Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемные аспекты проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого

Научный руководитель
Юриспруденция
08.12.2022
1272
Поделиться
Библиографическое описание
Рогачева, В. Н. Проблемные аспекты проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого / В. Н. Рогачева, И. С. Кожич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97375/.


В данной статье рассматриваются некоторые организационные, тактические и процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего. Анализируются проблемы, возникающие в ходе допроса, указываются ошибки, допускаемые следователями, и предлагаются возможные пути их решения.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетний, потерпевший, свидетель, психолог, следователь.

На сегодняшний день отмечается рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними. Согласно данным официальной статистики МВД РФ за 2022 год каждое тридцать девятое (2,6 %) зарегистрированное преступление было совершено с участием несовершеннолетних или при их соучастии [1].

Помимо этого, данный рост сопровождается и тем, что чаще всего они совершают тяжкие и особо тяжкие преступления, а иногда порой и с особой жестокостью. Все это требует от следственных органов квалифицированных действий по раскрытию преступлений, выявлению и устранению обстоятельств, способствующих их совершению несовершеннолетними, с соблюдением строжайшего соблюдения законности [2].

Актуальность рассматриваемой темы требует внимания в связи с тем, что допрос несовершеннолетнего, подозреваемого в совершении преступления, является одним из самых сложных следственных действий ввиду того, что его проводят с лицом, не достигшего совершеннолетия и, следовательно, с несформированной психикой [3].

Дети этого возраста легко поддаются внушению, они достаточно доверчивы, и особенно это явно проявляется в тех случаях, когда события, выносящиеся на обсуждение и объяснение на допросе, стали предметом обсуждения взрослыми в присутствии детей, которые чаще всего прислушиваются к ним, очень хорошо запоминают и повторяют диалог взрослых. Или же бывают такие ситуации, когда взрослые свои негативные поступки, выставляют перед детьми, как за «хорошие» и «правильные», из-за чего последние не могут их объективно оценивать, поскольку «так сказали родители, а значит так и должно быть», и поэтому на практике порой их одобряют [4].

Ввиду этого допрос несовершеннолетнего в качестве подозреваемого и обвиняемого на практике проходит с совершением ошибок и сопровождается некоторыми проблемами, понижающими эффективность проведение данного следственного действия и достижению положительного результата дела, на которые необходимо обратить внимание.

Статья 425 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) указывает на то, что допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов и в общей сложности более 4 часов. В то же время статья 191 УПК РФ не регулирует временный период допроса несовершеннолетнего, выступающего в качестве свидетеля или потерпевшего, т. е. при допросе следователь (дознаватель) должен следовать общему порядку, указанному в ст. 187 УПК РФ — допрос не может длиться непрерывно более 4 часов, общая продолжительность допроса в течение суток не должна превышать более 8 часов [5]. По сути дела, что в одном случае, как и в другом, ребенок относится к одной и той же возрастной категории, но почему допрос проводится с разной продолжительностью ввиду его процессуального статуса?

Также обращаем внимание на участие в допросе дополнительного участника — педагога, ст.191 УПК РФ. Однако данное «участие» носит в основном формальный характер. Законодатель не определяет цели и задачи педагога, участвующего в допросе, не возлагает на него ни прав, ни обязанностей. Учитывая данный факт, следователей и дознаватели относятся к участию в допросе педагога не совсем серьезно, в то время, когда присутствие педагога в этих случаях обязательно.

Многие научные деятели и практические работники, сравнили педагога с «дохлой кошкой», которую законодатель когда-то подкинул в уголовный процесс, и до сих пор никто не знает, что с ней делать [6].

Данная проблема не из-за пассивного участия самих педагогов, а упущения законодателя. Практика показывает, что чаще всего в качестве педагогов привлекаются школьные учителя, которые далеки от уголовного права, и, как и многие следователи, дознаватели, судьи, не понимают, в чем заключается их функция на допросе.

Поэтому сложившаяся ситуация с нормами УПК РФ при допросе несовершеннолетних и соблюдении их прав далека от идеальной и требует внесения некоторых корректировок.

На наш взгляд, необходима замена педагога на более квалифицированного субъекта — психолога. Психолог — это специалист, обладающий обширными знаниями в области работы, как и с поведением людей, так и несовершеннолетних в том числе. Во время допроса психолог помогает не только несовершеннолетнему, но и следователю разобраться в психологии допрашиваемого.

Еще одной проблемой данной темы является отсутствие необходимой инфраструктуры для допроса несовершеннолетних. Речь идет о том, что допрос данных лиц чаще всего производится в кабинете следователя или дознавателя. В то же время сама обстановка в здании следственного органа и в кабинете следователя не вызывает доверия у несовершеннолетних, для них она является не привычной, из-за чего появляется волнение, а порой и страх, сопровождающийся сдержанностью и немногословностью несовершеннолетних, что снижает вероятность получения истины, эффективность допроса, и достижению его результатов.

В связи с этим решением данной проблемы является проведение допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых вне стен следственного органа, например, на территории образовательного учреждения или дома в присутствии родителей, где дети смогу чествовать себя безопаснее. Либо обустроить специальную комнату для следственного действия с участием несовершеннолетних в стенах следственного органа.

Кроме того, следует урегулировать вопрос проведения допроса несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых специально подготовленными и компетентными для работы с подростками сотрудниками правоохранительных органов [7].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, считаем, что организация проведения допроса несовершеннолетнего во многом зависит от учета социальных, психологических и других особенностей несовершеннолетних.

Для решения вышеуказанных организационно-методических проблем необходимо, в частности:

  1. Уравнять статус несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, а также все правила производства в отношении них допроса, в том числе время его проведения.
  2. Определить обязанность проведения допроса в присутствии психолога с целью разъяснения несовершеннолетнему необходимости говорить правду, установления психологического контакта и доверия со стороны несовершеннолетнего.
  3. Обеспечить органы внутренних дел специальными средствами для производства следственных действий в отношении несовершеннолетних подходящей обстановкой, способствующей более полному психологическому контакту следователя и допрашиваемого, а также для допроса несовершеннолетнего специально подготовленным специалистами правоохранительных органов, имеющий опыт и знания в работе с подростками.

Литература:

  1. Статистические данные о состоянии преступности в РФ за январь — август 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/12167987/ (дата обращения 20.11.2022)
  2. Жангушукова, А. З. Особенности допроса, задержания и ареста несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступлений / А. З. Жангушукова // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 46–48.
  3. Чернов, А. Г. Особенности допроса несовершеннолетнего /А. Г. Чернов // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 605–606.
  4. Процюк, О. Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы /О. Н. Процюк // Государственный советник — 2017. -№ 1. –С. 13–14.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Текст] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4019.
  6. Тетюев С. В. Зачем уголовному процессу педагог? // Российская юстиция. — 2010. — № 6. — С.-37–40
  7. Глушков А. И., Плешаков А. М. О некоторых вопросах организации работы полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 9. С. 94–95.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
допрос
несовершеннолетний
потерпевший
свидетель
психолог
следователь
Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 455-457):
Часть 6 (стр. 407-481)
Расположение в файле:
стр. 407стр. 455-457стр. 481

Молодой учёный