Актуальные проблемы права в области охраны лесов от пожаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Каширский, В. Н. Актуальные проблемы права в области охраны лесов от пожаров / В. Н. Каширский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97836/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается проблемы и пути решения недопустимости возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах.

Ключевые слова: крупные лесные пожары, авиационная охрана лесов от пожаров, Лесной кодекс, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Лесные пожары являются разрушительным фактором экосистем лесов. В лесах России ежегодно регистрируются десятки тысяч лесных пожаров, охватывающих до нескольких миллионов гектаров покрытых лесом земель. Возрастает число вышедших из-под контроля крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. Например, в Республике Саха (Якутия) на 2021 год было зарегистрировано более 1500 природных пожаров на площади свыше 8 миллионов га. Для справки, площадь лесного фонда республики Марий Эл составляет 1423 тысяч гектар.

Основной причиной возникновения лесных пожаров — человеческий фактор. Из региона в регион человеческий фактор может варьироваться от 100 % (Московская область) и до 50 % (Республика Саха (Якутия)).

Основным документом в области охраны лесов от пожаров является Лесной Кодекс РФ, где основные полномочия по нормативно-правовому регулированию возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства.

Статья 81 Лесного кодекса РФ регулирует следующие полномочия в области охраны лесов от пожаров органов государственной власти субъектов РФ в области лесного права:

— утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

— осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

— выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;

— принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;

Статья 82 Лесного Кодекса Российской Федерации регулирует следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны лесов от пожаров: осуществление противопожарных мероприятий и охраны лесов от пожаров на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и в лесах на землях субъектов РФ.

Осуществление полномочий органами государственной власти субъектов РФ в области охраны лесов согласно 83 статье Лесного кодекса РФ:

— осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;

— разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

— установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Полномочия субъектов РФ в области охраны лесов от пожаров регулируют следующие нормативные правовые акты РФ:

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности»;

— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;

— Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы»;

— Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и др.

Охрана лесов от пожаров раскрывается в 3 главе Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.03.2022).

Привлечение органов государственной власти и иных организаций для тушения природных пожаров регламентируется «Сводным планов тушения лесных» пожаров каждого региона на определенный год, а также договорами и соглашениями с организациями по профилю либо нет. В этой части регулирование по тушению природных пожаров не имеет пробелов, но имеются другие, которые приведены ниже.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Сокращение сил и средств охраны лесов от пожаров создает огромную проблему по предупреждению, обнаружению и тушению лесных пожаров. Во множестве регионов на сегодня они не соответствуют нормам обеспеченности. К примеру, в советские годы в Республике Саха (Якутия) было порядка 200 летчиков-наблюдателей, что способствовало своевременному обнаружению лесных пожаров.

Органы местного самоуправления зачастую не принимают своевременно решения о введении режима повышенной готовности в лесах или чрезвычайной ситуации, находящихся в регионах и муниципальных образованиях.

Согласно Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, крупные лесные пожары, в зависимости от зоны охраны лесов, являются чрезвычайными ситуациями.

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности координирует деятельность органов управления, сил и средств на соответствующем уровне (федеральный, территориальный, местный и объектовый)

Совершенствование управленческих и законодательных механизмом регионального и федерального уровня для предотвращения крупных лесных пожаров должна быть нацелена:

1) контроль над достоверностью информации о лесопожарной обстановкой, направляемых субъектами РФ;

2) усиление контроля над выполнением противопожарных мероприятий в лесах и на землях особо охраняемых территорий;

3) оснащенность специализированных лесопожарных формирований необходимыми силами и средствами пожаротушения, обеспечение надлежащего финансирования;

4) контроль авиационных работ по охране лесов от пожаров.

19.12.2019 г. в Государственную думу на рассмотрение был внесен законопроект № 866282–7, который передавал полномочия по авиационной охране и защите лесов на федеральный уровень. Это дало бы:

— перераспределение финансирования регионов в области авиационной охраны лесов;

— соблюдение кратностей авиапатрулирования, что способствовало бы увеличение числа потушенных пожаров на ранней стадии развития;

— грамотное перераспределение сил и средств между регионами в пожароопасный сезон (межрегиональное маневрирование);

— предоставление информации о лесопожарной обстановке в регионах уже ложилось бы на плечи Авиалесоохраны и др.

Данная правовая категория исследовалась такими авторами, как Ю. Г. Шпаковский, А. М. Ерицов, В. С. Лисицын.

Литература:

  1. Ю. Г. Шпаковский, Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров / Ю. Г. Шпаковский // Совершенствование законодательного регулирования использования лесного фонда России с целью повышения эффективности его включения в хозяйственный оборот (предложения к разработке поправок в Лесной кодекс Российской Федерации. — 2018. — № 1 — с. 43–56.
  2. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2006 (изм. 01.03.20022).

3. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

4. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 марта 2021 г. N 279 «Об утверждении Межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2021 год»

5. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (с изменениями и дополнениями).

Основные термины (генерируются автоматически): пожар, Российская Федерация, область охраны лесов, лес, пожарная безопасность, постановление Правительства РФ, государственная власть субъектов РФ, Лесной кодекс, Лесной кодекс РФ, Якутия.


Ключевые слова

Лесной кодекс, крупные лесные пожары, авиационная охрана лесов от пожаров, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Похожие статьи

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности...

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики применения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах. Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, лес, пожароопасный сезон, Лесной кодекс РФ, охрана лесов.

Правовая охрана лесов от негативного воздействия...

Ключевые слова: негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, лесной надзор

Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от различных видов

При анализе норм Лесного Кодекса РФ, можно сделать вывод, что основными формами

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ...

Проблемы соблюдения лесного законодательства

В лесном кодексе РФ нет четкого определения понятию «лес», но нормативный акт отсылает

Рассматривая проблемы соблюдения лесного законодательства в РФ необходимо выяснить

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении

Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. №...

Права общего природопользования в лесах РФ | Статья в журнале...

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120–123 ЛК РФ. Земли лесного фонда и нелесные земли относятся к землям лесного фонда [1, ст. 6.1].

Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных...

Это, к примеру, профилактика пожаров, защиты лесов от вредителей, рационального

Отметим, что в Лесном кодексе уже есть норма о рекреационной застройке (ст. 25 п. 8) [1]. Но в

участок, работа, лесной участок, РФ, Лесной кодекс, лесной фонд, земельный участок

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ...

лес, Лесной кодекс РФ, целевое назначение, часть, окружающая...

Все-таки нельзя не согласиться с тем, что, к сожалению, формулировки случаев, предусмотренных часть 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ - являются недостаточно конкретными и тем самым, создают основу для различных злоупотреблений

Муниципальный лесной контроль и надзор | Статья в журнале...

В соответствии со ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации [1, c.1] под

составлять в отношении нарушителей законодательства в сфере охраны леса протоколы

СЗ РФ. 2003.№ 40, ст.3822. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов.

СЗ РФ 2007, № 27. ст.3282. Д. М. Зайцев. Лесное законодательство (Комментарии к проекту...

Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных...

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ, лес, окружающая среда, незаконная рубка, государственный лесной надзор, животный мир, лесной фонд. Проблемы правового регулирования отношений по использованию...

Проблема экономических и экологических рисков при принятии...

В 2015 г. в Правила тушения лесных пожаров [3] введено новое положение 8.1, согласно

В ряде субъектов Российской Федерации нет практики применения указанного положения.

Горение леса и лесной подстилки легко может привести к торфяному пожару, который не так

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ, лес представляет собой не только природный ресурс, но...

Похожие статьи

Правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности...

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы теории и практики применения законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах. Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, лес, пожароопасный сезон, Лесной кодекс РФ, охрана лесов.

Правовая охрана лесов от негативного воздействия...

Ключевые слова: негативное воздействие, лесное хозяйство, охрана лесов, лесной надзор

Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от различных видов

При анализе норм Лесного Кодекса РФ, можно сделать вывод, что основными формами

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ...

Проблемы соблюдения лесного законодательства

В лесном кодексе РФ нет четкого определения понятию «лес», но нормативный акт отсылает

Рассматривая проблемы соблюдения лесного законодательства в РФ необходимо выяснить

В соответствии с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении

Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 4 декабря 2006 г. №...

Права общего природопользования в лесах РФ | Статья в журнале...

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120–123 ЛК РФ. Земли лесного фонда и нелесные земли относятся к землям лесного фонда [1, ст. 6.1].

Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных...

Это, к примеру, профилактика пожаров, защиты лесов от вредителей, рационального

Отметим, что в Лесном кодексе уже есть норма о рекреационной застройке (ст. 25 п. 8) [1]. Но в

участок, работа, лесной участок, РФ, Лесной кодекс, лесной фонд, земельный участок

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ...

лес, Лесной кодекс РФ, целевое назначение, часть, окружающая...

Все-таки нельзя не согласиться с тем, что, к сожалению, формулировки случаев, предусмотренных часть 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса РФ - являются недостаточно конкретными и тем самым, создают основу для различных злоупотреблений

Муниципальный лесной контроль и надзор | Статья в журнале...

В соответствии со ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации [1, c.1] под

составлять в отношении нарушителей законодательства в сфере охраны леса протоколы

СЗ РФ. 2003.№ 40, ст.3822. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов.

СЗ РФ 2007, № 27. ст.3282. Д. М. Зайцев. Лесное законодательство (Комментарии к проекту...

Лесной Кодекс РФ подразделяет виды использования лесных...

Российская Федерация, лесное законодательство, лесное хозяйство, Лесной кодекс РФ, лес, окружающая среда, незаконная рубка, государственный лесной надзор, животный мир, лесной фонд. Проблемы правового регулирования отношений по использованию...

Проблема экономических и экологических рисков при принятии...

В 2015 г. в Правила тушения лесных пожаров [3] введено новое положение 8.1, согласно

В ряде субъектов Российской Федерации нет практики применения указанного положения.

Горение леса и лесной подстилки легко может привести к торфяному пожару, который не так

Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ, лес представляет собой не только природный ресурс, но...

Задать вопрос