Иммерсивные шоу как особый способ психологического воздействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 04.11.2022

Статья просмотрена: 726 раз

Библиографическое описание:

Крылова, Г. А. Иммерсивные шоу как особый способ психологического воздействия / Г. А. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 366-369. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96034/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье автор рассматривает особенности воздействия иммерсивных форматов мероприятий на зрителя. Иммерсивность на данный момент является одной из самых популярных форм индустрии досуга. В статье приводится ряд причин, по которым публика делает выбор именно в сторону такого формата шоу и постановок, а также проводится исследование технологий психологического воздействия на зрителя, к которым необходимо прибегать при создании качественной постановки. На примере современных иммерсивных шоу разной направленности автор доказывает, что такие постановки имеют не только развлекательный, но и терапевтический характер.

Ключевые слова: иммерсивность, иммерсивное шоу, иммерсивный театр, психология, психологическое воздействие.

In the article, the author considers features of the impact of immersive event formats on the viewer. Currently, immersiveness is one of the most popular forms of entertainment industry. The article adduces a number of reasons why the audience opts for such a format of shows and performances, and also conducts research of the technologies of psychological impact on the viewer, which must be resorted to while staging a high-quality performance. The example of modern immersive shows of various areas facilitates proving that such performances are both entertaining and therapeutic.

Keywords: immersiveness, immersive show, immersive theater, psychology, psychological impact.

В последнее десятилетие иммерсивность является одним из главных трендов индустрии досуга. Понятие «иммерсивный» происходит от английского слова «immersive» — погружающий, вовлекающий, поглощающий. В сферу иммерсивных шоу включены не только так называемые «иммерсивные спектакли», но и любые формы театрального действия, так или иначе связанные с активным участием зрителя. Есть несколько версий, откуда иммерсивность пришла в искусство. По одной из них считается, что она возникла в музейной практике, где ее применяли для изменения привычных экспозиций и стандартного передвижения от экспоната к экспонату. Также иммерсивность принято связывать с интерактивными компьютерными играми и LARP — ролевыми играми живого действия. Но так или иначе, некую иммерсивность можно было встретить уже в театральных постановках на рубеже XIX-XX веков. Так, Всеволод Эмильевич Мейерхольд пытался вовлечь публику в ход спектакля, перенося часть или всё действие полностью в зрительный зал.

В своем современном виде иммерсивные шоу появились в Европе в начале 2000-х гг. Одним из родоначальников этого жанра считается британская театральная компания ПанчДранк (PunchDrunk). Как раз они ввели в свои постановки те ключевые особенности, которые теперь отличают иммерсивные шоу от классических театральных постановок: отсутствие границы между зрителем и разворачивающимся действием — теперь зритель, лишенный каких-либо ограничений в перемещении в процессе спектакля, становился его участником «наравне» с актером. Также PunchDrunk ввели ту самую «визитную карточку» многих иммерсивных шоу — маски для зрителей, которые не только позволяют отличать посетителей от актеров, но и дают ощущение причастности к особому кругу людей, придают элемент таинственности всему происходящему.

В России первыми иммерсивными спектаклями считаются постановка режиссера Игоря Яцко «День Леопольда Блума. Извлечение корня времени» в «Школе Драматического Искусства» и спектакль Юрия Квятковского «Норманск» в Центре им. Мейерхольда. Обе постановки были представлены в 2004 году.

С тех пор иммерсивные шоу довольно сильно расширили свои границы, и сейчас к ним относят такие форматы как: квесты в реальности с участием актеров (квест-перфоманс), интерактивные инсталляции, перфомансы (performance), хеппенинги (happening), сайт-специфик (site-specific) постановки, мультисенсорные ужины, променады/экскурсии с дополненной реальностью (AR), иммерсивные спектакли. VR-спектакли и инсталляции тоже часто проходят под лейблом иммерсивного шоу.

Стоит подчеркнуть, что некоторые из данных форматов популярны не только в сфере развлечений, но и в образовании и бизнесе.

Иммерсивные театры представляют огромное количество шоу разнообразной направленности с использованием различных приемов и уровней погружения зрителя в процесс. Жизнь в современном мире идет крайне интенсивно, и запросы публики меняются с невообразимой скоростью. Сфера развлечений предлагает огромное количество вариантов досуга, но все они быстро устаревают, если не продолжают развиваться, соответствуя человеческим запросам, — людям постоянно хочется получать новый опыт. Просто сидеть в креслах и смотреть спектакли “классического” театра становится уже недостаточно, — зритель хочет сам стать частью постановки, проживать историю наравне с актёрами, получить возможность взаимодействовать с предметами и персонажами и даже влиять на сюжет. Каждый из нас мечтал оказаться в своих любимых фильме или книге, испытать все переживания не только эмоционально, но и физически, и иммерсивные шоу дарят посетителям такую возможность.

Также немалую значимость для современного зрителя играет статусность. Те же маски, как уже было сказано, дают ощущение принадлежности к своего рода закрытому обществу, прикосновения к таинству, открывающемуся только тем, кто присутствует на спектакле. И очень многие иммерсивные шоу используют этот приём в своих маркетинговых кампаниях — намеренно скрывают место проведения спектакля или предлагают информацию о покупке билетов только через личные сообщения, приглашая зрителя стать частью действа «не для всех». Так, например, организаторы проекта «Иммерсивный провокационный бал INFERNO» не только не разглашают место действия вплоть до дня мероприятия, но также устанавливают дресс-код для всех участников, куда помимо вечерних костюмов обязана входить черная маска, скрывающая половину лица для сохранения анонимности присутствующих.

Для создания качественного иммерсивного шоу неприменимы технологии, используемые в классических театрах, ни в техническом плане, ни при разработке сценария. Создателям таких постановок необходимы обширные знания в области психологии, нейронаук и исследований человеческих эмоций.

На первый взгляд, иммерсивный опыт ведет к более глубокому вовлечению за счет активного включения зрителя в ход шоу. Возможность быть не только неподвижным наблюдателем, но и перемещаться в пространстве, трогать и изучать вблизи предметы, в некоторых случаях — взаимодействовать с актерами, безусловно позволяет получить намного более сильные переживания и эмоции, но также за этим стоит множество психологических исследований, в том числе теория транспортации, переживание потока и присутствие. Эти теории не новы для иммерсивного опыта, но уникальность представляет то, как они взаимодействуют в данной сфере, обеспечивая глубокую вовлеченность как в сфере развлечения, так и в обучении или бизнесе.

Карен Дилл-Шеклфорд, определяя теорию транспортации, заявляет о том, что участники могут быть настолько погружены в повествование — в первую очередь вымышленное — что испытывают «чувство переноса» как эмоционально, так и когнитивно в сконструированную реальность за пределами повседневного мира.

Теория потока, представленная Михаем Чиксентмихайи в 1975 году, подразумевает, что человек, выполняющий какую-либо деятельность, полностью погружается в чувство энергичной сосредоточенности, полной вовлеченности и удовольствия от процесса деятельности. Некоторые направления иммерсивных шоу требуют от зрителей активного участия в процессе, без которого основная цель постановки не может быть достигнута, но далеко не все люди сразу готовы включиться в действие, — многие, лишившись сцены как границы между публикой и актерами, создают эту границу у себя в голове. Соответственно, иммерсивный опыт должен быть разработан таким образом, чтобы как можно быстрее заинтересовать участников, помочь достичь состояния потока, расслабиться, раскрыться и получить от постановки те эмоции и опыт, которые им необходимы.

Присутствие же, определяемое как «нахождение здесь и сейчас», как раз является реакцией зрителя на иммерсивный опыт.

В человеческом мозгу находится два типа зеркальных нейронов. Одни из них подталкивают наши двигательные системы, и мы сокращаем мышцы так, как сокращает их другой человек. Вторые связаны с эмпатией, сопереживанием, состраданием и переносят на нас эмоции, которые испытывает другой человек [1]. Скотт Дейли, биоинженер Dolby Laboratories, Inc., специализирующийся на развитии VR-технологий, утверждает, что именно зеркальные нейроны лежат в основе понимания того, почему иммерсивные форматы мероприятий позволяют зрителям получить более сильные эмоции. Более того, хорошо известна связь между эмоциями и памятью через гиппокамп (часть головного мозга), что позволяет каждому зрителю в процессе шоу испытывать персональный опыт, основанный на личном культурном бэкграунде. Также эмоции являются сильным триггером для движения, т. е. действия, и, соответственно, зритель получает возможность не только приобрести жизненный опыт, но и применить, а в дальнейшем передать его, что является базовой человеческой потребностью [6].

Иммерсивные шоу имеют различные направленности и, соответственно, могут влиять на публику различным образом. Существует большое количество так называемых психологических спектаклей, не только дающих возможность зрителю погрузиться в новую для него обстановку, проверить себя «на прочность» в нестандартной ситуации, но и направленных на самопознание, принятие себя, открытие новых граней своей личности. В иммерсивном шоу «ТерRапиЯ» Оганнеса Гаспаряна каждый участник выбирает для себя наиболее близкое ему направление шоу, охарактеризованное одной из четырех карт Таро и, соответственно, рассматривающее одну из психологических линий, по которой будет проходить весь спектакль. В проектах «Pillow Talk» и «Voicing Pieces» от команды «Импресарио» посетителям предложен диалог с искусственным интеллектом и даже со своим собственным голосом, воспринимаемым в условиях, созданных для шоу, как будто голос из вне. Девиз шоу: «Вместо того, чтобы распознать себя в незнакомце, попробуйте осознать незнакомца в себе». Иммерсивный театр «Морфеус» предлагает своим посетителям уникальный опыт познания себя и людей вокруг — помимо того, что все спектакли проходят с закрытыми глазами и всё действие развивается в воображении участника, в постановке под названием «Вдох» зрители могут сами создавать вокруг себя собственную реальность, моделируя любые ситуации, и достаточно часто такие спектакли становятся не только игрой и развлечением, но и достаточно глубоким погружением в себя, осознанием своих потребностей, боли, слабости и силы. Другой спектакль от театра «Морфеус» под названием «Судный день» предлагает участникам стать присяжными в судебном деле и вынести приговор в конце действия, что связывает шоу с понятиями морали, объективного суждения, беспристрастности, умения слушать и слышать оппонентов. Иммерсивные постановки помогают взглянуть на различные ситуации с другого ракурса, развивают эмпатию, помогают зрителю перестроить образ своих мыслей и понять аспекты жизни, мало ему известные. Например, спектакль Хабаровского театра юного зрителя «Мария и я» необычным способом освещает проблемы детей с диагнозом «аутизм». Для постановки были созданы несколько комнат, перемещаясь по которым зрители попадают в разные ситуации из жизни 12-летней Марии, а также могут выполнить несложные задания, относящиеся к действию. Создатели называют этот спектакль контактом с другим сознанием и его индивидуальностью. Постановки с использованием VR-технологий не менее важны для понимания себя и людей вокруг нас, ведь они могут поместить зрителя в тело другого гендера, цвета кожи, дать возможности, которых человек лишен — например, люди с инвалидностью могут обрести способность ходить в VR-пространстве.

Опираясь на исследования Меркульевой А. В., можно сделать вывод, что иммерсивность важна и в современных социокультурных практиках. Она может применяться для «модификации культурных стереотипов, изменения репутации места, переосмысления и наполнения культурным содержанием городских локальных пространств» [3]. Целью же такого применения является «альтернативное восприятие города и своего места в нем» [3]. Продюсерский центр «Immerse Lab» предлагает большое количество digital спектаклей-променадов и выставок с дополненной реальностью, позволяющих увидеть новую, альтернативную Москву. AR-спектакль «Urban.Moskva» открывает новое измерение городской среды через синтез технологий, театра, поэзии Серебряного века, хип-хопа и актуального стрит-арта. AR-променад «Atalanta», основанный на книге средневекового алхимика Михаэля Майера, параллельно с историей ведет зрителя улицами района Китай-город, открывая новые грани этого места, обращая внимания на те детали, которые люди не замечают в обычной жизни. А также продюсерский центр «Immerse Lab» совместно с Павлом Пепперштейном и Соней Стереостырски открыл две параллельно связанные phygital-выставки, объединенные под названием «Музей подсознания Москвы». По словам создателей, они рассматривают город как мыслящий организм и обеспечивают посетителям «контакт с бессознательными пластами того места, которое мы в наших ежедневных речевых проявлениях привыкли называть городом Москва, столицей России».

Таким образом, можно сделать следующие выводы: иммерсивный опыт позволяет зрителям получить более сильные и глубокие переживания и в некотором роде, является видом психологического воздействия и терапии. Для создания качественной иммерсивной постановки режиссерской команде необходимо обращаться к сферам психологии, нейронаук и исследованиям эмоций, чтобы каждый зритель ощущал перемены в своем сознании по окончании спектакля. Становясь непосредственными участниками шоу, посетители не только испытывают удовольствие от просмотренного представления, но и получают возможность познать себя, принять некоторые свои качества, раскрыть новые стороны, казалось бы, обыкновенных вещей или мест, развить эмпатию, поставить себя на место другого человека, действуя в его реальности и обстоятельствах, изменить точку зрения или посмотреть под другим углом на ту или иную проблему.

Литература:

  1. Дубынин, В. А. Мозг и зеркальные нейроны [Электронный ресурс] / В. А. Дубынин // URL: https://postnauka.ru/video/89453
  2. Ерохина, Т.И., Кукушкина, Е. С. Феномен иммерсивного театра в современной отечественной культуре [Текст] / Т. И. Ерохина, Е. С. Кукушкина // Верхневолжский филологический вестник, 2019. — № 1 (16). — С. 214–222
  3. Меркульева, А. В. Иммерсивные методики в современных социокультурных практиках [Текст] / А. В. Меркульева // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры, 2020. — № 2 (43). — С. 58–62.
  4. Тараканова, О. Как зрители превратились в актеров и что из этого вышло: краткая история иммерсивного театра в России [Электронный ресурс] / О. Тараканова // URL: https://knife.media/immersive-theatre/
  5. Черняк, Е.Ф., Черняк, М.В., Белов, В. Ф. Иммерсивные шоу как актуальное направление индустрии досуга [Текст] / Е. Ф. Черняк, М. В. Черняк, В. Ф. Белов // Мир науки, культуры образования, 2022. — № 1 (92). — С. 69–71
  6. Daly, S. The Psychology of Immersive Media [Электронный ресурс] / Michael Goldman // URL: https://www.smpte.org/blog/the-psychology-of-immersive-media
  7. Poffenroth, M. The Power of Immersive Experiences to Increase Participant Engagement [Электронный ресурс] / Mary Poffenroth // URL: https://www.researchgate.net/publication/354930599_THE_POWER_OF_IMMERSIVE_EXPERIENCES_TO_INCREASE_PARTICIPANT_ENGAGEMENT
Основные термины (генерируются автоматически): зритель, шоу, постановка, спектакль, психологическое воздействие, эмоция, INFERNO, LARP, XIX-XX, продюсерский центр.


Ключевые слова

психология, психологическое воздействие, иммерсивный театр, иммерсивность, иммерсивное шоу

Похожие статьи

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

 Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздника.

Влияние искусства (в частности, живописи) на... | Молодой ученый

Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может

ЭмоцииЭмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и

весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной.

Обзор психологических теорий художественного восприятия позволяет выделить три уровня...

Причины возникновения и история развития иммерсивного театра

В другой постановке в сцене пира, актеры угощали зрителей едой и напитками.

погружение зрителя в трехмерное пространство, но и психологическое вовлечение» [6, с.87].

Разница между востоком и западом заключалась в том, что запад в центр внимания ставил артефакт

зрителя» можно отследить через почти весь XX век, но в современном смысле, зрителя стоит...

Влияние рекламы на эмоции человека | Статья в журнале...

Целью исследования является выявление влияния информационной составляющей рекламы на эмоциональные реакции людей.

Немногочисленные исследователи изучали влияние рекламных плакатов на чувства и эмоции человека, например И. Лисинский и М. Шторн.

Средства массовой информации и их влияние на психику...

Сегодня существует множество разных форм передачи информации, в связи с чем необходимо использовать их для получения данных по различным темам. Однако исследования показали, что средства массовой информации (СМИ) стали оказывать все более пагубное влияние на...

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

В 2019 году специально для её шоу-программы Superstar Show было разработано мобильное приложение, которое в определённый момент шоу позволило зрителям увидеть новейшую технологию постановки концертных программ.

Психологические приемы в рекламе: современное состояние...

 В настоящее время психологические процессы в рекламе изучаются в первую очередь для того, чтобы создать более эффективную рекламу.

С психологической стороны, можно сказать, что реклама это — умение осуществлять направленное воздействие на потребителей.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Терапия искусством или «арт-терапия» — это вид психотерапии и психологической

действия, актерам и зрителям, быть вовлеченным в единый процесс создания другой реальности, в

Подобно тому, как театральный режиссёр создает спектакль, каждый из нас является

Театральные постановки с участием детей, метод психодрамы, где обучения сценическим...

Похожие статьи

Воздействие цветового пространства на зрителя праздника

 Статья посвящена анализу приемов психологического воздействия цвета на зрителя театрализованных представлений и праздников. Определена роль колористики в торжественных событиях, а также показаны особенности значения символики цвета в контексте праздника.

Влияние искусства (в частности, живописи) на... | Молодой ученый

Он оказывает влияние на волновые паттерны мозга и эмоции, нервную систему и может

ЭмоцииЭмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и

весьма экстравагантная манера подачи художника, кажущаяся зрителям немного вздорной.

Обзор психологических теорий художественного восприятия позволяет выделить три уровня...

Причины возникновения и история развития иммерсивного театра

В другой постановке в сцене пира, актеры угощали зрителей едой и напитками.

погружение зрителя в трехмерное пространство, но и психологическое вовлечение» [6, с.87].

Разница между востоком и западом заключалась в том, что запад в центр внимания ставил артефакт

зрителя» можно отследить через почти весь XX век, но в современном смысле, зрителя стоит...

Влияние рекламы на эмоции человека | Статья в журнале...

Целью исследования является выявление влияния информационной составляющей рекламы на эмоциональные реакции людей.

Немногочисленные исследователи изучали влияние рекламных плакатов на чувства и эмоции человека, например И. Лисинский и М. Шторн.

Средства массовой информации и их влияние на психику...

Сегодня существует множество разных форм передачи информации, в связи с чем необходимо использовать их для получения данных по различным темам. Однако исследования показали, что средства массовой информации (СМИ) стали оказывать все более пагубное влияние на...

Использование AR-технологий в постановке концертных программ

В 2019 году специально для её шоу-программы Superstar Show было разработано мобильное приложение, которое в определённый момент шоу позволило зрителям увидеть новейшую технологию постановки концертных программ.

Психологические приемы в рекламе: современное состояние...

 В настоящее время психологические процессы в рекламе изучаются в первую очередь для того, чтобы создать более эффективную рекламу.

С психологической стороны, можно сказать, что реклама это — умение осуществлять направленное воздействие на потребителей.

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Кинематограф и телевидение — два гиганта в области визуальной культуры. Трудно представить себе альтернативные СМИ, оказывающие столь неизгладимое впечатление и эффективное влияние на свою аудиторию. А ведь эта аудитория исчисляется миллиардами зрителей.

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Терапия искусством или «арт-терапия» — это вид психотерапии и психологической

действия, актерам и зрителям, быть вовлеченным в единый процесс создания другой реальности, в

Подобно тому, как театральный режиссёр создает спектакль, каждый из нас является

Театральные постановки с участием детей, метод психодрамы, где обучения сценическим...

Задать вопрос