Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Шишкова, Т. А. Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии / Т. А. Шишкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97830/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имеющих ребенка с тяжелыми формами аллергии.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, матери, дети раннего возраста, особенности развития, аллергии .

Феномен эмоционального выгорания традиционно является предметом научных изысканий в области психологии труда. Относительно к женщинам фертильного возраста, вынашивающих ребенка или уже являющихся матерями, крайне редко в научной литературе можно обнаружить употребление этого термина. Между тем, реальность такова, что признаки эмоционального выгорания, среди которых повышенная утомляемость, раздражительность, аффективные реакции, нежелание общения и др., могут демонстрировать лица, не только посвятившие себя профессии и карьерному росту, они свойственны гораздо более широкому кругу лиц и в том числе женщинам, воспитывающих детей раннего возраста [2]. Особенно часто признаки эмоционального выгорания встречаются у молодых мам или тех, чьи дети имеют особенности здоровья и развития.

За последние несколько лет в России резко увеличилось количество детей, страдающих тяжелыми формами аллергии, проявляющейся в невозможности усваивать различные продукты питания. Первые признаки появляются на самых ранних этапах развития ребенка, когда обнаруживается невозможность усваивать новорожденным материнское молоко и его заменители. Это разновидность тяжелой формы поливалентной пищевой аллергии. Основная проблема состоит в том, что верный диагноз сложно поставить в первые месяцы жизни, т. к. все возможные реакции несварения обычно соотносят с коликами новорожденных и формированием микрофлоры. Главная опасность же заключается в том, что каждый день промедления постановки диагноза и подбора питания, как правило смесей на основе аминокислот, грозит серьезными нарушениями пищеварения, которые с возрастом трудно устранимы. Радость и приятные хлопоты, связанные с рождением малыша, быстро сменяются тревогой за его жизнь и здоровье. Психоэмоциональное состояние матерей таких детей носит резко деструктивный характер, т. к. родитель не может удовлетворить базовые потребности ребенка — потребности в еде и безопасности. Действие многочисленных стрессогенных факторов материнства вызывает накопление у женщины усталости и изнеможения, что ведет к ее истощению и, как следствие, эмоциональному выгоранию [1].

И. Н. Ефимовой довольно основательно изучалась обсуждаемая проблема, и были установлены причины появления у матерей эмоционального выгорания [3]:

1) Выгорание происходит в следствие продолжительных и хронических стрессов в сфере родительства из-за физической перегруженности и усталости, эмоциональной перегруженности, ролевой перегруженности (одновременно выполняется несколько ролей: мать, жена, хозяйка дома, дочь и др.) и пр.;

2) Выгоранию способствует повышенная ответственность за выполняемые материнские функции и интенсивное переживание вины за свои родительские неудачи;

3) Выгоранию способствуют следующие личностные особенности матери: низкая познавательная активность, низкая мотивация к самоактуализации, невысокий уровень альтруизма и пр.; 4) Степень выгорания связана с системными особенностями мотивации матери. При этом наибольшее влияние на развитие выгорания оказывают витальная и нравственная мотивации. Степень выгорания тем выше, чем ниже место витальной мотивации (т. е. следование своим чувствам и желаниям) в профиле, и чем выше место нравственной (т. е. руководствование чувством долга, оценками окружающих).

Ещё одним ученым, изучающим причины появления эмоционального выгорания у матерей в декрете, Т. И. Наумовой, сделан вывод, что жизнь женщины в декрете (в отпуске по уходу за ребенком) сильно отличается от жизни до беременности и родов, так как одной из важнейших сфер жизни, в которой неизбежно происходят изменения, является сфера общения [3]. У женщин этой группы происходит неизбежное ограничение социальных контактов, частичный или полный обрыв контактов профессиональных. Касательно женщин-матерей, воспитывающих ребенка с тяжелой формой поливалентной аллергии, круг контактов еще уже. Их дети с самого раннего возраста беспокойны, что непосредственно связано с физическим дискомфортом, а потому, разделить радости и трудности материнства удается далеко не с каждым. Между тем, такие матери как никто другой нуждаются в эмпатичном собеседнике, поддержке, которую они находят лишь в интернет-сообществах. Учитывая тот факт, что в нашей стране тяжелая форма поливалентной аллергии является в настоящее время все еще редким заболеванием, в связи с этим, отсутствуют специальные дошкольные образовательные учреждения для таких детей. Находясь долгое время с ребенком в «замкнутом» психологическом пространстве этого диадного отношения, женщина ощущает усталость, раздражительность, безразличие, а иногда и агрессию по отношению к ребенку, мужу и другим членам семьи. Становится очевидной необходимость изучения факторного состояний и свойств личности, определяющих уровень социальной адаптации и регуляции поведения матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии. Ранняя диагностика таких состояний будет способствовать разработке мер превентивного характера, способных корректировать психоэмоциональные состояния матерей на ранних стадиях, не доводя до статуса выгорания.

В нашем исследовании принимали участие матери, воспитывающих детей раннего возраста с тяжелой формой поливалентной аллергии. Выборка в 20 человек была набрана посредством интернет-сообществ. В качестве диагностического инструмента обследования был применен Личностный опросник FPI (форма «В»). Процедура диагностики была организована посредством онлайн общения.

Результаты диагностики сведены в таблицу (см. табл.1).

Таблица 1

Выраженность состояний и свойств личности, определяющих уровень социальной адаптации и регуляции поведения матерей

Шкала

Уровень выраженности в %

Высокий

Средний

Низкий

Невротичность

75

25

0

Спонтанная агрессивность

25

75

0

Депрессивность

60

40

0

Раздражительность

75

25

Общительность

0

20

80

Уравновешенность

0

95

5

Реактивная агрессивность

65

35

0

Застенчивость

100

0

0

Открытость

0

100

0

Экстраверсия-интроверсия

0

20

80

Эмоциональная лабильность

80

20

0

Маскулинизм-Феминизм

0

10

90

Анализируя полученные результаты, отметим, что у матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии, отмечается:

– высокий уровень невротизации, для которой характерны высокая тревожность, повышенная чувствительность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью;

– депрессивность, для которой характерны, с одной стороны, сниженный фон настроения и психомоторная заторможенностью, угрюмость, скованность, отдаленность, погруженность в собственные переживания, комфортность, медлительность, нерешительность, неуверенность, а с другой стороны — чувствительность, постоянная готовность к самопожертвованию, душевная отзывчивость, старательность, добросовестность, обязательность;

– повышенная раздражительность со склонностью к аффективному реагированию и непостоянству, низкий уровень саморегуляции снижение уравновешенности, склонность к аффективному реагированию на окружающую реальность,

– пессимистичное отношение к будущему,

– эмоциональная лабильность,

– сокращение социальной активности,

– высокая ранимость и восприимчивость.

Обнаруженные признаки являются теми факторами, которые в будущем могут привести к эмоциональному выгоранию. Современное материнство — это работа, в которой есть все риски эмоционального выгорания. Важным является не работа с признаками эмоционального выгорания, а профилактическая работа во избежание возникновения эмоционального выгорания. И основной возможностью является организация школ материнства, направленных на повышение материнской компетенции и оказание психологической поддержки.

Литература:

  1. Баринова О. В., Допшинская А.А Взаимосвязь эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей разных социальных типов // Вестник тверского государственного университета. серия: педагогика и психология. — 2019. — № №: 1 (46). — С. 13–20.
  2. Кордубан И. Л., Рябикина З.И Причины эмоционального выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком // Apriori. Cерия: гуманитарные науки. — 2018. — № № 1. — С. 7.
  3. Попова А. Н. Проблема эмоционального выгорания у молодых матерей, находящихся в декретном отпуске // Аллея науки. — 2017. — № Том 3, № 10. — С. 266–274.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, ребенок, тяжелая форма, тяжелая форма аллергии, поливалентная аллергия, ранний возраст, аффективное реагирование, психоэмоциональное состояние матерей, социальная адаптация, эмоциональная лабильность.


Похожие статьи

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин...

...тяжелым или ухудшенным соматическим состоянием самой женщины.

Это может отражать неготовность этих женщин к изменениям в семейной и социальной сферах жизни, к принятию роли матери.

Общее эмоциональное состояние беременной женщины очень нестабильное, она

Литература: 1. Боровикова Н. В. Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин...

Проблема социально-психологической адаптации детей...

1. Оценить возможности социальной — психологической адаптации детей с отягощённым

2. Определить значимые факторы социальной — психологической дезадаптации детей с

Таблица 1. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.

сравнения процессы социальной — психологической адаптации в школе происходило значительно тяжелее, так...

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы...

Библиографическое описание: Сакаева, Д. Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Сегодня в программах «Школ матерей» женских консультаций и детских поликлиник отсутствует

15. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Здоровье детей раннего возраста

39. Пронина О.А. Катамнез развития детей, перенесших тяжелую асфиксию интранатально / О.А...

Психогенные особенности соматических и соматогенных...

Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные

свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов (Jaklewicz H., 1988).

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и

Разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и...

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

...эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью / Э. Д. Гасанова.

При это жизненные позиции матерей начинают очень быстро меняться коренным образом [1].

вызывает у 65 % матерей острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки.

уровень адаптации, ребенок, эмоциональное состояние, ранний возраст, психоэмоциональное состояние детей

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени.

Особенности эмоционального взаимодействия матерей...

Раскрываются особенности эмоционального взаимодействия матерей в возрасте от 32 до

Ключевые слова: эмоциональное взаимодействие матерей, характеристика компонентов

Контрольную группу составили 25 матерей здоровых детей (1 и 2 группа здоровья).

Они не умеют адекватно воспринимать и распознавать психоэмоциональное состояние своего...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

Некоторым детям достаточно тяжело дается процесс привыкания к детскому саду, часто

Овчинникова Г. Г. определяет адаптацию личности, как «способ уравновешивания форм

Положительно-эмоциональное отношение к ребенку, удовлетворение его потребностей

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации...

Результаты исследования особенностей психических состояний...

эмоционального выгорания матерей в отношениях с детьми (Л. А. Базалева).

Выборку эмпирического исследования составили 20 матерей младенцев (возраст ребенка от 5 до 11 месяцев) и 20 матерей детей раннего возраста (возраст ребенка от 1,5 года до 3 лет).

и детей раннего возраста: медицинскими, социальными работниками, психологами.

Похожие статьи

Особенности психоэмоциональных изменений у женщин...

...тяжелым или ухудшенным соматическим состоянием самой женщины.

Это может отражать неготовность этих женщин к изменениям в семейной и социальной сферах жизни, к принятию роли матери.

Общее эмоциональное состояние беременной женщины очень нестабильное, она

Литература: 1. Боровикова Н. В. Адаптация к новому образу «Я» у беременных женщин...

Проблема социально-психологической адаптации детей...

1. Оценить возможности социальной — психологической адаптации детей с отягощённым

2. Определить значимые факторы социальной — психологической дезадаптации детей с

Таблица 1. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка.

сравнения процессы социальной — психологической адаптации в школе происходило значительно тяжелее, так...

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы...

Библиографическое описание: Сакаева, Д. Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста

Сегодня в программах «Школ матерей» женских консультаций и детских поликлиник отсутствует

15. Голомидов А.В., Сутулина И.М. Здоровье детей раннего возраста

39. Пронина О.А. Катамнез развития детей, перенесших тяжелую асфиксию интранатально / О.А...

Психогенные особенности соматических и соматогенных...

Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные

свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов (Jaklewicz H., 1988).

Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и

Разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и...

Научное исследование степени эмоциональных состояний...

...эмоциональных состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью.

состояний матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью / Э. Д. Гасанова.

При это жизненные позиции матерей начинают очень быстро меняться коренным образом [1].

вызывает у 65 % матерей острые эмоциональные расстройства, аффективно-шоковые и...

Адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка

Адаптация детей раннего возраста может быть лёгкой, средней тяжести и тяжёлой.

Она может протекать в 2-х формах, каждая из которых имеет свои ведущие признаки.

уровень адаптации, ребенок, эмоциональное состояние, ранний возраст, психоэмоциональное состояние детей

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени.

Особенности эмоционального взаимодействия матерей...

Раскрываются особенности эмоционального взаимодействия матерей в возрасте от 32 до

Ключевые слова: эмоциональное взаимодействие матерей, характеристика компонентов

Контрольную группу составили 25 матерей здоровых детей (1 и 2 группа здоровья).

Они не умеют адекватно воспринимать и распознавать психоэмоциональное состояние своего...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

Некоторым детям достаточно тяжело дается процесс привыкания к детскому саду, часто

Овчинникова Г. Г. определяет адаптацию личности, как «способ уравновешивания форм

Положительно-эмоциональное отношение к ребенку, удовлетворение его потребностей

детский сад, ребенок, ранний возраст, воспитатель, адаптация детей, период адаптации...

Результаты исследования особенностей психических состояний...

эмоционального выгорания матерей в отношениях с детьми (Л. А. Базалева).

Выборку эмпирического исследования составили 20 матерей младенцев (возраст ребенка от 5 до 11 месяцев) и 20 матерей детей раннего возраста (возраст ребенка от 1,5 года до 3 лет).

и детей раннего возраста: медицинскими, социальными работниками, психологами.

Задать вопрос