Способы и формы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Патыкина, Е. С. Способы и формы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров / Е. С. Патыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97638/ (дата обращения: 19.04.2024).



На сегодняшний день для многих потребителей остается без ответа вопрос, куда нужно обращаться за помощью, и к какому способу защиты стоит прибегнуть, если предусмотренные законом права в данной сфере нарушаются? Приобретая каждый день товары для удовлетворения различного рода целей, потребитель часто становится жертвой обмана, мошенничества. Такие случаи не редкость при осуществлении покупок в стационарных местах торговли, а при дистанционном способе, как показывает судебная практика, это случается повсеместно.

Легального толкования понятия «защита прав потребителей» нет. Исходя из положений законодательства его можно понимать в разных смыслах. Однако среди ученых-правоведов существует множество точек зрения относительно толкования данного понятия. Так, А. М. Ширвиндт предлагает понимать в широком смысле защиту прав потребителя как «совокупность разнородных социальных механизмов, призванных помочь потребителю в ситуациях, когда контакт с профессиональном или предпринимателем чреват для него особыми опасностями». Другого мнения придерживается В. В. Богдан, который трактует это понятие как «значительный комплекс прав потребителей с целью уравновешивания баланса интересов последних как более экономически не защищенной категории участников рынка товаров и услуг».

Согласно Конституции Российской Федерации, каждому гражданину РФ гарантируется право на защиту нарушенных прав и свобод любыми способами, не противоречащими закону РФ [1, ст. 4398], в том числе гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Понятие «защита гражданских прав» представляет собой одну из важнейших категорий науки гражданского права. В ст. 12 Гражданского кодекса РФ подробно изложены способы защиты гражданских прав. В контексте рассмотрения и изучения вопроса правовой защиты потребителей на современном этапе используются в основном пять гражданско-правовых способов защиты прав потребителей, предусмотренных ГК РФ, а именно: самозащита права, изменение или прекращение правоотношения, возмещение убытков, взыскание неустойки и возмещение морального вреда. Реализация предусмотренных способов защиты прав потребителя возможна в юрисдикционной форме и не юрисдикционной форме путем самозащиты нарушенных прав. Но, как показывает практика, среди потребителей более распространенной формой защиты выступает юрисдикционная форма, а именно судебный порядок защиты путем предъявления иска в защиту одного потребителя либо интересов неопределенного круга потребителей.

Даже с учетом того, что дистанционный способ продажи имеет весьма специфический характер, на потребителей так же распространяются общие положения ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, то есть потребители при данном способе не лишены возможности на защиту своих прав и интересов посредством указанных в законе способов. Потребителю предоставлено право самостоятельно выбирать форму и конкретный способ защиты, основываясь только на своем внутреннем убеждении эффективности и правильности выбора [4].

Таким образом, потребитель, как и каждый субъект гражданского права, обладает правом на защиту нарушенного права. Содержание права на защиту потребителя включает в себя:

— меры непосредственного воздействия на правонарушителя;

— меры, связанные с государственным принуждением, если действия потребителя оказались безрезультатными [7].

Потребитель в связи с нарушением своего права может применять меры оперативного воздействия на продавца, которые направлены на стимулирование и профилактику надлежащего исполнения обязанностей продавца, в частности, это возможность отказа потребителя от исполнения договора. Это не лишает возможности потребителя обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Механизм по защите прав потребителей при дистанционной продаже товаров осуществляется посредством использования гражданско-правовых способов и форм, которые потребитель выбирает самостоятельно исходя из выгодности и удобства, данный аспект носит исключительно волевой характер.

Так, некоторые потребители предпочитают урегулирование спора с продавцом «мирным» путем, не обращаясь с исковым заявлением в суд. Речь идет о предъявлении претензии продавцу. По этому вопросу Роспотребнадзор дает следующие разъяснения.

При покупке товаров на различных Интернет-сайтах, покупатель может направить претензию владельцу сайта — агрегатора (сайта, на котором не только размещена информация о товаре, но и происходит выбор и оформление заказа, а деньги за товар поступают на банковский счет такого посредника). Это можно сделать в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, цене товара, о стране изготовления (для импортных товаров), о сроках и условиях возврата, то есть информации, на основании которой потребителем был заключен договор купли продажи с продавцом, либо если товар не передан в срок [11], а также при нарушении сроков доставки товара.

Если сайт, где был приобретен товар, является официально действующим интернет-магазином, тогда вероятность разрешить спорный вопрос в досудебном порядке, направив претензию, достаточно высокая. Если же на сайте интернет-магазина не представлена вся необходимая информация, то лучше воздержаться от совершения покупок.

Претензия в обязательном порядке должна содержать конкретные сведения о наименовании продавца, о названии товара, цену и то, как был оплачен товар (наличными денежными средствами, безналичным расчетом или курьеру), дату, когда товар был доставлен, а также подробное описание товара с сайта продавца.

Игнорирование продавцом претензии, а также отказ в удовлетворении требований покупателя становится поводом к обращению в Роспотребнадзор или суд.

К иной возможности защитить свои права в рамках самозащиты можно выделить способ, при котором потребитель может оставлять отзывы о товарах ненадлежащего качества на сайтах интернет-магазинов.

Так или иначе, юрисдикционная форма защиты, которая предполагает обращение потребителя за защитой нарушенных прав к компетентным государственным органам, остается приоритетной в кругу потребителей.

По мнению В. В. Богдана «возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсация морального вреда реализуются в судебном порядке и являются в данном случае дополнительными способами защиты нарушенного права» [12].

В силу п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или исполнения договора, выбор между несколькими судами, которым подсудно дел, принадлежит истцу.

Также в силу прямого указания ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» возможно применение компенсации морального вреда в качестве способа защиты прав потребителей. Для того, чтобы требования о компенсации были удовлетворены, судом должен быть установлен факт нарушения продавцом прав потребителя.

Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости. Сю 1101 ГК РФ гласит, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Кроме того, при расторжении договора купли-продажи, заключенным дистанционным способом в судебном порядке, потребитель в исковом заявлении может потребовать не только прекращения правоотношения, но и взыскания убытков, неустойки. Потребителям обязательно должны быть возмещены убытки, причиненные некачественными товарами, а также выплата неустойки (пени) в случае, если производитель, продавец добровольно не возмещает убытки потребителю. Уведомление продавца о том, что в случае отказа в удовлетворении его требований в досудебном порядке, потребитель будет взыскивать неустойку, значительно увеличивает шансы досудебного урегулирования спора.

Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрены следующие размеры неустойки:

— 0,5 % (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),

— 1 % (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),

— 3 % (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).

Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом.

Также законом предусмотрено освобождение потребителей от уплаты госпошлины при обращении в суд, а при размере иска, превышающего сумму 1000000 рублей, применяется льготный порядок расчета госпошлины [6].

Указанное положение значительно облегчает возможность защиты прав рядовых потребителей при подаче исковых заявлений в суд.

Итак, анализируя основные способы, а также формы защиты прав потребителей при дистанционной продаже товаров, можно сделать вывод о том, что потребитель неограничен в осуществлении права на защиту своих прав, он может сделать это любыми предусмотренными законом средствами.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Барабачкова М. Н., Корнилова Н. В. Дистанционная купля-продажа товаров: актуальные проблемы практики // E-Scio. 2019. № 10 (37). С. 210–217.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) федер. Закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ редакция от 26.10.2021
  4. Димитриев М. А. К вопросу о способах защиты прав покупателя по договору розничной купли-продажи// Юрист. 2018. № 9. с. 19.
  5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3.
  6. Мохоров Д. А., Демидов В. П., Мохоров А. Ю. Активные проблемы защиты прав потребителей.//Информационный бюллетень. Санкт-петербург. 2017. С. 34.
  7. Носкова Ю. Б. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей// Актуальные права и государства в XXI веке. 2018. Т.10. № 2. С. 88–91
  8. Письмо Роспотребнадзора от 07.10.2016 № 01/13541–16–29 «О правовых основах регулирования дистанционной торговли» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  9. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.10.2021)
  10. Салтыкова И. В. Актуальные проблемы правового регулирования дистанционной торговли // Молодой учёный. 2021. № 3 (345). С. 215–218.
  11. Информационное сообщение Роспотребнадзора от 08.11.2019 [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://garant.ru
  12. Богдан В. В. Изменение и прекращение гражданского правоотношения как способ защиты прав потребителей: баланс интересов [Электронный ресурс]// СПС КонсультантПлюс.
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, защита, моральный вред, товар, суд, юрисдикционная форма, дистанционная продажа товаров, досудебный порядок, исковое заявление, судебный порядок.


Похожие статьи

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм

Данной форме свойственны два порядка защиты: общий (судебный) и специальный

Обязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, если такой порядок предусмотрен

Исходя из п.2 ст.11 ГК РФ, защита гражданских прав в административном порядке должна...

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Закон предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в сфере защиты прав потребителей.

По многим судебным спорам необходим досудебный порядок его урегулирования, но как правило, исходя

Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Проблемы возврата товара надлежащего качества при...

Первая заключается в том, что при обращении потребителя в суд, суды отказывают.

Следовательно, суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление, т. к. истцом был

утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита.

Актуальные проблемы правового регулирования дистанционной...

Однако, именно дистанционная продажа товаров является одной из наиболее частых

нести ответственность на причиненный ущерб, возвращать вырученные за товар деньги.

от ухудшения репутации на рынке до штрафных санкций, применяемых в судебном порядке.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель...

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной

и в случае нарушения наших прав предъявить требования в свою защиту в Роспотребнадзор и в суд.

Данные обстоятельства вызывают трудности при защите потребителем своих прав. [6].

Законодательством о защите прав потребителей не определяются порядок, условия...

Судебная защита прав потребителей | Статья в журнале...

Ключевые слова: нарушение прав, иск, жалоба, судебная защита, потребитель.

Чтобы суд удовлетворил компенсацию морального вреда, нужно доказать факт нарушения

Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Как в судебном, так и в досудебном порядке потребитель может требовать выплаты неустойки за.

Предоставление информации о товаре по договору...

Ответа не последовало, после чего покупатель и подал иск в суд, где объяснил, что

Обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров данной

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная...

Теоретические основы договора дистанционной купли-продажи

При заключении договора дистанционной купли-продажи в отношении технически сложных, либо крупногабаритных товаров, либо товаров, поставляемых крупной партией, необходимо предусмотреть обязательное утверждение спецификации товара сторонами.

Особенности дел по защите прав потребителя по договору...

В статье раскрываются основные проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров.

Анализируется досудебный и судебный порядок защиты.

В 2020 году вышел обзор судебной практики Верхового Суда РФ по делам о защите прав потребителей [7]

Существует два способа защиты прав потребителей: в досудебном и судебном порядке.

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства

Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав.

1. Защита прав потребителей осуществляется в досудебном порядке, путем направления потребителем...

Похожие статьи

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной...

Ключевые слова: дистанционная торговля, защита права, формы защиты, механизм

Данной форме свойственны два порядка защиты: общий (судебный) и специальный

Обязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования споров, если такой порядок предусмотрен

Исходя из п.2 ст.11 ГК РФ, защита гражданских прав в административном порядке должна...

Особенности защиты прав потребителей | Статья в журнале...

Закон предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в сфере защиты прав потребителей.

По многим судебным спорам необходим досудебный порядок его урегулирования, но как правило, исходя

Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Формы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли.

Проблемы возврата товара надлежащего качества при...

Первая заключается в том, что при обращении потребителя в суд, суды отказывают.

Следовательно, суд первой инстанции удовлетворил исковое заявление, т. к. истцом был

утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» — продажа товаров.

потребитель, товар, моральный вред, надлежащее качество, указанный товар, защита.

Актуальные проблемы правового регулирования дистанционной...

Однако, именно дистанционная продажа товаров является одной из наиболее частых

нести ответственность на причиненный ущерб, возвращать вырученные за товар деньги.

от ухудшения репутации на рынке до штрафных санкций, применяемых в судебном порядке.

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель...

Защита прав потребителей при дистанционном способе...

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной

и в случае нарушения наших прав предъявить требования в свою защиту в Роспотребнадзор и в суд.

Данные обстоятельства вызывают трудности при защите потребителем своих прав. [6].

Законодательством о защите прав потребителей не определяются порядок, условия...

Судебная защита прав потребителей | Статья в журнале...

Ключевые слова: нарушение прав, иск, жалоба, судебная защита, потребитель.

Чтобы суд удовлетворил компенсацию морального вреда, нужно доказать факт нарушения

Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Как в судебном, так и в досудебном порядке потребитель может требовать выплаты неустойки за.

Предоставление информации о товаре по договору...

Ответа не последовало, после чего покупатель и подал иск в суд, где объяснил, что

Обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров данной

«Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по... товар, дистанционная...

Теоретические основы договора дистанционной купли-продажи

При заключении договора дистанционной купли-продажи в отношении технически сложных, либо крупногабаритных товаров, либо товаров, поставляемых крупной партией, необходимо предусмотреть обязательное утверждение спецификации товара сторонами.

Особенности дел по защите прав потребителя по договору...

В статье раскрываются основные проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров.

Анализируется досудебный и судебный порядок защиты.

В 2020 году вышел обзор судебной практики Верхового Суда РФ по делам о защите прав потребителей [7]

Существует два способа защиты прав потребителей: в досудебном и судебном порядке.

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг), когда используются средства

Защита прав потребителей относятся к категории гражданских исков.

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав.

1. Защита прав потребителей осуществляется в досудебном порядке, путем направления потребителем...

Задать вопрос