Концепция полицентризма в геополитической мысли евразийцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 июня, печатный экземпляр отправим 25 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 01.12.2022

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Голубенко, Р. Г. Концепция полицентризма в геополитической мысли евразийцев / Р. Г. Голубенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97096/ (дата обращения: 10.06.2025).



В наши дни мнение о том, что модель западной цивилизации представляет собой универсальную формулу мирового развития больше не является доминирующей точкой зрения, каковой была после окончания холодной войны. Эксперты в области международных отношений полагают, что в настоящее время мировая политическая система находится в некой точки бифуркации. Данное мнение подкреплено объективной тенденцией отхода от однополярности к формированию полицентричного мира. Поскольку Россия как в прошлом, так и в настоящее время выступает за полицентричное, многополярное мировое политическое устройство, кажется важным рассмотреть данную позицию в историческом аспекте, обратившись к геополитической мысли идейно-политического течения евразийства как к наиболее стройной русской школе геополитики. В статье рассматриваются основные аспекты евразийской концепции полицентризма, а также их критика западного космополитизма и шовинизма.

Ключевые слова: евразийство, полицентризм, многополярность, Россия, геополитика.

В настоящее время многие субъекты мирового политического процесса демонстрирует свое нежелание следовать западному образцу либерально-демократической идеологии и вставать на заданный Западом путь развития. Все чаще агрессивно-экспансионистские действия США вызывают критику и противодействие со стороны угнетаемых субъектов мирового политического процесса, не желающих отказываться от собственного суверенитета.

Нынешний экономический спад в США, Западной Европе и России, повлиявший на общемировую экономическую стабильность, который был вызван «украинским кризисом» и взаимными санкциями «коллективного Запада» и России, доказывает необходимость адекватного многостороннего общемирового диалога и сотрудничества, который невозможен в условиях однополярного мира, который продвигает «коллективный Запад» во главе с США. На наш взгляд, нынешний кризис, доказывает неспособность США выступать в роли единоличного гаранта, как минимум, экономической безопасности, как своих Западных партнеров, так и остального мира.

На фоне все более нарастающей критики в адрес США от многих государств мира, в том числе от имеющих большой геополитический вес России и Китая, происходят вполне объективные процессы формирования многополярного мира. В данных условиях, геополитическая мысль евразийцев, во многом построенная на принципах культурного и этнического многообразия всего мира, может быть более привлекательной в идеологическом плане для мирового сообщества, нежели навязываемая коллективным Западом либерально-демократическая идеология, подкрепленная агрессивно-экспансионистской геостратегией.

Ключевая концепция идейно-политического течения евразийства — концепция месторазвития — заключает в себе, среди прочего, принятие существования множества других, не относящихся к России-Евразии, месторазвитий. Согласно концепции месторазвития, между любым географическим пространством и населяющей его человеческой общностью, происходит пространственно-временное взаимодействие, которое, в конечном итоге, и определяет его. Так, планета Земля в целом — это месторазвитие человеческой цивилизации в глобальном понимании, тогда как территория, занимаемая Россией по отношению ко всему земному шару, рассматривается как локальное месторазвитие, но которое, в свою очередь, также состоит из меньших месторазвитий, которые в сумме составляют единое целое [1].

Таким образом, евразийцы исходят из принципов принятия этнического и культурного многообразия как Евразии, так и всего мира. Они отрицали саму возможность насильственной экономической, культурной или политической экспансии. Даже по отношению к России-Евразии К. А. Чхеидзе писал: «Совместное сосуществование нескольких наций строится на основе признания каждой отдельной нации — отдельной личностью… Административные границы должны совпадать с границами этнического распределения. Т. е. каждая отдельная нация должна представлять особую отдельную самоуправляющуюся единицу в составе великого целого» [2]. Таким же образом, евразийцы относились и к государствам, не входящим в географические зоны России-Евразии. Но отмечали, что России необходимо поддерживать тесные экономические и культурные связи с Азиатскими странами, а также предостерегать их от экспансионистской европейской культуры, и помогать развивать их собственные национальные культуры [3]. Трубецкой писал: «азиофильская ориентация русской внешней политики есть естественная для России ориентация» [3, с. 388]. Тем не менее, евразийцы не отрицали и возможности некоторых соприкосновений и с Европой. Так, Савицкий писал, что Россия не должна: «враждебно замыкаться в себе от Европы…» [1, с. 65].

Концепция евразийского геополитического и культурного полицентризма, а также критика западного космополитизма и шовинизма хорошо выражена Н. С. Трубецким в работе «Европа и человечество» [4]. В данном труде Трубецкой, среди прочего, указывает на негативное восприятие романо-германцами всех наций, что не похожи на них. Н. Трубецкой писал: «при сравнении разных культур между собою европейцы знают лишь одно мерило: что похоже на нас — лучше и совершеннее всего, что на нас не похоже» [4].

Космополитизм европейцев, по мысли Н. Трубецкого, выражается в их стремлении навязать свою культуру, как единственно верную, всем остальным, по их убеждению, отсталым народам. Таким образом, к цивилизованному миру европейцы, помимо себя, причисляют лишь те народы, что отказались от своей самобытности и подчинились культуре Европы. По мнению Н. Трубецкого, такое понимание европейцами цивилизованности не имеет объективного научного подкрепления и основывается на эгоцентризме укорененном в их культуре [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что европейцы через идею космополитизма стремятся подчинить себе остальные самобытные народы и целые месторазвития. Ситуация становится особенно опасной вследствие того, что сами народы, на которые направлена экспансионистский характер романо-германской культуры, заражаются идеей ее исключительности. Но, по мнению Трубецкого, из этого положения есть выход, поскольку не романо-германские народы, впитывающий ее культуру, сами по себе не имеют того укоренившегося, являющегося неотъемлемой частью, эгоцентризма, что имеют европейцы, то эти народы, могут заимствовать некоторые культурные аспекты европейцев, и, в то же время, игнорировать эгоцентризм. Савицкий пишет: «…одни романогерманцы без поддержки уже европеизированных народов будут не в состоянии продолжать дело духовного порабощения всех народов мира» [4]. П. Савицкий, критически осмыслив данные идеи Н. Трубецкого несколько дополнил их, изложив свое видение данной проблематики в работе «Европа и Евразия» [5].

Так, по мысли Савицкого, Трубецкой провозглашая равноценность культур не учел одного важного аспекта, а именно: наличия у конкретной общности, как носителя самобытной культуры, достаточной силы для того, чтобы отстоять свое существование. Таким образом, по мысли Савицкого, именно признак силы, который может заключаться в военно-политическом смысле или в смысле культурно-идеологического влияния, является ключевым в вопросе соотношения культур. Кроме того, Савицкий не соглашается с Трубецким по вопросу негативного влияния эгоцентризма на развитие полицентризма. По мнению Савицкого, именно за счет эгоцентризма, народы способны эмансипироваться от чуждой им идеологии и встать на путь самобытного развития тем самым внеся свой вклад в полицентрическое геополитическое устройство мира.

Важным, в размышлениях Савицкого по данному вопросу, является его указание на то, что именно Россия-Евразия как отдельный целостный самобытный мир способна стать ответом романо-германскому стремлению к унификации мира по своему образу. Поскольку: «Евразия есть область некоторой равноправности и некоторого «братания» наций, не имеющего никаких аналогий в междунациональных соотношениях колониальных империй» [5]. Кроме того, Савицкий указывает и на то, что ряд азиатских стран, не являющихся ее частью, а только примыкающих к границам России, в полной мере могут стать ее союзниками в борьбе с европеизацией мира.

Литература:

  1. Савицкий П. Н. Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997.
  2. Чхеидзе К. А. Национальная проблема // Евразийская хроника. Выпуск IV. [Электронный ресурс] // URL: http://www.politnauka.org/library/mpimo/chh.php (Дата обращения: 29.11.2022).
  3. Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. — М.: АГРАФ, 1999.
  4. Трубецкой Н. С. Европа и человечество [Электронный ресурс] // URL: http://gumilevica.kulichki.net/TNS/tns03.htm (Дата обращения: 29.11.2022).
  5. Савицкий П. Н. Европа и Евразия [Электронный ресурс] // URL: http://nevmenandr.net/eurasia/1921-PNS-eur.php. (Дата обращения: 29.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Европа, Евразия, Россия-Евразия, западный космополитизм, идейно-политическое течение евразийства, концепция месторазвития, либерально-демократическая идеология, отдельная нация, США.


Похожие статьи

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику

С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимо...

(ОТОЗВАНА) Интеллигенция в современном мире: российский контекст (философский аспект)

В данной работе будет совершено осмысление феномена интеллигенции в условиях современного мира, подвергающимся процессам глобализации общества и массовизации культуры. Данные процессы трансформируют способ существования особого класса интеллектуалов,...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Спекулятивный сравнительно-культурологический анализ имманентности концепта урбаэкотуризма

Цель — указать возможную причину неравномерного распространения концепта реализации экотуристической деятельности на урбанизированных территориях, а именно урбаэкотуризма в дихотомии Азия и Европа путём спекулятивного сравнительно-культурологического...

Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза

Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Институциональная среда формирования социального капитала. К постановке проблемы

Конец XX — начало XXI века стало временем активного распространения и приобретения популярности теории социального капитала. Этому способствовали социальные изменения в общественной жизни стран Западной Европы и Северной Америки, которые стали наблюд...

Похожие статьи

Политический популизм как оружие на мировой арене

С усилением тенденций популистской политики в современном мире изучение сущности современного популизма приобретает все большее научное значение. В статье рассматриваются основные направления политологического понимания феномена глобального подъема п...

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма в трактовке науки: понимание Э. Гуссерлем науки как «врожденного телоса» «европейского человечества»

В статье обосновывается актуальность современного критического осмысления европоцентричной (евроцентричной) трактовки науки; оно способствует, во-первых, более глубокому пониманию реальной истории науки, во-вторых, позволяет увидеть и оценить специфи...

Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику

С непрерывным укреплением тенденций к интеграции мировой экономики, сотрудничество и контакты между странами, сформировавшиеся на основе международного разделения труда, день ото дня становятся все более и более тесными, а взаимосвязь, взаимозависимо...

(ОТОЗВАНА) Интеллигенция в современном мире: российский контекст (философский аспект)

В данной работе будет совершено осмысление феномена интеллигенции в условиях современного мира, подвергающимся процессам глобализации общества и массовизации культуры. Данные процессы трансформируют способ существования особого класса интеллектуалов,...

Подходы к трактовке понятия «национальная безопасность»

В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия национальная безопасность. С позиции национальных интересов можно выделить два основных подхода к трактовке политики национальной безопасности — реалистический и идеалистический. Первый и...

Спекулятивный сравнительно-культурологический анализ имманентности концепта урбаэкотуризма

Цель — указать возможную причину неравномерного распространения концепта реализации экотуристической деятельности на урбанизированных территориях, а именно урбаэкотуризма в дихотомии Азия и Европа путём спекулятивного сравнительно-культурологического...

Противоречия и перспективы Евразийского экономического союза

Цель данной статьи — анализ тенденций и противоречий, трудностей развития Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На кафедре Современные торговые операции Север — Юг МГУПП подготовлены и изданы статьи по общей тематике евра...

Развитие идеи индивидуального правового регулирования в юридической науке в период существования СССР и в современных реалиях России

Автором затрагивается вопрос оценки сущности такой социально-правовой конструкции, как индивидуально-правовое регулирование, а также её концептуального отражения (закрепления) в научных исследованиях ученых разных временных периодов. Анализируя позиц...

Роль религии в международных отношениях

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непос...

Институциональная среда формирования социального капитала. К постановке проблемы

Конец XX — начало XXI века стало временем активного распространения и приобретения популярности теории социального капитала. Этому способствовали социальные изменения в общественной жизни стран Западной Европы и Северной Америки, которые стали наблюд...

Задать вопрос