Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 03.11.2022

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Е. А. Проблемы правового регулирования отношений в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий / Е. А. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95956/ (дата обращения: 20.04.2024).



В рамках данной статьи исследуются основы законодательного регулирования вопросов, связанных с предотвращением ЧС и их последствий, изучаются основы политики, проводимой со стороны государства относительно осуществления превентивных мер относительно аварий и катастроф разнообразного характера. Также в статье раскрываются основы государственной политики в данном направлении, с разных сторон исследован механизм ликвидации негативных последствий, возникших после наступления ЧС, рассмотрены мнения специалистов по данной теме.

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, предупреждение и ликвидация ЧС, превентивные меры, государственная политика, нормативно-правовой акт.

В современных реалиях повышается значимость вопроса поддержания правового порядка и обеспечения защиты граждан и территорий. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гласит о том, что лица, нарушившие законодательные нормы, касающиеся осуществления превентивных мер в области ЧС, ликвидации последствий данных негативных явлений, привлекаются к ответственности административного характера. Как верно подмечает Вершило Н. Д. — доктор юридических наук: для того, чтобы государство развивалось и преобразовывалось на должном уровне, для этого следует направлять эффективные меры по улучшению в разные направления.

Сегодня с каждым днем растет число случаев наступления чрезвычайных ситуаций, последствия которых крайне негативно сказываются на всех областях жизнедеятельности общества. Финансовые затраты на ликвидацию и сведению к минимуму последствий прямо отражают такое положение вещей, при котором в ближайшей перспективе государство не сможет полноценным образом возмещать ущерб, нанесенные стране авариями и катастрофами разнообразного характера. В таком случае стабильное развитие страны не представляется возможным без проработки вопроса увеличения эффективности превентивных мероприятий, направленных на снижение уровня опасности от чрезвычайных ситуаций.

Федеральное законодательство устанавливает требования о защите граждан и территорий от ЧС, что находит свое отражение в ФЗ от 21.12.1994.

Россия является государством с федеративным строем, под чем понимается факт того, что регионы наделены правом на ведение собственной законодательной базы в пределах их компетенции.

Все регионы страны используют данное право, устанавливая, изменяя и отменяя правовые нормы. Стоит отметить, что в последнее время значительным образом возросло количество законов и подзаконных актов, разработанных и принятых на региональном уровне. Здесь также речь идет и о правовом регулировании рассматриваемой нами области правовых отношений [7].

В рамках данного исследования представляется целесообразным сделать акцент на направления законодательного регулирования относительно защиты граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изначально нужно обратить внимание на систематизация нормативно-правовых актов на всех уровнях, если они касаются превентивных мер и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Также необходимо проработать вопрос искоренения законодательных неточностей и отсутствия согласованности между нормативно-правовыми актами. При этом нельзя забывать и о том, что на данный момент некоторые регионы отстают в законодательном плане от относительно защиты граждан и территории от чрезвычайных ситуаций.

Разногласия в области регулирования компетенций органов власти, которые наделены функциями по разрешению вопросов, связанных с ЧС, также требуют проработки. Не разработан федеральный закон, который бы регулировал вопрос выявления противоречий между законами и подзаконными актами, утверждающихся на разных уровнях; в большей части эти функции принимают на себя именно подзаконные акты.

Нужно создать единый алгоритм формирования, принятия, реализации нормативно-правовых актов в сфере предупреждения и устранения последствий ЧС.

Требуется выстроить баланс между отечественным и зарубежным законодательством с целью обмена опытом и результатами практической деятельности в данном направлении, для налаживания порядка оказания гуманитарной помощи.

Изучив нормы федерального законодательства, регулирующие вопрос осуществления превентивных мер и ликвидации последствий ЧС, защиты граждан и территорий от данных негативных явлений, можно прийти к умозаключению, что на данный момент направления, перечисленные выше, имеют место быть в нормативно-правовых актах.

Исследование сферы законодательного регулирования рассматриваемой в рамках данного исследования области показывает, что действующий правовой механизм принимает имеющиеся проблемы и имеет вектор на их устранение.

Учитывая все сказанное ранее, можно смело заявлять о том, что действующая законодательная система касательно области чрезвычайных ситуаций на сегодняшний день имеет неоконченный вид и нуждается в дальнейшем исследовании, по результатам которого необходимо устранить имеющиеся недочеты.

Ранее уже было сказано, что нормативно-правовое регулирование сферы осуществления превентивных мер и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, область защиты граждан от негативных последствий ЧС нуждается в доработке, и государство должно уделить данной проблеме достаточно внимания.

Практическая деятельность дает понять, что абсолютно любое направление не даст положительных результатов, если государство со своей стороны не будет его регулировать на законодательном уровне. В некоторых ситуациях возможно даже прекращение деятельности по самым разным причинам.

Также государственное нормативно-правовое регулирование влияет и на отношение общественности к направлению деятельности. Ведь если руководство страны не придает значимости какому-либо вопросу, то тогда будет странно ожидать повышенный интерес граждан и организаций, что также кается ответственного отношения, участия и т. д.

При этом является неверной точка зрения, согласно которой работа подобного рода рассматривается только в качестве законотворчества.

Наиболее верным представляется следующий путь: новые подходы к противодействию чрезвычайным ситуациям, формирование новой государственной стратегии, направленной на снижение уровня риска от ЧС. Фундаментом в данном случае может послужить механизм системы предупреждения негативных явлений природного и техногенного характера, который будет подкреплен научными исследованиями и не вступать в противоречие с экономическим вектором развития государства.

В научных источниках соответствующей направленности можно часто встретить мнение, что на данный момент нужно незамедлительно решать вопрос о разработке нового закона на федеральном уровне о ЧС, который в своем содержании будет иметь логичные и гибкий механизм правоограничений, нежели это на данный момент регулируется ФКЗ № 3 от 30.05.2001 г. [2]. Определенный круг специалистов склоняется к позиции, согласно которой является неверным порядок, когда в одном акте присутствует указание на разные основания для объявления ЧП и разных правоограничений [9, С. 37].

Такую позицию разделяют и иные ученые, отмечая при этом, что положения ФКЗ о ЧП в обязательном порядке должны включать основы регулирования правовых отношений в случае возникновения масштабных конфликтов в социуме, сложностей во взаимоотношениях государства и т. д. [5, С. 213].

На законодательном уровне требуется закрепить возможность введения ЧП в регионах, если данное будет представляться необходимым для обеспечения защиты государственного единства страны.

Таким образом, нельзя не указать на то, что таким недостатком сопровождаются и другие области правового регулирования в нашей стране. Большинство научных деятелей указывает на необходимость переиздания таких законов, где возникает такая проблема. Например, на это неоднократно в своих трудах обращал внимание А. Р. Еремин [6].

Чтобы в дальнейшем органы государственной власти могли результативно выполнять возложенные на них функции по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, важно проработать вопрос на предмет принятия ФЗ о ЧС, в котором будут содержаться основания для введения данного режима, порядок действия, обстоятельства для отмены, ответственные лица и иные основополагающие моменты.

Основная цель данного законодательного положения заключается в повышении уровня оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации; уменьшение воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуация, когда речь идет о накопительном эффекте; снижение последствий чрезвычайных ситуаций; увеличение объема ответственности органов государственной власти разных уровней.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства РФ. — 2019. — № 4. — Ст. 445.
  2. О чрезвычайном положении: федер. конституц. закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. — 2001. — № 23. -Ст. 2277.
  3. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
  4. Постановление Правительства РФ от 04 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [с посл. изм. и доп.] // Собр. законодательства РФ. -2003. — № 37. — Ст. 3585.
  5. Артемьев Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (постатейный). — М.: Проспект, 2021. -210 с.
  6. Еремин А. Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы / Под ред. В. Т. Кабышева — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. — 280 с.
  7. Еремин А. Р.,Любушкин В. А., Останков Д. Б. Проблемы организации и правового регулирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Мордовия // Современные проблемы науки и образования. — Пенза: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2019. — № 2–2. — С. 715–724.
  8. Караичев А. В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование. — 2019. — № 8. — С. 11–14.
  9. Ким Е. В. Правовое регулирование в области защиты граждан от чрезвычайных ситуаций: проблемы и пути совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 10. — С. 37–39.
Основные термины (генерируются автоматически): защита граждан, ликвидация последствий, ситуация, акт, законодательное регулирование, государственная власть, государственная политика, законодательный уровень, правовое регулирование, практическая деятельность.


Похожие статьи

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание. законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть...

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики...

Разновидностью правовой политики является правоохранительная политика. Последняя находит свое выражение в правовых актах, которые необходимо выстроить в систему в соответствии с целями, задачами, правовыми основами деятельности государственной...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

...деятельность, государственная власть, законодательная инициатива, вид деятельности, орган, правовое регулирование, процесс

Законодательная политика государства в сфере формирования... гражданское общество, Россия, свобода граждан, правовое государство...

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

...законодательная политика, законодательная техника, систематизация законодательства, государственная власть

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт.

Правовые, теоретические и практические основы...

Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора.

[3] В исторической ретроспективе развитие правового регулирования государственного контроля в нашей стране охватывает три периода: дореволюционный, советский и российский.

Правовые основы предоставления социальной помощи...

Правовая база социальной защиты граждан — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, которые регулируют организацию и функционирование учреждений социальной защиты и административных органов, регулируют порядок их создания.

Деятельность федеральных государственных органов по...

Правовой механизм регулирования общественных отношений

орган, государственная власть, ситуация, Государственная противопожарная служба, дело, защита населения

Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

...деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

– в законодательно определенных случаях подлежат государственной регистрации [1].

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

Законодательная власть и судебная власть, по мнению В. Е. Чиркина, во взаимодействии имеют взаимный обеспечительный характер, принимаются законы, а суд способствует эффективному правовому регулированию [1].

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, правотворческая работа, Российская Федерация. Становление и историческое развитие правотворческой функции...

Похожие статьи

Законотворчество и проблемы его совершенствования...

законодательный процесс, законодательная инициатива, субъект законодательной инициативы, Законодательное Собрание. законотворческий процесс, законодательный процесс, исполнительная власть, Российская Федерация, государственная власть...

Понятие, цели и задачи правоохранительной политики...

Разновидностью правовой политики является правоохранительная политика. Последняя находит свое выражение в правовых актах, которые необходимо выстроить в систему в соответствии с целями, задачами, правовыми основами деятельности государственной...

О наименовании, сущности, содержании и форме...

...деятельность, государственная власть, законодательная инициатива, вид деятельности, орган, правовое регулирование, процесс

Законодательная политика государства в сфере формирования... гражданское общество, Россия, свобода граждан, правовое государство...

Теоретические проблемы законотворческой деятельности...

...законодательная политика, законодательная техника, систематизация законодательства, государственная власть

Ключевые слова: законотворчество; законодательная техника; правотворческий процесс; правовая система; нормативно-правовой акт.

Правовые, теоретические и практические основы...

Правовые, теоретические и практические основы государственного контроля и надзора.

[3] В исторической ретроспективе развитие правового регулирования государственного контроля в нашей стране охватывает три периода: дореволюционный, советский и российский.

Правовые основы предоставления социальной помощи...

Правовая база социальной защиты граждан — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, которые регулируют организацию и функционирование учреждений социальной защиты и административных органов, регулируют порядок их создания.

Деятельность федеральных государственных органов по...

Правовой механизм регулирования общественных отношений

орган, государственная власть, ситуация, Государственная противопожарная служба, дело, защита населения

Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе...

Понятие правотворческой деятельности | Статья в журнале...

...деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

– в законодательно определенных случаях подлежат государственной регистрации [1].

Законодательная власть с точки зрения теории разделения...

Законодательная власть и судебная власть, по мнению В. Е. Чиркина, во взаимодействии имеют взаимный обеспечительный характер, принимаются законы, а суд способствует эффективному правовому регулированию [1].

Становление и историческое развитие правотворческой функции...

правотворчество, правотворческая деятельность, государственная воля, правовое государство, правовое регулирование, акт, выявление потребности, правотворческая работа, Российская Федерация. Становление и историческое развитие правотворческой функции...

Задать вопрос