Актуальные вопросы правового регулирования торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Андрианова, С. С. Актуальные вопросы правового регулирования торговли в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» / С. С. Андрианова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97801/ (дата обращения: 25.04.2024).



Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка интернет-торговли, ставшие актуальными на фоне активного развития удаленной торговли потребительскими товарами, спровоцированного эпидемией COVID-19. Автором отмечается, что в течение 2021 года оборот розничной торговли в сети «Интернет» вырос на 396 миллиардов рублей по сравнению с 2020 годом, бурное развитие данного сектора экономики влечет за собой необходимость пересмотра подходов к регулированию деятельности его участников. По итогам проведенного анализа автор приходит к выводу о том, что действия, предпринятые участниками рынка интернет-торговли в 2022 году для самостоятельного регулирования отношений с поставщиками потребительских товаров, в настоящее время являются достаточными, и для принятия решения о необходимости внесения изменений в законодательство необходим анализ их последствий.

Ключевые слова: правовое регулирование, торговля, торговая деятельность, интернет-торговля.

Эпидемия COVID-19 стала своеобразным стимулятором развития интернет-торговли. В период самоизоляции граждане предпочитали дистанционно заказывать потребительские товары на дом, а не приобретать их в магазинах традиционным способом, результатом чего стал резкий рост оборота товаров, приобретаемых через сеть «Интернет».

Как отмечается на официальном сайте Фонда «Росконгресс» [1], эпидемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли, все сегменты которого показали положительную динамику продаж в 2020 году: объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57 % по отношению к предыдущему году и достиг 2,7 триллионов рублей, при этом наибольший рост по итогам 2020 года (на 172 %) наблюдался у пищевых продуктов, так как из-за карантинных мер граждане приспособились к покупкам продовольственных товаров онлайн.

При этом, согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году оборот интернет-торговли в Российской Федерации составил 3 221 миллиардов рублей, в 2021 году — 3 617 миллиардов рублей, то есть за один год рост составил 396 миллиардов рублей [2].

Активное развитие интернет-торговли начиная с 2020 года и до настоящего момента вызывает за собой необходимость совершенствования подходов в государственном регулировании данного сектора экономики.

Учитывая изложенное, в настоящей статье предлагается рассмотреть актуальные вопросы правового регулирования интернет-торговли и перспективные направления его развития.

В первую очередь необходимо отметить, что правовое регулирование интернет-торговли не является вновь возникшем явлением для отечественного законодателя, российские законы и ранее содержали нормативную базу для данного вида деятельности.

Так, часть 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) [3].

Аналогичное положение установлено Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), статья 26.1 которого регламентирует вопросы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров [4].

В силу части 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, при дистанционной продаже товаров продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Таким образом, на деятельность компаний, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространяются общие требования о защите прав потребителей, и, по нашему мнению, пересмотр данных требований в связи с бурным развитием интернет-торговли в последние годы не требуется, так как соответствующие нормы в достаточной степени защищают потребителей от возможных недобросовестных действий интернет-продавцов.

Иначе обстоит ситуация в области взаимодействия интернет-магазинов с поставщиками потребительских товаров, о чем речь пойдет далее.

Действующее законодательство не содержит специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимоотношения поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами, на данные отношения распространяются, в частности, общие требования Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) [5].

Для целей анализа правоотношений поставщиков потребительских товаров с интернет-магазинами необходимо отметить, что в силу пунктов 7 и 10 части 2 статьи 8 Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.

Таким образом, в целом, Закон о торговле предоставляет интернет-магазинам и поставщикам свободу действий при реализации их договорных отношений, что, с одной стороны, соответствует общему принципу свободы гражданско-правовых отношений, с другой стороны вызывает ряд сложностей для участников данной хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что статьи 9 и 13 Закона о торговле устанавливают специальные требования к торговым сетям, осуществляющим закупки продовольственных товаров у оптовых поставщиков.

В частности, статьей 9 Закона о торговле установлена обязанность торговой сети раскрывать поставщику информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора (часть 1), ограничения по взиманию с поставщиков денежных средств за оказание маркетинговых и прочих услуг, а также иных выплат (части 4, 6, 13), требования по срокам оплаты поставленных товаров (часть 7).

Статья 13 Закона о торговле, в свою очередь, устанавливает для торговых сетей запрет, в частности, на создание поставщикам препятствий к доступу на товарный рынок (пункт 2 части 1), на навязывание поставщикам определенных невыгодных условий договора (пункт 4 части 1).

Таким образом, в Законе о торговле установлен специальный запрет для торговых сетей осуществлять по отношению к поставщикам продовольственных товаров определенные недобросовестные действия.

Необходимость наличия в законодательстве приведенных норм обусловлена тем, что поставщики продовольственных товаров находятся в зависимом положении от торговых сетей — без торговых сетей поставщики не имеют возможности сбывать большие партии товаров, что создает торговым сетям возможность по своему усмотрению определять правила сотрудничества с поставщиками, зачастую, на невыгодных для последних условиях.

Аналогичная ситуация в настоящее время складывается в области интернет-торговли — интернет-магазины, обладая инфраструктурой, с помощью которой можно сбывать большие объемы товара по всей территории Российской Федерации, имеют возможность принуждать поставщиков к сотрудничеству на определенных условиях, выгодных для интернет-магазина.

Зависимое положение поставщиков потребительских товаров от интернет-магазинов, по аналогии с зависимым положением от торговых сетей, вызывает необходимость пересмотра законодательства, регламентирующего данный вид экономической деятельности.

Учитывая приведенные обстоятельства, 07.06.2022 были подписаны Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров [6] (далее — Стандарты), являющиеся, по сути, актом, устанавливающим определенные правила поведения участников рынка интернет-торговли. Стандарты носят добровольный характер, участники рынка сами принимают решение о присоединении или об отказе от присоединения к ним, и данный акт является «опережающим» по отношению к законодательству — он устанавливает правила для участников интернет-торговли, которые не прописаны в законе.

Стандарты предусматривают, в том числе, такие правила поведения для маркетплейсов (маркетплейс — форма организации интернет-магазина, при которой интернет-магазин не приобретает у поставщика товар для последующей перепродажи, а предоставляет поставщику инфраструктуру, возможность размещения информации о товаре на сайте интернет-магазина, для доведения данной информации до покупателя и реализации товара) и поставщиков товаров:

  1. Обеспечение лицами, подписавшими Стандарты, предсказуемости условий работы с маркетплейсом для продавца товаров (действующего или потенциального).
  2. Обязательность уведомления маркетплейсом продавца об изменении оферты.
  3. Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о наборе оказываемых услуг и комиссии для продавца товаров.
  4. Размещение маркетплейсом в открытом доступе информации о требованиях к упаковке товаров или отправлений с товарами.
  5. Соблюдение принципа добровольного участия продавцов товаров в маркетинговых акциях.
  6. Создание маркетплейсом условий для оперативного взаимодействия продавцов с маркетплейсом для решения возникающих вопросов.
  7. Обеспечение маркетплейсом правообладателю возможности обращаться с жалобой на нарушение его интеллектуальных прав.

В настоящее время к Стандартам присоединились, в частности, такие крупнейшие интернет-магазины, как «Wildberries», «ОЗОН», «Яндекс.Маркет», «Ламода».

В целях осуществления мониторинга за соблюдением Стандартов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» [7] утвержденаКомиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле.

В данную комиссию можно обратиться в случае, если между поставщиком и интернет-магазином не урегулирован спорный вопрос путем переговоров, для подачи обращения создана специальная форма в сети «Интернет»: https://forms.yandex.ru/cloud/62de5f3e582ad13c9342eb2c/.

Как указано выше, принятие Стандартов и осуществление мониторинга их соблюдения является «опережающим» мероприятием. Одна из целей, на которую направлено принятие Стандартов — урегулировать правоотношения поставщиков потребительских товаров с маркетплейсами путем саморегулирования, без внесения изменений в законодательство.

Целесообразность данного подхода, по нашему мнению, определяется тем, что, во-первых, процедура внесения изменений в законодательство является длительной, может продолжаться до нескольких лет, во-вторых, требования закона являются императивными для всех участников правоотношений, а самостоятельное принятие правил поведения, прописанных в Стандартах, оставляет для присоединившихся к ним хозяйствующих субъектов большую свободу действий и является более комфортным.

Учитывая изложенное, по итогам проведенного анализа, полагаем, что в настоящий момент не требуется введение в законодательство жестких правил для интернет-магазинов, по аналогии с правилами, предусмотренными статьями 9, 13 Закона о торговле для торговых сетей.

По нашему мнению, целесообразно оценить, каким образом принятие Стандартов повлияло на деятельность поставщиков потребительских товаров и интернет-магазинов, проанализировать практику применения Стандартов (для чего, по нашему мнению, должно пройти не менее года с момента их принятия, чтобы был накоплен представительный опыт), после чего можно будет сделать вывод о необходимости, либо об отсутствии необходимости законодательного урегулирования правоотношений поставщиков с интернет-магазинами.

Во всяком случае, принятие Стандартов, как акта, устанавливающего меры добросовестного поведения участников рынка интернет-торговли, представляется полезным.

Литература:

  1. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли // Официальный сайт Фонда «Росконгресс» // https://roscongress.org/materials/vliyanie-pandemii-covid-19-na-rossiyskiy-rynok-internet-torgovli/.
  2. Рынок интернет-торговли в России. Итоги 2021 // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/03/AKIT-Analitika-2021-Rev.2.pdf.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
  5. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
  6. Стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров // Официальный сайт Ассоциации компаний интернет-торговли // https://admin.akit.ru/wp-content/uploads/2022/08/Standarty-po-vzaimodejstviyu-marketplejsov-s-prodavtsami-tovarov-red.-03.06.2022.pdf.
  7. Приказ Минпромторга России от 20.07.2022 № 3019 «О Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле» (вместе с «Положением о Комиссии по созданию условий саморегулирования в электронной торговле») // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): товар, Российская Федерация, поставщик, торговая деятельность, принятие Стандартов, сеть, продавец товаров, Стандарт, торговля, государственное регулирование.


Похожие статьи

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Библиографическое описание: Мирзоев, А. И. Государственное регулирование

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и

внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки

1. Азербайджано-российские торгово-экономические отношения: тенденции и перспективы их...

Механизм государственного регулирования внешней торговли...

торгово-промышленные палаты; – уполномоченные органы иностранных государств.

– дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке

регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности

– проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на...

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу

Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в поставках военной

При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС обязательно уплачиваются

собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый...

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Так, в нем регламентируются: качество товара, гарантия качества товара, проверка

Целью принятия технических регламентов является защита, как жизни, так и здоровья

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации

Так российский стандарт ГОСТ Р 9000:2008 соответствует международному стандарту ISO 9000:2008.

Особенности учёта товарных операций в торговой организации

Оптовая торговляторговая деятельность, направленная на осуществление продажи товаров

Торговая наценка. - Отражается величина торговой наценки по оприходованным товарам.

- Отражается оприходование товаров от поставщиков и потребителей. 62.

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской...

Инструменты нетарифного регулирования в рамках действующих...

В Интернет — торговле существует явление, называемое трансграничной торговлей, когда товары приобретаются в зарубежном интернет-магазине напрямую физическим лицом, находящимся на территории РФ. Регулируется эта деятельность у нас вообще.

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Федеральный уровень (ст. 71 Конституции Российской Федерации) [3, с. 24] включает в себя

и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

государственное регулирование, Российская Федерация, саморегулируемая организация...

Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей...

Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи. Статьей 497 ГК РФ

ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации.

Похожие статьи. Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество.

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской...

[4] Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на

При изучении вопроса нормативно — правового регулирования тендерной деятельности

9. Кравчук Н. В. Государственное регулирование закупочной деятельности / Н. В. Кравчук.

Российская Федерация, закупочная деятельность, выполнение работ, оказание услуг...

Похожие статьи

Государственное регулирование внешнеэкономической...

Библиографическое описание: Мирзоев, А. И. Государственное регулирование

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и

внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки

1. Азербайджано-российские торгово-экономические отношения: тенденции и перспективы их...

Механизм государственного регулирования внешней торговли...

торгово-промышленные палаты; – уполномоченные органы иностранных государств.

– дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке

регулирование внешней торговли товарами в интересах защиты экономической безопасности

– проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на...

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности...

Регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу

Российская Федерация сотрудничает с зарубежными странами в поставках военной

При перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС обязательно уплачиваются

собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый...

Основные законодательные акты, регулирующие отношения...

Так, в нем регламентируются: качество товара, гарантия качества товара, проверка

Целью принятия технических регламентов является защита, как жизни, так и здоровья

Осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской Федерации

Так российский стандарт ГОСТ Р 9000:2008 соответствует международному стандарту ISO 9000:2008.

Особенности учёта товарных операций в торговой организации

Оптовая торговляторговая деятельность, направленная на осуществление продажи товаров

Торговая наценка. - Отражается величина торговой наценки по оприходованным товарам.

- Отражается оприходование товаров от поставщиков и потребителей. 62.

Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской...

Инструменты нетарифного регулирования в рамках действующих...

В Интернет — торговле существует явление, называемое трансграничной торговлей, когда товары приобретаются в зарубежном интернет-магазине напрямую физическим лицом, находящимся на территории РФ. Регулируется эта деятельность у нас вообще.

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Федеральный уровень (ст. 71 Конституции Российской Федерации) [3, с. 24] включает в себя

и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

государственное регулирование, Российская Федерация, саморегулируемая организация...

Договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей...

Продажа товаров по образцам и дистанционный способ продажи. Статьей 497 ГК РФ

ГОСТ Р 51304–2009. Национальный стандарт Российской Федерации.

Похожие статьи. Обязанности продавца по договору розничной купли-продажи.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество.

Правовая регламентация тендерной деятельности в Российской...

[4] Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на

При изучении вопроса нормативно — правового регулирования тендерной деятельности

9. Кравчук Н. В. Государственное регулирование закупочной деятельности / Н. В. Кравчук.

Российская Федерация, закупочная деятельность, выполнение работ, оказание услуг...

Задать вопрос