Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 15.12.2022

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Лупина, Е. А. Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании / Е. А. Лупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97806/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье раскрыты особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании.

Ключевые слова : заикание, просодическая сторона речи, мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование, тембр.

Исследование компонентов речевой деятельности у лиц с заиканием является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии, так как просодика играет значительную роль в овладении ребенка родным языком. Просодика создает специфическую эмоциональную окрасу речи, совместно с такими аспектами коммуникации как мимика, поза, взгляд, жест, позволяет ясно и точно выражать свои мысли, правильно передавать собеседнику необходимую информацию, чувства и эмоции. [4, с. 38]. Нарушения просодической стороны речи у заикающихся могут привести к трудностям коммуникации.

Под просодией (от греческого, prosodia — ударение, припев) понимают «членение речи и расчленение соединенных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение и замедление речи, и разрыв произнесения [1, с. 269].

О. С. Ахманова, Н. Д. Светозарова определяют просодию как общее название сверхсегментных свойств речи, а именно высоты тона, длительности (количества) и громкости (силы, амплитуды) [2, 3]. Основной составляющей просодии является интонация.

Многие исследователи в последнее время все больше внимания обращают на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. Л. З. Арутюнян говорит заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемеживающих нарушениях ударений. Эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог, а постановка ударения часто неправильная. Другая просодическая особенность речи заикающихся в ограничении в способности к модуляции голоса [4, с.38].

Р. Е. Левина, Л. И. Белякова считают существенной стороной данного дефекта нарушения темпа и ритма речи. Смазанная и монотонная речь, с одной стороны, и присущий заикающимся высокий уровень тревожности, с другой, обуславливают возникновение голосовых зажимов. Из-за этого изменяется тон голоса, который переходит в верхний регистр.

Анализ литературы определил цель нашего исследования — выявить уровень сформированности просодических компонентов речи у подростков и взрослых при заикании. В исследовании приняли участие 10 человек, из них 2 подростка и 8 взрослых заикающихся.

В исследованиях принимали участие заикающиеся с невротической формой заикания. Исследование просодической стороны речи подростков и взрослых включало 5 показателей: темп устной речи, модуляция голоса по силе, модуляция голоса по высоте, логическое ударение, основной тон высказывания.

При исследовании темпа устной речи мы получили следующие результаты: высокий уровень при выполнении заданий показали 10 % испытуемых, средний уровень — 60 %, низкий уровень 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 1.

Результаты исследования темпа устной речи у подростков и взрослых при заикании

Рис. 1. Результаты исследования темпа устной речи у подростков и взрослых при заикании

Стоит отметить, что в ходе исследования у 80 % испытуемых возникли трудности воспроизведении темпа устной речи, это было связано с наличием судорожных запинок в речи на момент исследования или же наоборот «форсированием» речи, желанием поскорее закончить фразу пока отсутствуют запинки.

У заикающихся часто бывает тихий голос, который сопровождается нечеткой дикцией. Данный способ говорения закрепляется со временем, это подтверждают данные исследования модуляции голоса по силе: высокий уровень владения голосовыми модуляциями по силе показали 30 % заикающихся, средний уровень — 50 %, низкий уровень 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 2.

Результаты исследования модуляции голоса по силе у подростков и взрослых при заикании

Рис. 2. Результаты исследования модуляции голоса по силе у подростков и взрослых при заикании

Далее мы исследовали модуляцию голоса по высоте, данное исследование позволило определить, насколько широк диапазон голоса у заикающихся. Высокий уровень показали 30 % заикающихся, средний уровень — 40 %, низкий уровень — 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 3.

Результаты исследования модуляции голоса по высоте у подростков и взрослых при заикании

Рис. 3. Результаты исследования модуляции голоса по высоте у подростков и взрослых при заикании

Следующий показатель — это логическое ударение. Умение продуцировать логическое ударение помогает подчеркнуть определенную часть высказывания, с помощью него достигается конкретика и понимание цели высказывания. При исследовании логического ударения высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 4.

Исследование логического ударения у подростков и взрослых при заикании

Рис. 4. Исследование логического ударения у подростков и взрослых при заикании

Хочется отметить, что при исследовании логического ударения самые высокие баллы группа набрала при воспроизведении логического ударения отраженно за логопедом.

Данные исследования основного тона высказывания следующие: высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 5.

Исследование основного тона высказывания у подростков и взрослых при заикании

Рис. 5. Исследование основного тона высказывания у подростков и взрослых при заикании

Обобщив данные исследования просодических компонентов у подростков и взрослых, можем сделать вывод о том, что просодические компоненты речи в большей части показателей соответствуют среднему уровню сформированности, для них характерны трудности владения голосовыми модуляциями по силе и высоте, монотонность, ускоренный темп и сбивчивый ритм речи. В целом, заикающиеся нуждаются в проведении логопедической работы по формированию просодической стороны речи.

Литература:

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1966. — 608с.
  3. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — 176 с.
  4. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое ударение, модуляция голоса, высокий уровень, заикание, просодическая сторона речи, уровень, устная речь, взрослый, основной тон высказывания, подросток.


Ключевые слова

интенсивность, темп, ритм, тембр, просодическая сторона речи, заикание, мелодика, логическое ударение, паузирование

Похожие статьи

Характеристика просодической стороны речи детей

Вместе с ударением она и образует просодическую систему языка.

Диагностика модуляций голоса по высоте и по силе. Диагностика речевого ритма и чувства ритма.

Средняя оценка давала возможность оценить общий уровень развития просодической стороны речи.

В онтогенезе развитие просодической стороны речи начинается с младенческого крика.

Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей

Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова — М.: Медицина, 1973.

У некоторых детей имелись нарушения компонентов просодической стороны речи.

Проблемы нарушений речи данной детей, имеющих патологии речи, в том числе дети.

Следующий метод коррекции заикания — это синхронизация речи с движениями пальцев...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

В состав основных компонентов просодики входят: темп речи, мелодика, логическое

‒ развитие фонематического восприятия; ‒ формирование просодической стороны речи.

возрасту, формирования всех сторон речи в тесной связи с развитием высших психических.

4. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская...

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций.

В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается.

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций. 2 этап.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, отвечают за речевые смыслы и символы.

Часть нервных клеток смыслового, символического, уровня созревает поздно, в

Особенно драматичны нарушения речи, т. к. речьосновная функция для всей психики человека.

Не слышащие дети не извлекают того образца из речи взрослых, который дал бы ему...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др.

М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций

2. Начало общеупотребительной речи — второй уровень.

При быстром речевом темпе у детей наблюдаются запинки в речи, что напоминает заикание.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников...

Целью статьи является исследование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

Для таких детей характерно нарушение просодической стороны устной речи.

3 уровень — отставание в плане грамматического и фонематического развития речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Речь прерывистая, аритмичная. Логическое ударение ребенком не выделяется.

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного

Во время речи голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (например

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи при ДЦП в основном связью с общими...

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

Звуковая сторона речи — весьма сложное явление, которое необходимо рассматривать с

Развитие звуковой культуры речи — это задача, в которую входят следующие аспекты

звуковой выразительности речи (ударение, тон речи, тембр и сила голоса, темп, интонация).

Формирование выразительности речи — это умение пользоваться высотой и силой голоса...

Похожие статьи

Характеристика просодической стороны речи детей

Вместе с ударением она и образует просодическую систему языка.

Диагностика модуляций голоса по высоте и по силе. Диагностика речевого ритма и чувства ритма.

Средняя оценка давала возможность оценить общий уровень развития просодической стороны речи.

В онтогенезе развитие просодической стороны речи начинается с младенческого крика.

Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей

Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков / Е. С. Алмазова — М.: Медицина, 1973.

У некоторых детей имелись нарушения компонентов просодической стороны речи.

Проблемы нарушений речи данной детей, имеющих патологии речи, в том числе дети.

Следующий метод коррекции заикания — это синхронизация речи с движениями пальцев...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе...

В состав основных компонентов просодики входят: темп речи, мелодика, логическое

‒ развитие фонематического восприятия; ‒ формирование просодической стороны речи.

возрасту, формирования всех сторон речи в тесной связи с развитием высших психических.

4. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская...

Методы и приёмы коррекционной логопедической работы...

Работа по развитию интонационной стороны речи начинается с формирования голосовых модуляций.

В этом виде речи, так же как и в сопряженной речи, как правило, заикания не наблюдается.

Работа над интонацией на уровне звукомодуляций. 2 этап.

Развитие интонации на уровне текста, учить использовать логические ударения.

Особенности речевого развития (устного и письменного)

Самые высокие по уровню речевые зоны мозга, отвечают за речевые смыслы и символы.

Часть нервных клеток смыслового, символического, уровня созревает поздно, в

Особенно драматичны нарушения речи, т. к. речьосновная функция для всей психики человека.

Не слышащие дети не извлекают того образца из речи взрослых, который дал бы ему...

Аспекты изучения психолого-педагогических нарушений речевого...

Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой и др.

М. Р. Львов отмечает, что речь является одной из сложных высших психических функций

2. Начало общеупотребительной речи — второй уровень.

При быстром речевом темпе у детей наблюдаются запинки в речи, что напоминает заикание.

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников...

Целью статьи является исследование темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с дизартрией.

выразительности речи и модуляции голоса, а также темпо-ритмической стороны речи.

Для таких детей характерно нарушение просодической стороны устной речи.

3 уровень — отставание в плане грамматического и фонематического развития речи.

К вопросу о диагностике интонационной стороны речи у детей...

Речь прерывистая, аритмичная. Логическое ударение ребенком не выделяется.

4) развитие просодической стороны речи, которая включает в себя работу по коррекции фонационного

Во время речи голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (например

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи при ДЦП в основном связью с общими...

Развитие фонетических навыков у студентов неязыковых вузов

Звуковая сторона речи — весьма сложное явление, которое необходимо рассматривать с

Развитие звуковой культуры речи — это задача, в которую входят следующие аспекты

звуковой выразительности речи (ударение, тон речи, тембр и сила голоса, темп, интонация).

Формирование выразительности речи — это умение пользоваться высотой и силой голоса...

Задать вопрос