.


Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

Колесников, А. Е. Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь» / А. Е. Колесников, Т. Н. Кучинская.

Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство...

Формирование российско-китайской границы происходило более 300 лет.

Попова Т. Н. Торгово-экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странfми АТР и участие в

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, страна АТР

В сельском хозяйстве сотрудничество России и Китая имеет большой потенциал.

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности...

Лац, М. П. Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных

АБИИ и ЭПШП объединил партнеров Китая и России из Средней и Центральной Азии.

Однако проекты в рамках коридора Китай — Центральная Азия, идущего в обход России

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по...

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый

Имеются коридоры, позволяющие доставить груз в кратчайшие сроки с Северо-Востока Китая к южным портам Дальнего Востока. (Приморье-1 и Приморье-2) Стоимость каждого из коридоров составит около 150 млрд. руб., а их потенциал оценивается в 450 млн. т. ежегодно.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

К 2020 году руководителями стран поставлена задача увеличения китайских прямых инвестиций в экономику России, в частности большие объемы на Дальний Восток, учитывая его территориальную близость к Китаю и удаленность от европейских рынков, до 12 млрд долларов.

Россия, Китай, Дальний Восток, китайско-российское...

Дальний Восток, Дальневосточный международный экономический форум, Россия, Советская Гавань, развитие, Восточная Сибирь, Дальний Восток России, регион, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион. История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его...

Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между...

В прошлом году Китай и Россия подписали контракт на поставку и реализацию нефти, в течение 25 лет РФ поставит в КНР 360 млн. тонн сырой нефти, общая стоимость контракта достигает 270 млрд. долларов. Во время визита Путина в Китай стороны также подписали газовый контракт...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР...

Данные маршруты в более диверсифицированном виде делятся на 6 коридоров [4]

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

маршруты шёлкового пути в Европу через центральную Азию и на Ближний Восток и морской путь через Малаккский пролив и...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона.

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по

Потенциал для взаимодействия ЭПШП и ЕАЭС на российском направлении огромный.

КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП, «Экономический пояс Шелковый путь», ЭПШП.

Похожие статьи

Железнодорожный транзитный потенциал Российской...

Колесников, А. Е. Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации: проблемы, перспективы, возможности от участия в международном интеграционном проекте — инициативе КНР «Один пояс — один путь» / А. Е. Колесников, Т. Н. Кучинская.

Дальний Восток, Китай, Россия, сельское хозяйство...

Формирование российско-китайской границы происходило более 300 лет.

Попова Т. Н. Торгово-экономическое сотрудничество Дальнего Востока России со странfми АТР и участие в

Основные термины (генерируются автоматически): Дальний Восток, Китай, Россия, страна АТР

В сельском хозяйстве сотрудничество России и Китая имеет большой потенциал.

Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности...

Лац, М. П. Российско-китайское взаимодействие в рамках деятельности Азиатского банка инфраструктурных

АБИИ и ЭПШП объединил партнеров Китая и России из Средней и Центральной Азии.

Однако проекты в рамках коридора Китай — Центральная Азия, идущего в обход России

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по...

Внешнеэкономические связи Дальнего Востока | Молодой ученый

Имеются коридоры, позволяющие доставить груз в кратчайшие сроки с Северо-Востока Китая к южным портам Дальнего Востока. (Приморье-1 и Приморье-2) Стоимость каждого из коридоров составит около 150 млрд. руб., а их потенциал оценивается в 450 млн. т. ежегодно.

Инвестиции Китая на Дальний Восток России: проблемы...

К 2020 году руководителями стран поставлена задача увеличения китайских прямых инвестиций в экономику России, в частности большие объемы на Дальний Восток, учитывая его территориальную близость к Китаю и удаленность от европейских рынков, до 12 млрд долларов.

Россия, Китай, Дальний Восток, китайско-российское...

Дальний Восток, Дальневосточный международный экономический форум, Россия, Советская Гавань, развитие, Восточная Сибирь, Дальний Восток России, регион, Российская Федерация, Азиатско-Тихоокеанский регион. История речного порта в г. Комсомольске-на-Амуре и его...

Перспективы развития контейнерных грузовых перевозок между...

В прошлом году Китай и Россия подписали контракт на поставку и реализацию нефти, в течение 25 лет РФ поставит в КНР 360 млн. тонн сырой нефти, общая стоимость контракта достигает 270 млрд. долларов. Во время визита Путина в Китай стороны также подписали газовый контракт...

Развитие системы туристских потоков в рамках инициативы КНР...

Данные маршруты в более диверсифицированном виде делятся на 6 коридоров [4]

Железнодорожный транзитный потенциал Российской Федерации...

маршруты шёлкового пути в Европу через центральную Азию и на Ближний Восток и морской путь через Малаккский пролив и...

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Тем не менее, Пекин декларирует стремление учитывать интересы и России, и стран региона.

Один проходит из северо-восточного Китая через Дальний Восток России по

Потенциал для взаимодействия ЭПШП и ЕАЭС на российском направлении огромный.

КНР, Российская Федерация, «Один пояс один путь», ОПОП, «Экономический пояс Шелковый путь», ЭПШП.

Задать вопрос