Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стаханова, Г. И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница» / Г. И. Стаханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97766/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Ключевые слова: русский быт, русская народная культура, патриотическое воспитание.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности — наиболее актуальные проблемы. Патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Ведь не зря старая поговорка гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое». Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, в истинность которой перестали верить, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Ответить на эти вопросы — значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

Я считаю, необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются частью народной культуры, воспитать ребят на национальных традициях. В последнее время по разным причинам приходится обращаться к опыту предков, что стало традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников и предметом пристального внимания воспитателей детских садов.

Поэтому у нас в детском саду и создан мини-музей «Горница».

Какие цели и задачи мы ставили, создавая мини-музей:

  1. Познакомить детей с устройством русской избы.
  2. Познакомить с традициями русского народа.
  3. Познакомить с предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
  4. Познакомить с русским народным костюмом.
  5. Расширить словарный запас: ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук.
  6. Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, прибаутки, пословицы) .
  7. Знакомство с русскими народными хороводными играми.
  8. Вызвать интерес к русской народной культуре.
  9. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Свою работу я начала с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, прибауткам, потешкам, сказкам, загадкам, народным играм. На первом этапе детям встречались непонятные слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Мне приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии и картинки. Но и этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинные русские вещи, утварь, орудия труда и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили вышитые полотенца. Привозили чугунки, прялку, часы с кукушкой. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Настоящие лапти родители воспитанника привезли из Оренбургской области. При сносе ветхого дома лапти были обнаружены на чердаке. Мой муж сделал кочергу, рогач и держатель сковородки. Очень много вещей для музея мне передала моя мама, которая проживала в Белгородской области. Это вышитые рушники и икона, поперечники и подзоры на кровать, различные платки и шали, глиняный кувшин для молока (крынка) разноцветный домотканый половик и прикроватные кругляки. Её рассказы о жизни я пересказываю детям. Они с большим интересом слушают и просят повторить тот или иной рассказ. Рассказывала и я о своём детстве (ведь я выросла в деревне): в какие игры играли, какие были игрушки (куклы из початков кукурузы и из старых маминых чулок), как праздновали день рождения или новый год и т. д. После одного из рассказов одна из девочек заплакала. На вопрос, что случилось, Катя ответила — какое у вас было хорошее детство, а я никогда не была в деревне.

Дети с чувством гордости приносят в детский сад различные экспонаты: салфетки, вышитые рушники, расписные ложки и многое другое. Одна из воспитателей передала нам в музей гусли. По крупицам стали появляться экспоненты для музея.

Изначально наш мини-музей занимал часть спальной комнаты. Затем нам выделили отдельную комнату. В горнице есть русская печь (которую помогли смастерить родители), кровать и домашняя утварь: коромысло с вёдрами, керосиновая лампа, ухват, кочерга, чугунки, люлька с младенцем, сундук, самовар, глиняная посуда, стол с лавками и много разной утвари. Есть куклы в русских народных костюмах: мальчик и девочка. В углу избы стоит русская печь (имитация), на которой стоят чугунные горшки разных размеров, под печкой лежат дрова. На печи в уголочке примостился домовёнок Кузя, он главный в доме, смотрит за порядком, достатком и миром в доме. В мини-музее в переднем «красном» углу находится стол с самоваром, чашками для чая и баранками. Над столом расположена образ-иконка. Рядом со столом располагается сундук, где хранятся богатства избы: шали, сарафаны, рубахи и прочие вещи. Рядом с сундуком стоит прялка. На полу постелены домотканые половики. Вся обстановка избы показывает домашний уклад русского народа.

Предметы располагаются так, чтобы можно было к ним подойти, рассмотреть и понять, как они действуют. Экспонаты музея используются в театрализованной деятельности, развлечениях. В музее вся обстановка способствует тому, чтобы детям было интересно и созерцать, и познавать, и заниматься, и играть.

Для каждого ребёнка и воспитателя группы есть русские народные костюмы, которые я сшила из льняной ткани. Есть и головные уборы: для девочек —очелье, а для мальчиков — фуражки. Бабушки и мамы сплели лапти из жгута.

Эти костюмы были сделаны в 2019 году для празднования выпускного бала в детском саду в этническом стиле. Теперь мы используем их в народных праздниках.

Раньше мы приглашали родителей на занятия, вместе с ними подготавливали вечера досуга, показывали сказки, проводили мастер-классы по изготовлению оберегов и обрядовых кукол. Такая совместная работа позволяла родителям лучше узнать способности и возможности своего ребенка.

Родителям было предложено заполнить анкету «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ее анализ показал, что большинство родителей считают, что детей необходимо знакомить с русской народной культурой.

Даже пандемия не перечеркнула наши планы. Мы также проводили мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов, рождественских венков, родители присылали видеоролики и фотографии на пасхальную тему: как окрашивали яйца и украшали куличи.

В мини-музее мы проводим различные занятия, беседы и развлечения, кружок «Горница», на которых дети более подробно узнают о жизни и быте наших предков. Хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают в музее положительные эмоции, учатся воображать. Любой из экспонатов музея подсказывает тему для интересного разговора.

На занятиях дети знакомятся с фольклором, с предметами быта, домашней утварью, обычаями и традициями русского народа, народными праздниками, народно-прикладными искусством. Весь материал детям преподносится в игровой форме, что позволяет разнообразить занятие, делает их более яркими, более запоминающимися.

Особый интерес у детей вызывает печь, куда можно поставить ухватом чугунок, покачать в люльке младенца и спеть ему колыбельную песенку. На занятиях в музее дети знакомятся с порядком размещения членов семьи за столом, назначением кухонной утвари. Но самое главное, дети осваивают правило гостеприимства, которым славится русский народ: «Хлеб да соль», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол», «Красна изба не углами, а красна пирогами».

Любая экспозиция музея не только показывает детям старинный быт, но и доносит до их понимания, что это неотъемлемая часть нашей культуры. Наш музей помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно- нравственное воспитание детей, расширить представление детей о людях, живших ранее.

Мини-музей «Горница» был создан в нашем детском саду в 2015 году. Его организовывали специально для реализации общих задач программы образовательного учреждения по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Содержание нашего мини-музея позволяет знакомить детей с нашей историей, фольклором, природой, бытом и подлинными предметами старины.

Музей содержит очень древние реликвии русского народа, такие как: русская печь, люлька (зыбка), прялка, самовар, сундук, куклы в народных костюмах, обереги и много всего прочего.

В условиях детского сада конечно невозможно создать точную экспозицию, соответствующую требованиям музейного дела. Поэтому мы и создали мини-музей.

Следующим этапом будет создание макета мини-музея, который будет располагаться в группе, чтобы дети могли ежедневно рассматривать экспонаты.

Главное — мы достигли цели: создали общеразвивающее пространство — мини-музей. Он помогает вести большую работу по духовному и нравственному-патриотическому воспитанию.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, русская народная культура, русский народ, музей, домашняя утварь, кухонная утварь, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, русская культура, экспонат музея.


Ключевые слова

патриотическое воспитание, русский быт, русская народная культура

Похожие статьи

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры».

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид.

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения...

Библиографическое описание: Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения

Значение музея в воспитании дошкольника нельзя переоценить.

1. Павлово — Посадский платок (региональный компонент). 2. Русская матрешка.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки».

Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада.

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.

Музейное пространство как средство формирования...

 В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также

Ключевые слова: музей, музейное пространство, духовно-нравственное воспитание, экспозиция

На базе нашего детского сада создан музей «Русская изба», который является первым

В 2015 году получил название музей русской народной культуры «Русская изба».

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Ключевые слова: ребенок, детский сад, нравственное воспитание, музейная педагогика

Учитывая содержание духовно-нравственных и патриотических норм в работе с детьми

Говоря об отечественных традициях в духовно- нравственном развитии дошкольников

Работу по русскому народному творчеству мы дополняем музыкальным воспитанием.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических. чувств.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализовано в рамках проекта через различные формы

− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре

Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.

Народные игры и игрушки как средство... | Молодой ученый

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н

У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.

Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств...

 В статье педагоги делятся опытом приобщения дошкольников к народной культуре России через

Ключевые слова: традиции России, культура России, народные игры

Наш детский сад познавательно-речевого направления развития, но приобщению детей к традиционной

Разучивая песню «Во кузнице», узнали о таком традиционном свойстве русской народной...

Похожие статьи

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры».

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид.

Музей «Русская матрешка» как средство приобщения...

Библиографическое описание: Беляева, Е. С. Музей «Русская матрешка» как средство приобщения

Значение музея в воспитании дошкольника нельзя переоценить.

1. Павлово — Посадский платок (региональный компонент). 2. Русская матрешка.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки».

Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада.

Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре.

Музейное пространство как средство формирования...

 В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также

Ключевые слова: музей, музейное пространство, духовно-нравственное воспитание, экспозиция

На базе нашего детского сада создан музей «Русская изба», который является первым

В 2015 году получил название музей русской народной культуры «Русская изба».

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Ключевые слова: ребенок, детский сад, нравственное воспитание, музейная педагогика

Учитывая содержание духовно-нравственных и патриотических норм в работе с детьми

Говоря об отечественных традициях в духовно- нравственном развитии дошкольников

Работу по русскому народному творчеству мы дополняем музыкальным воспитанием.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской...

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических. чувств.

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего...»

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников реализовано в рамках проекта через различные формы

− создание условий для приобщения детей к русской народной культуре

Приобщение детей к культурному наследию происходит и через устное народное творчество.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор: М.: Просвещение, 1987–240с.

Народные игры и игрушки как средство... | Молодой ученый

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н

У нас скопилось достаточное количество кукол, чтобы открыть музей кукол в группе № 1.

Отмечено, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры и игрушки.

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств...

 В статье педагоги делятся опытом приобщения дошкольников к народной культуре России через

Ключевые слова: традиции России, культура России, народные игры

Наш детский сад познавательно-речевого направления развития, но приобщению детей к традиционной

Разучивая песню «Во кузнице», узнали о таком традиционном свойстве русской народной...

Задать вопрос