Особенности познавательного интереса у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.11.2022

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Шарина, К. А. Особенности познавательного интереса у подростков / К. А. Шарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96427/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье проводится теоретический анализ области познавательного интереса и его особенностей в подростковом возрасте, а именно причины снижения школьной успеваемости в данный возрастной период. Также исследуется ее зависимость от познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: мотив, подростковый возраст, познавательный интерес, школьная успеваемость.

The article provides a theoretical analysis of the area of cognitive interest and its features in adolescence, namely the reasons for the decline in school performance in this age period. It also examines its dependence on the cognitive interest of students.

Keywords : motive, adolescence, cognitive interest, school performance.

Одной из важнейших проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии является проблема мотивации. Она имеет большое значение в разработке современной психологии, с помощью мотивации происходит анализ источников предприимчивости человека, сил, которые побуждают его к деятельности. Основой её интерпретации выступает мотив, побуждающий человека к осуществлению той или иной деятельности.

Наиболее целостным является определение мотива, которое предложила Л. И. Божович: «Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность. В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания человека. Словом, все то, в чем нашла свое выражение потребность» [1].

Мотивация — стимулы, которые вызывают активность организма и определяют её направленность. Термин «мотивация», представленный в широком смысле, используется во всех областях психологии для исследования причин и механизмов целенаправленного поведения человека [2].

Важнейшую роль в совершении оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста [3].

Учебный мотив — это побуждение школьника к учебной деятельности. В свою очередь, учебная мотивация как вид мотивации представляет собой направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса.

Учебная мотивация в подростковом возрасте, представляет собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешний мотивации. Именно в этом подростковом возрасте складывается иерархия мотивов.

Преобладают широкие социальные мотивы, потому что в ходе учебной и общественной деятельности у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Учебная мотивация приобретает иной смысл, подросток начинает задумываться о будущей профессии и усиливает знания в определенных предметах. Учебная мотивация во многом зависит от умения педагога заинтересовать ученика, так же зависит от индивидуальных особенностей подростка.

У большинства учащихся в подростковом возрасте начинаются проблемы с успеваемостью. Это может быть связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а со снижением познавательного интереса к учению. При теоретическом анализе выяснилось, что в подростковом возрасте происходят изменения характера мотивации учебной деятельности, а также стоит отметить, что многие учёные считают, что у подростков снижается учебная мотивация и происходит изменение мотивов мотивации учебной деятельности.

Н. Ф. Талызина считала, что познавательный интерес выступает в качестве главного мотива внутренней мотивации. В данном случае получение знаний выступает целью деятельности учащегося. Собственная деятельность ученика является средством, которое удовлетворяет познавательную потребность [4].

Целью практического исследования являлось: исследование учебной мотивации в подростковом возрасте. Для достижения цели было предусмотрено решение следующих задач:

1) Диагностировать уровень познавательного интереса школьников;

2) Оценить уровень развития учебной мотивации учащихся.

Практическая часть данной работы была реализована при участии школьников 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 49 г. Пенза. В исследование принимало участие 21 человек.

Для диагностики учебной мотивации детей подросткового возраста в исследовании использовалась методика изучения мотивации учения подростков М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой.

В результате проведения анкеты по методике Г. И. Щукиной, направленной на выявление уровня познавательного интереса, получились следующие результаты (табл.1):

Таблица 1

Сравнительная таблица по исследованию познавательного интереса (в %)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

9

62

29

Большая часть испытуемых (62 %) имеют средний уровень познавательного интереса. Таким детям характерна познавательная активность, требующая побуждений учителя.

Далее следуют испытуемые с низким уровнем познавательного интереса (29 %). Данный уровень характеризуется наличием мнимой самостоятельности действий, полной бездеятельности при затруднениях.

И для наименьшего процента испытуемых (9 %) характерно увлечение процессом самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.

Далее нам необходимо сравнить исследованный познавательный интерес и учебную мотивацию (табл.2).

Таблица 2

Сравнительная таблица по исследованию учебной мотивации (в %)

Группы испытуемых

Уровни

Внутренние мотивы

Внешние мотивы

Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени

Высокий

Средний

Низкий

1 группа

50

50

-

100

-

-

2 группа

38

62

-

46

8

46

3 группа

33

67

-

17

33

50

Итак, самый высокий уровень мотивации учебной деятельности имеют подростки с высоким уровнем познавательного интереса (50 %), затем идут подростки со средним уровнем познавательного интереса (38 %) и самые низкие показатели характерны для низкого уровня познавательного интереса (33 %)

Средний уровень мотивации характерен для наибольшего числа испытуемых в каждой группе: 50 % у испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, а также 62 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 67 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса.

Также можно говорить том, что у 100 % испытуемых с высоким уровнем познавательного интереса, 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 17 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса преобладают внутренние мотивы, а у 8 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса и 33 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса выявлено преобладание внешних мотивов. У 46 % испытуемых со средним уровнем познавательного интереса, а также 50 % испытуемых с низким уровнем познавательного интереса демонстрируется наличие внутренних и внешних мотивов в равной степени.

Таким образом, мы можем говорить о том, что различия в мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте связаны с разным уровнем познавательного интереса.

Литература:

  1. Божович М. И. Изучение Мотивации поведения детей и подростков. — М., 1976.
  2. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Чрошевского. — М.: Просвещение, 1985.
  3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. — М., 1983.
  4. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. — М., 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, подростковый возраст, учебная мотивация, уровень, учебная деятельность, высокий уровень, испытуемый, мотив, сравнительная таблица, школьная успеваемость.


Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности интересов подростков с разной...

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование мотивации и познавательной активности...

По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Похожие статьи

Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при...

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой.

Таблица 1. Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения).

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление...

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая

Отсутствие учебной мотивации приводит к снижению успеваемости и замедляет процесс развития личности ребенка.

Школьная успешность в этом возрасте тесно связана с уровнем учебной мотивации

Эта девочка имеет очень высокий уровень учебной мотивации.

Особенности интересов подростков с разной...

Ключевые слова: подростковый возраст, интересы, выраженность интересов, учебная

– в подростковом возрасте интересы нередко приобретают форму увлечений [3, с. 46–47]. Интересы являются одними из ценнейших мотивов учебной деятельности подростков.

Из таблицы 1 видно, что для подростков с высоким уровнем сформированности учебной...

Развитие у школьников мотивации к учению | Статья в журнале...

Формирование учебной мотивации — одна из центральных проблем современной школы.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях.

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Из таблицы видно, что во всех трёх классах преобладает мотивация II и III уровней.

Познавательные мотивы подростка в процессе обучения

Мы описали выше ряд несовершенств психических процессов у младших подростков.

Даже в лучшем случае, если есть положительная внутренняя мотивация учения, источники ее нередко лежат у подростков вне самого

Как же придать самой учебной деятельности роль основного побудителя к учению?

Мы уже говорили выше, что подросток тяготеет к обобщениям.

Особенности мотивационной сферы подростков

− Основу учебной деятельности составляет познавательная мотивация: предметом

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес.

Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная...

Познавательный интерес в подростковом возрасте

Рассмотрены особенности познавательного интереса подростков. Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст.

Изучение мотивации учебной деятельности младших...

2. изучить особенности мотивации учебной деятельности младших подростков

«Мотив высокой оценки» у 3 (15%) учащихся: Саши И. и Лина Г., из беседы с родителями которых выяснилось, что

Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс.

Формирование мотивации и познавательной активности...

По утверждению психологов, учебно-познавательная мотивации у младших школьников

Для того, чтобы учебная деятельность была успешной, нужно создавать мотивацию через

Можно предположить, что учебная успешность напрямую зависит от уровня учебной

учебная мотивация, мотив, начальная школа, учебная деятельность, итог обучения...

Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом...

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков: 1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

Задать вопрос