Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97618/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Ключевые слова: здоровьесбережение, учащиеся, школа, ФГОС, уроки.

На сегодняшний день в педагогической науке вопрос здоровьесбережения обучающихся является наиболее актуальным. Поднимается проблема развития здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной организации.

В своих исследованиях М. М. Безруких доказала, что игнорирование здоровьесберегающего принципа при организации образовательного процесса способствует формированию школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников.

При множестве подходов и трактовок к определению понятия «здороьесбережение», к наиболее распространенной расшифровке относится следующая: здоровьесбережение — процесс сохранения и укрепления здоровья.

В диссертационном исследовании Е. И. Глебовой дается более развернутое определение здоровьесбережения в образовательном процессе: «Под здоровьесбережением в образовательном пространстве следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания студентом личной ответственности».

У здоровьесбережения есть определённые критерии, которые представлены на рисунке 1.

Критерии здоровьесбережения

Рис. 1. Критерии здоровьесбережения

Для разработки методики также необходимо было опираться на компоненты здоровьесбережения. Они представлены на рисунке 2.

Компоненты здоровьесбережения

Рис. 2. Компоненты здоровьесбережения

В разработанную методику были внедрены различные способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения, которые использовались на различных этапах урока. Для более ясного понимания представим их в таблице 1.

Таблица 1

Этап урока

Способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения

Организационный этап

Приятные слова приветствия, упражнения перед уроком для снятия стресса, возбуждения или усталости («Надувание воздушного шарика», «Дыхательные упражнения», небольшая гимнастика и т. п.)

Актуализация знаний

Использование методов и средств, помогающих «разбудить» интерес (блиц-опрос, кубик Блума и т. п.)

Постановка темы и цели урока

Упражнения с высокой активностью (групповой кроссворд, ребус и т. п.)

Работа по теме урока

Сочетание различных видов информации (аудио, видео, словесная), различных форм работ (индивидуальная, групповая), проведение разминок (глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т. п.)

Закрепление знаний

Работа с взаимопроверкой, задания разных уровней сложности, финальное групповое задание и т. п.

Рефлексия

Проведение анализаурока,настроения, успехов («Лесенка успеха», «Яблоня», «Синквейн» и т. п.)

Для отслеживания состояния учащихся можно применять различные диагностические методики. В первую очередь, это диагностика уровня утомляемости учащихся во время урока по внешним признакам проводилась по следующим параметрам: внимание, поза, движение, интерес к новому материалу. Также для получения более объективных данных можно проводить тест «САН» (самочувствие, активность, настроение), где учащимся предлагаются три «Градусника» со шкалой от 1 до 20 («Градусник» самочувствие, «Градусник» активность и «Градусник» настроение), где показатели 1–5 имеют значение «плохо», 5–10 — «удовлетворительно», 10–15 — «хорошо» и 15– 20 — «отлично». Ученикам необходимо выбрать показатели, ориентируясь на свои ощущения.

Развитие здоровьесберегающих технологий в обучении является основополагающим, так как от здоровья учеников зависит в целом результат обучения и воспитания обучающихся. Особую значимость здоровьесбережению придают еще и потому что учение как преобразующая деятельность помимо восприятия учебного материала формирует ответственное отношение школьников к своему здоровью.

Литература:

  1. Глебова, Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза / Е. И. Глебова. — Екатеринбург, 2005.
  2. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2003.
  3. Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне / М. М. Яловенко. — Калининград, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, процесс сохранения, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Задача учителей школы — сохранение и укрепление здоровья...

Сигаева, Е. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе / Е. В. Сигаева, Н. А. Горбунова, Е. В. Дронова, Т. Н. Селезнёва.

Сохранение и укрепление здоровья школьников — это главная составляющая в работе педагога.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Офицерова, Т. А. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников / Т. А. Офицерова, Е. В. Губанихина.

образ жизни, образовательный процесс, разрушение здоровья...

Значимость здоровьеформирующего образовательного пространства, сохранения и укрепления здоровья студентов заключается в понимании важности состояния здоровья для активной, творческой, социально-полезной и трудовой деятельности личности.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный...

– формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Цель исследовательской работы раскрыть и изучить особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

 Из опыта работы по формированию здорового образа жизни, оздоровления учащихся осуществляемой не только через образовательный процесс, но и через систему воспитательной внеклассной и внешкольной работы при тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Библиографическое описание: Устинова, С. В. Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ / С. В. Устинова, Е. А. Грименко.

Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего

культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс...

Похожие статьи

Практические вопросы сохранения здоровья учащихся...

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Задача учителей школы — сохранение и укрепление здоровья...

Сигаева, Е. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе / Е. В. Сигаева, Н. А. Горбунова, Е. В. Дронова, Т. Н. Селезнёва.

Сохранение и укрепление здоровья школьников — это главная составляющая в работе педагога.

Обеспечение психологической безопасности образовательного...

Офицерова, Т. А. Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников / Т. А. Офицерова, Е. В. Губанихина.

образ жизни, образовательный процесс, разрушение здоровья...

Значимость здоровьеформирующего образовательного пространства, сохранения и укрепления здоровья студентов заключается в понимании важности состояния здоровья для активной, творческой, социально-полезной и трудовой деятельности личности.

Формирование здоровьесберегающей компетентности учащихся

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный...

– формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье. Цель исследовательской работы раскрыть и изучить особенности внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов

 Из опыта работы по формированию здорового образа жизни, оздоровления учащихся осуществляемой не только через образовательный процесс, но и через систему воспитательной внеклассной и внешкольной работы при тесном сотрудничестве семьи и школы.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Библиографическое описание: Устинова, С. В. Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ / С. В. Устинова, Е. А. Грименко.

Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно — образовательный процесс различных форм физической деятельности.

К вопросу сохранения здоровья младших школьников

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья актуальны сегодня. Внедрение в образовательный процесс эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача...

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего

культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, учебный процесс...

Задать вопрос