Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Савинкова, Е. А. Образ тела у детей с расстройствами аутистического спектра / Е. А. Савинкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95980/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья рассматривает исследование актуальности образа тела для детей с аутизмом. Описывается развитие самосознания детей с РАС. Рассказано о сенсорном развитии детей с аутистическими расстройствами.

Ключевые слова : тело, образ, РАС, движение, схема.

The article examines the study of the relevance of body image for children with autism. The development of self-awareness of children with RA is described. It is told about the sensory development of children with autistic disorders.

Keywords: body, image, ASD, movement, scheme.

В настоящее время было выяснено, что дети с различными расстройствами, в том числе с расстройствами аутистического спектра имеют проблемы с восприятием и переработкой информации. Большинство из них имеют проблемы с познанием собственного тела и с получение и переработкой сенсорной информации.

В области тактильной памяти у детей с РАС имеются проблемы с реакцией на внешние прикосновения. В младенчестве такие дети негативно относятся к купанию и пеленанию, а в старшем возрасте они не любят одеваться, заниматься гигиеной.

В области слухового и зрительного восприятия у детей с РАС наблюдается плохая реакция на яркий свет и громкие звуки, либо слабая реакция на них. Если ребенок слабо реагирует на речь, световые изменения, в дальнейшем у него были обнаружены проблемы с коммуникативной реакцией речи [3].

Сенсорное развитие детей с РАС нередко становятся источником трудностей при обучении и воспитании, а также могут приводить к дезадаптивному поведению. Возникающие трудности преодолевают путем создания сенсорной среды, специальных упражнений и оборудования. Восприимчивые особенности отдельно взятого ребенка с аутизмом имеют свою индивидуальность.

Основная часть. Дети, имеющие аутистические расстройства, имеют проблемы с восприятием внешнего мира, сложности с ориентацией в пространстве, зрительные нарушения, слуховые нарушения, трудности в движении руками и ногами и так далее. Такому ребенку трудно удержать внимание на предмете, он плохо реагирует на собственное имя и боится многих звуков, плохо воспринимает тактильный контакт. Все это приводит к нарушениям восприятия собственного тела.

Ребенок плохо понимает собственное тело, у него нарушается координация движения, он не принимает собственное тело и боится находиться в пространстве. У него появляются непонятные движения, они характеризуются излишней активностью. Ребенку просто необходимо чувствовать собственное тело. Когда образ собственного тела не ясен, наблюдаются нарушения координации движений, неспособность ЦНС справляться с телодвижениями. Это все отражается на позе детей, они ищут опору во время ходьбы.

Было отмечено, что некоторые дети с РАС любят находиться с закрытыми глазами, так они чувствуют себя более защищенными в пространстве [1].

Если говорить о схеме и образе собственного тела, как о широком понятии — то необходимо понимать, что оно основано на всестороннем развитии личности. Результатом освоения воспитательных уроков становится формирование собственного «Я», мировоззренческой позиции, социальной компетенции, уровня самосознания, осознания норм поведения в обществе и так далее. Содержание воспитания строится на совместной работе родителей, ребенка, учителей, социума.

Дети с раннего возраста начинают процесс познания собственного «Я». Предпосылки познания собственного тела у детей направлены на взаимодействие ребенка с окружающей его средой, с другими детьми, с педагогом. Именно педагоги должны искать подход и методики развития образа тела у детей на начальном уровне.

Заключение. Ребенок с аутизмом не может корректировать ощущения собственного тела. В его мозгу возникает путаница при упорядочивании ощущений, которые обычный ребенок получает во время общения с большим количеством людей или соприкосновения с предметами. Он просто не может контролировать нагрузку на собственный организм, поток всей информации и мироощущений. ЦНС испытывает серьезные нагрузки и может привести к перегрузам. Такой ребенок уязвим в социуме и реагирует на каждый стресс, который может быть привычен для других людей. Ребенок с РАС плохо понимает свое физическое существование и не имеет развития схемы тела. От этого страдает формирование его индивидуальности и личности. Ребенок не понимает, что происходит в окружающей среде, что ему необходимо делать, какие движения совершать, о чем думать. Таким образом, формирование схемы тела через развитие проприоцептивной системы является базой для формирования идентичности ребенка, основой связи его личности и окружающего мира.

Литература:

  1. Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. — // В Сб. Психология телесности между душой и телом. — Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2021, — Сс. 222–235.возрасте // Вестник Марийского государственного университета. — 2021. — № 5 (20). — С. 65–69.
  2. Богдашина О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / Пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования, 2019. № 2 (6). 5. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Теревинф, 2019.
  3. . Феррари П. Детский аутизм / П. Феррари; пер. с фр. О. Власовой. М.: РОО «Образование и здоровье», 2020. 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): собственное тело, ребенок, ASD, проблема, РАСА, сенсорное развитие детей.


Ключевые слова

образ, схема, движение, РАС, тело

Похожие статьи

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

 В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с

Нарушения в схеме собственного тела препятствует развитию личности.

14 % процентов детей наблюдаются трудности в градуировании движений.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития

Дети с РАС предпочитают находиться в своем собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности. Для детей с РАС характерно: ‒ непонимание того, что язык используется как средство

Моторный стереотип — это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека.

Изучение особенностей формирования и развития...

Keywords: autism, social and communication skills, play activity, pre-schoolers with ASD.

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и

осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка

Для детей с РАС, так же как и для нейротипично развивающихся детей, совместная игра...

Особенности физического Я личности | Статья в журнале...

В подростковом возрасте развитие знаний о своём организме и чертах собственной внешности непрерывно

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

Проблема неприятия собственного тела как распространенное...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС

Особенности поведения и развития детей с РАС.

Также отмечены нарушения восприятия у детей с РАС. Они испытывают трудности в ориентировании в пространстве, характерна

Дети испытывают трудности в концентрировании внимания на чём-то.

При этом те же самые дети могут ловко распределять своё тело в пространстве, проявлять необычайную ловкость.

Соматический аспект содержания процесса образования

Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С. Л

рассматривая проблему осознания ребенком границ собственного тела, связывает ее с

В целом самопознание ребенком образа телесного Я заключается в сенсорном восприятии и

Изучая проблему сознания, С. Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов в развитии...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный

К сожалению, практически у всех детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

3) сформированность действий, требующих ориентировки в пространстве собственного тела.

Диагностика моторной сферы показала основательные проблемы у детей с РАС по...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Библиографическое описание: Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами...

 Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка.

Похожие статьи

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

 В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с

Нарушения в схеме собственного тела препятствует развитию личности.

14 % процентов детей наблюдаются трудности в градуировании движений.

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей...

Особенности развития социально-коммуникативной сферы...

У детей с РАС наблюдаются следующие особенности развития

Дети с РАС предпочитают находиться в своем собственном мире, в котором они чувствуют себя в безопасности. Для детей с РАС характерно: ‒ непонимание того, что язык используется как средство

Моторный стереотип — это повторяющееся движение одной или нескольких частей тела человека.

Изучение особенностей формирования и развития...

Keywords: autism, social and communication skills, play activity, pre-schoolers with ASD.

целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и

осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка

Для детей с РАС, так же как и для нейротипично развивающихся детей, совместная игра...

Особенности физического Я личности | Статья в журнале...

В подростковом возрасте развитие знаний о своём организме и чертах собственной внешности непрерывно

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей...

Проблема неприятия собственного тела как распространенное...

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС

Особенности поведения и развития детей с РАС.

Также отмечены нарушения восприятия у детей с РАС. Они испытывают трудности в ориентировании в пространстве, характерна

Дети испытывают трудности в концентрировании внимания на чём-то.

При этом те же самые дети могут ловко распределять своё тело в пространстве, проявлять необычайную ловкость.

Соматический аспект содержания процесса образования

Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С. Л

рассматривая проблему осознания ребенком границ собственного тела, связывает ее с

В целом самопознание ребенком образа телесного Я заключается в сенсорном восприятии и

Изучая проблему сознания, С. Л. Рубинштейн выделяет несколько этапов в развитии...

Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством...

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ребёнок, моторное развитие, дошкольный

К сожалению, практически у всех детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

3) сформированность действий, требующих ориентировки в пространстве собственного тела.

Диагностика моторной сферы показала основательные проблемы у детей с РАС по...

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

Библиографическое описание: Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелёхина.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Дезадаптивное поведение у дошкольников с расстройствами...

 Дезадаптивное поведение наблюдается у 90 % детей с РАС и препятствует их социальной адаптации и успешному обучению. Существует предположение, что это нежелательное поведение может возникать вследствие сенсорной перегрузки ребёнка.

Задать вопрос