Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Колпачева, Е. В. Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся / Е. В. Колпачева, Е. А. Шуравина, А. Е. Колпачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95967/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена изучению проблемы физического воспитания обучающихся. Выдвинута и подтверждена гипотеза о том, что спортивные игры на уроках физической культуры в общеобразовательной организации способствуют повышению уровня физической культуры личности в результате педагогических воздействий.

Ключевые слова: физическая культура, обучающие, спортивные игры, воспитание.

Актуальность физического воспитания в общеобразовательных организациях составляет одну из основ структуры физической подготовки школьников и отражает уровень физического и психосоматического здоровья, функциональных возможностей, которые в последние годы вызывают серьезную медицинских работников, педагогов, педагогов-психологов и общественности. Как утверждает Е. В. Ефремова «…наглядным показателем неблагополучия в физическом развитии является то, что здоровье детей и подростков существенно ухудшилось по сравнению с их сверстниками прошлых лет» [2].

Наиболее значительное возрастание всех видов заболеваний приходятся на период, совпадающий с обучением в школе. Некоторые причины объясняются гиподинамией и постоянным использованием компьютеров и телефонов. Немаловажной причиной является низкая мотивация обучающихся к физическому развитию. В связи с этим физическая культура и спорт являются одними из главных средств укрепления и сохранения здоровья, повышения активности и физического совершенствования. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором развития человеческого потенциала, подготовки к олимпийским играм.

Степень разработанности темы исследования . В последнее время проведено достаточное количество исследований, посвященных включению спортивных игр в образовательную программу. Однако несмотря на достаточно обширное освещение в научной и методической литературе различных аспектов востребованности спортивных игр в целях общего физического развития школьников и воспитания культуры здоровья через физическую культуру, большая их часть, в основном, относится к спортивной тренировке, работе школ олимпийского резерва и др., оставляя открытым вопрос об особенностях использования спортивных игр в процессе физического воспитания школьников на уроках физической культуры.

А. А. Бишаева отмечает роль физической культуры в оздоровлении и воспитание человека, положительно оценивает введение в педагогический процесс Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [1].

Теоретическую и методологическую основу исследования составили следующие направления: теория физической культуры и спорта (Е. М. Беспаленко, Л. П. Матвеев, Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, А. С. Фетисов); современные концепции физического воспитания обучающихся образовательных организаций (Л. Н. Волошина, О. Г. Галимская, А. Ю. Журавлева, А. П. Матвеев, В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. П. Лукьяненко и др.).

Анализ литературы позволил сформулировать цель исследования — включение спортивных игр в программу физической культуры образовательной организации как средства физического воспитания обучающихся.

Предмет исследования — спортивные игры как средство физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.

Объект исследования — процесс физического воспитания обучающихся среднего и старшего звена в школе.

Задачи исследования:

– выявить предпосылки для успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников среднего и старшего звена;

– разработать Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр;

– экспериментально обосновать эффективность Модели в практике физического воспитания школьников среднего и старшего звена.

Гипотеза исследования . Спортивные игры на уроках физической культуры как средство физического воспитания обучающихся будут целесообразными, если:

– педагогический процесс будет направлен не только на физическое, но и психологическое развитие детей;

– модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр будет классифицироваться в соответствии с технической сложностью спортивных игр и уровнем взаимодействия школьников в рамках ее реализации.

Методы исследования и участники эксперимента

В исследовании приняли участие обучающиеся среднего и старшего звена и педагоги, преподающие физическую культуру в МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области.

В качестве методологической основы исследования послужила «Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр». Разработка модели предполагала реализацию основной образовательной программы по физической культуре, направленной на оптимизацию учебного процесса.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что разработанная модель дает предпосылки успешного использования спортивных игр в физическом воспитании школьников.

Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр

Рис. 1. Модель образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр

Описание модели образовательного процесса по физической культуре с включением спортивных игр. Модель представлена в виде системы физкультурно-спортивной деятельности в образовательной организации. Содержание процесса физической культуры в общеобразовательной организации обозначено образовательными, развивающими, воспитывающими и оздоровительными задачами. Организация процесса физической культуры в общеобразовательной организации имеет следующие формы организации: разработка технологической карты урока и разработка спортивно-воспитательных сценариев и мероприятий. Контрольно-диагностический компонент основан на оценки спортивных результатов по возрастным критериям. Результатом реализации модели является повышение уровня физической подготовленности, двигательной активности на уроках физической культуры и во вне учебных занятий, удовлетворенность обучающихся образовательным процессом, их мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области активно реализуется модель в следующих видах спорта: баскетбол юноши; баскетбол девушки; лыжные гонки.

Реализация модели позволяет сделать следующий вывод : в основе физического воспитания с использованием спортивных игр лежит учет их воздействия на физическое и психологическое развитие школьника. Системообразующим фактором педагогического процесса в области физического воспитания с использованием спортивных игр выступает цель, которая формулируется как единство трех направлений: оздоровительного, образовательного и воспитательного. Спортивные игры являются перспективными с точки зрения содержащихся в них развивающих возможностей, обеспечивающих последовательное повышение уровня физической подготовленности и показателей личностного развития школьников.

Литература:

  1. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник / А. А. Бишаева, В. В. Малков. — М.: КНОРУС, 2016. — 312 с
  2. Ефремова Е. В. Системный подход к развитию выносливости у учащихся V — VI классов на уроках физической культуры: диссертация... кандидата Педагогических наук; 2017. — 156 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, игра, образовательный процесс, старшее звено, физическое воспитание обучающихся, общеобразовательная организация, педагогический процесс, физическое воспитание, Воронежская область, методологическая основа.


Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится

Основные задачи современной дидактики в области преподавания физической культуры

Лукьянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие.

— М, 1998. Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, которая может быть

Физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Каковы же эти условия организации физического воспитания дошкольников в

Понятие «физическое воспитание» предполагает процесс решения определенных

Общие принципы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных

В процессе обучения в педагогическом вузе по курсу физического воспитания...

Особенности физической подготовки воспитанников...

Физическая культура воспитанников в системе общеобразовательных организаций

Важными задачами физического воспитания в среднем школьном возрасте являются

Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [8]. 2. Особенности физической подготовки

Кузнецов Р. П. Средства и методы физической подготовки обучающихся в довузовских...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания

Физическое воспитание студентов МИИТ традиционно строится на основе органического...

Программно-методическое обеспечение физической культуры...

Государственный образовательный стандарт по физическому воспитанию — это

Физическое воспитание в высшей школе имеет цель обеспечить достижение студентами

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое

физическая культура, физическое воспитание, спорт, учебный процесс, студенческая...

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный

Содержание образовательной области «Физическое развитие» предусматривает решение

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств...

Образовательная направленность урока физическая культура

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не...

физическое воспитание, качество, двигательное действие, физическая культура, развитие учащихся

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация...

Развитие физического воспитания подрастающего поколения...

Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, учебно-воспитательная работа

Физическое воспитание обучающихся способствует развитию следующих качеств личности

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в...

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится

Основные задачи современной дидактики в области преподавания физической культуры

Лукьянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие.

— М, 1998. Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие.

Преподавание предмета «Физическая культура» | Молодой ученый

Предмет «Физическая культура» приобрел статус области образования, которая может быть

Физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности

Предмет «Физическая культура» интегрирует (объединяет) другие виды физкультурной

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание...

Педагогические условия организации физического воспитания...

Каковы же эти условия организации физического воспитания дошкольников в

Понятие «физическое воспитание» предполагает процесс решения определенных

Общие принципы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры.

физическая культура, образовательная направленность урока, физическое воспитание, физическое...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных

В процессе обучения в педагогическом вузе по курсу физического воспитания...

Особенности физической подготовки воспитанников...

Физическая культура воспитанников в системе общеобразовательных организаций

Важными задачами физического воспитания в среднем школьном возрасте являются

Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [8]. 2. Особенности физической подготовки

Кузнецов Р. П. Средства и методы физической подготовки обучающихся в довузовских...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового

Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания

Физическое воспитание студентов МИИТ традиционно строится на основе органического...

Программно-методическое обеспечение физической культуры...

Государственный образовательный стандарт по физическому воспитанию — это

Физическое воспитание в высшей школе имеет цель обеспечить достижение студентами

физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое

физическая культура, физическое воспитание, спорт, учебный процесс, студенческая...

Организация форм и методов работы при реализации ООД...

Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный

Содержание образовательной области «Физическое развитие» предусматривает решение

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости

Физическая культура — не только средство развития собственно физических качеств...

Образовательная направленность урока физическая культура

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Процесс формирования и проявления физической культуры личности предполагает не...

физическое воспитание, качество, двигательное действие, физическая культура, развитие учащихся

физическая культура, физическое развитие, учащийся, урок, общеобразовательная организация...

Развитие физического воспитания подрастающего поколения...

Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, учебно-воспитательная работа

Физическое воспитание обучающихся способствует развитию следующих качеств личности

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическое

Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в...

Задать вопрос