Принципы обучения иноязычному говорению в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, М. В. Принципы обучения иноязычному говорению в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы / М. В. Аксенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96004/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор рассматривает основные теоретические положения обучения иноязычному говорению с учетом современной коммуникативно-деятельностной парадигмы иноязычного образования. Особое внимание уделено принципам обучения иноязычному говорению.

Ключевые слова: говорение, иноязычное говорение, принципы обучения иноязычному говорению.

В методике преподавания иностранных языков традиционно выделяется четыре вида речевой деятельности в зависимости от того, осуществляется ли эта речь письменно или устно, является ли человек адресантом или адресатом. Это чтение, письменная речь, аудирование и говорение. Рассмотрим же и проанализируем определения последнего.

По мнению И. Л. Бим, говорение является одним из компонентов устно-речевого общения. Это утверждение следует из определения устной речи, под которой И. Л. Бим понимает «речь в устной форме, которая складывается из слушания и понимания, с одной стороны, и говорения, с другой, и осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством» [1].

Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез дают похожее определение. Они полагают, что говорением является «форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего» [2]. Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина же подразумевают под говорением «сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять вместе с аудированием вербальное общение» [4].

Проанализировав и обобщив приведённые выше определения, дадаим определение говорению. Итак, говорение — это активный (экспрессивный) вид речевой деятельности, являющийся наряду с аудированием компонентом устно-речевого общения.

. К содержанию говорения относится речевое высказывание. В зависимости от подходов к пониманию речевого высказывания к нему могут приравниваться разные речевые единицы, начиная от реплик в диалоге, заканчивая фразой или даже целой речью.

Говорение выполняет несколько важных функций: когнитивную, побудительную, эмоционально-оценочную и этикетную. Когнитивная или, иными словами, информативная функция предполагает передачу информации собеседнику. Побудительная или регулятивная функция подразумевает, что говорящий оказывает влияние на слушающего, то есть побуждает собеседника к действию. Эмоционально-оценочная функция означает выражение говорящим своего отношения к кому-либо или чему-либо, оценивание высказывания другого, а также передачу собственных чувств и эмоций. Этикетная функция отражает установление и поддержание контакта говорящего с собеседником или собеседниками, создание комфортной, уважительной атмосферы и тождественности с другими людьми.

Следует подчеркнуть, что при обучении иноязычному говорению используются две стратегии: путь «снизу вверх» и путь «сверху вниз». Первая стратегия предполагает последовательную работу на каждом из названных выше уровней, начиная с первого и заканчивая четвёртым. Вторая стратегия предполагает работу сразу же с диалогом-образцом, а именно его чтение и воспроизведение.

Несмотря на то, что данная стратегия, по большому счёту, опирается просто на запоминание и репродукцию диалога и не придаёт действиям учащихся коммуникативной мотивированности, как в случае с первой стратегией, ею нельзя пренебрегать. Она является оптимальной при обучении типовым (стандартным) диалогам. Первая же стратегия подойдёт на начальной ступени обучения, когда учащиеся ещё не могут читать, и на старшей ступени, когда учащиеся обладают уже довольно высоким уровнем речевого развития. Помимо того, как утверждает И. Л. Бим, у обеих стратегий имеется связующее звено, коим является диалог с пошаговым управлением на II и III уровнях.

В настоящий момент доминирующим подходом в обучении иностранному языку является коммуникативно-деятельностный.

Коммуникативно-деятельностный подход (коммуникативно-деятельностная парадигма) предполагает, что субъектом учебной деятельности является сам ученик, объектом — речевая деятельность, а система обучения учитывает индивидуальные особенности его личности. Коммуникативно-деятельностный подход способствует достижению цели обучения иностранному языку: научить учащихся использовать иностранный язык как средство общения. Из этого вытекают принципы, в соответствии с которыми и реализуется обучение иностранному языку:

  1. Мотивированность

Поскольку общение — это деятельность, а в основе любой деятельности лежит мотив, то следует мотивировать учащихся через создание и поддержание потребности в общении на иностранном языке и получении личностно значимой информации с помощью иностранного языка.

  1. Коммуникативная направленность

Данный принцип подразумевает, что учащиеся направляют свою деятельность на решение коммуникативной задачи.

  1. Ситуативность

При обучении иностранному языку должны создаваться наиболее значимые и приближённые к реальности ситуации общения.

  1. Индивидуализация

Здесь имеется в виду построение обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Прагматическая направленность

Этот принцип предполагает овладение грамматическим и лексическим минимумом, которого было бы достаточно для иноязычной коммуникации.

  1. Использование групповых и парных форм обучения

Названные формы работы наилучшим образом обеспечивают активность, вовлечённость обучаемых в учебную деятельность и, таким образом, эффективное овладение иностранным языком.

Е. И. Пассов и Т. В. Кузовлева называют следующие принципы коммуникативного иноязычного обучения:

  1. Принцип речемыслительной активности

Чтобы поддерживать постоянный познавательный интерес у учащихся, который выступает в качестве мотивации их деятельности, необходима интенсификация речемыслительной деятельности с помощью постановки целей урока и речемыслительных задач.

  1. Принцип индивидуализации

Для того, чтобы обучение было успешным, необходимо учитывать индивидные, субъектные и личностные свойства учащихся. К первым относятся природные особенности, ко вторым — умения и навыки, к третьим — чувства, мысли, интересы и т. д.

  1. Принцип ситуативности

При обучении иностранному языку обязательным является создание ситуаций общения. «Ситуативность — условие, жизненно важное для овладения говорением», именно ситуация стимулирует говорение. Под ситуацией здесь понимается «система взаимоотношений собеседников» [3].

  1. Принцип функциональности

Данным принципом стоит руководствоваться, в первую очередь, при отборе языкового и речевого материала, а также при его организации. Прежде всего, нужно отбирать тот материал, который будет упрощённым, посильным, но в то же время позволяющим учащимся выполнять с помощью него все функции общения.

  1. Принцип новизны

Для поддержания заинтересованности учащихся и для подготовки их к общению на иностранном языке требуется новизна. Здесь под ней понимается вариативность речевых ситуаций, партнёров по общению, ролей, тем и т. д.

Подводя итог, обобщим приведённые выше принципы обучения в рамках коммуникативно-деятельностной парадигмы, но в отношении обучения иноязычному говорению.

Итак, обучение говорению на иностранном языке основывается на принципах мотивированности, коммуникативной направленности, ситуативности, функциональности, новизны и индивидуализации. К этому можно ещё добавить учёт особенностей обучения диалогической и монологической речи, а также поэтапность формирования речевых умений.

Литература:

  1. Бим, И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010.
  4. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, иноязычное говорение, говорение, обучение, принцип, принцип обучения, речевая деятельность, коммуникативная направленность, речевое высказывание, устно-речевое общение.


Ключевые слова

говорение, иноязычное говорение, принципы обучения иноязычному говорению

Похожие статьи

Говорение как вид речевой деятельности | Статья в журнале...

[2] Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной

Как отмечает М. М. Ныркова, «говорение как один из видов речевой деятельности

Эффективность обучения говорению, как виду устной речевой деятельности может быть

-С.52. Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их...

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Говорение как цель и средство общения. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме.

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

Ахмедова, М. Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению / М. Х

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение.

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания...

Психологические особенности обучения иноязычному говорению

(Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.1959,с.25). В толковании Б. В. Беляева иноязычно-речевая деятельность — это и речь как процесс общения, и

Процесс обучения языку начинается с формирования фонетических навыков.

-124с. 7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Говорение как цель обучения английскому языку

В данной статье освещены некоторые вопросы обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода, в частности раскрыты особенности использования инновационных методов при обучении английскому языку в средних общеобразовательных школах.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Современные методисты выделяют несколько типов УРС, однако на сегодняшний день не существует универсальной типологии учебно-речевых ситуаций, определяющей место каждого типа в учебном процессе и позволяющей целенаправленно их использовать.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Принцип коммуникативной направленности. Важность его для обучения иностранным языкам и особенно устной речи в настоящее время общепризнанна. Рассматриваемый принцип пронизывает все основные этапы организации обучения речи.

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой...

Обучение говорению не может строиться изолировано от обучения чтению уже на первой ступени. Неэффективность раздельного обучения разным видам речевой деятельности доказана в исследованиях Р. Ладо, Л. Хокинза.

Говорение как один из способов формирования... | Молодой ученый

В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций.

К основным видам речевой деятельности относятся: 1) говорение (устное выражение мысли)

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

Речевая направленность предполагает оречевленность упражнений, то есть степень, меру их подобия

2. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков.

3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М.:Русский язык, 1991). 4. Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку.

Похожие статьи

Говорение как вид речевой деятельности | Статья в журнале...

[2] Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной

Как отмечает М. М. Ныркова, «говорение как один из видов речевой деятельности

Эффективность обучения говорению, как виду устной речевой деятельности может быть

-С.52. Ныркова М. М. Проблемы обучения говорению на иностранном языке и способы их...

Современные подходы к обучению иноязычному говорению

Говорение как цель и средство общения. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме.

Роль обучения говорению при овладении иностранным языком

Ахмедова, М. Х. Психологические особенности обучения иноязычному говорению / М. Х

русский язык, коммуникативная компетенция, речевая деятельность, речевая ситуация...

русский язык, монологическая речь, речевая деятельность, аудирование, говорение.

Ключевые слова: иностранный язык, диалогическая речь, старший этап обучения, знания...

Психологические особенности обучения иноязычному говорению

(Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.1959,с.25). В толковании Б. В. Беляева иноязычно-речевая деятельность — это и речь как процесс общения, и

Процесс обучения языку начинается с формирования фонетических навыков.

-124с. 7. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.

Говорение как цель обучения английскому языку

В данной статье освещены некоторые вопросы обучения иностранным языкам на основе компетентностного подхода, в частности раскрыты особенности использования инновационных методов при обучении английскому языку в средних общеобразовательных школах.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Современные методисты выделяют несколько типов УРС, однако на сегодняшний день не существует универсальной типологии учебно-речевых ситуаций, определяющей место каждого типа в учебном процессе и позволяющей целенаправленно их использовать.

Средства, методы и приемы обучения речевому этикету

Принцип коммуникативной направленности. Важность его для обучения иностранным языкам и особенно устной речи в настоящее время общепризнанна. Рассматриваемый принцип пронизывает все основные этапы организации обучения речи.

Взаимосвязь обучения различным видам иноязычной речевой...

Обучение говорению не может строиться изолировано от обучения чтению уже на первой ступени. Неэффективность раздельного обучения разным видам речевой деятельности доказана в исследованиях Р. Ладо, Л. Хокинза.

Говорение как один из способов формирования... | Молодой ученый

В обучении неродным языкам акцентируют языковую (лингвистическую), речевую, коммуникативную, социокультурную и многие прочие виды компетенций.

К основным видам речевой деятельности относятся: 1) говорение (устное выражение мысли)

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи...

Речевая направленность предполагает оречевленность упражнений, то есть степень, меру их подобия

2. Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков.

3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М.:Русский язык, 1991). 4. Ильин М. С. Основы теории упражнений по иностранному языку.

Задать вопрос