Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации при получении государственных услуг в сфере миграции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Галат, А. А. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации при получении государственных услуг в сфере миграции / А. А. Галат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 208-210. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97782/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. В ней исследуются вопросы повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России.

Ключевые слова: правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, миграционное право, государственные услуги, миграция, миграционное законодательство

В Российской Федерации на данный момент развивается комплексный подход к реализации стратегии миграционной политики. На сегодняшний день ведется работа по упрощению и облегчению доступа государственных услуг, в том числе в сфере миграции, действуют многофункциональные и специализированные центры, часть государственных услуг предоставляется в электронном формате, продолжается подготовка к масштабной модернизации миграционного законодательства.

Электронный документооборот позволяет исключать искажение дат при обращении за соответствующей государственной услугой (получение вида на жительство, разрешения на временное проживание), предусматривает предоставление всех необходимых документов заранее и мобильность направления пакета документов по соответствующей госуслуге в вышестоящий государственный орган.

Благодаря принятию Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» был выделен ряд социально значимых государственных услуг в сфере миграции населения. Согласно данному Закону государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. В связи с этим принятие административных регламентов стало основой для организации деятельности по предоставлению государственных услуг в сфере миграции сначала в деятельности ФМС России, а затем, после ее упразднения в 2016 г. и передачи ее полномочий Главному управлению по вопросам миграции МВД России, продолжилось дальнейшее совершенствование процедур предоставления государственных услуг Министерством внутренних дел РФ.

В настоящее время ведется активное внедрение новых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, и система МВД не осталась в стороне. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России в настоящее время реализуется целый комплекс мер. При этом спектр услуг и полномочий МВД России в сфере миграции достаточно обширный. В связи с этим возникают определенные трудности в реализации данного проекта, и от этого определенно страдает качество предоставляемых услуг [2].

С целью повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России периодически проводятся комплексные мероприятия:

— на официальных сайтах территориальных органов МВД России для удобства граждан размещается информация справочного характера о порядке, сроках, механизме предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде;

— проводится разъяснительная работа касательно предоставления государственных услуг в сфере миграции в средствах массовой информации, в местах массового пребывания и приема граждан распространяются буклеты, наглядно демонстрирующие преимущества предоставления государственных услуг в электронном виде;

— в помещениях приема заявителей оборудуются рабочие места с выходом в сеть Интернет, на постоянной основе осуществляется трансляция видеороликов о предоставлении посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) электронного вида услуг;

— в подразделениях по вопросам миграции на регулярной основе проводятся специальные акции, способствующие популяризации предоставления государственных услуг в форме электронных заявлений;

— с целью снижения рисков образования очередей в подразделениях по вопросам миграции, в которых посещаемость превышает 50 заявителей, установлена система управления электронной очередью [1].

Если в процессе контрольно-надзорной деятельности задача государственных органов — проверять исполнение и частными, и властными субъектами нормативно установленных обязанностей, то деятельность по оказанию государственных услуг, как представляется, должна быть направлена на обеспечение реализации гражданами их прав, закрепленных в первую очередь в Конституции РФ [3].

В данном случае, государственные услуги в сфере миграции, предоставляемые иностранным гражданам и лицам без гражданства связаны именно с исполнением государственной функции по осуществлению контроля и надзора, но не с реализацией прав и свобод.

Например, предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации обусловлено обязательностью регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также учета иностранных граждан по месту пребывания (ст. 14, 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). В данном случае имеет место императивное регулирование, вариативность поведения иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от их волеизъявления не предполагается. Более того, в законодательстве установлена административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания (проживания), выразившееся в том числе в нарушении правил миграционного учета (в частности ст. 18.8 КоАП РФ), а также принимающей стороны — за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.

Позволяет также обеспечивать контроль и надзор за иностранными гражданами и лицами без гражданства при получении вида на жительства или разрешения на временное проживание.

Так на районном уровне г. Южно-Сахалинска, территориальное подразделения отдела по вопросам миграции осуществляют прием иностранных граждан по государственным услугам по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство и разрешения на временное проживание.

За 9 месяцев принято 242 заявления о выдаче разрешения на временное проживание (АППГ — 227), 685 — о выдаче (замене) вида на жительство (АППГ — 577).

По месту жительства зарегистрировано 997 иностранных граждан, что составляет 14,6 % АППГ (870). Из них:

— 275 иностранных граждан по разрешению на временное проживание (Азербайджан — 12, Молдавия — 2, Таджикистан — 129, Украина — 8, Казахстан — 10, Армения — 8, Кыргызстан — 71, Узбекистан — 33, Таиланд — 1, Нидерланды — 1);

— по виду на жительство 722 иностранных гражданина (Азербайджан — 52, Молдавия — 2, Таджикистан — 349, Украина — 23, Казахстан — 4, Армения — 33, Кыргызстан — 127, Узбекистан — 95, Грузия — 2, Индия — 2, Корея — 8, ЮАР — 1, Китай — 4, Беларусь — 16, США — 1, Ливан — 1, Германия — 2).

— ведут прием иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам гражданства Российской Федерации. По состоянию на 1 октября 2022 года подано 1051 заявление о приеме в гражданство Российской Федерации (АППГ — 646).

— осуществляют прием иностранных граждан в рамках реализации требований приказа МВД России от 22.11.2021 № 926 «Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», которым расширен круг лиц для прохождения процедуры продления сроков пребывания и изменен алгоритм действий должностного лица по порядку продления сроков пребывания иностранным гражданам. За 9 месяцев в рамках реализации приказа МВД России № 926 принято порядка 7500 человек.

— осуществляют контрольно-надзорную деятельность. За 9 месяцев проведено 49 выездных проверок по выявлению факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан. В результате проведенных проверок выявлено 19 фактов нарушения миграционного законодательства и зарегистрированы в Книге учета совершенных преступлений.

По вынесенным заключениям об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания снято с миграционного учета по месту пребывания 1473 иностранных гражданина (АППГ — 772) и 20 иностранных граждан по месту жительства (АППГ — 0).

Выявлено 76 фактов с признаками преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ. 903 административных правонарушения, из них по линии иммиграционного контроля 822 административных правонарушений (АППГ — 163). В рамках проводимых мероприятий по противодействию нелегальной миграции за нарушения правил привлечения и использования иностранной рабочей силы привлечено к административной ответственности по статье 18.15 КоАП РФ 11 граждан. За несоблюдение установленных законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, к административной ответственности по статье 18.17 КоАП РФ граждане не привлекались. За нарушения правил миграционного учета по статье 18.9 КоАП РФ составлено 272 административных протокола, из них на должностное лицо — 21, на юридическое — 29. По ст. 18.20 КоАП РФ составлено 32 административных протокола. За незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по ст. 18.10 КоАП составлен 1 административный протокол. По ст. 18.8 КоАП РФ рассмотрено 500 административных материалов. По главе 19 КоАП РФ рассмотрено 87 административных материалов.

В течении всего 2022 года также осуществлялся прием иностранных граждан в рамках реализации требований приказа МВД России от 22.11.2021 № 926 «Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», которым расширен круг лиц для прохождения процедуры продления сроков пребывания на территории РФ и изменен алгоритм действий должностного лица по порядку продления сроков пребывания иностранным гражданам.

Что касается государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по месту пребывания, то за 9 месяцев 2022 г. поставлено на миграционный учет по месту пребывания 37920 иностранных граждан, что на 15 % больше АППГ (32984). Прибыли первично и были поставлены на миграционный учет в Южно-Сахалинске 15668 иностранных граждан (АППГ-12991). В связи с продлением сроков пребывания на территории России, на миграционный учет по месту пребывания поставлено 22252 граждан, что на 11 % больше АППГ (19993). Снято с миграционного учета 33268 иностранных граждан, что на 27 % больше АППГ — 24222, в том числе в случае установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания — 1743 (АППГ — 772) иностранных гражданина.

Не смотря на улучшение эпидемиологической ситуации в мире, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, миграционные потоки остаются стабильными по количеству и национальному признаку въехавших на территорию Российской Федерации иностранных граждан. Из них наибольшее количество — это граждане Республики Узбекистан — 4974 чел., Кыргызской Республики — 4246 чел., Республики Таджикистан — 1707 чел., Республики Казахстан — 1397 чел., Армении — 380 чел. Основной целью въезда иностранных граждан является «работа по найму» (Республика Узбекистан — 4657 чел., Кыргызской Республики — 3056 чел., Республики Таджикистан — 1327 чел., Республики Казахстан — 1240 чел., Армении — 339 чел.).

Таким образом, поток иностранных граждан на территорию Российской Федерации увеличивается с каждым годом, в связи с чем, растет уровень административных правонарушений и преступлений, совершаемых иностранными гражданами.

В связи с чем, органам исполнительной власти МВД, ФСБ необходимо усилить контроль, за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, также путем взаимодействия с законодательными органами власти, путем развития федерального законодательства и обеспечения контроля за перемещениями населения.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.
  2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.
  3. Бабелюк Е. Г. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб. / под общ. ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С. 48. // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданин, миграционный учет, Российская Федерация, РФ, сфера миграции, место пребывания, услуга, временное проживание, гражданство, лицо.


Ключевые слова

миграция, государственные услуги, миграционное законодательство, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, миграционное право

Похожие статьи

Режим пребывания иностранных граждан и лиц без...

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации (вид на жительство).

Проблема фиктивной регистрации иностранных граждан по месту пребывания в России

Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

...граждан на территории РФ,разрешение на временное проживание, вид на жительство.

право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» [1].

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание в двух экземплярах.

гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации [3].

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без...

 Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является

Миграционные процессы в Российской Федерации являются достаточно сложным

Что касается продления сроков временного пребывания и временного проживания, то, в

временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании...

Проблемы правового положения иностранных граждан и лиц без...

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, порядок пребывания на территории Российской Федерации, миграционная политика, цели пребывания, срок пребывания, нарушение миграционного законодательства.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции.

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной...

Теоретический анализ правового положения иностранных граждан...

Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации делятся на временно

Они имеют право свободно выбирать место жительства в Российской Федерации.

Временное проживание иностранных граждан на территории России осуществляется на.

Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин...

Например, ст. 19.15.1 и ст. 19.15.2 КоАП РФ предусматривается определённая административная ответственность за различные нарушения регистрационного учёта российских граждан по месту их пребывания или по месту их проживания.

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к

О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и...

13) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих.

- обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также миграционный учет граждан...

Об особенностях правового статуса иностранных граждан...

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в

– иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории России на

В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. под...

Похожие статьи

Режим пребывания иностранных граждан и лиц без...

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации (вид на жительство).

Проблема фиктивной регистрации иностранных граждан по месту пребывания в России

Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ

Российская Федерация, временное проживание, иностранный гражданин, жительство.

Право иностранного гражданина проживать на территории РФ...

...граждан на территории РФ,разрешение на временное проживание, вид на жительство.

право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации» [1].

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание в двух экземплярах.

гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации [3].

Особенности пребывания иностранных граждан и лиц без...

 Актуальной задачей Российской Федерации на современном этапе ее развития является

Миграционные процессы в Российской Федерации являются достаточно сложным

Что касается продления сроков временного пребывания и временного проживания, то, в

временно пребывающий в РФ — иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании...

Проблемы правового положения иностранных граждан и лиц без...

Ключевые слова: иностранные граждане, лица без гражданства, порядок пребывания на территории Российской Федерации, миграционная политика, цели пребывания, срок пребывания, нарушение миграционного законодательства.

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений...

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы

В 2015 году гражданство Российской Федерации приобрели 209 799 человек.

 совершенствовать контроль реализации законодательства РФ в сфере миграции.

Так, работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности Федеральной миграционной...

Теоретический анализ правового положения иностранных граждан...

Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации делятся на временно

Они имеют право свободно выбирать место жительства в Российской Федерации.

Временное проживание иностранных граждан на территории России осуществляется на.

Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ...

Российская Федерация, РФ, иностранный гражданин...

Например, ст. 19.15.1 и ст. 19.15.2 КоАП РФ предусматривается определённая административная ответственность за различные нарушения регистрационного учёта российских граждан по месту их пребывания или по месту их проживания.

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к

О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и...

13) помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих.

- обеспечение учета граждан Российской Федерации, а также миграционный учет граждан...

Об особенностях правового статуса иностранных граждан...

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в

– иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории России на

В Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. под...

Задать вопрос