Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 17.12.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Мишарина, С. В. Реализация интерактивного обучения как условие активизации учебно-творческой активности обучающихся / С. В. Мишарина, А. А. Шумейко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 408-411. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97842/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье выявлена, обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития учебно-творческой активности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения с использованием практического инструментария для учителей начальных классов в виде компьютерной программы, содержащей в себе инструменты для интерактивного обучения.

Ключевые слова : общеобразовательная школа, интерактивное обучение, учебно-творческая активность, развитие, интерактивные технологии.

Важной задачей современной системы образования является развитие творческой активности личности обучающихся.

Анализ социально-педагогической практики показывает, что на выходе из школы общество ожидает видеть в реальности развитую духовно и нравственно личность. Учителю начальных классов необходимо не только сформировать ключевые компетенции учеников, но и научить творчески пользоваться ими, формируя значимые личностные качества, необходимые для жизнедеятельности.

Средств формирования и развития творческих способностей множество, но наш научный интерес обращен к интерактивному обучению.

Всё болееосознаются противоречия между дидактическими возможностями интерактивных технологий обучения в процессе развития учебно-творческих способностей обучающихся и недостаточным уровнем их реализации в начальной школе, а также необходимостью создания условий формирования и развития учебно-творческой активности обучающихся, с одной стороны, и отсутствием системы использования интерактивных форм и методов обучения, направленных на развитие учебно-творческой деятельности обучающихся, с другой стороны [4, с. 23].

Определение уровня сформированности творческой активности возможно провести с использованием критериального подхода . (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Сластёнин) [1, с. 60].

Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выявлены критерии учебно-творческой активности младших школьников: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностный.

Для того, чтобы определить и проверить эффективность педагогических условий активизации учебно-творческой деятельности младших школьников в процессе реализации интерактивного обучения мы провели эксперимент, состоящий и трех этапов.

На констатирующем этапе мы провели диагностику обучающихся экспериментальных классов с целью определения уровня учебно-творческой деятельности, результаты которой будут описаны ниже.

Для определения уровня учебно-творческой активности по когнитивному критерию мы провели диагностику по методике «Наборщик» Куратова Я. В. Это тест — игра для оценки нестандартного творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника [4, с. 16].

По результатам методики «Наборщик» низкий уровень развития когнитивного критерия показали 13 обучающихся (30 %). Средний уровень развития когнитивного критерия — у 28 обучающихся (63 %). Высоко выражен уровень развития когнитивного критерия у 3 обучающихся (7 %).

Для определения уровня учебно-творческой активности по мотивационно-потребностному критерию мы провели диагностику по методике «Составь рассказ о несуществующем животном» Дукаревич М. З. [3, с. 45].

По результатам методики «Составь рассказ о несуществующем животном» низкий уровень развития мотивационно-потребностного критерия показали 16 обучающихся (36 %). Средний уровень развития мотивационно-потребностного критерия — у 22 обучающихся (50 %). Высоко выражен уровень развития когнитивного критерия у 6 обучающихся (14 %).

Для определения уровня учебно-творческой активности деятельностному критерию мы провели диагностику по методике «Три слова» Л. Ю. Субботина [5, с. 34].

Таким образом, сопоставив результаты по всем проведенным методикам, мы пришли к обобщенному показателю:

13 обучающихся (30 %) имеют низкий уровень учебно-творческой активности;

26 обучающихся (59 %) имеют средний уровень учебно-творческой активности;

5 обучающихся (11 %) имеют высокий уровень учебно-творческой активности;

Диагностические данные, полученные в ходе диагностики, представлены на рисунке 1.

Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на констатирующем этапе

Рис. 1. Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на констатирующем этапе

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно говорить о том, что учащиеся нуждаются в уроках, направленных на развитие самостоятельности в творчестве, организационных, коммуникативных, информационных умений, беглости и гибкости мыслительного процесса, любознательности, интереса к окружающему миру.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось включение обучающихся в интерактивную деятельность на уроках. Для повышения уровня учебно-творческой активности нами был проведен цикл уроков по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению с применением интерактивных методов обучения.

Для удобства использования, созданный нами инструментарий для учителя был оформлен в виде компьютерной программы. Программа разработана на языке C#, с использованием среды разработки приложений Unity, и представляет собой многопользовательское приложение, имеющее клиент-серверную архитектуру, позволяющую в реальном времени проводить интерактивные уроки.

В качестве примера использования созданного инструментария, рассмотрим урок по теме «Проверка деления», проведенный в экспериментальных классах. Урок открытия нового знания был проведен в форме квест-игры. Данная форма занятия способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды. Пример такого задания приведен на рисунке 2.

Пример интерактивного задания, предлагаемого в созданной программе

Рис. 2. Пример интерактивного задания, предлагаемого в созданной программе

В интерактивном приложении учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.

С целью оценивания эффективности предложенного нами диагностического инструментария, была проведена серия уроков с применением интерактивных технологий в экспериментальных 3Б и 3В классах школы.

В ходе проведения контрольного этапа эксперимента мы провели повторную диагностику уровня учебно-творческой деятельности в тех же классах школы по тем же методикам.

10 обучающихся (23 %) имеют низкий уровень учебно-творческой активности;

27 обучающихся (61 %) имеют средний уровень учебно-творческой активности;

7 обучающихся (16 %) имеют высокий уровень учебно-творческой активности;

Сравнение диагностических данных, полученных в ходе эксперимента, представлены на рисунке 3.

Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на контрольном этапе

Рис. 3. Уровень развития учебно-творческой активности обучающихся на контрольном этапе

Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-педагогической работы позволяют сделать вывод о качественных изменениях, которые произошли за этот период.

Таким образом, наблюдается положительная динамика в развитии учебно-творческой активности младших школьников, что означает, что нам удалось добиться положительных результатов в развитии учебно-творческой активности младших школьников.

Литература:

  1. Авалуева, Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Б. Авалуева; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена — СПб., 2003.-22 с.
  2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 320 с.
  3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с: ил
  4. Недоспасова, В. А. Растем, играя: младший школьный возраст: Пособие для учителей и родителей / В. А. Недоспасова — М.: Просвещение, 2004. — 94с.]
  5. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л. Ю. Субботина. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.]
Основные термины (генерируются автоматически): учебно-творческая активность, уровень развития, интерактивное обучение, когнитивный критерий, обучающийся, развитие, уровень, учебно-творческая активность обучающихся, учебно-творческая деятельность, высокий уровень.


Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку

3. Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться

— 230с. 10. Манеева, О. Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках

В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Интерактивное обучение как условие активизации...

Ключевые слова : интерактивное обучение, учебно-творческая деятельность, английский язык. Ключевой проблемой на сегодняшний день является активизация учебно-творческой и познавательной деятельностей обучающихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через

Библиографическое описание: Медвидь, Е. В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся / Е. В. Медвидь.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как

Развитие творческой активности учащихся в школьном классе

Проблема развития творческой активности школьников рассматривалась в работах О. А

[9, с. 29] Опираясь на идеи Г. И. Щукиной об уровнях развития активности личности школьника [9, с

По мере развития творческой активности учащихся меняется их позиция в деятельности — от

Горбунова, Т. С. Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на...

Внедрение в образовательный процесс активных...

Учебное занятие — сообщение знаний, умений и навыков по предмету (репродукция). Учебное занятие — репродукция и «создание» собственного знания, развитие мышления.

При оценке ОК 1 по самооценке обучающихся на первом уровне — 2 человека, на втором — 6 человек, на

Высокий уровень. Входной контроль/ стартовая диагностика. ОК 3 Химия (ООД).

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Познавательная активность студентов как...

Когнитивные параметры, характеризующие уровень развития основных учебных навыков

Переход познавательной активности на творческий уровень происходит, к сожалению

Оценить уровень познавательной активности студентов можно по совокупности признаков

Развитие познавательной активности может происходить в пределах одного уровня за счет...

Вопросы формирования методологических, когнитивных...

Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором

Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа.

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Особенности развития творческой активности учащихся...

Развитие познавательной активности одна из важных проблем современного общества.

Интеграция учебных предметов содействует планомерному развитию личности учащегося. В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Развитие творческого потенциала одна из центральных задач развития личности.

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной...

С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников была проведена диагностика на базе МБОУ г.Астрахани «СОШ № 1». В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 В (34 ч.), 2 Г (33 ч.), 3 Д (28 ч.), 4 Д (28 ч.) классов.

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уровень, поскольку

3. Творческая активность представляет собой высший уровень, если задача ставиться

— 230с. 10. Манеева, О. Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках

В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Интерактивное обучение как условие активизации...

Ключевые слова : интерактивное обучение, учебно-творческая деятельность, английский язык. Ключевой проблемой на сегодняшний день является активизация учебно-творческой и познавательной деятельностей обучающихся.

Интерактивное обучение как средство развития...

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через

Библиографическое описание: Медвидь, Е. В. Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся / Е. В. Медвидь.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые игры, как

Развитие творческой активности учащихся в школьном классе

Проблема развития творческой активности школьников рассматривалась в работах О. А

[9, с. 29] Опираясь на идеи Г. И. Щукиной об уровнях развития активности личности школьника [9, с

По мере развития творческой активности учащихся меняется их позиция в деятельности — от

Горбунова, Т. С. Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на...

Внедрение в образовательный процесс активных...

Учебное занятие — сообщение знаний, умений и навыков по предмету (репродукция). Учебное занятие — репродукция и «создание» собственного знания, развитие мышления.

При оценке ОК 1 по самооценке обучающихся на первом уровне — 2 человека, на втором — 6 человек, на

Высокий уровень. Входной контроль/ стартовая диагностика. ОК 3 Химия (ООД).

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В данной статье средства развития творческой активности студентов из опыта работы педагогов ОГБПОУ «Костромской техникум торговли и питания». Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

Познавательная активность студентов как...

Когнитивные параметры, характеризующие уровень развития основных учебных навыков

Переход познавательной активности на творческий уровень происходит, к сожалению

Оценить уровень познавательной активности студентов можно по совокупности признаков

Развитие познавательной активности может происходить в пределах одного уровня за счет...

Вопросы формирования методологических, когнитивных...

Необходимо разработать теорию обучения, служащего определению уровня знаний, умений и навыков учащихся, фактором

Модернизованный государственный образовательный стандарт и учебная программа.

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.

Развитие творческих способностей младших школьников на...

Особенности развития творческой активности учащихся...

Развитие познавательной активности одна из важных проблем современного общества.

Интеграция учебных предметов содействует планомерному развитию личности учащегося. В процессе творческой деятельности человек созидает духовные и материальные ценности.

Развитие творческого потенциала одна из центральных задач развития личности.

Системно-деятельностный подход в развитии познавательной...

С целью выявления уровня развития познавательной активности у младших школьников была проведена диагностика на базе МБОУ г.Астрахани «СОШ № 1». В эксперименте приняли участие обучающиеся 1 В (34 ч.), 2 Г (33 ч.), 3 Д (28 ч.), 4 Д (28 ч.) классов.

Задать вопрос