Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Платон как психолог / Е. Г. Огольцова, А. Д. Cапарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97657/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы пытаются определить суть идеализма и вклад Платона в психологию, рассмотрев его учения и диалоги.

Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.

Изучение психологических идей Платона и его последователей имеет важное значение для современной науки по следующим причинам:

  1. Человек в понимании Платона обозначается именно как душа, и поэтому школа Платона впервые обратилась к исследованию реальности душевной жизни: Платон выдвигал различие души и тела.
  2. Платон первым в истории западноевропейской педагогики пытался создать методику воспитания — как со стороны личностной, так и в социально-государственной.

Особое внимание данной теме уделяет В. Г. Пичугин (кандидат психологических наук), который считает: «Психологическое влияние Платона стало применяться взамен грубой физической силы при разрешении конфликтов как внутри государства, так и между странами, что позволило развивать и совершенствовать дипломатические отношения» [3]. Также о вкладе Платона в психологию А. В. Лубков и А. Ф. Киселёв размышляют: «Можно сказать, что до него человеческое мышление было натуралистичным. Созданный им образ пещеры — это совсем не метафизическая конструкция, как считают многие интерпретаторы идей мыслителя, это метафора глубин человеческой души. Платон совершил подлинный прорыв в осмыслении путей достижения совершенства человеческой личности» [4].

Платон — это прозвище, означающее «широкий» и по одной версии было дано за его красивое телосложение его учителем гимнастики Аристоном. По другой же версии прозвище дал своему любимому ученику Сократ за широту его ума и взглядов. Его настоящим именем было Аристокл. У Платона со стороны обоих родителей было аристократическое происхождение. Род отца его восходил к царю Кодру, известный философ Солон был дядей матери Периктионы Платона, также готовившегося стать политиком, так как в то время многие шли в политику с желанием посвятить себя улучшению жизни народа [2].

Получив неплохое образование, Платон не упускал возможности знакомства с интересными современниками. Так он скептически приходит к Сократу, который к этому времени уже популярен и уже с первой встречи был очарован его умом. После Платон решительно меняет свои жизненные планы и решает стать философом, что считалось не хуже жизни политика.

Платон начинает поиск своего стиля. После казни Сократа, Платон, возмущенный приговором народа, пишет «Апологию» Сократа, передав миру его знаменитые диалоги. Наибольшее место психологическим проблемам отводит в сочинениях — диалогах «Филеб», «Пир», «Федр», «Федон», «Государство». Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В работе «Федр» дано религиозное описание души, в трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части [4].

Как нам уже известно, сам Сократ ничего не записывал. Всё, что мы о нем знаем сегодня — благодаря Платону, например, в диалоге «Теэтет» Платон рассуждает о природе знаний. Математик Теэтет беседует с Сократом и говорит источник истинного знания — это ощущение. Такой подход называется сенсуализмом, что в переводе с латинского означает «чувство», но Платон критикует это направление и считает утверждение Теэтета ложным. Сенсуалистом был также древнегреческий философ Протагор, которому принадлежит знаменитое высказывание «Человек есть мера всех вещей», и если это действительно так, а ощущения людей индивидуальны, значит не существует объективной истины. Всё течет, всё меняется, а человек с помощью ощущений только выхватывает образ вещи в конкретный момент времени. В каждом предмете есть некая умопостигаемая сущность, которую познает человек. Эту сущность Платон называл «идеей» [3]. Объясняя эту теорию идей, русский философ Алексей Федорович Лосев приводит пример: «Представим стол, он может быть любого формы, цвета, размера, но есть общая характеристика или «сто́ловость», благодаря которой мы понимаем, что это именно он. В этом есть идея стола. Стол можно покрасить, отпилить ему ножки, но невозможно сделать это с идеей стола, потому что она не материальна. Идеи производит разум. Из учебника античной философии В. Ф. Асмуса, мы узнаём историю о встрече Диогена и Платона. Диоген хочет высмеять идеи Платона, и говорит: «Чашу я вижу, а вот чашности нет». На что Платoн даёт ответ: «У тебя есть глаза, чтобы увидеть чашу, но нет ума, чтобы увидеть чашность» [3]. Идеи не могут существовать в сознании человека, иначе тогда были они были бы субъективными. Однако, идеи для всех одинаковы. Исходя из пособия для вузов по философии Миронова В. В., неоплатоники определяют 2 мира — мир идей и мир вещей [2].А Платoн видит этo как лестницу, где на нижних ступенях — мир вещей, а на верхних — мир идей. Нo сам указывает на недoстатки своей теoрии, он поясняет, что нет идеи грязи, но есть отсутствие идеи чистоты.

Платон утверждает, что вещи — тень идей, так как материя искажает идею. В сборнике статей Булгаковой С. Н. «Проблема идеализма» упоминается oтрывок из диалога «Государство», где философ объясняет эту мысль на примере аллегории пещер. Вот как он это описывает: «В большой пещере с самого рождения живут узники, сидя спиной ко входу и не могут повернуться, ведь их руки, ноги и шеи были скреплены цепями. Позади этих людей существовал костер и другие люди, несущие вокруг огня изображения объектов и существ, чьи тени были спроецированы на стену пещеры. Поскольку заключенные оказались в ловушке, заключенные могли видеть только тени изображений, принимая это за реальные вещи. Некоторые из них замечают закономерности, например, что за тенью человека всегда следует тень лошади, остальные же считали их гениями. Всё же эти «гении» никак не приближаются к истине, потому что изучают лишь тени. Однажды один из людей, запертых в этой пещере, освобождается от цепей и выходит во внешний мир. Он никак не мог поверить, что это реальный мир, а то что было в пещере — всего лишь отражение. Сначала солнечный свет и разнообразие цветов и форм удивили его настолько, что он захотел вернуться в пещеру и поделиться с другими узниками всеми чудесами, которые существовали снаружи. Однако люди в пещере не поверили ему и решили, что их обманывают и, чтобы его идеи не привлекли других людей к «опасностям безумия», заключенные убили беглеца» [1].

Этот пример носит скрытый смысл о Сократе, который тоже пытался донести до людей истину, но поплатился за это жизнью. Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия. Прояснить его можно только с помощью философского усилия поэтому задача философа — вывести людей из пещеры к истине [4].

Также Платон приводит 6 доказательств бессмертия души. Главное доказательство звучит так: «Если душа бессмертна, значит душа — это идея. Душа вносит в тело жизнь и покидает его. Так мы определяем живое это тело или мертвое, поэтому душа является идеей жизни. Но идея жизни не может умереть также, как квадрат не может стать круглым. Тело выступает лишь тюрьмой для души, а смерть становится освобождением. Все души созданы богом и до своего воплощения в телах, они лицезреют мир идей. По мнению философа, прежде чем попасть в тела, они пьют из реки забвения, а потому забывают всё, что видели в мире идей. Душа уже знает все идеи, поэтому человеку достаточно их вспомнить и помогает ему в этом метод философствования, придуманный Сократом — майевтика, что в переводе с греческого означает «повивальное искусство» [2].

На основе учения о душе Платон формулирует свою теорию о государстве. По его мнeнию, государство должно состоять из 3 каст: ремесленников и земледельцев с чувствeнной душой, стражей или воинов с яростной душой, и правителей с разумной. Правителями должны быть философы, так как они способны видеть истинное благо. И только тогда государство может быть справeдливым, а люди в нем счастливыми. Философ считает, что контролироваться должна не только политичeская, но и личная жизнь. Он много уделил и воспитанию, считал, что дети после рождения должны передаваться в воспитательные дома, где их будут, обучать философы. Такой подход позволил бы увидеть в каждом взрослом своего родителя, а в каждом сверстнике брата или сестру [4].

На основе вышеописанного, можно сделать вывод, что Платон является фундаментом всей европейской мысли и первым представителем объективного идеализма, а практическая психология, так или иначе, работает в зоне идеализма, то есть с субъективным миром клиента. С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.

Литература:

  1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 3-е изд. — Москва: ТК Велби, 2017. — 608 c. — Текст: непосредственный.
  2. Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира / А. Н. Чанышев. — Москва: Высшая школа, 2018. — 703 c. — Текст: непосредственный.
  3. Пичугин, Г. В. Формы психологического влияния в античной философии / Г. В. Пичугин. — Текст: непосредственный // Социальная психология. — 2020. — № 3. — С. 69–75.
  4. Киселёв, А. Ф. Идеалы личности от Античности до наших дней / А. Ф. Киселёв, А. В. Лубков. — Текст: непосредственный // Междисциплинарные исследования. — 2019. — № 2. — С. 73–79.
Основные термины (генерируются автоматически): мир идей, душ, идея, идея жизни, мир вещей, диалог, идея стола, пещера, тело, философ.


Ключевые слова

душа, платон, мир идей и вещей, идея жизни

Похожие статьи

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

Миф о пещере рассказывает о людях, проживших всю жизнь в заточении в пещере.

Один из заключенных убегает, теперь он может видеть и слышать для себя реальный мир.

Такое заключение можно сделать на основе диалога Сайфер с Тринити, когда Сайфер

достаточно велика, если судить по статье шведского философа Ника Бострома [1]. В своей статье он...

Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале...

Второй мир – царство разума и меры – мир Идей, мир истинного знания.

Только философ, любитель мудрости, может познать Идеи, настолько труден этот удел.

Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого» [17, 324].

Итак, мир идей, по Платону, можно познать через мир вещей.

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического...

Библиографическое описание: Бендюков, А. П. Влияние идей Платона и Аристотеля на

 Философия искусства в современном мире рассматривается в системе наук как «отрасль

При анализе диалога «Федр» они отметили, что «прекрасное видимого мира выступает в качестве

Соответственно, «через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе» [7, с...

Фридрих Ницше как основатель философии жизни

Ницше считал своим духовным отцом А. Шопенгауэра, чтение главного труда которого «Мир как воля и

Ницше не принял главную идею Шопенгауэра — жить с минимумом желаний, чтобы не

Калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Своими призывами к скромности и

Проповедуя идею торжества жизни, Ницше выступает против возведения любых рамок, её...

Становление новоевропейской трансцендентальной метафизики

Однако утверждение данности врожденных идей извне (Богом) трансформируется в

Традиционно в философии разделяли природу вещей на дух и тело, где природа духа

Объясняя духовный мир идеями, а телесный мир вещественными элементами

Фишер, К. История новой философии: Г. В. Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учения / К. Фишер [Текст].

«Закат Европы» О. Шпенглера и современные теории...

[1, с. 203] Философы-стоики объявили телами даже свойства и отношения вещей, Демокрит

Немецкий философ подчеркивал, что не только внешние архитектурные формы или нормы

Исследуя язык индейцев хопи, он продемонстрировал, что в их картине мира отсутствует

Уорф также продемонстрировал, что повседневная жизнь индейских общин во многом...

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их...

Антихристианские идеи философа проскальзывают уже в его первом трактате «Рождение трагедии», 1872г., которое

И вот что стало с людьми и миром в результате этой трагедии: «Мир отвратителен.

Потому что из нее изъяли музыку. Теперь диалог заменил музыку, а герой заменил хор.

Идея сверхчеловека чаще всего проявляется в современном мире.

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа

Ключевые слова: И. Тэн, психология, философия, ощущения, душа, материя.

В основе философских идей И. Тэна лежало течение позитивизма

зависит от нас; она – иллюзия, чистое ничто, метафизический фантом, каким философы наполняют весь мир» [5, с. 92].

«Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману...

Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!». Ключевые слова: игра, радость, Поллианна.

в пользу бедных» на самом деле являются просто способом избавиться от ненужных вещей, по

Хотя она совершается прежде всего в их душах. Потому что «играть в радость» очень трудно.

Но книги Э. Портер вселяют надежду, что мир все-таки можно изменить к лучшему.

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей

Возникновение духовных ценностей: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории

Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не

Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это

сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное общение...

Похожие статьи

Миф Платона о пещере и фильм «Матрица» | Статья в журнале...

Миф о пещере рассказывает о людях, проживших всю жизнь в заточении в пещере.

Один из заключенных убегает, теперь он может видеть и слышать для себя реальный мир.

Такое заключение можно сделать на основе диалога Сайфер с Тринити, когда Сайфер

достаточно велика, если судить по статье шведского философа Ника Бострома [1]. В своей статье он...

Онтология кино: мимесис и симулякр | Статья в журнале...

Второй мир – царство разума и меры – мир Идей, мир истинного знания.

Только философ, любитель мудрости, может познать Идеи, настолько труден этот удел.

Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого» [17, 324].

Итак, мир идей, по Платону, можно познать через мир вещей.

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического...

Библиографическое описание: Бендюков, А. П. Влияние идей Платона и Аристотеля на

 Философия искусства в современном мире рассматривается в системе наук как «отрасль

При анализе диалога «Федр» они отметили, что «прекрасное видимого мира выступает в качестве

Соответственно, «через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе» [7, с...

Фридрих Ницше как основатель философии жизни

Ницше считал своим духовным отцом А. Шопенгауэра, чтение главного труда которого «Мир как воля и

Ницше не принял главную идею Шопенгауэра — жить с минимумом желаний, чтобы не

Калеки, убогие телом и духом, обиженные жизнью люди. Своими призывами к скромности и

Проповедуя идею торжества жизни, Ницше выступает против возведения любых рамок, её...

Становление новоевропейской трансцендентальной метафизики

Однако утверждение данности врожденных идей извне (Богом) трансформируется в

Традиционно в философии разделяли природу вещей на дух и тело, где природа духа

Объясняя духовный мир идеями, а телесный мир вещественными элементами

Фишер, К. История новой философии: Г. В. Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учения / К. Фишер [Текст].

«Закат Европы» О. Шпенглера и современные теории...

[1, с. 203] Философы-стоики объявили телами даже свойства и отношения вещей, Демокрит

Немецкий философ подчеркивал, что не только внешние архитектурные формы или нормы

Исследуя язык индейцев хопи, он продемонстрировал, что в их картине мира отсутствует

Уорф также продемонстрировал, что повседневная жизнь индейских общин во многом...

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их...

Антихристианские идеи философа проскальзывают уже в его первом трактате «Рождение трагедии», 1872г., которое

И вот что стало с людьми и миром в результате этой трагедии: «Мир отвратителен.

Потому что из нее изъяли музыку. Теперь диалог заменил музыку, а герой заменил хор.

Идея сверхчеловека чаще всего проявляется в современном мире.

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа

Ключевые слова: И. Тэн, психология, философия, ощущения, душа, материя.

В основе философских идей И. Тэна лежало течение позитивизма

зависит от нас; она – иллюзия, чистое ничто, метафизический фантом, каким философы наполняют весь мир» [5, с. 92].

«Игра в радость» или как научиться радоваться жизни! (по роману...

Ведь «Просто дышать — это ещё не жизнь!». Ключевые слова: игра, радость, Поллианна.

в пользу бедных» на самом деле являются просто способом избавиться от ненужных вещей, по

Хотя она совершается прежде всего в их душах. Потому что «играть в радость» очень трудно.

Но книги Э. Портер вселяют надежду, что мир все-таки можно изменить к лучшему.

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей

Возникновение духовных ценностей: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории

Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не

Пока бессмертие физического тела на современных этапах развития науки невозможно, однако это

сеть, виртуальный мир, внешний мир, живое общение, молодой человек, реальное общение...

Задать вопрос