Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 июня, печатный экземпляр отправим 25 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 2565 раз

Библиографическое описание:

Кожушко, Е. А. Методики расчета и анализа рентабельности как одного из основных показателей эффективности деятельности предприятия / Е. А. Кожушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96902/ (дата обращения: 11.06.2025).



Рентабельность — наиболее важный и точный показатель, по которому модно судить о прибыли, получаемой предприятием в ходе хозяйственной деятельности. В настоящей статье были рассмотрены показатели рентабельности как средства анализа эффективности деятельности предприятия. Авторами были рассмотрены основные показатели рентабельности и определена их значимость в оценке эффективности работы предприятия. Также были описаны разные подходы к методикам оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта исходя из исследований различных показателей рентабельности.

Ключевые слова : рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, внутренние факторы, внешние факторы, эффективность.

На сегодняшний день эффективности деятельности предприятий уделяется огромнейшее внимание. Финансовые показатели, такие как прибыль, убыток и рентабельность являются важнейшими при определении успешности деятельности предприятия и перспектив их развития. [7, с.14] Для этого предприятия проводят комплексный анализ всех экономических показателей.

Основополагающую роль в комплексном анализе занимает такой показатель, как рентабельность. Данный показатель может характеризовать доходность предпринимательской, производственной и инвестиционной деятельности. При изучении показателей рентабельности руководство предприятия может определить факторы роста прибыли, эффективность производства товаров, работ и услуг, и как следствие, влияние производства на получаемую прибыль, выявить наиболее эффективные методы работы, помогающие приумножить прибыль, получаемую от деятельности.

Существует несколько основных видов показателей рентабельности:

— Рентабельность продукции — данный вид рентабельности показывает размер прибыли, которую субъект хозяйствования получает с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Для увеличения данного показателя необходимо провести мероприятия по снижению постоянных и переменных затрат на производство продукции. [5, с.479]

— Рентабельность продаж — показывает долю прибыли в каждом затраченном рубле. Повышение данного показателя возможно за счет увеличения ценна производимую продукцию, снижение затрат и себестоимости продукции. [6, с.657]

— Рентабельность активов — позволяет оценить эффективность применения активов организации, способность системы менеджмента обеспечить достижение конечных результатов в соответствии с поставленной целью. Повышение рентабельности активов возможно за счет уменьшения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, снижения сырьевых запасов и незавершенного производства, модернизацией оборудования с помощью продажи старого и приобретением новых технологий производства. А также тщательным контролем и проведением эффективных мероприятий по снижению дебиторской задолженности, ростом оборачиваемости активов. [5, с.483]

— Рентабельность собственного капитала — характеризует эффективность использования той части активов, которая принадлежит собственникам предприятия. Повысить данный показатель можно за счет уменьшения доли собственного капитала, а также привлечения заемных средств. [5, с.480]

Анализ всех вышеперечисленных показателей рентабельности преследует одну цель, определение эффективности использования имеющихся ресурсов и средств предприятия в разных направлениях хозяйственной деятельности, т. е. нахождение определённого баланса, который поможет снизить издержки и повысить эффективность, не ухудшая качество.

На уровень рентабельности могут оказывать влияние как внутренние, так и внешние факторы.

К внутренним относятся факторы, которые зависят от хозяйствующего субъекта.

Их можно разделить на два вида:

— Производственные, такие как, использование трудовых ресурсов, средств труда.

— Внепроизводственные, то есть финансовая деятельность предприятия:

  • снабженческо-сбытовая деятельность;
  • контрольная деятельность;
  • природоохранная деятельность;
  • социальные условия труда работников.

Все вышеперечисленные факторы имеют прямое отношение к росту прибыли и повышению рентабельности предприятия.

Внешние факторы — это факторы, которые не зависят от деятельности субъекта хозяйствования, но очень сильно влияют на результативность деятельности предприятия.

К внешним факторам можно отнести:

— Географическое положение субъекта хозяйствования;

— Спрос на производимую продукцию, товары и услуги;

— Существующую конкуренцию;

— Вмешательство государства в экономику;

— Ситуацию на смежных рынках. [1, с.6]

Несмотря на широкую изученность данной темы, на сегодняшний день не существует единой методики для расчетов показателей рентабельности, каждое предприятие может выбрать наиболее подходящую методику для расчета, исходя из сложившейся ситуации и вида деятельности.

Например, Савицкая Г. В. предлагает методику, в которой учитываются все возможные факторы, влияющие на показатели рентабельности, каждый из показателей анализируется с максимальным использованием оптимального числа данных благодаря этому анализ финансового состояния проводится с высокой эффективностью.

По мнению Бобошко В. И., для анализа рентабельности активов, следует разделить величину прибыли на среднюю величину активов. Но в данной методике не ясно какую именно прибыль (прибыль до налогообложения или чистую прибыль) необходимо использовать для расчета. [3, с. 329]

Артемов В. А. выделяет такие показатели как, рентабельность продаж, рентабельности капитала и рентабельность активов. Все эти показатели автор предлагает рассчитывать на основе чистой прибыли предприятия. [2, с.6]

М. М. Микушина предлагает для расчета выделить такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность. Данные показатели рассчитываются на основании данных, представляемых хозяйствующим субъектом в бухгалтерской (финансовой) отчетности. [4, с.10]

Рассмотрим методику расчетов показателей рентабельности, предлагаемую М. М. Микушиной на примере АО «Амбер Пермалко».

Согласно данной методике необходимо рассчитать такие показатели рентабельности, как: рентабельность продаж, чистая рентабельность, экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и валовая рентабельность.

Таблица 1

Методика определения показателей рентабельности АО «Амбер Пермалко»

Наименование показателя

Методика расчета

2020 год

2021 год

Отклонения (+;-)

Прибыль от реализации

-

184086

258782

74696

Выручка от продаж

-

1653054

1916715

263661

Валовая прибыль

-

528431

653695

125264

Чистая прибыль

-

51714

46804

-4910

Средняя стоимость активов

-

1553914

1895557

341643

Средняя стоимость собственного капитала

-

595653

599978

4325

Рентабельность продаж

Прибыль от реализации х 100 %

Выручка от продаж

0,11 %

0,13 %

0,02 %

Чистая рентабельность

Чистая прибыль х 100 %

Выручка от продаж

0,03 %

0,02 %

-0,01 %

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль__ х 100 %

Средняя стоимость активов

0,03 %

0,02 %

-0,01 %

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль____ х100 %

Средняя стоимость собственного капитала

0,09 %

0,08 %

-0,01 %

Валовая рентабельность

Прибыль валовая___ х100 %

Выручка от продаж

0,32 %

0,34 %

0,02 %

Из расчетов, приведенных в таблице 1 видно, что показатель рентабельности продаж увеличился в 2021 году в сравнении с 2020 на 0,02 % и составил 0,13 %, данный показатель показывает на сколько прибыль от продаж покрывает производственные запасы. Показатель экономической рентабельности показывает какой доход организация получила от использования активов, в 2021 году в АО данный показатель снизился в сравнении с 2020 годом на 0,01 % и составил — 0,02 %, значит конкурентоспособность организации имеет тенденции к снижению. Коэффициент рентабельности собственного каптала в АО «Амбер Пермалко» в 2021 году снизился на 0,01 % в сравнении с 2020 годом и составил — 0,08 %, снижение данного показателя говорит о том, что руководство организации инвестировало денежные средства в неприбыльные активы. Однако рост показателя «Валовая прибыль» в 2021 году на 0,02 % в сравнении с 2020 годом является свидетельством того, что руководство АО пытается внедрить в производственные мощности новые прогрессивные технологии для повышения прибыльности.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что тема анализа рентабельности, как главного показателя эффективности деятельности предприятия играет важнейшее значение в принятии решений в оценке конечных результатов деятельности предприятия, а также при принятии управленческих решений в области планирования.

Благодаря многообразию представленных подходов при расчетах и анализе основных показателей рентабельности хозяйствующие субъекты вправе сформировать свою точку зрения и выбрать наиболее рациональную и эффективную систему показателей рентабельности, в каждом отдельном случае, для оптимальной оценки эффективности функционирования хозяйствующего субъекта.

Литература:

  1. Агафонова, И. А. Анализ рентабельности в экономике [Текст] / И. А. Агафонова // Форум молодых ученых. — 2019.
  2. Артёмов, В. А. Практические подходы к оценке ликвидности и рентабельности предприятия [Текст] / В. А. Артемов // Политика, экономика и инновации. — 2021.
  3. Бобошко, В. И. Анализ рентабельности активов предприятия как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта [Текст] / В. И. Бобошко // Вестник Московского университета МВД России. — 2021.
  4. Микушина, М. М. Комплексный экономический анализ [Электронный ресурс]: учебное пособие / [и др.].Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018
  5. Савицкая, Г.В. /Экономический анализ: учебник /. — 15-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022.— (Высшее образование: Бакалавриат).
  6. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — Минск: РИГТО, 2019.
  7. Старкова, О. Я. Финансовые показатели сельскохозяйственных предприятий Пермского края // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. — 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): собственный капитал, рентабельность продаж, показатель, чистая прибыль, показатель рентабельности, хозяйствующий субъект, экономическая рентабельность, валовая рентабельность, рентабельность активов, чистая рентабельность.


Похожие статьи

Оценка эффективности управления корпорацией на основе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности

В статье рассматриваются и анализируются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование финансового результата деятельности корпорации. Каждый субъект стремится к повышению эффективности своей деятельности и к ее прибыльности, со...

Сущность финансовых результатов деятельности предприятия

В данной статье авторами была рассмотрена экономическая сущность финансовых результатов деятельности предприятия. В статье обосновывается значимость проведения анализа финансовых результатов предприятия, так как они являются важнейшей составной часть...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Исследование взаимосвязи затрат и себестоимости с прибылью, объемами производства и реализации продукции на предприятиях общественного питания

В условиях рыночной конкуренции особое значение приобретают показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурентной борьбе за потребителя победит тот, кто предложит качественную продукцию по доступным ценам. Поведение затрат играет важную роль в ...

Сущность, цель и задачи оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В настоящей статье рассматривается сущность, цели и задачи оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также основные ее принципы. Рассмотрены методы и подходы к оценке финансово-хозяйственной деятельности, ключевые показатели и метрик...

Финансовые риски: сущность, виды, практические аспекты

В деятельности хозяйствующих субъектов одним приоритетных и ответственных направлений управления является менеджмент финансовыми рисками. В связи с этим в статье проведен краткий ракурс теоретических основ финансовых рисков, подчеркнута их важность д...

Оценка нематериальных активов предприятия

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями и проблемными моментами оценки нематериальных активов предприятия (НМА). В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получен...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях

Исследование подходов понятий предпринимательской деятельности и ее эффективности приобретают все большую актуальность в настоящее время. Изучение факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельности предприятия, позволяет оценить...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Похожие статьи

Оценка эффективности управления корпорацией на основе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности

В статье рассматриваются и анализируются факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование финансового результата деятельности корпорации. Каждый субъект стремится к повышению эффективности своей деятельности и к ее прибыльности, со...

Сущность финансовых результатов деятельности предприятия

В данной статье авторами была рассмотрена экономическая сущность финансовых результатов деятельности предприятия. В статье обосновывается значимость проведения анализа финансовых результатов предприятия, так как они являются важнейшей составной часть...

Актуальные проблемы учета и определения финансовых результатов деятельности предприятия (на примере ОАО «Завод маслодельный «Атяшевский»)

В данной статье отражены актуальные проблемы учета финансовых результатов деятельности предприятия. Также рассмотрены проблемы их определения. Наглядно показано формирование финансового результата предприятия. Проведён факторный анализ для оценки уро...

Исследование взаимосвязи затрат и себестоимости с прибылью, объемами производства и реализации продукции на предприятиях общественного питания

В условиях рыночной конкуренции особое значение приобретают показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурентной борьбе за потребителя победит тот, кто предложит качественную продукцию по доступным ценам. Поведение затрат играет важную роль в ...

Сущность, цель и задачи оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

В настоящей статье рассматривается сущность, цели и задачи оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также основные ее принципы. Рассмотрены методы и подходы к оценке финансово-хозяйственной деятельности, ключевые показатели и метрик...

Финансовые риски: сущность, виды, практические аспекты

В деятельности хозяйствующих субъектов одним приоритетных и ответственных направлений управления является менеджмент финансовыми рисками. В связи с этим в статье проведен краткий ракурс теоретических основ финансовых рисков, подчеркнута их важность д...

Оценка нематериальных активов предприятия

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с особенностями и проблемными моментами оценки нематериальных активов предприятия (НМА). В процессе исследования обозначены особенности оценки и амортизации НМА и предложен подход к получен...

Статистическое изучение объема розничного товарооборота в РФ

В работе представлен анализ факторов, влияющих на один из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли — объем розничного товарооборота. В ходе корреляционного анализа становится ясно, что наибольшее влияние на данны...

Понятие эффективности предпринимательской деятельности в современных условиях

Исследование подходов понятий предпринимательской деятельности и ее эффективности приобретают все большую актуальность в настоящее время. Изучение факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на деятельности предприятия, позволяет оценить...

Стоимостный подход как основа современного управления бизнесом

Научная статья посвящена анализу особенностей и характеристики основных методов оценки стоимости бизнеса, которые выступают инструментами стоимостного подхода к управлению компанией. Перечислены основные факторы, которые имеют прямое влияние на выбор...

Задать вопрос