Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.11.2022

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Алиева, А. М. Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития / А. М. Алиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 478-479. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96584/ (дата обращения: 16.04.2024).



Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития, познавательная сфера.

Введение. Год от года отмечается увеличение количества детей с ОВЗ, получающих образование в условиях массовой школы. Среди детей с ОВЗ самую большую и разнородную группу составляют дети с задержкой психического развития, характеризующиеся, в силу различных этиологических факторов сниженной познавательной активностью, отставанием в общем интеллектуальном развитии, пониженными обучаемостью и умственной работоспособностью, трудностями в организации учебной деятельности и поведения, неполноценностью социальных коммуникаций. [1]

Основным фактором, обусловливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, является своевременная организация коррекционного воздействия. В научных исследованиях на сегодняшний день показано и подтверждено практикой, что педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребёнка имеются в период раннего возраста из-за пластичности психики. [4]

Коррекционная помощь — это деятельность, которая присоединяется к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка. Также коррекционная работа раскрывает и реализует способности и возможности ребенка в различных сферах. [5]

Таким образом, учитывая все вышесказанное, мы считаем актуальным исследование, а также проведение коррекционных мероприятий с детьми младшего школьного возраста, направленных на работу с познавательной сферой ребенка.

Главной целью данной работы является изучение познавательной сферы, а также ее составляющих и инструментов коррекции у детей младшего школьного возраста посредством проведения коррекционных мероприятий в виде проектной формы обучения.

Исследование проводилось на базе МБОУ Средней общеобразовательной школы № 25, города Сургута, участие в проекте приняли 8 человек в возрасте от 7 до 9 лет. Все они обучаются в первом-втором коррекционных классах.

Используемые методы: клиническая беседа, составление рассказа по серии сюжетных картинок, пробы Пиаже, а также дополнительные пробы на определение уровня эгоцентризма.

В рамках проведенной проектной деятельности были получены следующие результаты:

1) Коррекция познавательной сферы, а также комплексное развитие младших школьников с ЗПР произошло в условиях развёртывания ПФО (проектной формы обучения) в виде сюжетно-ролевой игры со всеми структурными компонентами в рамках нашего эмпирического исследования. Так у детей в рамках проекта появилась полная ориентировка в решении задач, что помогло им быть более успешными в новом виде деятельности. Младшие школьники более охотно начали принимать, а в последствии и понимать задачи, которые перед ними ставились.

2) Развитие познавательной сферы младших школьников с ЗПР происходило за счет развития творческого воображения, словесно-логического мышления, умения оперировать символами и знаками в ходе разработки творческого продукта. Стоит отметить отдельных детей, которые вышли на уровень воспроизведения словесно-логического мышления.

3) Что касается освоения социально приемлемых форм взаимодействия, многие из участников вышли на этап экспериментирования социально приемлемыми способами взаимодействия со сверстниками, успешно пройдя этап экспериментирования со взрослыми. У большинства детей появились предпосылки к формированию словесно-логической формы мышления, что свидетельствует о широкой зоне ближайшего развития и готовности выйти на новый уровень.

Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце экспериментального обучения, доказал действенность и эффективность, разработанных нами условий проведения коррекционно-развивающего обучения, направленного на формирование познавательной деятельности младших школьников с ЗПР с целью повышения общего развития учащихся рассматриваемой категории.

В целом результаты исследования дают основание для вывода о том, что разработанная и экспериментально обоснованная модель формирования познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на уроках и в процессе проведения внеклассной работы способствуют эффективному ее формированию, а также повышению уровня общего развития.

Литература:

  1. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 2002. — 157 с.
  2. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. — 288с.
  3. Мищенко З. И., Мищенко Л. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса, 2018 — с. 359–367.
  4. Мищенко З. И., Мищенко Л. И. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с задержкой психического развития в условиях образовательного процесса // 2018. С. 359–367.
  5. Таболова Э. С., Говенко Ю. А. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Университетская наука. 2019. № 1 (7). С. 174–176.
  6. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003, — 272с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная сфера, психическое развитие, младший школьный возраст, познавательная деятельность, проектная деятельность, проектная форма обучения, ребенок, словесно-логическое мышление, школьник, этап экспериментирования.


Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном...

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

− уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем...

В рамках проведенной проектной деятельности были получены следующие результаты

 Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития.

развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного...

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка.

Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала...

Теоретический анализ исследования психологических...

Особенно активно в этом возрасте развивается интеллектуальная сфера ребенка. Основным видом мышления в данном возрасте является образное мышление.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка.

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Именно наличие познавательного интереса снимает трудности учебной деятельности, и

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном

Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, так как на

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [1, с. 123].

Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.

Однако, указывала Л. И. Божович, решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет. Основной деятельностью ребенка в этот период является учебная деятельность.

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой...

 Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития

— М.Изд-во АПН РСФСР, 1960. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Слободчиков В. В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, взаимодействие...

Похожие статьи

Особенности развития мышления в младшем школьном...

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие мышления в младшем школьном возрасте занимает важное место среди других

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.

− уровень развития словесно-логического мышления у детей с тяжёлыми нарушениями речи...

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем...

В рамках проведенной проектной деятельности были получены следующие результаты

 Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития.

развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста...

Развитие логического мышления у детей младшего школьного...

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления.

Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении

В современной периодизации психического развития охватывает период от 6–7 до 9–11 лет.

Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения.

Психолого-педагогические особенности детей младшего...

Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка.

Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник, похвала...

Теоретический анализ исследования психологических...

Особенно активно в этом возрасте развивается интеллектуальная сфера ребенка. Основным видом мышления в данном возрасте является образное мышление.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник

Младший школьный возраст — это период значительных изменений всего психического облика ребёнка.

Основы развития познавательного интереса в младшем...

Именно наличие познавательного интереса снимает трудности учебной деятельности, и

Поэтому, как и всякая деятельность, учебная деятельность в младшем школьном

Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, так как на

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень важна для...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в

Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. [1, с. 123].

Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.

Однако, указывала Л. И. Божович, решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка

Таким образом, младший школьный возраст — это период развития ребенка в возраст от 6 до 11 лет. Основной деятельностью ребенка в этот период является учебная деятельность.

Особенности проектной деятельности с детьми с задержкой...

 Ключевые слова: проектная деятельность, задержка психического развития

— М.Изд-во АПН РСФСР, 1960. Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Слободчиков В. В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст, проект, взаимодействие...

Задать вопрос