К чему приведет упразднение местной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Бурханова, С. Д. К чему приведет упразднение местной власти / С. Д. Бурханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97844/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, описать основные тенденции в развитии местного самоуправления в Российской Федерации, изучить основные пробелы и направления оптимизации правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: вертикаль власти, гражданское общество, демократические ценности, межбюджетные трансферты, местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный служащий.

The article is devoted to the social and legal relations that develop in the process of work of local self-government bodies. The article aims to consider the concept and meaning of local self-government, to study the legal foundations of local self-government, to describe the main trends in the development of local self-government in the Russian Federation, to study the main gaps and areas of optimization of the legal regulation of local self-government in the Russian Federation at the present stage.

Keywords: vertical of power, civil society, democratic values, inter-budgetary transfers, local self-government, municipal formation, municipal employee.

Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4].

Статья 132 ч 3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].

К чему приведет Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» Клишаса-Крашенинникова?

Статья 9 проекта Клишаса-Крашенинникова подразумевает [5], что местное самоуправление осуществляется только на уровне: 1) городской округ; 2) муниципальный округ; 3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. И называется это — «одноуровневая система местного самоуправления».

В связи с этим, видится не случайным, что в определении самого местного самоуправления (статья 1) [5] в проекте Клишаса-Крашенинникова по сравнению с определением (статья 1) местного самоуправления 131-ФЗ отсутствует указание, что местное самоуправление в России — «форма осуществления народом своей власти … исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [6]. Отсутствует, кстати, в проекте К-К и термин «народ», что также, думается, неправильно и уводит от сути народовластия (демократии) в России.

Местное самоуправление в первую очередь исходит из других посылов — инициативности, неравнодушия, заинтересованности граждан на местах. Ведь местное самоуправление, по своей природе, должно строиться по поселенческому, территориальному принципу, то есть в сельских поселениях и небольших городах, в микрорайонах крупных городов. А в проекте Клишаса-Крашенинникова предлагается обратная схема, исключаются поселения из территорий муниципальных образований.

Отсюда, в частности, странная формулировка п. 9 статьи 10 проекта К-К: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учётом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдалённых и труднодоступных местностях» [5]. Хотя бы даже указанная формулировка указывает на снижение управляемости в случае принятия проекта К-К, предусматривающего устранение поселенческих МО, которые сейчас приближены к населению, и вообще на колоссальные риски, если будет устранён территориальный принцип построения местного самоуправления в России.

Проблема дублирования функций местного самоуправления в районах по 131-ФЗ сегодня существует. Но решаться она должна иным образом. Нужно, наоборот, опускать уровень государственной власти до уровня районов, делать районы нижним уровнем госвласти с наделением районов полномочиями исполнения государственных функций и координации деятельности муниципалитетов в границах района. При этом кардинально усиливается и централизация власти. А муниципалитетами в границах района должны считаться сёла и деревни, малые города, сельсоветы, волости (объединение сельских советов) и другие сельские и городские поселения. И в крупных городах должна осуществляться государственная власть, а местное самоуправление в крупных городах (например, в областных центрах) — в микрорайонах, кварталах, округах, группе улиц и других территориальных единицах города. В Москве и Санкт-Петербурге, как известно, отчасти так и есть, органы власти города выполняют и функции государственной власти, и местного самоуправления. В идеале, напротив, районы в краях, областях и республиках России нужно исключать из перечня муниципальных образований. А новым законом Клишаса-Крашенинникова предлагается только районы (а не поселения внутри районов) считать МО.

Устранением нижнего уровня, поселенческого, и перераспределением оттуда полномочий местного самоуправления на уровень городских и муниципальных округов не будут решены финансовые проблемы осуществления местного самоуправления в России. Осуществление местного самоуправления в России идёт по 131-ФЗ с большим скрипом, но идёт, имеется множество проблем в связи с реализацией данного закона. Муниципальным образованиям сельских поселений, малых и средних городов России приходится выполнять за счёт собственных доходных источников несвойственные для местного самоуправления функции, имеющие не местный, а общегосударственный характер, что не позволяет развиваться местному самоуправлению.

Повышение ответственности органов местного самоуправления и возможность влияния на них со стороны региональных властей, выраженное, например, в проекте Клишаса-Крашенинникова в том, что вышестоящие уровни управления участвуют в выборе (назначении) главы МО, а высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе МО, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, — меркнет на фоне вышеназванных проблем потери управляемости территорий. Да и эти положения с успехом можно внести правками, скажем, и в действующий закон 131-ФЗ.

Таким образом, в своей повседневной деятельности органы местного самоуправления осуществляют постоянное взаимодействие с различными субъектами общественных отношений, начиная от федеральных органов государственной власти и заканчивая обычными гражданами. С учетом того, что местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем власти крайне важна развитость систем коммуникации между властью и населением той или иной территории. В небольших муниципальных образованиях вопрос коммуникации не стоит остро, так как большинство проблем решается при непосредственном участии всего населения. В тех же муниципальных образованиях, в которых образованы органы местного самоуправления, формами коммуникации является информационное взаимодействие во время местных выборов, издание муниципальных печатных средств массовой информации и т. д. Но стоит признать, что законодательство недостаточно полно раскрывает содержание и перечень подобных форм, поэтому необходимо уточнение законодательства в этой части.

Литература:

  1. Ерохина Т. В., Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения // Конституционное и муниципальное право. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/96745-dvukhurovnevaya-model-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-krupnykh-gorodskikh (дата обращения 04.10.2022) (2018) N 7. С. 68–71.
  2. Япрынцев И. М. (2017). Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/104726-sushhnost-ponyatie-obshhestvennogo-kontrolya-mekhanizma-uchastiya-grazhdan (дата обращения 04.10.2022) N 3. С. 27–31.
  3. ВСЕ НОВОСТИ. Клишас и П. Крашенинников внесли законопроект об организации местного самоуправления., Текст: непосредственный // StudFiles. — 2019. — С.35 — Режим доступа URL: http://council.gov.ru/events/news/131952/ (дата обращения 04.10.2022)
  4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  5. Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, Российская Федерация, Россия, глава МО, город, граница района, единая система, интерес населения, публичная власть.


Похожие статьи

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Изучен вопрос единства системы публичной власти и месте в нем органов местного самоуправления. Ключевые слова : демократия, государственная власть, субъект Российской Федерации, местное самоуправление, единая система публичной власти.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

...организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти». Выявлены направления государственной политики в области местного самоуправления.

Ключевые слова: право, местное самоуправление, единая публичная власть, органы

Конституционный Суд Российской Федерации в своем заключении от 16.03.2020 № 1–3...

К вопросу конституционных изменений в сфере местного...

Конституционный Суд РФ понятие «публичная власть» уже давно ввел в оборот именно для

5. Гриценко Е. В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской

6. Данько А. А. Местное самоуправление как уровень единой публичной власти в Российской

9. Чертков А. Н. Местное самоуправление в России с позиции местного сообщества: историко-правовой...

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

 Местное самоуправление в России (МСУ) определяется как форма самоорганизации.

Конституционный Суд РФ понятие «публичная власть» уже давно ввел в оборот именно для.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Библиографическое описание: Носова, А. А. Единая система публичной власти

Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

При этом в утратившем силу ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года [4]

региональной власти, органов местного самоуправления, его деятельность позволит предупредить и...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что местное самоуправление в России — институт

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

Сущность местного самоуправления | Статья в журнале...

В. А. Сивицкий считает, что «Статья 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов

Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле — это государственная власть [3].

– муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

 Местное самоуправление в России (МСУ) определяется как форма самоорганизации

В России местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 главы 1

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации отмечает, что местное самоуправление становится...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Похожие статьи

Процесс преобразования институтов местного самоуправления...

Изучен вопрос единства системы публичной власти и месте в нем органов местного самоуправления. Ключевые слова : демократия, государственная власть, субъект Российской Федерации, местное самоуправление, единая система публичной власти.

Законопроект «Об общих принципах организации местного...»

...организации местного самоуправления в единой системе органов публичной власти». Выявлены направления государственной политики в области местного самоуправления.

Ключевые слова: право, местное самоуправление, единая публичная власть, органы

Конституционный Суд Российской Федерации в своем заключении от 16.03.2020 № 1–3...

К вопросу конституционных изменений в сфере местного...

Конституционный Суд РФ понятие «публичная власть» уже давно ввел в оборот именно для

5. Гриценко Е. В. Федерализм и местное самоуправление в свете российской

6. Данько А. А. Местное самоуправление как уровень единой публичной власти в Российской

9. Чертков А. Н. Местное самоуправление в России с позиции местного сообщества: историко-правовой...

Местное самоуправление как основа конституционного строя...

В данной статье рассмотрено местное самоуправление как основа конституционного строя.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

 Местное самоуправление в России (МСУ) определяется как форма самоорганизации.

Конституционный Суд РФ понятие «публичная власть» уже давно ввел в оборот именно для.

Единая система публичной власти: проблемы и перспективы

Библиографическое описание: Носова, А. А. Единая система публичной власти

Российской Федерации, единая система публичной власти, исполнительная власть.

При этом в утратившем силу ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» 1997 года [4]

региональной власти, органов местного самоуправления, его деятельность позволит предупредить и...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

В данной статье рассматриваются вопросы о том, что местное самоуправление в России — институт

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена глава 8. Кроме норм, содержащихся в

Местное самоуправление не мыслимо без поддержки государственных органов.

Местное самоуправление завершает систему органов власти страны.

Сущность местного самоуправления | Статья в журнале...

В. А. Сивицкий считает, что «Статья 12 Конституции РФ о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов

Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле — это государственная власть [3].

– муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений.

Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения.

Конституционно-правовые основы регулирования экономических...

 Местное самоуправление в России (МСУ) определяется как форма самоорганизации

В России местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 главы 1

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации отмечает, что местное самоуправление становится...

Понятие местного самоуправления в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года не содержит определения местного самоуправления, но на конституционном уровне закрепляет право населения на местное самоуправление и признает его как одну из основ конституционной системы.

Задать вопрос