Основные способы защиты прав потребителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 825 раз

Библиографическое описание:

Батршина, А. А. Основные способы защиты прав потребителей / А. А. Батршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97654/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье рассмотрены общие вопросы защиты прав потребителей и отмечены основные способы защиты их прав.

Ключевые слова: потребитель, потребительское право, закон, защита, продавец, покупатель.

Защита прав потребителя — это официально установленные законом и другими нормативными документами правила, нормы, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, компенсирующие убытки потребителя от недобросовестной торговли [3].

Понятие потребителя закреплено в законодательстве Российской Федерации. В законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» приводится следующее определение: «Потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [3].

В России основные права и интересы потребителей закреплены законами и соответствуют всем положениям законодательства.

Согласно В. А. Гуревичу, потребительское право — это «отношения, возникающие из договоров розничной купли-продажи, аренды, найма жилых помещений, в частности, выполнение работ, оказание услуг по обеспечению надлежащего функционирования дома, в котором находится жилое помещение, поставка или доставка коммунальных услуг нанимателю» и т. д., т. е. все договорные отношения.

Законодатель обеспечивает защиту прав потребителей следующими способами защиты права, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки, присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, так и устанавливает специальные нормы, распространяющиеся только на потребителей [2]. При применении способов защиты прав потребителей учитывается объект посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь) и последствия нарушения прав потребителей [3].

Одним из способов восстановления нарушенного права является [4, с. 108]:

— устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером);

— замена товара ненадлежащего качества;

— запросы на пропорциональное снижение покупной цены;

— требования о немедленном безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении затрат на их устранение потребителем или третьим лицом;

— — отказ от исполнения договора купли-продажи.

Потребитель может требовать уплаты штрафа за нарушение сроков, а также за неисполнение (просрочку исполнения) требования потребителя о доставке аналогичного товара на период ремонта (замены) как в судебном, так и в досудебном порядке. При этом размер штрафа определяется Законом РФ «О защите прав потребителей».

Также Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность продавца за нарушение договора о передаче предоплаченного товара. При этом потребитель вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, взыскать сумму неустойки (пени) за каждый день просрочки до передачи товара, либо право требовать возврата предоплаты за товар, который продавец не реализовал [3].

Закон о защите прав потребителей предусматривает защиту прав потребителей как в суде, так и во внесудебном порядке. Суть внесудебной процедуры заключается в том, что потребитель имеет право, а иногда и обязанность, предъявить требования о защите нарушенного права непосредственно продавцу (изготовителю, исполнителю), прежде чем обращаться в суд с иском. Данная процедура призвана стимулировать стороны к самостоятельному разрешению споров, а продавца (изготовителя, исполнителя) — к добровольному удовлетворению требований потребителя, обеспечивая тем самым возможность восстановления нарушенного права.

По многим гражданско-правовым спорам для их разрешения необходимо досудебное производство, но, как правило, исходя из практики, большинство споров все же решается в судебном порядке. Право на судебную защиту обеспечивается, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, а также нормами гражданского законодательства и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» [3].

Существуют некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел о правах потребителей, по которым Верховный Суд Российской Федерации высказал свое мнение в Постановлении Пленума от 28 июня 2012 г. № 17.

Закон не устанавливает специальных сроков исковой давности по делам о защите прав потребителей. По подведомственности дела о защите прав потребителей разрешаются судами общей юрисдикции, несмотря на то, что одной из сторон является юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

Таким образом, законодатель предлагает различные способы защиты прав потребителей, в зависимости от объекта посягательства и степени причиненного вреда, оставляя за потребителем выбор способа возмещения причиненного вреда или устранения недостатка.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на референдуме 12 декабря 1993 года) (с поправками, внесенными Законом о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года);
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) // Гражданский кодекс Российской Федерации, 5 декабря 1994 г., N 32, т. 3301.;
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 01.05.2022) «О защите прав потребителей»
  4. Величко А. С., Шамаров В. М. Защита прав потребителей: некоторые проблемы теории и практики // Вестник Екатерининского института. 2019. № 1 (37). С. 108–112.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, Российская Федерация, причиненный вред.


Ключевые слова

потребитель, защита, закон, покупатель, продавец, потребительское право

Похожие статьи

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Способы защиты прав потребителей применяются с учетом предмета посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь), а также последствий, которые наступили вследствие причинения вреда потребителю. Ученые выделяют публичную защиту и судебную.

Судебная защита прав потребителей | Статья в журнале...

Хотя применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее ГК РФ) по

от характера причинённых нравственных страданий; степени вины причинителя вреда.

каждый год подготавливать доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации. Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Охрана прав потребителей в современном гражданском праве

Защита прав потребителей — одна из центральных проблем современной цивилистики. Практически каждый гражданин — это потребитель товаров, работ или услуг. Как «слабая» сторона в правоотношениях потребитель нуждается в защите своих прав и законных интересов.

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав. До того периода, пока не был введён в действие новый АПК РФ, понятие «досудебный порядок. каждый год подготавливать доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации [7].

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

...некачественной услуги, возможности причинения ущерба и вреда здоровью или его жизни, на законодательном уровне

Законодательство в сфере защиты прав потребителей динамично развивается.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О защите прав

опасные последствия, а первостепенным признаком — размер причиненного ущерба.

Права потребителя, гарантированные законодательством

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Права потребителя регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Право потребителя на компенсацию морального вреда

По общему правилу, считается, что имущественный вред, причиненный гражданину, не предполагает возможность

Богдан В. В. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей

В Российской Федерации размеры компенсации морального вреда не определены

моральный вред, ГК РФ, пассажир, компенсация, потребитель, общее правило...

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере...

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлен сложный субъектный состав, вовлеченный в правоотношения в указанной сфере. Это правоотношения, возникающие не только между продавцом и потребителем.

Компенсация морального вреда как способ защиты прав...

ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав

Статья 151 ГК РФ [1] содержит определение понятия «моральный вред», подразумевающий

Причиненный моральный вред потребителю компенсируется в денежной форме.

благо, РФ, Российская Федерация, размер компенсации, причинение вреда, судебная практика.

Похожие статьи

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Способы защиты прав потребителей применяются с учетом предмета посягательства (здоровье, имущественные интересы, жизнь), а также последствий, которые наступили вследствие причинения вреда потребителю. Ученые выделяют публичную защиту и судебную.

Судебная защита прав потребителей | Статья в журнале...

Хотя применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее ГК РФ) по

от характера причинённых нравственных страданий; степени вины причинителя вреда.

каждый год подготавливать доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации. Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Охрана прав потребителей в современном гражданском праве

Защита прав потребителей — одна из центральных проблем современной цивилистики. Практически каждый гражданин — это потребитель товаров, работ или услуг. Как «слабая» сторона в правоотношениях потребитель нуждается в защите своих прав и законных интересов.

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав. До того периода, пока не был введён в действие новый АПК РФ, понятие «досудебный порядок. каждый год подготавливать доклад о защите прав потребителей в Российской Федерации [7].

Административная и уголовная ответственность за нарушение...

...некачественной услуги, возможности причинения ущерба и вреда здоровью или его жизни, на законодательном уровне

Законодательство в сфере защиты прав потребителей динамично развивается.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации «О защите прав

опасные последствия, а первостепенным признаком — размер причиненного ущерба.

Права потребителя, гарантированные законодательством

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Права потребителя регламентированы специальным нормативным правовым актом — Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Право потребителя на компенсацию морального вреда

По общему правилу, считается, что имущественный вред, причиненный гражданину, не предполагает возможность

Богдан В. В. Компенсация морального вреда как способ защиты прав потребителей

В Российской Федерации размеры компенсации морального вреда не определены

моральный вред, ГК РФ, пассажир, компенсация, потребитель, общее правило...

Особенности правового регулирования правоотношений в сфере...

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» установлен сложный субъектный состав, вовлеченный в правоотношения в указанной сфере. Это правоотношения, возникающие не только между продавцом и потребителем.

Компенсация морального вреда как способ защиты прав...

ГК РФ относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав

Статья 151 ГК РФ [1] содержит определение понятия «моральный вред», подразумевающий

Причиненный моральный вред потребителю компенсируется в денежной форме.

благо, РФ, Российская Федерация, размер компенсации, причинение вреда, судебная практика.

Задать вопрос